Информационная компетентность педагога как составляющая его педагогического мастерства
Оценка 4.7

Информационная компетентность педагога как составляющая его педагогического мастерства

Оценка 4.7
docx
27.07.2024
Информационная компетентность педагога как составляющая его педагогического мастерства
Информационная компетентность педагога как составляющая его педагогического мастерства.docx

Информационная компетентность педагога как составляющая его педагогического мастерства

 

Глобальная информатизация и интеллектуализация, характерная для всех сфер на современном этапе развития общества, способствует росту роли образования. Образование в настоящее время является важнейшим ресурсом экономического и социального развития страны, повышения благосостояния и индивидуального развития граждан. Современные информационные технологии позволяют более эффективно организовать процесс обучения, поэтому информатизация образования является приоритетным направлением развития системы образования.

Внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в образовательную сферу привело к появлению термина «информационно-образовательная среда», под которым понимают совокупность используемых компьютерных средств и способов их функционирования для реализации учебного процесса. Сегодня мы переживаем время, когда изменения в производственной и общественной сферах жизни, «информационно-образовательная среда» качественно изменяют социальный заказ к содержанию образования и методам обучения в образовательных учреждениях. Эти изменения создали предпосылки для обновления и усовершенствования системы среднего общего и профессионального образования, направленные на формирование глубоких и крепких знаний, а также творческого подхода к решению вопросов в любых сферах профессиональной и общественной деятельности.

Основной задачей среднего профессионального образования сегодня становится воспитание конкурентоспособного, компетентного современного специалиста, а также всесторонне развитой личности. Современные реалии диктуют необходимость использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ- компетентности преподавателей, которая является их профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ современный преподаватель получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития, повышает качество образования.

Информатизация образования – одно из основных направлений процесса информатизации, продиктованное потребностями современного общества, в котором главным двигателем прогресса является индивидуальное развитие личности. Она должна обеспечить внедрение в практику программно-педагогических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, усовершенствование форм и методов организации обучения.

Одной из главных задач  профессиональной деятельности современного педагога является содействие переходу от механического усвоения обучающимися знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания. Успешность решения этой задачи в значительной степени зависит от цели использования компьютера в учебном процессе, качества и возможностей программного обеспечения и от того, какое место займет компьютер в системе дидактических средств.

На сегодняшний день ИКТ обладают большими возможностями по использованию их в образовательном процессе. ИКТ со всеми своими ресурсами являются существенными средствами реализации целей и задач современного образовательного процесса. Сейчас преподаватель имеет много возможностей для использования и применения разнообразных информационных технологий в обучении. А именно: информация из сети Internet, банки данных, обучающие электронные  пособия, дидактический материал, справочники и словари, форумы для общения, презентации, видео, программы, которые автоматизируют контроль знаний (зачеты, тесты, опросники, подготовленные с помощью программ MS Excel, MS Power Point и др.). Благодаря всему этому можно актуализировать содержание обучения, возможен интенсивный обмен информацией с партнерами извне. С внедрением новых информационно-коммуникационных технологий преподаватель получает мощный стимул для саморазвития, творческого развития и профессионального рост, чтобы в дальнейшем лучше учить, воспитывать и развивать студентов. Преподаватель, владеющий ИКТ и внедряющий их в учебный процесс, повышает уровень образования и подготовки специалистов, которые должны реализоваться в новом, современном информационном обществе, при этом увеличивает и свое профессиональное педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство тесно переплетается с понятием «педагогическое искусство». Ошибочно считать, что эти термины находятся в прямой иерархической зависимости: педагогическое искусство – самый высокий этап проявления мастерства. На самом деле связь между ними не прямолинейная, а диалектически обусловленная. Педагогическое мастерство проявляется не в теоретических знаниях, а в конкретной деятельности.

«Педагогическое мастерство — это характеристика высокого педагогического уровня деятельности. Критериями педагогического мастерства педагога выступают следующие признаки его деятельности: гуманность, научность, педагогическая целесообразность, оптимальный характер, результативность, демократичность, творчество (оригинальность)»[1].

Ряд исследователей подчеркивают, что помимо навыков и умений, важной составляющей педагогического мастерства являются личностные качества педагога. «Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса» [3]. Приведенные определения понятия «педагогическое мастерство» не исключают одно одного, а только дополняющие, расширяют сущность феномена «педагогическое мастерство».

Таким образом, педагогическим мастерством можно считать совершенное, творческое выполнение учителем профессиональных обязанностей на уровне искусства, результатом чего является создание оптимальных социально-психологических условий для интеллектуального развития и становления личности обучающихся, воспитания лучших нравственных качеств.

ИКТ в современном образовательном пространстве выступает как средство повышения профессионального мастерства. Для эффективного управления деятельностью обучающихся в области использования ИКТ преподавателю необходимо обладать ИКТ-компетентностью, которая является составляющей профессионального мастерства современного преподавателя. «ИКТ-компетентность преподавателя» понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере»[2].

Обладая ИКТ-компетентностью, преподаватель должен не только стремиться к использованию ИКТ в своей работе, но и моделировать и конструировать информационно-образовательную деятельность. По своей специализации необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ- компетентностью, которая выражается в  осознанном методически грамотном использовании ИКТ при преподавании своей дисциплины. Так как современные требования производственной сферы общества диктуют переход к информационному обществу, преподавателям специальных дисциплин необходимо подготовить специалиста, готового войти в это общество. Согласно Концепции информатизации сферы образования главная цель состоит «в подготовке студентов к полноценной и эффективного участия в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества»[2].

Под информационной культурой мы понимаем достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использование информации, обеспечивающей целостное видение мира, предсказание последствий принимаемых решений. В нашем колледже ведется активная работа по формированию и совершенствованию ИКТ – компетентности педагогических работников. Основные формы работы по формированию и совершенствованию ИКТ-компетентности: работа методических объединений, методические педагогические советы, мастер-классы, индивидуальное консультирование, проведение интегрированных занятий, сотрудничество со студентами, использование возможностей бесплатных платформ для дистанционного обучения (MOODLE, Skillspace и др.), создание различного учебного контента с помощью ИКТ: видеоуроки, тесты, интерактивные статьи, тренажеры, презентации, интерактивные игры и т.д. Следует отметить, что эффективность освоения и дальнейшего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием педагогом того факта, что эти технологии являются средством развития обучающихся и его  собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие информационной культуры преподавателя может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного обучения. Использование этих технологий позволяет как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с учебной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен владеть основами работы на персональном компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду, владеть мультимедийными информационными ресурсами, программным обеспечением, основами работы в Internet.

Информационная образовательная среда полифункциональна, так как может использоваться для широкого ряда задач: учебных, развивающих, коммуникативных, диагностических, рефлексивных и др.

Нынешнее развитие информационных технологий позволяет преподавателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и мультимедиа - ресурсы: аудио и видео - диски, электронные учебники и энциклопедии,  хранящиеся на серверах в сети Internet или на внешних электронных носителях.

В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит от того, насколько он способен своевременно в учебном процессе находить и получать, воспринимать и использовать новую информацию. А для этого современный педагог должен развивать в себе умение управлять образовательным процессом, анализировать и оценивать полученную информацию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в течение всей жизни, в рамках которой педагог может при желании самостоятельно увеличивать отсутствующие профессиональные, общекультурные знания и другие, востребованные жизнью.

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества подготовки специалистов, повышению профессионального мастерства преподавателей. ИКТ – одна из основных компетентностей современного педагога, обладающего объективной и субъективной сторонами. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога Субъективная сторона ИКТ определяется индивидуальностью преподавателя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

 

Список использованных источников:

1. Кулик Е. Ю. Система формирования готовности учителей к конструированию информационной образовательной среды предметного обучения [Текст]. Дис. канд. пед.наук / Е. Ю. Кулик. - М., РГБ, 2005. - 169 с.     2. Куликова Н.Ю. Формирование информационной компетентности преподавателей спецдисциплин в техникуме [Текст] / Н. Ю. Куликова // Новые информационные технологии в университетском образовании: Материалы XII научно-методической конференции. - Новосибирск, 2007. - С. 15-16.

3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

4. Гвалдин, А. Ю. Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского / А. Ю. Гвалдин. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва: Буки-Веди, 2015. — С. 29-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9025/ (дата обращения: 24.07.2024).


 

Информационная компетентность педагога как составля ющая его педагогического мастерства

Информационная компетентность педагога как составля ющая его педагогического мастерства

Одной из главных задач профессиональной деятельности современного педагога является содействие переходу от механического усвоения обучающимися знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания

Одной из главных задач профессиональной деятельности современного педагога является содействие переходу от механического усвоения обучающимися знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания

Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса» [ 3 ]

Мастерство учителя — это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса» [ 3 ]

ИКТ – компетентности педагогических работников

ИКТ – компетентности педагогических работников

ИКТ – одна из основных компетентностей современного педагога, обладающего объективной и субъективной сторонами

ИКТ – одна из основных компетентностей современного педагога, обладающего объективной и субъективной сторонами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.07.2024