Вводное занятие по языку программирования паскаль. Основное понятие программирования. Весь курс состоит составляет 45 часов: 15 лекций (презентаций) рассчитаны на 25 часов и 20 часов - практических занятий, результатом выполнения которых - игры крестики-нолики, "шарики". Курс рекомендован для углубленного изучения информатики, факультативных занятий, также для подготовки ОГЭ, ЕГЭ, ( в экзамен включены задания написанные на паскале)Вводное занятие по языку программирования паскаль. Основное понятие программирования.
программирова
программирова
ния Паскаль
ния Паскаль
Язык
Язык
Занятие 1
Основное понятие
Основное понятие
программирования
программирования
• Основным понятием программирования
является алгоритм. С него начинается работа
над программой, а от качества алгоритма
зависит ее успешное завершение. Поэтому
учится программировать, прежде всего,
означает учиться разрабатывать хорошие
алгоритмы и применять те, что уже известны.
• Алгоритм необходимо записать. Это можно
сделать на русском языке, на языке
графических схем, наконец, на
алгоритмическом языке. Последний
становится программой для ЭВМ.
ОСНОВНЫЕ
ОСНОВНЫЕ
ТИПЫТИПЫ
АЛГОРИТМОВ
АЛГОРИТМОВ
Существует 3 основных типа
Существует 3 основных типа
алгоритмов.
алгоритмов.
1. Линейный
2. Ветвление
3. Цикл (повторение)
1. Линейный алгоритм.
1. Линейный алгоритм.
• Выполнение действий производится
последовательно, строго шаг за шагом, не
ответвляясь и не повторяясь.
• Пример из жизни
ДЕЙСТВИЕ
ВХОД
ВЫХОД
2.2. Алгоритм ветвления.
Алгоритм ветвления.
• В алгоритме ветвления в процессе
выполнения действий производится проверка
условия в результате которого может
выполняться или одна группа действий (Да)
или другая группа действий (Нет).
• Пример из жизни
Да
Нет
ВХОД
Проверка
условия
ВЫХОД 1
ВЫХОД 2
3. Повторение или Цикл.
3. Повторение или Цикл.
• Определённые действия могут повторяться
несколько (n) раз над различными
величинами.
• Пример из жизни
ЦИКЛ
n раз
ВХОД
ВЫХОД
Язык программирования
Язык программирования
Паскаль (Pascal
Паскаль (
• Существует множество языков
Pascal). ).
программирования, они обладают разными
достоинствами и недостатками, некоторые
имеют специфическую направленность. Мы
начнем знакомство с современным и
пригодным для профессиональной работы
языком Паскаль (Pascal). Он был создан Н.
Виртом в начале 70-х годов специально для
обучения программированию и был назван в
честь французского математика и физика
Блеза Паскаля, впервые создавшего
механическое вычислительное устройство.
Модули языка Паскаль
Модули языка Паскаль
• CRT – содержит подпрограммы управления
текстовым выводом на экран дисплея, звуковым
генератором и чтением с клавиатуры.
• SYSTEM – обеспечивает работу библиотеки Турбо
Паскаля, т.е.файла ввода-вывода, обработку
строк, чисел с плавающей точкой, динамическое
назначение памяти.
• PRINTER – содержит процедуру и функции,
обеспечивающие работу печатающего устройства.
• DOS – содержит некоторые функции
операционной системы MSDOS.
• GRAPH – обеспечивает работу в графическом
режиме.
Алфавит языка Паскаль.
Алфавит языка Паскаль.
1. Прописные и строчные латинские буквы.
A-Z, a-z
2. Цифры 0 – 9.
3. Специальные символы.
+ - * = > < ‘ ;
4. Служебные слова
Begin End Const …
5. Идентификаторы пользователя.
Max1, Pr_2, Vxod
1Max, Pr 2, Begin
Структура программы
Структура программы
• Program имя программы; { заголовок программы }
• Uses …; {раздел подключения модулей}
• Label … ; { раздел описания меток }
• Const … ; { раздел описания констант }
• Туре … ; { раздел определения типов }
• Var … ; { раздел описания переменных }
• Function … ; Procedure … ; { раздел описания
• BEGIN
•
• END.
функций и процедур }
... { раздел операторов }
Из чего состоит
Из чего состоит
программа?
программа?
• Константа – постоянная величина, имеющая
имя.
• Переменная – изменяющаяся величина,
имеющая имя (ячейка памяти).
• Процедура – вспомогательный алгоритм,
описывающий некоторые действия (рисование
окружности).
• Функция – вспомогательный алгоритм для
выполнения вычислений (вычисление
квадратного корня, sin ) .
Переменные
Переменные
Типы переменных:
•integer { целая }
•real { вещественная }
•char { один символ }
•string { символьная строка }
•boolean { логическая }
Объявление переменных ( выделение памяти ) :
•variable – переменная
•тип – целые
•var a, b, c: integer ; список имен переменных
Константы
Константы
const
•i2 = 45; { целое число }
•pi = 3.14; { вещественное число }
целая и дробная часть отделяются точкой
•q = ' Вася '; { строка символов }
можно использовать русские буквы!
•L = True; { логическая величина }
•может принимать два значения:
•True ( истина, «да» ) False ( ложь, «нет»)
•True ( истина, «да» )
•False ( ложь, «нет»)
Операторы языка
Операторы языка
1.1. Ввод данных с клавиатуры.
Ввод данных с клавиатуры.
Read (имена переменных через ,);
Readln (имена переменных через ,);
Примеры.
Read(a);
Readln(c);
Read(a,b,c);
Readln(c,d,f);
Операторы языка
Операторы языка
2.2. Вывод данных на экран
Вывод данных на экран.
(‘текст’)
Write (имена переменных через ,);
(арифметическое выражение)
Writeln (‘ ‘);
Пример.
Write(‘Результат вычисления:’);
Writeln(‘Количество чисел:’,К:7:2);
Write(S);
Writeln((Sqr(a) + Sqr(b) )/(2*a*b));
Операторы
Операторы
3.3. Оператор присваивания
Оператор присваивания
(‘текст’)
<Имя переменной> := (имя переменной) ;
(арифметическое
выражение)
Примеры.
A:=7.54;
Sim:=‘Текст’;
Shislo:=(Sqr(a) + Sqr(b) )/(2*a*b);
Операторы языка Паскаль.
Операторы языка Паскаль.
4. Операторные скобки
4. Операторные скобки
Begin
Begin
блок операторов
End;
End;
Выделяют группу операторов,
выполняющихся в одном блоке.
После Begin “;” не ставится.
Работа в среде Pascal
Pascal
Работа в среде
• Начнем знакомство с
Паскалем с
программы, которая
считывает два числа
с клавиатуры,
складывает их и
выводит сумму на
экран.
Текст
Текст
программы
программы
Комментарий
Комментарий
Program
SUMMA;
Var
integer;
Begin
X,Y,Z:
Write(‘Введите
два числа ’);
Readln(X,Y);
Z:=X+Y;
Write(Z);
End.
Заголовок
программы
Описание
переменных
Начало
программы
Вывод на экран
Ввод значений
X и Y
Присваивание
суммы
Вывод
результата
Конец
программы
• Для выполнения программы надо
Запуск программы
Запуск программы
использовать онлайн компилятор. Здесь
можно писать, компилировать и выполнять
программы, написанные на Паскале. Когда
все ошибки исправлены, программа начинает
выполняться.
2.primat.org
3. https://www.jdoodle.com/execute-pascal-online
1.ProgrammingABC.Net web development envi
ronment (
WDE) - wde.pascalabc.net
Hello, World на Pascal
Hello, World на Pascal
• Теперь вы готовы написать первую программу.
• Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение
предлагаю решить несколько задачек этого типа.
•
Задача 2.
Задача 2.
Требуется запросить имя пользователя, а
затем вывести «Привет, <имя>!» Для решения
этой задачи нам потребуется строковой тип
данных — string.
•
Задача 3
Задача 3
Требуется узнать сколько лет пользователю,
а затем вывести «Вам <возраст> лет».
Очевидно, что для решения этой задачи нам
потребуется целочисленный тип данных —
Integer.
Практическая работа
Практическая работа
№1№1
•
•
•
Запустите Паскаль онлайн и наберите текст
приведенной программы.
Д/з
Составьте программу для нахождения суммы трех
чисел. Сохраните ее.(Пример с 2 числами)