«Информационно-коммуникационные технологии»
Оценка 4.9

«Информационно-коммуникационные технологии»

Оценка 4.9
docx
10.02.2022
«Информационно-коммуникационные технологии»
икт.docx

 «Информационно-коммуникационные технологии» (старший воспитатель Дейнега А.Г.)

 

Что же такое ИКТ?

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей, взаимодействия с родителями.

Специфика введения ИКТ в процесс воспитания дошкольников оказывает большое влияние на развитие творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника и существенно позволяет расширить возможности педагога. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать  подход и внедрять  его в свою деятельность. Использование информационно-коммуникационных технологий является  одним из перспективных средств обучения дошкольников.

Использование ИКТ в организованной образовательной деятельности в дошкольном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на: 

- использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

- использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

- использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

обеспечение отчётности.

В связи с этим особую значимость приобретает  ИКТ-компетентность педагогов.  Она представляет собой готовность и способность педагога самостоятельно использовать современные ИКТ в педагогической деятельности  для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

Использование ИКТ в ДОО происходит по нескольким направлениям: в управлении (ведение электронного документооборота), в профессиональной деятельности педагога (освоение офисных программ, использование сети Интернет, участие в сетевых сообществах), в образовательном процессе (использование сенсорной доски, презентаций, компьютерных игр).
В дошкольной организации применяются различные типы ресурсов: управленческие, методические, образовательные, справочные, рекламные.

Классифицируются электронные ресурсы по различным критериям:

По виду источников: статьи, песенки, книги, сказки, программы, рисунки, товары и т. п.

-По потребителю (для кого созданы): для руководителей, для воспитателей, для родителей, для детей.

-По производителю (кем созданы): государством, регионом, муниципальным органом, детскими садами, научными и медицинскими центрами , отдельными специалистами.

-По цели создания: для управления системой образования, в коммерческих целях, для продвижения программ, для продвижения продукции, для создания команды единомышленников.

-По полноте информации.

-По темам и т. п.

Широко используются в ДОО электронная наглядность. Она представляет собой программное компьютерное средство представления комплекса визуальной гипертекстовой информации разных типов, предъявляемой обучаемому на экране компьютера, как правило, в интерактивном (диалоговом).    Компонентами электронной наглядности могут быть как статические (картины, схемы, таблицы), так и динамические (видео, анимация) изображения. Основными характеристиками электронной наглядности являются: интерактивность, динамизм, мультимедийность.

1. С целью создания условий для обогащения познавательной, творческой, игровой деятельности дошкольников, развития их способностей, применяются мультимедийные презентации

2. В образовательном процессе ДОО стали широко использоваться компьютерные программы двух видов: развлекательные и развивающие.

3. Распространена такая форма взаимодействия педагогов как профессиональное сетевое сообщество.  Оно представляет собой формальную или неформальную группу профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Развитие и постоянная поддержка профессиональных сетевых сообществ на основе социальных сервисов способствуют созданию условий самореализации педагогов, профессионального роста, обмену эффективными педагогическими практиками.

Итак, ИКТ в ДОО представляет собой совокупность следующих составляющих: средств сбора, накопления и передачи информации; людей, обеспечивающих передачу информации и обладающих навыками использования информации в воспитательных процессах, а также те, на кого направлена эта информация и воспитательные процессы; технологии  передачи информации и трансляции её в воспитательный процесс, процесс управления детским садом, внешних и внутренних связей для обеспечения жизнедеятельности детского сада.

Таким образом, возможности применения ИКТ в деятельности ДОО достаточно широки. Они позволяют влиять на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка-дошкольника, решать широкий круг образовательных задач, результативно взаимодествовать с родителями.

Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

- развивать у дошкольников исследовательское поведение;

- расширять творческие возможности самого педагога

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.

В практической деятельности педагоги могут использовать ИКТ на разных этапах совместной организованной образовательной деятельности:

- сокращается работа педагога с бумажными носителями (оформление перспективных планов, конспектов НОД, досугов и развлечений, аттестационных материалов, обобщения опыта, портфолио педагога или ребёнка, обработка результатов мониторинга и представление их в виде графиков и диаграмм, и т.д.);

- меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического и раздаточного материала к НОД;\

- быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;

- эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.;

- составление и оформление буклетов, брошюр, листовок, папок – передвижек и др.;

- сканирование и отправка по электронной почте творческих детских работы на различные конкурсы;

- тиражирование материалов в нескольких вариантах и нужном количестве экземпляров для работы с детьми и родителями.

2.      ИКТ позволяют педагогу модернизировать учебно-воспитательный процесс:

- проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций

Организация НОД в детском саду имеет свою специфику: детская природа требует наглядности, один и тот же программный материал должен повторяться многократно, большое значение имеет многообразие форм подачи информации. Мультимедийные презентации — это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. В каждую презентацию могут входить не только слайды с картинками и текстом, а также клипы, записи речи, мультфильмы и т.д.

- фотографирование и съемка художественного творчества и продуктивной деятельность детей, а так же их результатов, мероприятий, развлечений, целевых прогулок и наблюдений, интересных случаев из жизни воспитанников группы, их совместный просмотр и обсуждение, организация фотовыставок.

3.     Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют:

быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;

отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);

получать консультации по возникшим проблемам;

знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;

размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям.

4.     «Скайп» (видиочат) помогает в проведении видеоконференций с коллегами.

5.     Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.

 Одним из важнейших направлений работы воспитателя является взаимодействие с родителямиПреимущества ИКТ во взаимодействии с семьями дошкольников заключаются в следующем:

минимизация времени доступа родителей к информации;

возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников; оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;рост объема информации; оперативное получение информации родителями; обеспечение диалога воспитателя и родителей группы; оптимизация взаимодействия педагога с семьей.

Данные формы работы  используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

6. Использование ИКТ позволяет не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через сайт дошкольного учреждения

На сайт может зайти любой пользователь и ознакомиться с нормативными документами, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, с образовательной программой, найти необходимую информацию по дополнительным услугам, которые оказываются в детском саду, просмотреть фотоальбомы с различных мероприятий, фотогалерею с детскими работами. На сайте размещается информация о конкурсах в детском саду, объявления о проводимых мероприятиях. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий: собственный интернет-сайт, электронный адрес, электронное портфолио педагога

Сайт воспитателя открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в группе. На сайтах публикуются различные материалы и статьи, освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. Вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт и посмотреть новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, НОД.

При проведении родительских собраний большую помощь оказывают компьютерные презентации. Благодаря таким презентациям воспитатель получает возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу и видеофайлы о проведённых мероприятиях в группе и детском саду.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению эффективности труда педагога и достижению нового качества образования.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием музыкальных записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу со всеми участниками образовательного процесса.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Современные информационные - коммуникационные технологии в системе образования занимают приоритетные позиции. Их использование является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности, а также помогают вести учёт воспитательно - образовательной деятельности педагогов, способствуют обмену информации между всеми участниками образовательного процесса.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


 

Информационно-коммуникационные технологии» (старший воспитатель

Информационно-коммуникационные технологии» (старший воспитатель

В дошкольной организации применяются различные типы ресурсов: управленческие, методические, образовательные, справочные, рекламные

В дошкольной организации применяются различные типы ресурсов: управленческие, методические, образовательные, справочные, рекламные

Таким образом, возможности применения

Таким образом, возможности применения

НОД;\ - быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы; - эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм…

НОД;\ - быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы; - эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм…

Использование интернета позволяет читать электронные

Использование интернета позволяет читать электронные

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2022