Информационная компетентность педагога как составляющая его педагогического мастерства
Глобальная информатизация и интеллектуализация, характерная для всех сфер на современном этапе развития общества, способствует росту роли образования. Образование в настоящее время является важнейшим ресурсом экономического и социального развития страны, повышения благосостояния и индивидуального развития граждан. Современные информационные технологии позволяют более эффективно организовать процесс обучения, поэтому информатизация образования является приоритетным направлением развития системы образования.
Внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в образовательную сферу привело к появлению термина «информационно-образовательная среда», под которым понимают совокупность используемых компьютерных средств и способов их функционирования для реализации учебного процесса. Сегодня мы переживаем время, когда изменения в производственной и общественной сферах жизни, «информационно-образовательная среда» качественно изменяют социальный заказ к содержанию образования и методам обучения в образовательных учреждениях. Эти изменения создали предпосылки для обновления и усовершенствования системы среднего общего и профессионального образования, направленные на формирование глубоких и крепких знаний, а также творческого подхода к решению вопросов в любых сферах профессиональной и общественной деятельности.
Основной задачей среднего профессионального образования сегодня становится воспитание конкурентоспособного, компетентного современного специалиста, а также всесторонне развитой личности. Современные реалии диктуют необходимость использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ- компетентности преподавателей, которая является их профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, повышает качество образования.
Информатизация образования – одно из основных направлений процесса информатизации, продиктованное потребностями современного общества, в котором главным двигателем прогресса является индивидуальное развитие личности. Она должна обеспечить внедрение в практику программно-педагогических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, усовершенствование форм и методов организации обучения.
Одной из главных задач профессиональной деятельности современного педагога является содействие переходу от механического усвоения обучающимися знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания. Успешность решения этой задачи в значительной степени зависит от цели использования компьютера в учебном процессе, качества и возможностей программного обеспечения и от того, какое место займет компьютер в системе дидактических средств.
На сегодняшний день ИКТ обладают большими возможностями по использованию их в образовательном процессе. ИКТ со всеми своими ресурсами являются существенными средствами реализации целей и задач современного образовательного процесса. Сейчас преподаватель имеет много возможностей для использования и применения разнообразных информационных технологий в обучении. А именно: информация из сети Internet, банки данных, обучающие электронные пособия, дидактический материал, справочники и словари, форумы для общения, презентации, видео, программы, которые автоматизируют контроль знаний (зачеты, тесты, опросники, подготовленные с помощью программ MS Excel, MS Power Point и др.). Благодаря всему этому можно актуализировать содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне. С внедрением новых информационно-коммуникационных технологий преподаватель получает мощный стимул для саморазвития, творческого развития и профессионального рост, чтобы в дальнейшем лучше учить, воспитывать и развивать студентов. Преподаватель, владеющий ИКТ и внедряющий их в учебный процесс, повышает уровень образования и подготовки специалистов, которые должны реализоваться в новом, современном информационном обществе, при этом увеличивает и свое профессиональное педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство тесно переплетается с понятием «педагогическое искусство». Ошибочно считать, что эти термины находятся в прямой иерархической зависимости: педагогическое искусство – самый высокий этап проявления мастерства. На самом деле связь между ними не прямолинейная, а диалектически обусловленная. Педагогическое мастерство проявляется не в теоретических знаниях, а в конкретной деятельности.
«Педагогическое мастерство — это характеристика высокого педагогического уровня деятельности. Критериями педагогического мастерства педагога выступают следующие признаки его деятельности: гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество (оригинальность)»[1].
Ряд исследователей подчеркивают, что помимо навыков и умений, важной составляющей педагогического мастерства являются личностные качества педагога. «Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса» [3]. Приведенные определения понятия «педагогическое мастерство» не исключают одно одного, а только дополняющие, расширяют сущность феномена «педагогическое мастерство».
Таким образом, педагогическим мастерством можно считать совершенное, творческое выполнение учителем профессиональных обязанностей на уровне искусства, результатом чего является создание оптимальных социально-психологических условий для интеллектуального развития и становления личности обучающихся, воспитания лучших нравственных качеств.
ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышения профессионального мастерства. Для эффективного управления деятельностью обучающихся в области использования ИКТ преподавателю необходимо обладать ИКТ-компетентностью, которая является составляющей профессионального мастерства современного преподавателя. «ИКТ-компетентность преподавателя» понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере»[2].
Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность. По своей специализации необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ- компетентностью, которая выражается в осознанном методически грамотном использовании ИКТ при преподавании своей дисциплины. Так как современные требования производственной сферы общества диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальных дисциплин необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество. Согласно Концепции информатизации сферы образования главная цель состоит «в подготовке студентов к полноценной и эффективного участия в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества»[2].
Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использование информации, обеспечивающей целостное видение мира, предсказание последствий принимаемых решений. В нашем колледже ведется активная работа по формированию и совершенствованию ИКТ – компетентности педагогических работников. Основные формы работы по формированию и совершенствованию ИКТ-компетентности: работа методических объединений, методические педагогические советы, мастер-классы, индивидуальное консультирование, проведение интегрированных занятий, сотрудничество со студентами, использование возможностей бесплатных платформ для дистанционного обучения (MOODLE, Skillspace и др.), создание различного учебного контента с помощью ИКТ: видеоуроки, тесты, интерактивные статьи, тренажеры, презентации, интерактивные игры и т.д. Следует отметить, что эффективность освоения и дальнейшего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием педагогом того факта, что эти технологии являются средством развития обучающихся и его собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие информационной культуры преподавателя может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного обучения. Использование этих технологий позволяет как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с учебной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.
Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен владеть основами работы на персональном компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду, владеть мультимедийными информационными ресурсами, программным обеспечением, основами работы в Internet.
Информационная образовательная среда полифункциональна, так как может использоваться для широкого ряда задач: учебных, развивающих, коммуникативных, диагностических, рефлексивных и др.
Нынешнее развитие информационных технологий позволяет преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и мультимедиа - ресурсы: аудио и видео - диски, электронные учебники и энциклопедии, хранящиеся на серверах в сети Internet или на внешних электронных носителях.
В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно в учебном процессе находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию. А для этого современный педагог должен развивать в себе умение управлять образовательным процессом, анализировать и оценивать полученную информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которой педагог может при желании самостоятельно увеличивать отсутствующие профессиональные, общекультурные знания и другие, востребованные жизнью.
Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей. ИКТ – одна из основных компетентностей современного педагога, обладающего объективной и субъективной сторонами. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога Субъективная сторона ИКТ определяется индивидуальностью преподавателя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.
Список использованных источников:
1. Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения [Текст]. Дис. канд. пед.наук / Е. Ю. Кулик. - М., РГБ, 2005. - 169 с. 2. Куликова Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме [Текст] / Н. Ю. Куликова // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XII научно-методической конференции. - Новосибирск, 2007. - С. 15-16.
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
4. Гвалдин, А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского / А. Ю. Гвалдин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9025/ (дата обращения: 24.07.2024).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.