Информационная безопасность детей.
Средства массовой информации являются важным агентом влияния не только на взрослое население страны, но и на развитие детей. Благодаря деятельности СМИ происходит усвоение социальных стереотипов, в том числе агрессивного поведения или излишней для детского возраста сексуальности. Кроме того, СМИ навязывают идеалы привлекательности, что может стать источником заниженной самооценки, комплексов и психических расстройств в подростковом возрасте, например, анорексии. Регулярное наблюдение сцен насилия в СМИ снижает чувствительность к подобным явлениям в реальной жизни, т.к. формирует у зрителей представление о том, что такое поведение является нормой. Даже детские передачи часто совершенно далеки от действительности, а быстрая смена кадров не дает возможности как следует проследить за ходом событий и обдумать происходящее на экране. Передачи обычно стереотипны и потому не могут являться стимулом развития фантазии и творческих способностей.
Дети чрезмерно подвержены влиянию рекламы, т.к. не обладают достаточной критичностью мышления. Более того, деятельность современных СМИ нарушает процесс развития мышления и речи, способствуя формированию так называемого клипового мировоззрения, при котором человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой частей, фактов, событий. Обладатель клипового мышления затрудняется, а подчас не способен воспринимать и анализировать события и явления окружающего мира, т.к. их образ не задерживается в мыслях надолго, он почти сразу исчезает, а его место тут же занимает новый. Проявлениями клипового мышления являются рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. В результате снижается уровень усвоения знаний и успешность обучения, что повсеместно наблюдается в современной системе образовании.
Поэтому в современном обществе особое значение придается защите несовершеннолетних от информации, которая может нанести вред их личностному развитию, а также особенностей информационной среды общества, способной оказать негативное воздействие на детей. Для этих целей 29 декабря 2010 г. в России был принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Согласно данному документу под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью или физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Статья 5 ФЗ РФ №436-ФЗ определяет виды информации, причиняющей вред здоровью детей, подразделяя ее на запрещенную для распространения среди детей и информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:
- побуждающая к совершению действий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям или другим членам семьи;
- оправдывающая противоправное поведение;
- содержащая нецензурную брань;
- содержащая информацию порнографического характера;
- сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), которые могут быть отнесены к разряду персональных данных, т.е. позволяющие прямо или косвенно установить его личность.
К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится:
- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы или их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.
Кроме того, в законе приводится классификация информационной продукции - печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ, а также информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, интернета и т.д. – по следующим возрастным категориям:
- продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
- продукция для детей, достигших возраста шести лет;
- продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
- продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
- продукция, запрещенная для детей.
Например, информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет, может содержать информацию, не причиняющую вреда здоровью или развитию детей, в том числе оправданное жанром или сюжетом эпизодическое ненатуралистическое изображение или описание физического или психического насилия. Обязательным условием является торжество добра над злом и выражение сострадания к жертве насилия или осуждение насилия. Демонстрация или упоминание сексуального насилия не допускаются. Аналогичным образом в законе описаны требования к информационной продукции для каждой возрастной категории.
Законом также введено требование обозначения категории информационной продукции специальным знаком, например знак «0+» обозначает продукцию для детей, не достигших шести лет, знак «18+» обозначает продукцию, запрещенную для детей.
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, без знака информационной продукции не допускается, за исключением:
- учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования;
- телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи;
- информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания;
- информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий;
- периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера;
- информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернете, кроме сетевых изданий;
- комментариев или сообщений, размещаемых по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.
В присутствии родителей или других законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предназначенной для детей старше 12 лет.
Отдельные положения ФЗ «О рекламе» (2006), в частности, его статья 6 «Защита несовершеннолетних в рекламе», также посвящены вопросам защиты детей от вредной информации. В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
- дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних;
- побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар;
- создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка;
- создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
- формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром;
- показ несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью;
- преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен;
- формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью.
Правовые меры, принимаемые для защиты детей от воздействия вредной информации, позволяют лишь обозначить информационную продукцию, содержащую таковые сведения, предупредить зрителя (читателя, слушателя) о том, что материал не предназначен для восприятия детьми того или иного возраста. Однако закон не требует цензуры и изъятия из оборота информационной продукции, содержащей запрещенную для детей информацию, поскольку ее потребителями являются и взрослые. Поэтому забота о том, чтобы дети действительно не смотрели/слушали то, что может нанести вред их здоровью и развитию, ложится на плечи родителей или воспитателей.
Время, отведенное на просмотр телевизионных программ, должно быть ограничено. Негативное воздействие телепрограмм можно уменьшить, если смотреть телевизор вместе с ребенком и помочь ему стать разборчивым, критически настроенным зрителем. А это, в свою очередь, означает, что и взрослый не должен быть неразборчивым потребителем всего, что предлагает современное телевидение, напротив, должен оценивать предлагаемую информацию не только с точки зрения личного интереса, но и с педагогической точки зрения, – какое влияние этот материал окажет на развитие ребенка, чему он его может научить.
Интернет как средство массовой информации и важная составляющая информационной среды современного общества характеризуется присутствием двух основных типов рисков: контентных и коммуникационных. Контентные риски связаны с нежелательной информацией. Согласно данным исследований более 40% детей в России сталкиваются с изображениями сексуального характера в Интернете. В сети можно наткнуться на агрессивные видео и фото, сайты, на которых обсуждаются различные способы насилия по отношению к другим и себе, пропагандируется нездоровый образ жизни, анорексия, наркотики.
Поэтому необходимо также контролировать пользование ребенка интернетом. Возможности современного программного обеспечения позволяют проверять, какие интернет-страницы открывались ранее, а также ограничивать доступ с определенного компьютера к информации определенного характера. Однако лучшим способом защиты является правильное воспитание. Ребенок должен уметь отличать плохое от хорошего. Важно показать ему, что интернет – это не только социальные сети и возможность скачивания фильмов и игр, но и огромный источник полезной информации. Нужно стимулировать именно такое отношение к глобальной паутине, не забывая объяснять, что представленная в интернете информация может оказаться недостоверной, и ее нужно проверять по другим источникам. Кроме того, существуют определенные признаки достоверности информации. Так, надежный сайт, информации которого можно доверять, характеризуется указанием авторов, наличием ссылки на источник информации, аккуратностью представления информации, актуальностью представленных данных.
Вместе с тем Интернет - это не только СМИ и всемирный справочник, но и среда для общения. В интернете существует много инструментов, позволяющих общаться с другими людьми – социальные сети, блоги, чаты, форумы и пр. Поэтому для интернета является характерным присутствие так называемых коммуникационных рисков. К их числу относятся знакомства в сети и встречи с Интернет-знакомыми, преследование, запугивание и оскорбления (кибербуллинг), незаконные контакты и др.
Кибербуллинг – это явление не только виртуальной, но и реальной жизни. Английское слово буллинг (bullying, от bully – драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, унижение, травлю, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страхи тем самым подчинить его себе. Кибербуллинг осуществляется в виртуальной среде с помощью Интернета или мобильного телефона. Основной площадкой для кибербуллинга являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений – нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя) и размещают на ней лживое и унизительное содержание.
Для защиты детей от кибербуллинга необходимо научить их правилам безопасного поведения при общении в социальных сетях, в частности, правильной реакции на обидные слова или действия других пользователей. Ребенок должен знать, что его личная информация, выложенная в интернете, может быть использована агрессорами.
Еще одной коммуникационной угрозой, источником которой в последние годы стал Интернет, является груминг (от англ. Grooming - «уход, забота») – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Личная информация, которую злоумышленник получает от ребенка, может быть использована для совершения насильственного или имущественного преступления.
Поэтому ребенок должен знать, как опасно сообщать любые персональные данные при виртуальном общении с посторонними, переносить в реальность интернет-общение с незнакомыми людьми, посылать им или получать от них фото- и видеоматериалы. Доверительные отношения с ребенком позволят родителю быть в курсе его интересов, проблем, радостей и тревог, что будет способствовать своевременному выявлению коммуникационных и контентных рисков.
И, наконец, важно, чтобы интернет не стал для ребенка единственным увлечением и развлечением. Нужно приложить усилия для его вовлечения в какую-либо деятельность в реальной жизни, которая будет соответствовать его возрасту, станет любимым занятием, займет свободное время и лучше любых ограничительных мер защитит его от опасностей, источником которых является виртуальность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.