Информационная брошюра "ИНФОГРАФИКА - ЧТО ЭТО? ПРОСТО И С ПРИМЕРАМИ"

  • pdf
  • 16.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала infografika_brosh.pdf

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Осинский колледж образования и профессиональных технологий»

 

 

 

 

Информационная брошюра

 

ИНФОГРАФИКА - ЧТО ЭТО? 

ПРОСТО И С ПРИМЕРАМИ

 

 

 

Автор-составитель:

Калашникова А.Н.

 

 

 

 

 

 

г. Оса, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................. 3

ЧТО ТАКОЕ ИНФОГРАФИКА?................................................................................. 4

КАКОЙ БЫВАЕТ ИНФОГРАФИКА?......................................................................... 5

КАК СОЗДАТЬ ИНФОГРАФИКУ?............................................................................. 9

КАК РАЗРАБОТАТЬ ИНФОГРАФИКУ В СЕРВИСЕ CANVA?............................ 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................................. 18

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Известно, человеческий мозг устроен таким образом, что большая часть обрабатываемой им внешней информации, имеет визуальный характер. Иначе говоря, окружающий нас мир мы более чем на 90 % воспринимаем глазами, и остальные органы чувств играют лишь вспомогательную роль. Визуальная коммуникация – это передача информации с помощью зрительных форм. Одним из элементов визуальной коммуникации, а также средства обучения детей младшего школьного возраста, является инфографика.

В современном коммуникативном процессе присутствие инфографики повышает качество преподносимого материала, а также увеличивает его значимость и наглядность. Инфографика – это особым образом иллюстрированная информация, которая представлена одновременно в виде текстов, а также диаграмм, графиков, различных рисунков. Специалисты заметили, что текст объёмом около 6000 знаков умещается лишь в одном графическом рисунке. Развитие телекоммуникаций и современных компьютерных технологий, вскоре дало новый импульс для развития инфографики, и расширило диапазон применения, а также предоставило новые варианты представления объектов инфографики. Это обстоятельство – позволило создавать новые динамические, управляемые объекты инфографики, это позволяет сегодня реконструировать события и процессы, а также создавать объемные структуры, которые оживают при взаимодействии с пользователями, например, при обучении.

Одна из особенностей детей младшего школьного возраста – наглядно-образное мышление. Из этого следует, что на своих уроках учитель начальных классов должен подкреплять изучаемый материал наглядными иллюстрациями для лучшего усвоения детьми материала, то есть – должен использовать инфографику.

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ИНФОГРАФИКА?

 

Инфографика — это графический способ подачи информации. Если ещё проще — это информация, поданная в виде картинок. При этом помимо изображений в инфографику могут входить и другие элементы: текст, а также стрелки, диаграммы, блоки и схемы. Но ключевую роль играют именно изображения.

Инфографика — это не иллюстрация к тексту и не украшение, она — самодостаточный источник информации. Это значит, что все идеи и факты, которые вы хотели сообщить, есть в самой инфографике. Чтобы их понять, человеку не нужно никаких дополнительных материалов. Инфографика в целом и каждая её часть — самостоятельное средство передачи информации. Этим она отличается от, например, иллюстрации, которая хотя и передаёт информацию, но только дополнительную, и не может существовать без текста.

Итак, инфографика предназначена для быстрой, наглядной и яркой подачи материала.

Действительно, данные всегда можно подать и просто текстом, таблицами и цифрами. Зачем тогда инфографика? У неё много преимуществ:

 инфографика позволяет быстро доносить до аудитории большие объёмы данных;  хорошая инфографика делает информацию гораздо нагляднее. Картинки воспринимаются человеческим мозгом лучше текста, ведь на протяжении многих миллионов лет эволюции наши предки имели дело именно со зрительными образами, а никак не с текстовыми данными;  яркая, интересная картинка помогает привлечь внимание аудитории. Поэтому этот формат используют в публичных выступлениях, а также любят в медиа и используют в современных учебниках.

 

 

 

 

 

КАКОЙ БЫВАЕТ ИНФОГРАФИКА?

 

Анализируя разнообразные классификации, можно сделать вывод, что ни один из исследователей не стремится создать 42 универсальную классификацию, которая необходима редакторам в работе над проектами и которая была бы полезна начинающим инфограферам и другим интересующимся данной темой людям. 

Альтернативная классификация: 

1.     по цели:

*              инфографика-инструкция – инфографика, которая нацелена на объяснение конкретного порядка действий в конкретной ситуации;  event-инфографика –        инфографика,      сопутствующая   какому-либо

мероприятию, может отражать массив данных об участниках мероприятия, истории мероприятия, возможностях и товарах, продвигаемых на мероприятии;  бизнес-инфографика – инфографика, существующая в бизнес-среде,

предусматривающая коммерческие цели, в том числе создающая позитивный образ у потенциальных клиентов и партнеров, отражает реальную ситуацию без преувеличений позитивных аспектов предмета отображения;

*              социальная инфографика – инфографика, воздействующая на общество

или его часть, доносящая определенные идеи в простой и легкоузнаваемой форме, не предполагает коммерческой цели;  инфографика как реклама – инфографика, максимально отражающая положительные стороны товара или услуги;  учебная инфографика – инфографика, адаптированная под уровень

целевой аудитории, чаще имеет информационный характер, редко имеет прямо выраженное воздействие на аудиторию.

2.     по формату (в зависимости от уровня сложности):  статическая – инфографика-иллюстрация, которая не изменяется при взаимодействии с аудиторией, может быть представлена в печатном виде;  

*              масштабируемая – изображение, представляемое в электронном виде, предполагает высокое качество изображения, большой размер, содержит большое количество данных, которое можно изучить только при увеличении определенного участка этого изображения;

*              кликабельная – электронная инфографика, отражающая детали данных по клику пользователя;

*              анимированная – электронная инфографика, самостоятельно отражающая детали данных в виде анимации на статичном изображении;  видеоинфографика –        инфографика,      представленная   в        формате видеоролика, предполагает минимальное физическое взаимодействие с аудиторией;  

*              интерактивная – сложная электронная инфографика, предполагающая ввод

пользователем набора данных из предлагаемого списка и отображение информации в соответствии с введенными данными;  инфографические интерфейсы – инфографика, которую можно считать

исследовательским инструментом, представляет собой разнообразные навигационные интерфейсы, отображающие действительность в реальном времени.

3.по типу источника информации:

*              аналитическая     –        инфографика,      отражающая      массив        данных,

подверженный аналитике на предварительном этапе подготовки материала, часто сопровождает аналитические публикации в прессе;  новостная – инфографика, показывающая события, произошедшие в

недавнем времени, помогает потребителю разобраться в сложившейся ситуации

(например, уточняет порядок действий в событии);

*              инфографика       реконструкций    –        инфографика,      отражающая        и

восстанавливающая значительные детали объектов или событий, как правило через некий промежуток времени после максимальной активности об этой новости в СМИ.

4.     по содержанию:  статистическая – инфографика, в цифрах показывающая статистику, используя примитивные методы визуализации;

*             процессуальная – инфографика, отражающая поэтапно процесс, действие,

часто дает сравнительный анализ во времени и качестве;

*             идейная – инфографика, отражает главные аспекты концепции того или иного     проекта,     теории,       идеологии, часто          указывает   большее     количество положительных черт, чем негативных;

*             хронологическая – инфографика, линейно отражающая события;   географическая – инфографика, описывающая географическое

расположение объектов действительности, а также отражающая то или иное событие, процесс, реальность относительно их географического расположения;  структурная – инфографика, отражающая составные части объекта отражения, его компоненты;  иерархичная        –        инфографика,      отражающая        положение объектов

относительно друг друга, связи между ними, их организацию; ранжирует эти объекты на основе тех или иных критериев (значимость, ощущения, соотношения и др.);   личностная – инфографика, рассказывающая об одной личности или очеловечивающая бренд.

5.     по форме визуализации:

*             блок-схемы;

*             технические иллюстрации;  графики;  диаграммы, гистограммы, номограммы;  карты;  матрицы.

6.     по способу распространения:

*             печатная;  электронная.

7.     по целевой аудитории:  возрастные группы:дети (далее классифицируются по возрасту); учащиеся (далее          классифицируются       по      классу/курсу        обучения);взрослые      (далее классифицируются по возрасту: выделяемые в социологии и иных науках возрастные группы общества);

*             социальные группы (выделяемые в социологии и иных науках социальные группы общества, такие как пенсионеры, работающие, студенты и т. д.);

*             бизнес-среда: инфографика для потенциальных клиентов – инфографика,

которая отражает все возможности и максимум пользы от взаимодействия именно с этим производителем, торговцем, лицом, производящим набор услуг;инфографика для клиентов – инфографика, знакомящая с новыми линейками товаров или дополнительными аспектами уже существующих;инфографика для сотрудников – инфографика, мотивирующая на работу, поддерживающая корпоративную идеологию, отражает цели и возможные достижения в сфере бизнеса;инфографика для инвесторов – инфографика, реально отражающая возможности от взаимодействия с конкретным предприятием, а также отражает реальные риски.  

Таким образом, приведенная классификация позволяет описать любую создаваемую инфографику. С помощью комбинаций различных параметров возможно подробное описание проекта, значительно упрощающее процесс создания этого проекта на этапе проектирования и разработки концепции продукта, что доказывает удобство и универсальность составленной классификации [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК СОЗДАТЬ ИНФОГРАФИКУ?

 

1. Этап 1. Выявление целей инфографики.

Прежде чем перейти к дизайну, выбору макета и диаграммам, обозначим цели, которые преследует наша инфографика. Иными словами, зачем мы создаем инфографику?

Речь идет не о глобальных целях.

В данном случае решаются ясные, конкретные, реально достижимые цели коммуникации.

Найдите ключевую проблему.

Вы создаете инфографику, которая принесет пользу вашей аудитории (обучающимся). Эта польза заключается в том, что ваша инфографика поможет решить актуальную проблему, присутствующую в жизни вашей аудитории.

Используйте пирамиду вопросов (рис.1.).

Пирамида вопросов помогает сформулировать 3–5 актуальных вопросов, касающихся ключевой проблемы.

Пирамида вопросов:

*        Ключевая проблема.

*        Главный         вопрос,       на      который     дает   ответ          инфографика.

2–3 вспомогательных вопроса.

*        Вопросы,        раскрывающие    проблему   (что, как).

1–2 уточняющих вопроса

*        Вопросы для анализа (почему).

Рис.1. Пирамида вопросов

Эти вопросы будут основой для вашей инфографики и структурированного изложения истории.

Ответы на вспомогательные вопросы должны предоставлять аудитории информацию, необходимую для понимания основной темы, а ответы на уточняющие вопросы — показывать, какими могут быть пути решения проблемы.

Выявление ключевой проблемы и формулирование вопросов — это первый шаг к созданию качественной инфографики. 

2. Этап 2. Сбор данных для инфографики.

Пришло время ответить на вопросы, которые были сформулированы на первом этапе.

Если вы располагаете собственными данными для ответа на поставленные вопросы, переходите сразу к третьему этапу. Если же нет, есть масса данных, находящихся в публичном доступе, которые вы можете использовать (только в США каждую минуту генерируется около 2,7 млрд гигабайтов новых данных), надо лишь знать, где искать эти сокровища.

Давайте рассмотрим один из способов получения качественных данных без проведения собственных исследований.

                      Расширенный поиск в Google.

Зачастую Google — это лучший ресурс для начала поиска. Вы можете получать более точные результаты в Google с помощью специальных символов или слов:

v    Поместите запрос в кавычки для точного поиска слова или фразы;

v    Введите минус (-) перед словом, которое нужно исключить из результатов;

v    Введите в конце запроса data для поиска сегментов текста;

v    Введите в конце запроса filetype: и расширение файла (xls, csv, tsv и т. д.) для поиска данных в файлах определенного типа.

3.   Этап 3. Визуализация собранных данных в инфографике.

Итак, у вас есть вопросы, нуждающиеся в ответах, и есть данные, чтобы дать ответы на вопросы. Следующий этап — презентация данных с помощью визуализации, то есть в виде инфографики.

Существует метод ИСПОРА, который облегчает выбор диаграмм и графиков при визуализации данных. Итак, сначала нужно определить цель предоставления каждого фрагмента визуализируемых данных. Это может быть:

*        информирование;      сравнение;        показ изменений;           организация;    раскрытие взаимосвязей;    анализ.

Затем необходимо выяснить, какие диаграммы и графики лучше всего подходят для ваших данных.

Рассмотрим все цели и соответствующие диаграммы/графики по порядку.

*        Информирование.

Вы хотите донести важную мысль или показать статистику, для понимания которой не требуется сильного погружения в контекст.

Обратите внимание на число, выбрав для него яркий цвет и крупный жирный шрифт. Акцентируйте внимание, добавив к тексту иконки. Представьте данные в процентном выражении или отношении с помощью круговой диаграммы или пиктограммы:

*        Сравнение.

Вы хотите показать сходства или отличия данных или частей целого.Используйте ленточную диаграмму, гистограмму, пузырьковую диаграмму или пузырьки-теги для сравнения независимых значений.Используйте круговую диаграмму, спидометр, значки или плоское дерево для сравнения частей целого.Используйте гистограмму или ленточную диаграмму с накоплением для сравнения категорий и частей целого.Используйте диаграмму с областями и накоплением для сравнения тенденций в долгосрочной перспективе.

*        Показ изменений.

Вы хотите показать изменения, произошедшие за определенное время или в определенных регионах.Используйте линейный график или диаграмму с областями для показа изменений в долгосрочной перспективе.Используйте временной график, чтобы показать отдельные события.Используйте серию карт, чтоб показать изменения, касающиеся и времени, и пространства.

*        Организация.

Вы хотите показать группы, схемы, классификацию или последовательность.Используйте список, чтобы представить классификацию или последовательность, если хотите привести дополнительную информацию по каждому элементу.Используйте таблицу, чтобы представить классификацию или последовательность, если хотите ознакомить аудиторию с определенными значениями или показателями.Используйте блок-схему, чтобы представить последовательность этапов процесса.Используйте простые рамки или границы, чтобы представить организованные группы (как на интеллект-карте или диаграмме Венна).Вы также можете представить классификацию или последовательность с помощью ленточной диаграммы, гистограммы, пузырьковой диаграммы или пирамиды.

*        Раскрытие взаимосвязей.

Вы хотите показать сложные взаимосвязи между различными показателями, данными и т. д.Используйте точечную диаграмму, если хотите показать значения двух переменных набора данных.Используйте комбинированную диаграмму для сравнения различных наборов связанных данных.

*        Анализ.

Вы хотите, чтобы ваша аудитория использовала собранные вами данные для самостоятельного анализа.В этом случае сложно сказать, какие диаграммы или графики следует использовать: способ визуализации определяется спецификой данных. 

4.   Этап 4. Создание макета с помощью шаблона инфографики.

Все, что осталось — создать макет и поработать над дизайном.

Размещение первого элемента на странице может вызывать затруднения, но мы подготовили несколько рекомендаций, которые помогут вам справиться с задачей.

Придерживайтесь последовательного изложения.

Используйте пирамиду вопросов, разработанную на первом этапе создания инфографики, в качестве основы для макета и последовательного представления данных.

Для начала расскажите, чем ваша инфографика будет полезна вашей аудитории (то есть превратите ключевую проблему в заголовок). Затем перейдите к диаграммам и графикам, относящимся к вспомогательным вопросам. После этого приступайте к диаграммам и графикам, дающим ответ на уточняющие вопросы.

Используйте сетку для формирования структуры инфографики.

Использование симметричной сетки для расположения элементов — это простой способ улучшения инфографики.

Использование сетки позволяет упорядочивать элементы и управлять вниманием аудитории. Главное помнить: взгляд читателя скользит слева направо и сверху вниз.

Какой бы макет вы ни выбрали, помните: равномерное распределение элементов создает впечатление сбалансированной и структурированной композиции.

Создайте макет с помощью готового шаблона инфографики.

Если перспектива создания макета с чистого листа вас пугает, предлагаем использовать готовые шаблоны инфографики, которые легко редактировать.

Главное — выбрать шаблон, с которым ваш контент смотрится наиболее выигрышно.

Лучший способ сделать это — забыть на время про палитру, дизайн, типы диаграмм и графиков. Выберите шаблон инфографики подходящей структуры, а уж потом занимайтесь дизайном.

5. Этап 5. Работа над дизайном инфографики.

Итак, приступим к работе над стилевыми элементами, чтобы ваша инфографика была красивой, цепляющей и простой для понимания.

Как выбрать шрифт для инфографики.

Начните с вашего текста.

Сделайте его простым. Представьте, что инфографика это визуализированный доклад — где текст нужен лишь для понимания основных тезисов и служит дополнением для графических элементов. Сократите текст до коротких абзацев (а то и больше), представьте, что это параграф из учебника для шестого класса.

Выберите удобочитаемый шрифт для основного текста, а затем размер и стиль (жирный, полужирный, курсив) основного заголовка, оглавления разделов, смыслового и визуального выделения данных, чтобы лучше донести ключевую идею вашей инфографики.

Следующий шаг — элементы графики, которые придадут вашей композиции гармоничность и визуальную привлекательность.

Есть несколько способов улучшить инфографику. Важно лишь помнить, что повторяющиеся объекты в композиции создают ощущение целостности.

Негативное пространство — это область страницы, где нет ни текста, ни изображений. Любой дизайнер скажет вам, что негативное пространство не менее важно, чем любой другой элемент дизайна.

Подобно тому, как при фотографировании вы оставляете пространство вокруг объекта в кадре, так и при создании инфографики нужно оставлять пространство, гармонирующее с основными объектами изображения.

Это означает, что у границы объектов (текста или изображения) должны быть отступы.

Наконец-то, мы добрались до цветовых решений в инфографике. Есть одна причина, почему об этом зашла речь лишь на завершающем этапе.  Разумеется, цвет это мощный коммуникационный инструмент, но по-настоящему первоклассный дизайн инфографики работает даже в черно-белом варианте. Цветовые решения — это как бонус, который помогает вашей аудитории понять контент.

Используйте цвет для того, чтобы подчеркнуть важную информацию[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАК РАЗРАБОТАТЬ ИНФОГРАФИКУ В СЕРВИСЕ CANVA?

 

1.               Открываем сервис Canva[2], проходим регистрацию, открывается главная

страница. Нажимаем «Создать дизайн» (рис.2.).

Рис. 2. Этап 1.

2.               Выбираем размер инфографики. Например, «План урока» (рис.3.).

 

 

3.               Выбираем готовый шаблон, редактируем его для своей инфографики, пользуясь удобным элементами (рис.4.).

Рис. 4. Этап 3.

4.               Когда инфографика будет готова, нажимаем «Скачать» (рис.5.).

 

 

 

 

 

 

5.               Готовая инфографика для использования на уроках русского языка во втором классе (рис. 5.).

Рис. 6. Инфографика для уроков русского языка

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.               Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный

ресурс]                                  /                                  Режим                                   доступа:

https://knowledge.allbest.ru/marketing/2c0a65625a2ac78b5c43b89421306c36_0.html

2.               Сервис для создания инфографики Canva [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://canva.com

3.               Ярослав. Как создать инфографику [Электронный ресурс] / Режим

доступа: https://ru.venngage.com/blog/как-создать-инфографику/