"Информационно-коммуникативные технологии как средство работы по психолого-педагогическому сопровождению становления личности подростка
Оценка 4.7

"Информационно-коммуникативные технологии как средство работы по психолого-педагогическому сопровождению становления личности подростка

Оценка 4.7
doc
04.05.2020
"Информационно-коммуникативные технологии как средство работы по психолого-педагогическому сопровождению  становления личности подростка
статья.doc

     «Информационно-коммуникационные технологии как средство работы по психолого–педагогическому сопровождению становления личности подростков»

   На современном этапе развития образования ни одна образовательная организация не обходится без психологической службы. Сегодня никого не удивляет присутствие психолога в школе, училище, обращение к нему стало привычным как для детей, так для педагогов и родителей. Для любого направления работы психолога необходима тщательная подготовка и проработка каждого этапа, будь то диагностика, либо коррекционно-развивающая, просветительская, профориентационная  работа. Подчас после проведенной диагностики психологам приходится часами сидеть за обработкой результатов тестирований,  а для подготовки развивающего занятия приходилось вручную создавать рисунки, плакаты, мозаики и т.д.

     Но технологии не стоят на месте, с каждым годом всё совершенствуясь,  дают возможность облегчить работу работникам образовательной сферы.    

     И психологи не остались в стороне. Внедрение  современных компьютерных технологий в психологическую практику позволяет сделать работу психолога более продуктивной и эффективной. Пройдя курсы повышения  квалификации, сделала вывод, что в педагогической практике ИКТ значительно смягчает работу.

    Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Сегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин или совсем не рассматривается содержательно,  или он имеет неоднозначное значение.

Специфика работы педагога - психолога состоит в том, что он должен владеть методами и приемами, различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, уметь их комбинировать и модифицировать.

         Какие же психолого-педагогические технологии наиболее актуальны в работе педагога - психолога?

·         информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.

·         операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.

·         технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.

·         эвристические - на развитие творческих способностей личности.

·         прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

     Начиная работать педагогом, на первом этапе работы я ставила цель – расширение и  углубление знаний по выбранной теме. Активно занимаюсь самообразованием, общаюсь с коллегами в форумах. А также прохожу курсы повышения квалификации в НИПК и ПРО, ОблЦите, институте информационных технологий «АйТи».

     Следующий этап работы – применение  полученных знаний в практике работы психолого-педагогического сопровождения.

    С их помощью можно реализовывать основные направления деятельности педагога -  психолога: диагностику, консультирование, коррекционно - развивающие работы, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.

 

Преимущества компьютерной диагностики явные:

    - появляется возможность проводить тестирование сразу нескольких учащихся как  по общему, так и по разным тестам;

    -  не требуется персонального участия или присутствия рядом с      воспитанником (большинство  тестов являются автоматическими,  и подросток самостоятельно читает инструкцию, затем начинается тестирование);

      - обработка теста осуществляется автоматически, что сокращает время на интерпретацию результатов исследования, при этом больше времени остается на наблюдение за воспитанниками, а также индивидуальные беседы и консультации;

      - результаты можно посмотреть и обсудить сразу после завершения тестирования.

 

В процессе консультирования  использую интернет -  сайты, содержащие информацию по возрастной психологии. Эти материалы нужны  для оформления наглядной информации на стендах, интернет  -  ресурсы могут быть рекомендованы и  родителям.

 

Удобна и организация дистанционного консультирования целевых групп, (в частности, создание  Интернета – доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение психолога и клиента);

В нашем компьютерном классе, где имеется локальная сеть, создана сетевая папка психолога и текстовый документ с названием «Вопрос психологу», в нем  подростки могут анонимно задать интересующий их вопрос и получить ответ или узнать мнение других подростков.

    Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно – развивающих занятий, научно исследовательской и психопросветительской   работы среди обучающихся, родителей и педагогов.

         В индивидуальной коррекционной  и развивающей работе применяю различные психологические программы, которые устанавливаются на компьютер в комнате психологической разгрузки,  и все желающие смогут воспользоваться ими для релаксации.

    Особенно велика роль ИКТ при проведении психологического просвещения.  Постоянно  использую такую форму  работ, как «электронная лекция» - проекция материала на экран; применение  CD – фильмов. Фильмы использую и на семинарах.

   В своей работе психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические  пособия. Все это обычно хранится на полках в отдельных папках. В этом случае удобно иметь электронную библиотеку – вся информация имеет электронный вид и исчезает проблема с нехваткой места.

Мною создана тематическая психологическая электронная библиотека для  учащихся, педагогов, родителей по актуальным проблемам, которые их волнуют.

Созданы электронные паспорта детей – это база данных, где содержится вся информация о тех подростках, с которыми уже проводилась психологическая работа.

       Разработана копилка групповых и индивидуальных работ с воспитанниками.

Мне самой пришлось участвовать  дистанционных психологических акциях и конкурсах;

А воспитанники нашего училища приняли участие в районном, областном конкурсах заочно «Взгляд из будущего», во всероссийском  конкурсе « Это мой мир».

       Одним из направлений использования информационной технологии в работе психолога можно рассматривать использование  Интернет - проектирования.

Интернет-проектирование часто используется в рамках медиа - уроков психологии, на которых активно используются ИТ - технологии.

       В целом, использование ИКТ в работе педагога - психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным  УМК по психологии и т.д.    

Итак, информационные технологии – нужный и важный помощник.

      Первое -  огромный интерес, особенно со стороны детей.

      Второе – широкие мультимедийные возможности.

      Третье – учет индивидуальных возможностей  каждого ребенка.

      Четвертое -   интерактивность компьютерных программ.

      Пятое – экономия временных ресурсов.

   Сегодня полноценное осуществление профессиональной деятельности  педагогом – психологом невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога, повышается  его профессиональный уровень.

Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.     

 

 

 

 

 


Информационно-коммуникационные технологии как средство работы по психолого–педагогическому сопровождению становления личности подростков»

Информационно-коммуникационные технологии как средство работы по психолого–педагогическому сопровождению становления личности подростков»

С их помощью можно реализовывать основные направления деятельности педагога - психолога: диагностику, консультирование, коррекционно - развивающие работы, просвещение, только формы и средства их реализации существенно…

С их помощью можно реализовывать основные направления деятельности педагога - психолога: диагностику, консультирование, коррекционно - развивающие работы, просвещение, только формы и средства их реализации существенно…

В своей работе психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия

В своей работе психолог постоянно сталкивается с обилием информации: книги, методики, практические и методические пособия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020