Информатизация образования основные этапы и перспективы
Оценка 4.6

Информатизация образования основные этапы и перспективы

Оценка 4.6
docx
23.05.2024
Информатизация образования основные этапы и перспективы
Информатизация образования основные этапы и перспективы.docx

Информатизация является приоритетной задачей развития российской системы образования на современном этапе. Этому благоприятствуют спрос на рынке труда, внедрение информационно-коммуникативных технологий в повседневную жизнь, открытость образовательного пространства, укоренение дистанционного образования и др.

Термин информатизация образования и задачи, возникающие в связи с введением его образовательную среду, фигурируют во многих законодательных документах Правительства РФ, в которых рассматриваются перспективы развития образования и всей страны. В качестве примера рассмотрим «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Здесь одной из главных задач выступает «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий».

На сегодняшний день определяющими для развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования и науки являются:

  1. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды";
  2. Проект "Информатизация системы образования";
  3. Приоритетный национальный проект "Образование";
  4. Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО);
  5. ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России";
  6. Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации".

Можно выделить перечень документов, в которых информатизация образования обозначена в той или иной степени:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;
  • План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;
  • Региональные программы развития инфраструктуры государственных образовательных учреждений.

Понятие «информатизация образования» довольно расплывчато и в разных источниках имеет разное наполнение, трансформируясь от «процесс оснащения учреждений образования и органов управления компьютерной техникой, программным обеспечением, телекоммуникационными средствами» до «комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей".

Остановимся на следующем определении: информатизация образования (отлат. Informatio – разъяснение, изложение) – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. 

Информатизация образования направлена на решение целого ряда задач, которые в свою очередь вызваны необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования всей системы образования, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки обучающихся к жизни в открытом информационном пространстве.

Направления процесса информатизации 

https://distant.vshda.ru/pluginfile.php/8205/mod_lesson/page_contents/2184/23.png

Техническое оснащение образовательных организаций компьютерами и соответствующим оборудованием, мультимедийными, радио- и телекоммуникационными средствами – является основополагающим при информатизации образовательного процесса.

Данное направление требует колоссальных финансовых затрат, которые должны быть обоснованы и оправданы. Процесс поставки оборудования является удобным для ведения отчетности в количестве единиц необходимой техники. Эффективность использования компьютерных средств оценить и представить в отчете гораздо сложнее. Это связано с необходимыми операциями по установке, настройке оборудования, прокладыванию локальных сетей, обслуживанию и ремонту при использовании, смене расходных материалов. В связи с этим поставка в образовательные организации специализированного оборудования должна сопровождаться:

  1. техническими работами по первоначальной установке и настройке оборудования и коммуникационных сетей;
  2. введением ставок работников технической поддержки;
  3. выделением средств или статей расходов на поддержание техники в работоспособном состоянии в течение продолжительного периода времени (ремонт, замены расходных материалов).

Для быстрого решения проблем, возникающих при эксплуатации оборудования, необходимо уже на стадии закупок компьютерного оборудования закладывать средства:

  1. на замену расходных деталей и комплектующих материалов с четко прописанным регламентом замен;
  2. на плановый и послегарантийный ремонт оборудования.

Учебно-программное обеспечение образовательных организаций: любое самое современное компьютерное оборудование в целях решения образовательных задач должно быть наполнено соответствующим содержанием и программным обеспечением.

Масштабные проекты-конкурсы, реализация целевых федеральных программ по направлению информатизации образования привели к наполнению образовательных организации медиатеками, а также новейшими и разнообразными программами учебного направления. Эффективность здесь в первую очередь обусловлена подходом к отбору, разработке и внедрению учебно-ориентированного программного обеспечения, а также рядом принципов, которые были сформулированы исходя из опыта работы преподавателей информатики.

  1. Принцип необходимой целесообразности. Использование технических средств и компьютерного оборудования должно быть логически обоснованным. Не стоит полностью отказываться от традиционных средств обучения, заменяя их электронными образовательными ресурсами.
  2. Принцип модульного использования. Из-за недостаточного оснащения на современном этапе персональными компьютерами обусловливает применение модульной системы обучения и планирования деятельности обучающихся на занятиях таким образом, чтобы электронные учебные курсы применялись при определенном виде работы (выполнение лабораторных работ, в целях контроля знаний и пр.).
  3. Принцип учебной адекватности. Данный принцип определяет соответствие разрабатываемых электронных учебных курсов современным учебным программам, а также уровню требований, предъявляемых к обучающимся.
  4. Принцип организационной эргономичности. Техническая организация занятия с использованием образовательных электронных учебных курсов, а затем и анализ полученных в ходе работы результатов должны требовать минимум временных затрат. С целью минимизации этих затрат разрабатываемому курсу необходимо иметь для этого сетевую поддержку и административный блок управления, позволяющие одновременно запускать электронные учебные курсы рабочих местах всех одновременно или по выбору, заносить результаты в базы данных, вести и отображать статистику использования и результативности.

При создании авторских программ и проведения занятий следует руководствоваться рассмотренными принципами. Опора на них поможет привести к запланированным и адекватным результатам обучения, а также решить сопутствующие проблемы обучения, среди которых могут быть следующие:

  1. детальная проработка требований к новым программным продуктам и информационным ресурсам, ориентированным непосредственно на использование в учебном процессе образовательных учреждений;
  2. целевое финансирование наиболее перспективных разработок;
  3. расширенные требования к условиям поставки и сопровождения, включающие демонстрацию возможностей продукта и обучение преподавателей особенностям его использования;
  4. проработанная система внедрения программного обеспечения в учебную работу.

Именно на стадии внедрения электронных учебных курсов в реальный образовательный процесс многие педагоги испытывают повышенные трудности. Большинство педагогов, столкнувшись с некачественным программным обеспечением по предмету, сложностями с технической стороной организации занятия с использованием техники, недостатком методических разработок по теме, просто отказываются от применения компьютерных технологий на своих занятиях. Анализ причин, препятствующих эффективному внедрению электронного учебного курса в учебный процесс, приводит к пониманию необходимости комплексного подхода к данной проблеме и позволяет сформулировать основные этапы такого подхода.

Первый подход – демонстрация возможностей электронного учебного курса для поддержки учебной деятельности по предмету. Данный этап предусматривает тщательный отбор предлагаемых для внедрения в учебный процесс электронного учебного курса и его составных частейВ большинстве случаев сам педагог не обладает достаточным уровнем подготовки в области информационно-коммуникативных технологий и опытом использования электронного учебного курса в практике преподавания. Очень часто именно неудачный опыт внедрения преподавателем в работу компьютерных программ, непригодных для использования становится причиной отказа в целом от использования средств информационно-коммуникативных технологий на занятиях. Поэтому очень важно на стадии демонстрации показать педагогам наиболее эффективные стороны предлагаемого для использования электронного учебного курса, различные варианты использования в учебной деятельности объектов, входящих в его состав. Лучшим вариантом можно считать проведение серии занятий с использованием электронного учебного курса педагогами, уже работающими с данным электронным пособием.

Второй подход – комплексная методическая поддержка предлагаемого для использования электронного учебного курсаВажно уже на стадии ознакомления с продуктом предложить педагогу готовый вариант использования данного электронного учебного курса в его предметной деятельности. Методический комплект должен содержать материалы минимум по одной учебной теме и обеспечивать полноценное проведение занятий в ее рамках. Также необходимо соблюсти принцип модульности – использование электронного учебного курса в рамках данной темы не должно вести за собой обязательность использования его и в дальнейшем учебном процессе. Методические материалы должны содержать рекомендации для педагога по самостоятельной разработке занятий с использованием электронного учебного курса.

Третий подход – техническая поддержка проведения занятий с использованием электронного учебного курсаОчень часто педагоги испытывают трудности, в том числе и психологического характера, при организации занятий с использованием персонального компьютера. Если на этом этапе педагог остается один на один с кабинетом компьютерной техники и обучающимися, работу которых он должен организовать, то проблемы неизбежны. Важно организовать техническую поддержку таких занятий для решения данной проблемы. На первых занятиях оптимально наличие двух человек для организации поддержки, например – лаборанта кабинета информатики и вычислительной техники для текущей техпомощи и лаборанта кабинета педагога для учебной поддержки.

Четвертый подход – организация семинаров (в том числе и Интернет-форумов) по тематике использования ЭУК в учебном процессе. Весьма важный элемент внедрения электронного учебного курса в практику преподавания. На таких семинарах педагоги могут обменяться методическими находками, дидактическими материалами, получать поддержку более опытных коллег-педагогов. Особенно актуальны Интернет-форумы с возможностью файлообменных архивов, в которых можно размещать готовые документы: рабочие листы и методические разработки.

Анализируя схему внедрения учебного программного обеспечения в работу педагога, можно отметить необходимость наличия в каждом образовательном учреждении специалиста, отвечающего именно за эту работу и, в идеале, группы сопровождения информатизации в образовательной организации – лаборанта в каждом кабинете информатики и вычислительной техники. Только в этом случае можно добиться реальной эффективности внедрения компьютерных средств в учебную деятельность.

Можно сформулировать еще одно требование к поставляемому в образовательные организации программному обеспечению: оно должно включать не только программы учебного и обще пользовательского направления, но также серверные, сервисные программы и программы управления учебным процессом. При этом требуется грамотный отбор данных программ и выпуск соответствующих методических пособий по их использованию.

Одно из самых важных и насущных направлений информатизации – это построение информационного образовательного пространства. С развитием средств информатизации все большее значение приобретают такие компоненты, как сетевые инфраструктуры образовательного учреждения, внедрение компьютерных технологий в информационно-управленческую деятельность, построение системы обмена информацией с внешним миром.

Это серьезная и обширная социотехническая работа, требующая как больших капиталовложений, так и сформированного кадрового ресурса для ее обеспечения. При этом, будучи одним из самых сложных этапов информатизации образования, данный компонент явно недостаточно поддержан методически и технологически. Налицо ряд проблем и противоречий:

  1. При возрастающей роли локальных сетей в образовательных учреждениях отсутствует финансирование ставок технического персонала по их настройке и обслуживанию. Привлечение для разработки архитектуры, прокладки и обслуживания сторонних организаций зачастую проводится за счет «изыскания финансовых резервов» учреждения, что малоэффективно.
  2. При назревшей необходимости полноценного внедрения компьютерных технологий в информационно-управленческую деятельность образовательных учреждений (единая база данных, формирование отчетности, ведение портфолио обучающихся и педагогов), в настоящее время нет единого стандарта используемого программного обеспечения, что приводит к невозможности полноценной интеграции в районную и городскую информационную инфраструктуру.
  3. Стремление к открытому образовательному пространству, создание предпосылок доступности образовательных услуг неминуемо ведет к организации дистанционного образования. 

Направление формирование информационной культуры у участников образовательного процесса сопровождает все три рассмотренные ранее. Именно формирование информационной культуры у участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, администрации, способно создать условия наиболее эффективного применения современных технических и программных средств, стать катализатором изменений в образовательном процессе в целом. И здесь в ход идут уже проверенные временем курсы повышения квалификации для педагогов, участие в масштабных информационных проектах, олимпиадах и конкурсах для обучающихся, проведение семинаров по обмену опытом и научных конференций. Все это действенные рычаги формирования информационной культуры.

Видимыми перспективами развития информатизации образования можно назвать:

  1. переход на открытое программное обеспечение. Проект давно в разработке, сотни отечественных программистов работают над улучшением и адаптацией учебно-ориентированного программного обеспечения под операционные системы семейства Linux. Направление интересное и важное. Единственное опасение вызывает резкость перехода. Если бы, как в ряде стран, операционные системы Linux стали в России обязательными в госучреждениях, то имелся бы безусловный стимул для изучения подобного программного обеспечения. В ситуации же, когда и дома, и на будущей работе обучающийся имеет дело с операционными системами Microsoft Windows, важность обучения особенностям использования Linux значительно понижается. Оптимальным был бы вариант изучения, демонстрации возможностей, преимуществ и недостатков обеих платформ для последующего осознанного выбора использования той или иной системы в профессиональной деятельности. Такой подход позволили бы, кроме всего прочего, и далее пользоваться программами, составляющими основу медиатек и в большинстве своем не ориентированных на Linux.
  2. Все больше внимания будет уделяться сетевым коммуникационным проектам, как наиболее отвечающим требованиям доступности и открытости образования. При этом важнейшую роль станет играть методика интеграции данных проектов в повседневную учебную работу образовательных учреждений.
  3. Создание единой системы дистанционного образования в рамках города, а затем и страны в целом. Подобная система сможет обеспечить доступность образования для самых отдаленных участников учебного процесса, возможность самостоятельного изучения учебных курсов для интересующихся ребят или тех из них, кто по ряду причин не может посещать занятия.

Информатизация образования – процесс стихийный. Распространение информации происходит молниеносно и просто необходимо защитить все слои населения, задействованные в рассматриваемом процессе. Субъектами выступают обучающиеся (это дети, подростки от 6,7 до 18 лет), педагоги (от студентов педагогических специальностей, проходящих практику до пенсионеров), работники образовательной организации не педагогических специальностей и руководители образовательного учреждения. Не смотря на возраст и разницу социальной значимости, правовая защита необходима всем без исключения и в первую очередь мы должны уметь правильно защищать себя сами, знать к кому обратиться и в какой документ заглянуть.


 

Информатизация является приоритетной задачей развития российской системы образования на современном этапе

Информатизация является приоритетной задачей развития российской системы образования на современном этапе

Остановимся на следующем определении: информатизация образования (от лат

Остановимся на следующем определении: информатизация образования (от лат

Учебно-программное обеспечение образовательных организаций: любое самое современное компьютерное оборудование в целях решения образовательных задач должно быть наполнено соответствующим содержанием и программным обеспечением

Учебно-программное обеспечение образовательных организаций: любое самое современное компьютерное оборудование в целях решения образовательных задач должно быть наполнено соответствующим содержанием и программным обеспечением

Именно на стадии внедрения электронных учебных курсов в реальный образовательный процесс многие педагоги испытывают повышенные трудности

Именно на стадии внедрения электронных учебных курсов в реальный образовательный процесс многие педагоги испытывают повышенные трудности

Четвертый подход – организация семинаров (в том числе и

Четвертый подход – организация семинаров (в том числе и

Направление формирование информационной культуры у участников образовательного процесса сопровождает все три рассмотренные ранее

Направление формирование информационной культуры у участников образовательного процесса сопровождает все три рассмотренные ранее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2024