Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"
Оценка 4.7

Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"

Оценка 4.7
doc
русская литература
10 кл—11 кл
04.05.2020
Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"
Цели: формирование общих представлений о жизни и творчестве Полонского; формирование умений интерпретирования и исследования лирического произведения; выявление особенностей художественного мира Полонского.
Коспект урока литературы в 10 классе В художественном мире Я.П.Полонского.doc

Урок литературы. 10 класс. Учитель: Бубукина Е.В.

 

Тема: В художественном мире Якова Петровича Полонского.

 Цели:

формирование общих представлений о жизни и творчестве Полонского;

формирование умений интерпретирования и исследования лирического произведения;

выявление особенностей художественного мира Полонского.

         Эпиграфы:

1. «Читая произведения Полонского, чувствуешь себя во всевозможных сферах русской жизни, которая ему близка…»  (Поливанов, рецензент Полонского, представлявший его сборник на соискании Пушкинской премии).

2. Произведения Полонского «постоянно запечатлены колоритом симпатичной и благородной личности».                                                   (Н.А.Некрасов)

3. «Я еще в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что есть зло на свете».                                                       ( Д.Григорович)

4. «Полонский – редкой души человек, думаю, что второго такого доброго, чистого, честного и нет».

5. «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава». (Елена Штакен….., дочь петербургского архитектора).

                            «Мое сердце – родник,

                            Моя песня – волна».

                                                         Я.П.Полонский

 

Оборудование: портрет Полонского, выставка книг.

Ход урока.

1.Мобилизующий этап. Исполнение песни на стихи Полонского «Мой костер…»

 Вступительное слово учителя.

         Когда я слышу этот романс, мое сердце переполняется гордостью, потому что эти теплые, романтически  грустные стихи принадлежат русскому поэту Якову Петровичу Полонскому, родившемуся на рязанской земле. И по прошествии многих лет стихи кажутся свежими и юными, будто только вчера возникли из струн нежной лиры нашего земляка. Человеку важно знать свои корни, и поэтому я приглашаю вас сегодня на задушевную беседу в литературную гостиную, чтобы прикоснуться к истокам поэзии Я.П.Полонского, убедиться в том, что … (на экран поочередно эпиграфы ) 1,2,3,4,5

2.Обнаружение учащимися недостаточности имеющихся знаний.

 Экскурс по основным этапам жизни Полонского.

                            Ворошилась весна, ворошилась!

                                    Под окном я встречаю весну.

                                    Просыпаются силы зеленые,

                                    А усталого клонит ко сну.

                                    И напрасно черемухи запахи

                                    Мне приносит ночной ветерок;

                                    Я сижу и тружусь; сердце плачет,

                                    И нужда задает мне урок.

         Полагаю, что не совсем прав этот скромный, застенчиво-красивый человек, когда грустно говорил о себе: «Не велика моя нива, не весела моя жатва». Он прожил долгую жизнь (1819-1898 г.г.), за это время в русской литературе произошло много перемен. Достаточно сказать, что стихи Полонского получили оценку В.А.Жуковского, а окончил он свой путь, когда уже писал А.Блок.

         Об этой долгой, но очень счастливой жизни расскажут наши экскурсоводы, а слушающим  предлагаю собирать материал о поэте. (Раздать таблицы.)

                                                   Я.П.Полонский (1819 – 1898 г.г.)  

Этапы жизненного и творческого пути

Самое важное

Из детства и юности

 

1846 – 1851 г.г.

 

1850 – 1860 г.г.

 

1870 – 1890 г.г.

 

Мемуары Я.П.Полонского

 

Полонский как поэт

 

Стихи, которые услышал

О чем они?

 

 

 

                                                    Особенности лирики Полонского

 

 

 

 

 

3. Чтение учащимися наизусть стихотворений Полонского, интерпретация.

Учитель: «Загадочная поэзия Полонского до сих пор не нашла истолкования в нашей критике»- это было сказано еще в конце 19 века.

А что скажете вы, современные читатели?

Как вы поняли стихи Полонского и сумели выявить особенности художественного мира поэта? Анализ стихотворений, выполненный учащимися.

1. «Птичка».

2. «Затворница»

3. «Зимний путь»

4. «Дорога»

5. «Лунный свет»

6. «Ночь»

7. «Утро»

Учитель читает стихотворение «Поцелуй».

Послушайте и скажите определение: «Какая любовь у Полонского?» (Чистая, надежная, как щит, любовь, дающая радость бытия, любовь защита, опора, помощь).

4.Закрепление нового.

 Художественный мир Полонского

1. Пейзажи не привлекают Полонского.

2. Не природа, а люди, их неудачи, их печали, тревоги – вот что интересует Полонского.

3. Поэзия Полонского многолика, она не исчерпывается одним лирическим героем (как у Фета). Об этом говорят сами названия стихотворений «Старая няня», «Птичка», «Слепой тапер» и др.

4. Но о ком бы поэт ни писал, его прежде всего интересует внутренняя, интимная тревога его героев, их мысли, чувства, переживания.

                                      За моей стеной бездушной

                                      Чью-то душу слышу я;

                                      Долетает до меня

                                      В струнных звуках чье-то сердце.

Поэт «задушевного чувства».

5. Простая форма стихотворения, естественные разговорные интонации переход стихотворений Полонского в область песен. Композиторы Рубинштейн, Танеев, Даргомыжский, Рахманинов, Чайковский положили на музыку более 50 стихотворений Полонского.

5.Рефлексия – синквейн о Полонском

         Думаю, что сегодняшняя встреча  с Яковом Полонским разбудила в нас какие-то уснувшие струны, заставила задуматься о высоких и благородных чувствах. Конечно же, мы не прочитали Полонского до конца, но убедились в том, что творчество этого самобытного рязанского поэта – явление светлое, потому что в нем – любовь ко всему живому и живущему.

6. На дом: сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Полонского; наизусть стихотворение Полонского по выбору.

 


По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

                     Я.П.Полонский

 

 

 

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

 

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

 

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

 

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

 

Солнце раз ещё взглянуло

Исподлобья на поля –

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

                    Ф.И. Тютчев


 

I. Сопоставительный анализ

 стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…»

и стихотворения Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…»

 

Исследуйте текст  стихотворений:

 

 

Полонский

Тютчев

СХОДСТВА

Тучи

 

 

 

 

Гром

 

 

 

 

Молния

 

 

 

 

 

Земля

 

 

 

 

 

РАЗЛИЧИЯ

Предметы

 

 

 

 

 

Действия

 

 

 

 

 

Признаки

 

 

 

 

 

Краски

 

 

 

 

 

Звуки

 

 

 

 

 

 

II. Ответьте на следующие вопросы:

 

1. О чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?

2. Меняется ли настроение по ходу текста стихотворений? Докажите свое мнение.

3. Какие образы и картины в описании грозы показались вам самыми выразительными? Почему?

4. Какими художественными средствами пользовались поэты для изображения грозы? Какова роль этих средств в тексте?

 

7. Оценки на уроке.

         Встречи в литературной гостиной мы продолжим, признаваясь в любви к великому слову поэтов и писателей, а значит, в любви к русскому языку в России.

 

 

Анализы стихотворений, подготовленные учащимися

 

 

 

                            Яков Полонский.  «НОЧЬ»

         Стихотворение Я.П.Полонского «Ночь» было написано в 1850 году, в начале творчества поэта. Тема произведения – изображение человеческих чувств. Автор стиха рассказывает о герое, который ищет ответ на вопрос:

                            Отчего я люблю тебя, светлая ночь,-

                            Так люблю, что, страдая, любуюсь тобой!

Обращаясь к ней, он пытается понять, за что ему любить ее, что она даст ему, разделит ли с ним его тревоги: «разрешит ли сомненья тяжелый вопрос!» Ночь – это олицетворение жизни, покоя. Полонский в конце стихотворения приходит у выводу, что он любит жизнь, любит все чем она наполнена: сумрак холмов, трепет сонный листов, моря темного… в этом он ищет свое успокоение:

                            «Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь,-

                            Оттого, может быть, что далек мой покой!»

 

Лирический герой произведения – автор. Настроение загадочное, таинственное, присутствует в течение всего стиха. Жанр – лирическое стихотворение. Оно состоит из шести строф. Автор в своем произведении употребляет экспрессивную лексику, чтобы изобразить человеческие чувства: страдая, любуясь, жадное сердце, гармонический говор, сомненья тяжелый вопрос, трепет листов. Также Полонский использует в основном такие изобразительно-выразительные средства как эпитеты: светлая ночь, холодный гранит, путь золотой, жадное сердце, сонный трепет, знойная бездна, тяжелый вопрос; и метафоры: горечь слез, скользя на гранит, сомненья вопрос, сумрак холмов, буря дум, говор струн, бездна души. В стихотворении часто встречаются инверсии: путь золотой, трепет сонный листов, моря темного вечно-шумящий прибой, буря мятежная дум.

         В стихе употреблены риторические вопросы и обращения:

                            «Ночь!- за что мне любить твой таинственный шум!

Есть анафоры; оксюморон; страдая, любуюсь.

         Стихотворение построено из простых предложений.

         Стихотворный размер – дактиль.

 

                                      «ЛУННЫЙ  СВЕТ»

 

         Стихотворение Полонского «Лунный свет» было написано в 1844 году. Поэт изображает ночь, наполненную величественными человеческими чувствами. Автор, сидя на скамье, наслаждается ночной природой: шепотом листьев, перекличками петухов, мелькающими звездами. В эти мгновения он забывает о всех заботах и проблемах. Все это кажется для него в одно и то же мгновение близко и далеко. Все проблемы растворяются в этом наслаждении природой.

         Затем автор говорит о том, что

                            «Все, что спит в душе глубоко,

                            В этот миг озарено»

т.е., Полонский вспоминает о том, что так давно уже не вспоминал. В эти мгновения он вспоминает все радостное и грустное, встречающееся ему на жизненном пути. Так же сравнивает радость с печалью и затем спрашивает себя «От чего печаль былая, Так светла и так ярка?»

         В последних строчках своего стихотворения Полонский удивляется состоянием своей души:

                            «Непонятное блаженство!

                            Непонятная тоска!»

         В этом стихотворении как и во многих, присутствует экспрессивная лексика в словах: Роковые впечатленья зла, добра и красоты; Все, что грустно и смешно; Негативное блаженство! Непонятная тоска!» Автор использует эпитеты: волшебный свет, жаркие мечты, роковые впечатления, тени прозрачной, шепчущие листья.

         Олицетворение: ночь идет, мелькают звезды, облака озарены, свет льется.

         Сравнения: «От чего былая радость

                            Безотрадна, как печаль».

         Читая это стихотворение ощущаешь чувство гармонии и покоя.

 

Анализ стихотворения Полонского «ПТИЧКА»

 

         В этом стихотворении автор поднимает тему человеческих чувств. Его волнует состояние души, внутренний мир человека. Я поняла, что птичка – простой человек. Полонский через этот образ хочет передать рассказ человека, который понимает жизнь с христианской точки зрения. Простой человек живет добротой, бескорыстием, умеет радоваться жизни, так и эта птичка. Она живет и поет «не для неба», «не ради хлеба», а «в небесах»  и «для земли». Она вся «полна живых забот» и «весело поет».

         Настроение в стихотворении устойчивое.

         Что в начале произведения:

                            «Песни птички голосистой

                            Раздаются в вышине»,

что и в конце       «Птичка весело поет».

         Это лирическое стихотворение. Оно состоит из четырех строф. По строению произведение простое. В основном изображено из простых предложений, но они осложнены однородными членами и деепричастным оборотом. Стихотворный размер хорей. Он придает произведению напевность. Стихотворение схоже с произведениями устного народного творчества.

         Автор использует такие выразительные средства, как эпитеты: «безмятежная тишина», «живые заботы», инверсия: «приют ночной», «сердце гордое», «параллелизм», «в небесах, но не для неба», «для земли не ради хлеба». Повторы «есть у ней». Это все экспрессивная лексика: «безмятежная тишина», «полна живых забот», «сердце гордое». Пейзаж здесь незамысловатый. Присутствует антитеза, но не явно выраженная, а по смыслу.

         В этом стихотворении, я считаю, что художественная особенность Полонского состоит в обращении к миру человеческих чувств. Особое внимание на себя обращают последние строчки. Он восклицает:

                            «Сердце гордому завидно

                            Для птички полевой».

         А какая доля птички? Радоваться жизни, приносить добро, а «гордое сердце»- это грех, с христианской точки зрения.

 

 

Анализ лирического стихотворения «ЗИМНИЙ ПУТЬ» (1844 г.)

 

         Прочитав это стихотворение, я как бы очутилась в этом сказочном мире, который здесь изображен. Стихотворение наполнено романтикой, которая четко показывает мир в черно-белом цвете, а не в красочных тонах. Тема этого стихотворения само название «Зимний путь», оно здесь имеет многозначный смысл: зимний путь, по которому едет кибитка, и жизненный путь во сне, в котором происходят сказочные явления («на волке верхом», «чародей-царь», «жар-птица», «золотые плоды»), Полонский также как и Достоевский решает вопрос о добре и зле, он противопоставляет жар-птицу с чародеем-царем. Писатель здесь показывает зимнюю ночь: чистую, непорочную и независимую, так же он смешивает несколько композиций сказок для того, чтобы читатель понял, что добро побеждает зло.

         Это стихотворение наполнено художественными выразительными средствами: эпитетами («холодная ночь», «пасмурный призрак», «голодных волков», «страшные сны», «колыбельные песни», «тропинке лесной»), метафорами («стеклянный дворец», «золотые плоды», «ключ живой», «мертвой воды»), олицетворениями («ночь глядит», «…скрипит»), противопоставлениями («ключ живой и ключ мертвой воды», «не веришь и веришь снам»), анафорой (первая и последняя строфа повторяются), экспрессивной лексикой («ночь мутно глядит»).

         Размер этого стихотворения ямб, который придает напевность. Голос автора сливается с голосом лирического героя. Полонский в этом стихотворении ведет раздумья над человеческими чувствами. Это его любимая тема.

 

                                      «ЗАТВОРНИЦА»

 

         В этом стихотворении можно выделить две основные темы: тему свободы и тему любви.

         Стихотворение наполнено ностальгией, которая ярко выражена в воспоминании автора о старом доме на знакомой улице. Огонек, горящий в этом доме до полночи, олицетворяет надежду на то, что там ждут тебя.

         В стихотворении автор создает тайну: он рассказывает о жизни неизведанной, о дальней стороне, туда его влекла сила тайная.

         Девушка, которая ждет автора, мечтает о свободе. Эту свободу можно разделить на духовную и физическую. Сначала девушка просто говорит: «Послушай, убежим!», но чем дальше мы вчитываемся в строки стихотворения,  тем более становится ясно, что, прежде всего, девушка хочет забыть гордый свет, оказаться в другом обществе, где люди умеют прощать.

         Любовь и свобода – понятия единые и автор здесь же говорит о любви, но прямого слова «любовь» здесь нет, она выражена в состоянии  героев:

                            «И тихо слезы капали,-

                            И поцелуй звучал…»  

С любимым ей будет хорошо только в таком мире. Для того, чтобы точно выразить свои чувства, автор использует множество художественных средств: эпитеты (сила тайная, речи детские, птицы вольные), можно выделить постоянные эпитеты (чудо-девушка)- прием из фольклора; сравнения (огонек, как звездочка); метафору (пламенно дрожа, шептала тихо, слезы капали, поцелуй звучал), олицетворения (ветер шевелил ……)

Равномерный  ритм (стих…, размер ямб), построение строчек придает стихотворению напевность, характерную для народного стиля.

В стихотворении встречается анафора (повторение слов: какая там затворница жила, какая сила тайная, какие речи детские).

Можно отметить использование автором звуко…….

Все это придает стихотворению напевность.

 

«ДОРОГА»

         Это стихотворение было написано в 1842 году. Здесь ведется размышление о жизненном пути. Восприятие автором жизни: «в глаза одно  то же» Полонский верит в доброе, не хочет думать о плохом: «про черный день нет песни у меня», верит в жизнь: « долга моя дорога», верит в судьбу России.

         Тема стихотворения Родина. Оно близко к ритму русской народной песни. Настроение изменчивое. В начале стихотворения оно мрачное, но наряду с грустными образами сразу чувства (глухая степь, сырая ночь). Но последняя строчка настраивает на оптимистическую ноту. В стихотворении присутствуют крестьянские образы: «деревушка, крестьянский двор, скирды, лачужка»). Все это близко автору и дорого его сердцу. В этой строфе также прослеживается образ Родины. Он размышляет о ней. Выявляется чисто деревенский пейзаж – это для него понятие Родины, этот пейзаж вызывает у него тоску и грусть.

         В стихотворении присутствует экспрессивная лексика. Эпитеты: «глухая степь», «сырая ночь», «тайная тоска». Они несут экспрессивный оттенок, а рядом конкретные слова. Олицетворение: «волнует ветер в поле».

         Лирический герой – сам автор. Размер – дактиль. В стихотворении много сложных предложений, также вопросительных, есть восклицательные.   

 

 

 

 

Дорога

 

Глухая степь – дорога далека,

Вокруг меня волнует ветер поле,

Вдали туман – мне грустно поневоле,

И тайная берёт меня тоска.

 

Как кони ни бегут – мне кажется, лениво

Они бегут. В глазах одно и то ж –

Все степь да степь, за нивой снова нива.

- Зачем, ямщик, ты песни не поёшь?

 

И мне в ответ ямщик мой бородатый:

- Про черный день мы песню бережём.

- Чему ж ты рад? – Недалеко до хаты - 

Знакомый шест мелькает за бугром.

 

И вижу я: навстречу деревушка.

Соломой крыт стоит крестьянский двор,

Стоят скирды. – Знакомая лачужка,

Жива ль она, здорова ли с тех пор?

 

Вот крытый двор. Покой, привет и ужин

Найдет ямщик под кровлею своей.

А я устал – покой давно мне нужен;

Но нет его… Меняют лошадей.

 

Ну-ну, живей! Долга моя дорога –

Сырая ночь – ни хаты, ни огня –

Ямщик поет – в душе опять тревога –

Про черный день нет песни у меня.

 

 

Затворница

 

В одной знакомой улице –

Я помню старый дом,

С высокой, тёмной лестницей,

С завешенным окном.

Там огонёк, как звёздочка,

До полночи светил,

И ветер занавескою

Тихонько шевелил.

Никто не знал, какая там

Затворница жила,

Какая сила тайная

Меня туда влекла,

И что за чудо-девушка

В заветный час ночной

Меня встречала бледная,

С распущенной косой.

Какие речи детские

Она твердила мне:

О жизни неизведанной,

О дальней стороне,

Как не по-детски пламенно,

Прильнув к устам моим,

Она дрожа шептала мне:

«Послушай, убежим!

Мы будем птицы вольные –

Забудем гордый свет…

Где нет людей прощающих,

Туда возврата нет…»

И тихо слёзы капали –

И поцелуй звучал –

И ветер занавескою

Тревожно колыхал.

 

 

 

 

 

Зимний путь

 

Ночь холодная мутно глядит

Под рогожу кибитки моей,

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит,

А ямщик погоняет коней.

 

За горами, лесами, в дыму облаков,

Светит пасмурный призрак луны.

Вой протяжный голодных волков

Раздаётся в тумане дремучих лесов. –

Мне мерещатся странные сны.

 

Мне все чудится: будто скамейка стоит,

На скамейке старуха сидит,

До полуночи пряжу прядёт,

Мне любимые сказки мои говорит,

Колыбельные песни поет.

 

И я вижу во сне, как на волке верхом

Еду я по тропинке лесной

Воевать с чародеем – царем

В ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

 

Там стеклянный дворец окружают сады,

Там жар-птицы поют по ночам

И клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды –

И не веришь и веришь очам.

 

А холодная ночь так же мутно глядит

Под рогожу кибитки моей,

Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит,

И ямщик погоняет коней.

 

 

Лунный свет

 

На скамье, в тени прозрачной

Тихо шепчущих листов,

Слышу – ночь идёт, и – слышу

Перекличку петухов.

Далеко мелькают звезды,

Облака озарены,

И дрожа тихонько льется

Свет волшебный от луны.

 

Жизни лучшие мгновенья –

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты;

Все, что близко, что далеко,

Все, что грустно и смешно,

Все, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.

 

Отчего ж былого счастья

Мне теперь ничуть не жаль,

Отчего былая радость

Безотрадна, как печаль,

Отчего печаль былая

Так свежа и так ярка? –

Непонятное блаженство!

Непонятная тоска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ночь

 

Отчего я люблю тебя, светлая ночь, -

Так люблю, что страдая любуюсь тобой!

И за что что я люблю тебя, тихая ночь!

Ты не мне, ты другим посылаешь покой!..

 

Что мне звезды – луна – небосклон – облака - 

Этот свет, что, скользя на холодный гранит,

Превращает в алмазы росинки цветка,

И, как путь золотой, через море бежит?

 

Ночь! – за что мне любить твой серебряный свет!

Усладит ли он горечь скрываемых слез,

Даст ли жадному сердцу желанный ответ,

Разрешит ли сомненья тяжелый вопрос!

 

Что мне сумрак холмов – трепет сонный листов –

Моря темного вечно-шумящий прибой –

Голоса насекомых во мраке садов –

Гармонический говор струи ключевой?

 

Ночь! – за что мне любить твой таинственный шум!

Освежит ли он знойную бездну души,

Заглушит ли он бурю мятежную дум –

Все, что жарче впотьмах и слышнее в тиши!

 

Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, -

Так люблю, что страдая любуюсь тобой!

Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, -

Оттого, может быть, что далек мой покой! - 

 

 

 

 

Песня цыганки

 

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

 

Ночь пройдёт – и спозаранок

В степь, далёко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.

 

На прощанье шаль с каймою

Ты на мне узлом стяни:

Как концы её, с тобою

Мы сходились в эти дни.

 

Кто-то мне судьбу предскажет?

Кто-то завтра, сокол мой

На груди моей развяжет

Узел, стянутый тобой?

 

Вспоминай, коли другая,

Друга милого любя,

Будет песни петь, играя

На коленях у тебя!

 

Мой костёр в тумане светит;

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит;

Мы простимся на мосту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Птичка

 

Пахнет полем воздух чистый…

В безмятежной тишине

Песни птички голосистой

Раздаются в вышине.

 

Есть у ней своя подруга,

Есть у ней приют ночной,

Средь некошеного луга,

Под росистою травой.

 

В небесах, но не для неба,

Вся полна живых забот,

Для земли, не ради хлеба,

Птичка весело поёт.

 

Внемля ей, невольно стыдно

И досадно, что порой

Сердцу гордому завидна

Доля птички полевой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утро

 

Вверх, по недоступным

Крутизнам встающих

Гор, туман восходит

Мз долин цветущих;

 

Он, как дым, уходит

В небеса родные,

В облака свиваясь

Ярко – золотистые

И рассеиваясь.

 

Луч зари с лазурью

На волнах трепещет;

На востоке солнце,

Разгораясь, блещет.

 

И сияет утро,

Утро молодое…

Ты ли это, небо

Хмурое, ночное?

 

Ни единой тучки

На лазурном небе!

Ни единой мысли

О насущном хлебе!

 

О, в ответ природе

Улыбнись, от века

Обреченный скорби

Гений человека!

 

Улыбнись природе!

Верь знаменованью!

Нет конца стремленью –

Есть конец страданью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

   

  

 

 

 

 

 

 


Урок литературы. 10 класс. Учитель:

Урок литературы. 10 класс. Учитель:

Под окном я встречаю весну.

Под окном я встречаю весну.

Дорога» 5. «Лунный свет» 6

Дорога» 5. «Лунный свет» 6

Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой…

Ветра тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой…

Оценки на уроке. Встречи в литературной гостиной мы продолжим, признаваясь в любви к великому слову поэтов и писателей, а значит, в любви к русскому языку…

Оценки на уроке. Встречи в литературной гостиной мы продолжим, признаваясь в любви к великому слову поэтов и писателей, а значит, в любви к русскому языку…

Стихотворение Полонского «Лунный свет» было написано в 1844 году

Стихотворение Полонского «Лунный свет» было написано в 1844 году

Стихотворный размер хорей. Он придает произведению напевность

Стихотворный размер хорей. Он придает произведению напевность

ЗАТВОРНИЦА» В этом стихотворении можно выделить две основные темы: тему свободы и тему любви

ЗАТВОРНИЦА» В этом стихотворении можно выделить две основные темы: тему свободы и тему любви

Родины, этот пейзаж вызывает у него тоску и грусть

Родины, этот пейзаж вызывает у него тоску и грусть

До полночи светил, И ветер занавескою

До полночи светил, И ветер занавескою

И я вижу во сне, как на волке верхом

И я вижу во сне, как на волке верхом

Ночь Отчего я люблю тебя, светлая ночь, -

Ночь Отчего я люблю тебя, светлая ночь, -

На прощанье шаль с каймою Ты на мне узлом стяни:

На прощанье шаль с каймою Ты на мне узлом стяни:

Утро Вверх, по недоступным

Утро Вверх, по недоступным

Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"

Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"

Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"

Конспект урока литературы в 10 классе "В художественном мире Я.П.Полонского"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020