Информатизация является приоритетной задачей развития российской системы образования на современном этапе. Этому благоприятствуют спрос на рынке труда, внедрение информационно-коммуникативных технологий в повседневную жизнь, открытость образовательного пространства, укоренение дистанционного образования и др.
Термин информатизация образования и задачи, возникающие в связи с введением его образовательную среду, фигурируют во многих законодательных документах Правительства РФ, в которых рассматриваются перспективы развития образования и всей страны. В качестве примера рассмотрим «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Здесь одной из главных задач выступает «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий».
На сегодняшний день определяющими для развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования и науки являются:
Можно выделить перечень документов, в которых информатизация образования обозначена в той или иной степени:
Понятие «информатизация образования» довольно расплывчато и в разных источниках имеет разное наполнение, трансформируясь от «процесс оснащения учреждений образования и органов управления компьютерной техникой, программным обеспечением, телекоммуникационными средствами» до «комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей".
Остановимся на следующем определении: информатизация образования (отлат. Informatio – разъяснение, изложение) – это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Информатизация образования направлена на решение целого ряда задач, которые в свою очередь вызваны необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования всей системы образования, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки обучающихся к жизни в открытом информационном пространстве.
Направления процесса информатизации
Техническое оснащение образовательных организаций компьютерами и соответствующим оборудованием, мультимедийными, радио- и телекоммуникационными средствами – является основополагающим при информатизации образовательного процесса.
Данное направление требует колоссальных финансовых затрат, которые должны быть обоснованы и оправданы. Процесс поставки оборудования является удобным для ведения отчетности в количестве единиц необходимой техники. Эффективность использования компьютерных средств оценить и представить в отчете гораздо сложнее. Это связано с необходимыми операциями по установке, настройке оборудования, прокладыванию локальных сетей, обслуживанию и ремонту при использовании, смене расходных материалов. В связи с этим поставка в образовательные организации специализированного оборудования должна сопровождаться:
Для быстрого решения проблем, возникающих при эксплуатации оборудования, необходимо уже на стадии закупок компьютерного оборудования закладывать средства:
Учебно-программное обеспечение образовательных организаций: любое самое современное компьютерное оборудование в целях решения образовательных задач должно быть наполнено соответствующим содержанием и программным обеспечением.
Масштабные проекты-конкурсы, реализация целевых федеральных программ по направлению информатизации образования привели к наполнению образовательных организации медиатеками, а также новейшими и разнообразными программами учебного направления. Эффективность здесь в первую очередь обусловлена подходом к отбору, разработке и внедрению учебно-ориентированного программного обеспечения, а также рядом принципов, которые были сформулированы исходя из опыта работы преподавателей информатики.
При создании авторских программ и проведения занятий следует руководствоваться рассмотренными принципами. Опора на них поможет привести к запланированным и адекватным результатам обучения, а также решить сопутствующие проблемы обучения, среди которых могут быть следующие:
Именно на стадии внедрения электронных учебных курсов в реальный образовательный процесс многие педагоги испытывают повышенные трудности. Большинство педагогов, столкнувшись с некачественным программным обеспечением по предмету, сложностями с технической стороной организации занятия с использованием техники, недостатком методических разработок по теме, просто отказываются от применения компьютерных технологий на своих занятиях. Анализ причин, препятствующих эффективному внедрению электронного учебного курса в учебный процесс, приводит к пониманию необходимости комплексного подхода к данной проблеме и позволяет сформулировать основные этапы такого подхода.
Первый подход – демонстрация возможностей электронного учебного курса для поддержки учебной деятельности по предмету. Данный этап предусматривает тщательный отбор предлагаемых для внедрения в учебный процесс электронного учебного курса и его составных частей. В большинстве случаев сам педагог не обладает достаточным уровнем подготовки в области информационно-коммуникативных технологий и опытом использования электронного учебного курса в практике преподавания. Очень часто именно неудачный опыт внедрения преподавателем в работу компьютерных программ, непригодных для использования становится причиной отказа в целом от использования средств информационно-коммуникативных технологий на занятиях. Поэтому очень важно на стадии демонстрации показать педагогам наиболее эффективные стороны предлагаемого для использования электронного учебного курса, различные варианты использования в учебной деятельности объектов, входящих в его состав. Лучшим вариантом можно считать проведение серии занятий с использованием электронного учебного курса педагогами, уже работающими с данным электронным пособием.
Второй подход – комплексная методическая поддержка предлагаемого для использования электронного учебного курса. Важно уже на стадии ознакомления с продуктом предложить педагогу готовый вариант использования данного электронного учебного курса в его предметной деятельности. Методический комплект должен содержать материалы минимум по одной учебной теме и обеспечивать полноценное проведение занятий в ее рамках. Также необходимо соблюсти принцип модульности – использование электронного учебного курса в рамках данной темы не должно вести за собой обязательность использования его и в дальнейшем учебном процессе. Методические материалы должны содержать рекомендации для педагога по самостоятельной разработке занятий с использованием электронного учебного курса.
Третий подход – техническая поддержка проведения занятий с использованием электронного учебного курса. Очень часто педагоги испытывают трудности, в том числе и психологического характера, при организации занятий с использованием персонального компьютера. Если на этом этапе педагог остается один на один с кабинетом компьютерной техники и обучающимися, работу которых он должен организовать, то проблемы неизбежны. Важно организовать техническую поддержку таких занятий для решения данной проблемы. На первых занятиях оптимально наличие двух человек для организации поддержки, например – лаборанта кабинета информатики и вычислительной техники для текущей техпомощи и лаборанта кабинета педагога для учебной поддержки.
Четвертый подход – организация семинаров (в том числе и Интернет-форумов) по тематике использования ЭУК в учебном процессе. Весьма важный элемент внедрения электронного учебного курса в практику преподавания. На таких семинарах педагоги могут обменяться методическими находками, дидактическими материалами, получать поддержку более опытных коллег-педагогов. Особенно актуальны Интернет-форумы с возможностью файлообменных архивов, в которых можно размещать готовые документы: рабочие листы и методические разработки.
Анализируя схему внедрения учебного программного обеспечения в работу педагога, можно отметить необходимость наличия в каждом образовательном учреждении специалиста, отвечающего именно за эту работу и, в идеале, группы сопровождения информатизации в образовательной организации – лаборанта в каждом кабинете информатики и вычислительной техники. Только в этом случае можно добиться реальной эффективности внедрения компьютерных средств в учебную деятельность.
Можно сформулировать еще одно требование к поставляемому в образовательные организации программному обеспечению: оно должно включать не только программы учебного и обще пользовательского направления, но также серверные, сервисные программы и программы управления учебным процессом. При этом требуется грамотный отбор данных программ и выпуск соответствующих методических пособий по их использованию.
Одно из самых важных и насущных направлений информатизации – это построение информационного образовательного пространства. С развитием средств информатизации все большее значение приобретают такие компоненты, как сетевые инфраструктуры образовательного учреждения, внедрение компьютерных технологий в информационно-управленческую деятельность, построение системы обмена информацией с внешним миром.
Это серьезная и обширная социотехническая работа, требующая как больших капиталовложений, так и сформированного кадрового ресурса для ее обеспечения. При этом, будучи одним из самых сложных этапов информатизации образования, данный компонент явно недостаточно поддержан методически и технологически. Налицо ряд проблем и противоречий:
Направление формирование информационной культуры у участников образовательного процесса сопровождает все три рассмотренные ранее. Именно формирование информационной культуры у участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, администрации, способно создать условия наиболее эффективного применения современных технических и программных средств, стать катализатором изменений в образовательном процессе в целом. И здесь в ход идут уже проверенные временем курсы повышения квалификации для педагогов, участие в масштабных информационных проектах, олимпиадах и конкурсах для обучающихся, проведение семинаров по обмену опытом и научных конференций. Все это действенные рычаги формирования информационной культуры.
Видимыми перспективами развития информатизации образования можно назвать:
Информатизация образования – процесс стихийный. Распространение информации происходит молниеносно и просто необходимо защитить все слои населения, задействованные в рассматриваемом процессе. Субъектами выступают обучающиеся (это дети, подростки от 6,7 до 18 лет), педагоги (от студентов педагогических специальностей, проходящих практику до пенсионеров), работники образовательной организации не педагогических специальностей и руководители образовательного учреждения. Не смотря на возраст и разницу социальной значимости, правовая защита необходима всем без исключения и в первую очередь мы должны уметь правильно защищать себя сами, знать к кому обратиться и в какой документ заглянуть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.