Информативность и убедительность письма
Письменная речь, как и другие знаковые системы, служит средством фиксации содержащейся в документе информации. Язык и состав информации в документе взаимосвязаны как форма и содержание. С одной стороны, состав информации в документе определяет его язык, с другой - сложившиеся текстовые формулы документов влияют на состав информации.
К служебному письму могут обращаться неоднократно, поэтому его текст должен быть организован таким образом, чтобы каждый раз требовалось минимальное время на ознакомление с ним. Необходимо, чтобы текст письма был кратким и содержал лишь основные данные. Дополнительные сведения следует включать в приложения. Аргументация в письме должна быть не столько исчерпывающей, сколько достаточной (закон достаточного основания в формальной логике).
Использование сложившихся формулировок: «ввиду срочности заказа…»,
«в соответствии с предварительной договоренностью…», «в целях дальнейшей кооперации…» и т.д. облегчает процесс составления служебного письма и обеспечивает ему нужную информативность, поскольку такие формулировки, проверенные многолетней практикой, воспринимаются как буква закона.
Информативность и убедительность официального документа достигаются за счет употребления языковых формул, принимающих юридическую силу, представления всех обстоятельств дела в их взаимосвязи, использования придаточных предложений, отражающих причинно-следственные связи, и союзных слов, формирующих логический контекст. В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе по делопроизводству и корреспонденции много внимания уделяется искусству убеждать. В качестве средств, откровенно рекомендуемых экспертами по деловой коммуникации, можно встретить и апелляцию к человеческим инстинктам, и тактику шока, и средства вызвать интерес. Подобные рекомендации продиктованы, прежде всего, желанием приобрести заказчика - потребителя фирменной продукции. “Формируя отказ, остерегайтесь потерять друга или заказчика!” - это предостережение в той или иной форме можно встретить в каждом пособии по деловой корреспонденции. К служебному письму предъявляются те же требования, что и к разработкам рекламного характера. Независимо от того, излагается в письме просьба или предложение, формулируется претензия или предупреждение, направляется письмо в арбитраж или в отдел сбыта другого предприятия, служебное письмо должно быть прежде всего убедительным.
Первым и основным условием убедительности любого документа является его доказательность. Точные, бесспорные факты - вот что особенно необходимо, если есть серьезное желание разобраться в сложном и трудном вопросе.
Излагая просьбу, необходимо подчеркнуть крайнюю заинтересованность предприятия, фирмы, организации, учреждения в ее исполнении. Примером может служить письмо, в котором актуальность просьбы выражена в заключительной фразе. Например:
С целью учета аналитических данных по качеству и надежности прибора КНП-12 в условиях эксплуатации, выпускаемого нашим предприятием с 2003 г., прошу высылать в адрес института “Оптика” интересующие нас сведения к 10-му числу каждого месяца.
Ваши предложения и замечания позволят нам оперативно решать вопросы повышения качества и надежности прибора.
С уважением,
Директор института “Оптика” Личная подпись А.А.Смирнов
Убедительность письма зависит от умения его составителей выразить интересы того предприятия, в адрес которого направлено письмо. Проявление узкоместнических интересов, тенденциозный подбор фактов с целью
«оправдать» позицию своего отдела, предприятия, организации создают натянутость в сфере деловых отношений между корреспондентами.
Письмо, посвященное сложному вопросу, т.е. многоаспектное, как правило, состоит из двух частей: вступления с изложением причин и вывода. Специалисты по деловой корреспонденции из психологических соображений рекомендуют начинать служебное письмо с изложения позиции предприятия, если по рассматриваемому вопросу принято положительное решение, и наоборот - отказ, отклонение предложения располагать в конце письма. Например:
![]() |
Из письма видно, что предложение института было внимательно изучено и апробировано на заводе. В письме излагаются как преимущества, так и недостатки нового метода, разработанного институтом по заказу завода.
По мнению специалистов по деловой корреспонденции, особенно трудно составить письмо-отказ. «Не начинайте излагать письмо с констатации отказа. Прежде чем сформулировать отказ, необходимо объяснить , чем он вызван» - советует один из авторов британского
пособия по делопроизводству*. Например, в приведенном выше письме отказ
не производит резкого впечатления, поскольку ему предшествует убедительное логическое объяснение.
Специфическим лингвистическим приемом повышения убедительности служебного письма может служить использование параллельных синтаксических конструкций, которые облегчают
восприятие текста и позволяют значительный объем информации представить в виде одного распространенного предложения. Например:
![]() |
![]() |
Одной из языковых форм, имеющих в то же время точный юридический смысл, является утверждение через отрицание. Например:
![]() |
*
Составителям служебных писем нередко приходится давать оценку действиям другого предприятия или организации, объяснять собственное поведение, называть виновников, предупреждать и даже обвинять, т.е. выражать личное отношение к описываемым фактам (нетерпение, досаду, возмущение). Примером может служить извлечение из докладной записки гл. энергетика завода на имя директора:
![]() |
Употребление риторического вопроса в приведенной выше докладной
записке также является одним из средств повышения убедительности делового письма.
Учитывая изменения, происходящие в сфере производственных отношений, следует отказываться от сугубо нейтрального стиля изложения в пользу личного, персонифицированного. Однако деловое письмо выглядит более убедительным и соответствует нормам делового этикета, когда оно выражает интересы, коллектива, а не отдельной руководящей личности. Поэтому, если нужно подчеркнуть заинтересованность, то служебное письмо следует излагать от имени коллективного лица («Мы») или указывать название предприятия, учреждения, организации.
При составлении служебного письма необходимо выделять и определять как можно четче все ключевые моменты и тщательно проверять текст с точки зрения полноты отражения информации, ясности, простоты и тона изложения, а также норм и правил русского языка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.