Информационно-образовательная среда

  • docx
  • 11.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Нормативные документы и рекомендации по работе в сети Интернет
Иконка файла материала Информационно-образовательная среда.docx

Информационно-образовательная среда. Федеральные государственные образовательные стандарты отмечают, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

Имеется практика учета сайтов при аттестации педагогических работников в качестве одной из форм ведения цифрового портфолио и реализации ИКТ-компетенции педагогических работников, предусмотренных приказом Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от «18» октября 2013 г. № 544н (далее – профессиональный стандарт).

 

Согласно профессиональному стандарту в трудовую функцию педагогических работников входит формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, а в перечень необходимых умений включено владение следующими ИКТ-компетентностями:

 

   общепользовательская ИКТ-компетентность;

 

   общепедагогическая ИКТ-компетентность;

 

   предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

 

Вместе с тем законодательство не регулирует функционирование персональных сайтов и других Интернет-ресурсов педагогических работников.

 

Согласно пункту 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» относится к компетенции образовательной организации. На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

 

Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582. Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления на нем информации утверждены приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. N 785.

 

Педагогическим работникам рекомендуется учитывать указанные требования, а при создании и развитии сайтов и (или) страниц педагогических работников в рамках сайта образовательной организации и (или) использовании их в образовательном процессе необходимо следовать данным требованиям.

 

Рекомендуется также учитывать методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать (письмо Минтруда России от 14.02.2017 N 18-3/10/П-866). Понятие общедоступной информации установлено частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ). Согласно указанным положениям Федерального закона № 149-ФЗ под общедоступной информацией понимаются общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. При этом отсутствие ограничения в доступе к информации предполагает возможность неограниченного круга лиц беспрепятственно получать и по своему усмотрению использовать размещенную информацию без согласия и ведома служащего или гражданина.

Педагогическим работникам рекомендуется учесть следующие рекомендации по организации работы по развитию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет»

 

Сайт и (или) страница сайта педагогического работника в сети «Интернет» предполагает ведение постоянной работы по его содержательному наполнению, включая обеспечение его регулярного обновления новой и уникальной информацией, разработанной педагогическим работником, и систематизацию размещаемых материалов.

 

С целью повышения узнаваемости среди обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся педагогическому работнику рекомендуется:

 

   Разместить ссылку на сайт и (или) страницу сайта педагогического работника в сети «Интернет» на сайте образовательной организации;

 

   Разместить ссылку на сайт и (или) страницу сайта педагогического работника в сети «Интернет» в поисковых системах;

 

   Разместить ссылку на сайт и (или) страницу сайта педагогического работника в сети «Интернет» в каталогах сайтов, в том числе каталогах образовательных сайтов;

 

   Принимать участие в профессиональных конкурсах сайтов и (или) страниц сайтов педагогических работников в сети «Интернет».

В качестве данных, позволяющих идентифицировать личность служащего или гражданина, может выступать совокупность или одно из следующих сведений: фамилия и имя, фотография, место службы (работы).

 

Таким образом, педагогическому работнику рекомендуется учитывать различные требования к технической форме реализации и содержанию сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».

 

В настоящее время различные федеральные законы, нормативно-правовые акты и их положения, затрагивают вопросы обеспечения безопасности детей в информационном пространстве.

 

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определяет механизм физического ограничения доступа к запрещенной информации в сети «Интернет».

 

Данный механизм предусматривает создание федерального реестра сетевых адресов, доменных имен и указателей страниц, содержащих информацию, распространение которой в России запрещено - Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

 

Доступ к сайту, внесенному в Единый реестр, блокируется оператором связи, предоставляющим доступ к сети «Интернет» данному сайту.

 

В Единый реестр могут быть включены следующие виды информации на сентябрь 2018 года:

 

   в отношении которой принято решение о блокировке уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, принятое в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:

 

материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

 

информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществах, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

 

информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

 

информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

 

информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;

 

информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;

 

вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

 

постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

 

Также согласно данному Федеральному закону в целях защиты интеллектуальной собственности предусмотрен механизм блокировки сайта, на котором размещен нелицензионный контент (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии).

 

Перечень запрещенной информации определяется данным Федеральным законом, но может быть расширен и другими Федеральными законами. В настоящее время согласно Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на Минюст России возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материалов.

 

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу. Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

 

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.

 

Федеральный закон №436 определяет перечень запрещенной для детей информации, возрастные категории детей и виды информации, разрешенной для той или иной категории, а также требования к обороту информационной продукции.

 

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

 

   побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

 

   способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

 

   обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

 

   отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

 

   оправдывающая противоправное поведение;

 

   содержащая нецензурную брань;

 

   содержащая информацию порнографического характера;

 

   о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

 

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

 

Особая категория информации, к которой доступ ограничен для определенных возрастных категорий:

 

   представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

 

   вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

 

   представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

 

   содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

Распространение вышеуказанных категорий информации допускается среди детей определенных возрастных групп при соблюдении обладателем информации установленного законом порядка доступа детей к информации (в частности, при условии, что в информационной продукции содержится идея торжества добра над злом, сострадание к жертве насилия, осуждение насилия, а изображение и описание насилия, жестокости, антиобщественных действий носит ненатуралистический, кратковременный или эпизодический характер и т.п.).

 

Законом также была закреплена обязанность классификации информации по пяти возрастным категориям:

 

   информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

 

   информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

 

   информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

 

   информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

 

   информационная продукция, запрещенная для детей.

 

К информационной продукции для детей, не достигших возраста 6 лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описания физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).