Информационно – познавательный творческий проект «Душа хранит»,
посвященный Николаю Рубцову.
Вид проекта: информационно – познавательный творческий проект
Актуальность реализации проекта:
В январские дни по всей России проводятся памятные мероприятия, посвященные жизни и творчеству Н.М. Рубцова. К сожалению, немногие знают имя этого великого поэта и знакомы с его стихами, поэтому мы решили обратиться к творчеству Н.М. Рубцова. В современном мире всеобщей компьютеризации молодежь читает мало. Задача педагогов добиться самого главного – сформировать интерес и потребность в чтении книг. Мы должны воспитывать у учащихся чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к своей Родине, природе, животным. В этом нам помогут произведения Н.М. Рубцова.
Цель: Ознакомление обучающихся с жизнью и творчеством поэта Н.М. Рубцова.
Задачи:
развивать интерес к русской литературе;
воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
повышать речевую культуру;
развивать эмоциональную выразительность речи;
обогащать словарный запас;
развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
развивать творческое воображение, фантазию;
привлекать родителей к сотрудничеству.
Формы и методы работы с учащимися: беседы; занятия; чтение стихов; выставка книг; выставка рисунков по творчеству Н.М. Рубцова; литературная гостиная «В гостях у поэта»; виртуальная экскурсия в Дом-музей Н.М. Рубцова ; беседа в библиотеке; разучивание стихов, песен на стихи поэта; создание мини - выставки; разработка проекта.
Материалы и оборудование: книги о жизни и творчестве поэта; материалы сайта «Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова»; сборники стихов Н.М. Рубцова; копии фотографий и документов Н.М. Рубцова, взятые из поисковой системы Яндекс; иллюстрации к его произведениям; материалы для творческой деятельности; презентации к занятиям; аудио, видеозаписи выступлений Н.М. Рубцова; диск с песнями на стихи Н.М. Рубцова; видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»».
Ожидаемые результаты:
развитие интереса к творчеству Н.М. Рубцова;
развитие познавательной активности;
расширение кругозора;
развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков;
развитие словарного запаса и эмоциональной выразительности речи;
формирование эмоциональной отзывчивости;
самостоятельная познавательная, музыкально-художественная, изобразительная и творческая деятельность студентов.
Продукт проектной деятельности:
выставка рисунков к стихам Н.М. Рубцова;
литературная гостиная «В гостях у поэта»;
информационно – познавательный проект «Звезда моих полей»;
создание мини-выставки Н.М. Рубцова;
конкурс чтецов « Рубцовские чтения»;
создание презентации по итогам проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Анкетирование на знание творчества поэта, есть ли в домашней библиотеке книги Н.М. Рубцова;
обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
разработка занятий, бесед, сценария литературной гостиной;
создание презентаций к занятиям и беседам;
разработка плана по реализации проекта;
подбор экспонатов, фотографий, документов и книг поэта к мини - выставке по творчеству Н.М. Рубцова.
2. Основной этап
Совместная деятельность со студентами. Проект реализуется через интеграцию всех образовательных областей.
Образовательные области |
Название мероприятия |
Программное содержание |
Материал, оборудование |
Социально-коммуникативное развитие |
1. Виртуальная экскурсия в Дом - музей в селе Никольское |
Знакомство с экспозицией музея. |
ВИДЕОФИЛЬМ, КОМПЬЮТЕР. ПРОЕКТОР: фотографии, документы, книги, сборники стихов поэта |
2. Беседа в библиотеке «Н. Рубцов – художник словом» |
Знакомство с творчеством Н.М. Рубцова |
Выставка книг: «Звезда Рубцова светит всем». |
|
3.Создание мини- выставки по творчеству Н.М. Рубцова |
Обобщение материала по творчеству Н.М. Рубцова |
Портрет Н.М. Рубцова, иллюстрации к стихам, сборники стихов поэта, фотографии, документы, рисунки, иллюстрации |
|
Речевое развитие |
1.Познавательное занятие. Н.М.Рубцов. Жизнь и творчество. (Приложение №1) |
Знакомство с творчеством Н.М. Рубцова, фактами его биографии; развитие интереса и любви к творчеству великого поэта |
Портрет Н.М. Рубцова, фотографии семьи Рубцовых, памятника Н.М. Рубцову, дома, в котором жил Н.М. Рубцов, сборники стихов Н.М. Рубцова, презентация |
2.Беседа по творчеству Н.М. Рубцова, чтение стихов (Приложение №2) |
Воспитание умения эмоционально воспринимать образное содержание стихов, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение |
Книги, иллюстрации к стихам, презентация, аудиозаписи. |
|
3. Заучивание стихотворений Н.М. Рубцова |
Воспитание интереса к поэзии, учить пониманию красоты и силы русского языка, умению говорить красиво и правильно |
Стихи Н. М. Рубцова |
|
4. Литературная гостиная «В гостях у поэта» (Приложение №3) |
Закрепление знаний о творчестве Н.М. Рубцова, умение выразительно читать стихи. |
Карта Архангельской области, портрет Н. М. Рубцова, мультимедийный проектор, презентация «Жизнь и творчество Рубцова», книги Н. М. Рубцова, фотографии, документы, выставка рисунков к стихам поэта, записи песен поэта, видеофильм. |
|
5. Конкурс чтецов « Рубцовские чтения» |
1Учить выразительному чтению стихотворений. 2Расширять представление о лирике Н.М. Рубцова |
Портрет Н.М. Рубцова, иллюстрации к стихам |
|
Художественно-эстетическое развитие |
1.Выставка рисунков к стихам Н.М. Рубцова |
Развивать фантазию, творческое воображение, |
Альбомные листы, карандаши, мелки, краски, кисти, баночки с водой, салфетки |
2. Слушание и разучивание песен на стихи Н. Рубцова |
Обогащать впечатления, способствовать развитию фантазии, воображения, прививать любовь к музыке |
Аудиозапись песен на стихи Н. Рубцова |
|
Познавательное развитие |
1. информационно – познавательный проект «Звезда моих полей» |
Знакомство с биографией Н. Рубцова, чтение стихов, воспоминаний поэта. |
Стихи Н.М. Рубцова, книги о Н.М. Рубцове.
|
Совместная деятельность студентов и родителей
1. Чтение стихов Н.М. Рубцова.
2. Заучивание стихов, отрывков
3. Проектная деятельность о жизни и творчестве Н.М. Рубцова.
4. Иллюстрации к стихам Н.М. Рубцова.
Совместная деятельность студентов и педагогов
1. Анкетирование
2. Консультирование по индивидуальному проекту и по проекту в целом
3. Заключительный этап
оформление книги - рисунков на стихи Н.М. Рубцова;
создание мини-выставки;
создание презентации по итогам проекта;
показ презентации о мероприятиях, проводимых в рамках проекта «Слово поэта»;
награждение грамотами участников проектной деятельности, победителей конкурса рисунков; награждение участников памятными медалями с символикой проекта;
Приложение №1
Познавательное занятие.
Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество.
Цель: Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством поэта Н.М. Рубцова.
Задачи:
Повышать речевую культуру студентов;
Способствовать обогащению словарного запаса обучающихся.
Ход занятия:
Издавна северная земля славится своими замечательными и великими людьми. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского поэта Н.М. Рубцова. (Слайд №1. Фото Н.М. Рубцова)
3 января 1936 года в нашем селе родился Николай Рубцов. Он был четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых. Отец Николая Рубцова работал в леспромхозе начальником ОРСа, а мать была домохозяйкой. (Слайд №2. Фото отца Н Рубцова)
Семья Рубцовых жила в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, который до сих пор стоит в Емецке, около перекрестка, на знаменитом старом архангельском тракте, по которому Михаил Ломоносов шагал в Москву. Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты. Недалеко от дома и река Емца, которая впадает в Северную Двину.
- Кто знает и видел этот дом? (ответы студентов)
(Слайд №3. Фото дома Рубцова.)
Отец очень любил музыку, играл на гармошке, хорошо пел, а Николай уже в детстве научился играть на гармонике и гитаре.
В 1937 году Рубцовы переехали в Няндому по новому месту работы отца. В 1940 году семья вернулась в Вологду, где их и застала война. Отец ушел на фронт. Мать умерла в июне 1942 года, и дети остались одни.
После смерти матери старших детей взяли к себе родственники, а младшие — Коля и Боря — попали в Красковский детский дом недалеко от Вологды. В октябре 1943 года Николая перевели в другой детдом — в селе Никольском Тотемского района. Там он начинает учиться в школе. (Слайд №4. Фото. Детский дом в селе Никольское Тотемского района Вологодской области, где в 1943 – 1950 гг. жил Н.М.Рубцов)
Учился Николай Рубцов хорошо. Об этом говорят и похвальные грамоты, полученные им по окончании первого, третьего и четвертого классов за отличные успехи в учебе. (Слайд №5. Похвальная грамота)
Да, по-прежнему стоит на берегу реки здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
- Как жилось тогда ребятам в детдоме? Конечно, трудно. Впрочем, как и всем в те годы. О сытом столе нечего было и мечтать. В спальнях было холодно. Не хватало постельного белья. До 1946 года детдомовцы ходили в башмаках с деревянными подошвами, и весь дом был переполнен деревянным стуком. Плохонькая одежонка. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. (Слайд №6.Коля Рубцов с воспитателями детского дома.)
У воспитанников детдома велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого.
Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу. То старую лошадь кормит травой и гладит. А когда мальчик подрос, он охотно ездил с бочкой за водой, и уж, конечно, для него большая радость пройти с вожжами в руках за телегой в поле.
Не обходилось без развлечений, озорства, игр. Например, Николай до страсти увлекался рыбалкой и, когда это было возможно, целые дни проводил со сверстниками на реке. То с удочкой сидит, а потом несут связку плотвы и маленьких окуней, то охотится за налимами, переворачивая камни в воде, вооруженные самодельной острой.
А сейчас, уважаемые студенты, я хочу вам рассказать, как Колю поздравили с днем рождения, когда ему исполнилось 10 лет. Что вам обычно дарят на день рождения? (Выслушать ответы). Да, вас очень любят родители, дарят вам хорошие подарки, но тогда было другое время, только закончилась война, в стране был голод. Николай Рубцов так вспоминал свой день рождения: Самая бойкая из девчат Валечка маршем на барабане вызвала в зал воспитанников детдома, и Коля был вытолкан к елке с флажками, где и вручили ему роскошный по тем временам подарок – десять цветных горошин-драже, маленьких конфеточек. А потом он играл на гармошке и рассказывал свои стихи, от волнения засунув руки в карманы штанов. Вот такое стихотворение он тогда прочитал. Стихотворение называется «Зима». Послушайте его и скажите о чем оно?
Скользят полозья детских санок
По горушке крутой,
Дети весело щебечут,
Как птицы раннею весной.
(Студенты отвечают, что это стихотворение о том, как дети любят кататься на санках с горы зимой)
Коля прочитал это стихотворение. Ему все хлопали, улыбались, и он был счастлив. (Слайд №7. Фото Н Рубцов на елке в детском доме)
Сохранился рассказ учительницы литературы: “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”. Колю любили в детском доме и взрослые и дети. Он был добрый и отзывчивый. Детям нравилось слушать его стихи. А еще Коля хорошо играл на музыкальных инструментах - на гармошке и на гитаре.
Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Как любой мальчишка он очень мечтал о море, о путешествиях. Мечта о море была столь сильной, что Николай устроился на рыболовецкое судно «Архангельск». Он с гордостью пишет:
Я весь в мазуте,
Весь в тавоте –
Зато работаю в Тралфлоте»
Осенью 1955 года Николая призвали на военную службу. Четыре года он служил на эскадренном миноносце Северного флота в звании матроса, старшего матроса, а к концу службы — старшины второй статьи. Видимо, теперь, наконец-то, сбылась его романтическая, из детства, и связанная с морем мечта. (Слайд №8. Фото – “Северный флот”).
После армии закончил Литературный институт им. А.М. Горького в Москве. (Слайд №9. Фото Н Рубцова, диплом об окончании Литературного института)
Н. М. Рубцов очень много странствовал за свою жизнь, жил в разных городах. Он принимал участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках.
Но больше всего он любил свою Вологодчину, село Никольское, где был в детдоме. Его все время тянуло туда. Он любил бродить по лесу, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Николай Рубцов говорил: «Я пишу про то, что вижу». Так появились замечательные стихи про зверей, птиц, деревенских жителей, детей (стихи «Про Вову», «Про Леву», «Про зайца», «Добрый Филя»).
При жизни Н. М. Рубцова вышло 4 книжки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”. Его стихи остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.
Итог занятия:
- С кем мы сегодня познакомились, о ком узнали?
- Кто такой Н.М. Рубцов?
Литература:
1. Материалы сайта Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова. http://rubtsov-poetry.ru/
2. Сергей Багров. За Вологдой, во мгле. – Вологда, 2003
3. Вячеслав Белков. Жизнеописание Николая Рубцова. // Воспоминания о Рубцове. – Вологда, 1994.
4. Коняев Н. М. Николай Рубцов. — М.: Мол. гвардия, 2001.
Приложение №2
Конспект занятия по творчеству Н.М. Рубцова.
Цель: Активизировать литературную память студентов, создать эмоционально-положительное настроение, обогатить представления обучающихся о жизни и творчестве Н.М. Рубцова.
Задачи:
Познакомить студентов с творческой деятельностью Н.М. Рубцова;
Вызвать интерес к личности поэта;
Воспитывать любовь к творчеству Рубцова и поэзии в целом;
Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихов;
Развивать поэтический слух, умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь.
Оборудование: Презентация, аудиозаписи, книги Н.М. Рубцова
Ход занятия:
Преподаватель. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов можно назвать Николая Рубцова. На прошлом занятии мы познакомились с биографией Николая Михайловича Рубцова.
Зима — это время года, когда поэт появился на свет, зима — это время года, когда Николая Рубцова не стало.
Стихотворение «Первый снег»
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
- Вам не захотелось на улицу, дотронуться до белого-белого снега? А, может, вдруг захотелось ощутить его холодную пушистость, прикоснуться к какой-то тайне природы.
Когда читала это стихотворение Николая Рубцова, я слышала негромкую, чистую, прозрачную музыку. «Ах, кто не любит первый снег»... Стихи Рубцова музыкальны, значит, это действительно поэзия... Послушайте ещё одно его стихотворение.
Стихотворение «Звезда полей»
Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою...
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром...
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...
- О чём здесь идёт речь? (О любви к Родине)
Дело в том, что ещё шести лет Николай лишился матери и отца. Он почти их не помнил, а помнил лишь сиротский детский дом в селе Никольском в северном, холодном Вологодском крае. Любовь к северному краю он сохранил на всю жизнь. И где бы он ни был, всегда вспоминал сельские пейзажи.
Стихотворение «Утро»
Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...
- Николай Рубцов часто вспоминал детство, свою мать, которую помнил не зрительно, а только душой, чувствами. Закройте глаза и послушайте песню «В горнице».
-Какая это песня по настроению? (ответы студентов)
-О ком эта песня? (ответы студентов)
-Какую картину вы представили, когда слушали песню? (ответы студентов)
Музыкальная физкультминутка.
- Николай Михайлович писал о птицах с большим проникновением и пониманием их судьбы.
- Кому особенно тяжело в суровые зимние дни? (птицам)
- Почему?
Стихотворение «Воробей» (читает обучающийся).
Чуть живой. Не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему…
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
-Послушайте ещё одно стихотворение «Ворона» (читает обучающийся).
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь ни зернышка нет у вороны
И от холода нет обороны...
-Какое настроение у вороны?
-Что стало причиной такого настроения?
-А вот ещё стихотворение «Ласточка» (читает обучающийся)
Ласточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилу птенцу.
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Над мезонином своим...
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
- О ком вы узнали из этого стихотворения?
- Похоже ли оно по настроению на стихотворение о воробье и вороне?
- Какая беда случилась у ласточки?
- Как вела себя птичка?
- Можно ли было помочь ласточке?
Живя в городе большую часть своей жизни, Рубцов часто вспоминает деревню, а вообще на деревенскую тему у него очень много стихов. Послушайте одно из них.
«Родная деревня»
Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!
Бывает, что пыльный мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
— Я тоже отсюда уеду!
Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
— Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…
Николай Рубцов... Это человек, который принес в мир не только стихи, но и свою музыку, тихую, светлую, убаюкивающую, умиротворенную. Нет, он не был композитором, но с охотой играл на гармошке и гитаре. Еще в детдоме всем казалось, что он непременно будет учиться музыке.
На его стихи написано более 130 песен. Значит, чувствовалась в них музыку, рубцовскую музыку.
Песня «Морошка»
- Вам понравилась песня?
- О чём она?
- Поэт погиб, он не сможет больше написать ни строчки, поэтому мы с трепетом держим сборник его стихов. Прикоснёмся к живому роднику его поэзии, прочтём ещё стихотворение.
Стихотворение «Берёза»
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
Итог: Дорогие студенты, с творчеством какого поэта мы с вами сегодня знакомились? (Н.М. Рубцова).
- Какие его произведения вам больше всего понравились?
Литература:
1.Н.Рубцов «Стихи для детей» - Оренбургская книга, 2006.
2. Н.Рубцов «Родная деревня». Стихи. – Вологда, 2002.
Приложение №3
Литературная гостиная «В гостях у поэта»
Цель:
1. Обогащение представлений обучающихся о жизни и творчестве поэта Н. М. Рубцова.
3. Развитие у студентов связной выразительной речи, творческих, познавательных, музыкальных и танцевальных способностей.
4. Воспитание у обучающихся нравственных и эстетических чувств, доброжелательного отношения к окружающему миру.
Подготовительная работа:
1. Беседа в библиотеке «Н. Рубцов – художник словом»
2. Беседы о детстве, жизни, стихах Рубцова.
3. Семейная проектная деятельность «Звезда моих полей».
4. Рассматривание иллюстраций к стихам поэта.
5. Рассматривание фотографий поэта в разные периоды жизни, фотографий мест, где жил и работал поэт.
6. Чтение и заучивание стихов Н. М. Рубцова, отработка их выразительного чтения, правильного произнесения поставленных звуков.
7. Слушание песен, написанных на стихи поэта.
8. Разучивание песни « Северная береза» на стихи поэта.
9. Рисование по стихам Н. М. Рубцова.
Оборудование: портрет Н. М. Рубцова, мультимедийный проектор, презентация «Жизнь и творчество Рубцова», гармонь, гитара, книги Н. М. Рубцова, выставка рисунков к стихам поэта, записи песен на стихи поэта «Тихая моя Родина», «В горнице», «Северная береза»; аудиозапись «Песня о Рубцове» в исполнении Паничева Валентина, видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»»
Ход занятия:
Ведущий 1: (СЛАЙД 1)
Здравствуйте, уважаемые родители, гости. Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной «В гостях у поэта», посвященной 85-летию со дня рождения замечательного русского поэта Н. М.Рубцова и предлагаем вам посмотреть небольшой документальный фильм о жизни и творчестве поэта. Видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»»
Студенты заходят в зал, звучит песня о Рубцове (Паничев Валентин «Песня о Рубцове»).
Ведущий 2: (СЛАЙД 2)
Сегодня мы окунёмся в жизнь, судьбу и творчество Николая Михайловича Рубцова.
Ведущий 1: Уважаемые студенты, скажите, пожалуйста, где родился Н. М. Рубцов?
Да, Николай Рубцов родился 3 января 1936 года в нашем селе Емецк четвертым ребенком в семье. (СЛАЙД 3) Отец Николая Рубцова Михаил Андрианович работал в леспромхозе, а мать Александра Михайловна была домохозяйкой. (СЛАЙД 4)
А где прожила семья Рубцовых в Емецке?
Семья Рубцовых жила в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, который до сих пор стоит в Емецке, около перекрестка, на знаменитом старом архангельском тракте, по которому Михаил Ломоносов шагал в Москву. (СЛАЙД 5) Семья Рубцовых занимала две небольшие комнаты. Недалеко от дома и река Емца.
В 1937 году Рубцовы переехали в Няндому по новому месту работы отца. В 1940 году, когда Коле было 5 лет, семья переехала в Вологду. Потом началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, а в семье Коли случилось большое несчастье – умерла мама, и мальчик вместе с братом Борей оказался в детском доме.
Так Коля попал в детский дом под Вологдой, а потом его перевели в другой детский дом в село Никольское Тотемского района (СЛАЙД 6)
А как учился Коля в школе? (Он учился отлично).
Да, вот такой похвальной грамотой за отличные успехи в учебе и примерное поведение наградили Колю после окончания третьего класса (СЛАЙД 7). Такие же грамоты он получил после окончания первого и четвертого классов.
Коля рано начал писать стихи. Послушайте его стихотворение и скажите о чем оно?
Вспомню как жили
Мы с мамой родною.
Всегда в веселе и тепле.
Но вот наше счастье,
Распалось на части –
Война наступила в стране.
Ребята, скажите, пожалуйста, а как относились к Коле другие дети в детском доме? (Колю любили. Он был добрый. Детям нравилось слушать его стихи.)
А еще Коля хорошо играл на музыкальных инструментах. Скажите, пожалуйста, на каких инструментах он играл? Да, Коля играл вот на такой гармошке и на гитаре. И часто пел песни на свои стихи.
Ведущий 2: (СЛАЙД 8) Скажите, пожалуйста, а кем Коля мечтал стать, когда закончит школу? (Коля мечтал стать моряком). Мечта сбылась, когда его призвали в армию, и Коля стал служить на Северном флоте. Николай Рубцов служил моряком целых 4 года и на службе в Морфлоте пользовался любовью товарищей, продолжал сочинять стихи, хорошо пел, играл на гармони, танцевал.
Ведущий 1: Николай Рубцов очень любил свою Родину – Россию, у него написано много стихов о любви к своему Отечеству. Давайте послушаем песню «Тихая моя Родина» и скажем о чем она? (О любви к Родине, о том, что Рубцов помнит о своей малой родине и ничего не забыл).
А сейчас прочитаем стихи Рубцова о Родине. (Студенты читают стихи «Звезда полей» (СЛАЙД 9), «Избушка»).
Ведущий 2: Н. М. Рубцов очень много странствовал за свою жизнь, жил в разных городах, но больше всего он любил свою Вологодчину, село Никольское, где был в детдоме. Его все время тянуло туда. (Студенты читают стихи «Родная деревня» (СЛАЙД 10) , «В горнице» (СЛАЙД 11).
Он любил бродить по лесу, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Николай Рубцов говорил: «Я пишу про то, что вижу». Так появились замечательные стихи про зверей, птиц, деревенских жителей, детей. (Студенты читают стихи «Про Вову», «Про Леву», «Добрый Филя», «Хлеб», «Медведь», «Про зайца».)
Героями стихов Н. Рубцова становятся и домашние животные, добрые, веселые и немного смешные. (Стихотворение «Жеребенок»)
Поэт Н. Рубцов очень любил птиц и писал про них с большой теплотой и пониманием их судьбы, особенно в холодное и голодное для птиц время. (Стихотворение – «Ласточка» (СЛАЙД 12))
Послушайте песню Надежды Берестовой на стихи Н. Рубцова «Воробей» (СЛАЙД 13)
Ведущий 1: А еще много стихов Николай Рубцов посвятил красоте нашей русской северной природы. (Студенты читают стихотворения «Цветы» (СЛАЙД 14), «Маленькие Лили».)
А сейчас мы исполним песню, написанную на стихи Н.М.Рубцова «Северная береза» (Студенты исполняют песню). (СЛАЙД 15)
Есть у него и стихотворения о зиме. Поэт очень радовался первому снегу и написал об этом стихотворение. (Студенты читают стихотворение «Первый снег») (СЛАЙД 16)
А где зима, там лошадка, сани, лес, дрова… Послушаем стихотворение «По дрова».
Есть у Н. Рубцова стихи про осень. (Студенты читают стихотворения «В осеннем лесу» (СЛАЙД 17), «У сгнившей лесной избушки»)
Ведущий 2: А как Н. М. Рубцов относился к своей Родине? (Он любил ее, воспевал в стихах). Чем нам дорог поэт Н. Рубцов? (Писал хорошие стихи, любил Родину).
Память о Н. М. Рубцове чтут по всей стране. Ему поставлены памятники в Тотьме, Вологде, бюст в Череповце. В Вологде и Москве есть музеи. (СЛАЙД 18)
Сейчас имя Николая Рубцова хорошо известно не только в России, но и за рубежом. Многие его стихи стали известными песнями, рубцовские строчки звучат и на разных языках мира, его поэзия понятна людям разных культур.
Именем Николя Рубцова сегодня названы одна из малых планет, улицы в Вологде и Санкт-Петербурге, в селе Никольском Тотемского района создан музей Рубцова. В Вологде ему посвящена экспозиция в музее «Литература. Искусство. Век ХХ», памятники поэту открыты в Тотьме, Вологде, Череповце, в Емецке. На доме №3 по улице Яшина, где жил и погиб Николай Михайлович, установлена памятная доска. Ежегодно проходят поэтические конкурсы, марафоны, организуются научные конференции, поклонники творчества поэта собираются на литературные фестивали, среди которых особое место занимает Открытый фестиваль музыки и поэзии «Рубцовская осень», действуют Рубцовские центры в Вологде, Череповце, Санкт-Петербурге, Москве, Дзержинске, Сургуте и других городах. Рубцовскую «звезду полей» дано увидеть каждому, она ярко сияет в созвездии русской поэзии:
Литература:
Материалы сайта Душа хранит. Жизнь и поэзия Николая Рубцова. http://rubtsov-poetry.ru/
Видеофильм «Николай Рубцов – «Я умру в крещенские морозы»»
Аудиозапись «Песня о Рубцове» в исполнении Паничева Валентина
Диск Надежды Берестовой «Край Чудес».
Видеозапись песни «Тихая моя Родина» на стихи Н. Рубцова, музыка Ю. Смирнова, в исполнении Е.Волковой, А. Подболотова. https://www.youtube.com/watch?v=XkV9rUj5mn0
Аудиозапись песни «В горнице».
Приложение № 4.
Лист самооценки (рефлексии) студентов после проведенного мероприятия.
Методика незаконченных предложений.
Вопросы.
1. Участвуя в этом проекте, я узнал….
2. Я открыл для себя….
3. Творчество Н. Рубцова у меня ассоциируется с….
4. Стихи этого поэта вызывают у меня….
5. Мне кажется, что поэт хотел показать….
6. В этих стихах для себя я понял….
7. Я хотел бы еще узнать….
8. В биографии поэта мне запомнилось…
9. Из всех прозвучавших произведений, мне ближе всего…
10. Это стихотворение запомнилось потому, что……
11. Работая в группе, я научился…
12. Виртуальные экскурсии мне интересны тем, что….
13. Создавая свой рисунок, я хотел показать…
14. Слушая музыку, я чувствовал….
15. Участие в проекте, для меня прежде всего это….
16. Подбирая материал для проекта, я использовал…..
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.