Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Светловская средняя общеобразовательная школа имени Анчина Н.Н.»
Управление образования Администрации Чесменского муниципального района
4572300 с. Светлое, ул. Пушкина, 25 тел. (8-351-69) 33-1-65
Информационно-познавательный проект
«Каллиграфия. Забытое искусство или модное увлечение?»
Выполнила: Захарова Анастасия,
ученица 7 класса
МБОУ «Светловская СОШ
имени Анчина Н. Н.»
Руководитель: учитель
русского языка Шленкина Л. П.
с. Светлое
2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
I. Основное содержание проекта
1.1. Что такое каллиграфия?...........................................................................………………..4
1.2. История каллиграфии в мире…………………….……………………………………..5
1.3. Виды каллиграфии………………………………….........................................................8
1.4. Об истории каллиграфии в России…………………………………………………….14
1.5. Чистописание в Советской школе………………………………………………………15
1.6. Почерк российских школьников ……………………………………………………….17
1.7. Современная каллиграфия………………………………………………………………18
1.8. Каллиграфия как увлекательное и полезное хобби……………………………………20
Заключение (выводы)………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………………………..23
Глоссарий……………………………………………………………………………………...24
Приложения
Введение
Актуальность
В настоящее время, когда есть iPad, ноутбук и смартфон становится непонятно, зачем писать от руки. Но у поклонников каллиграфии такого вопроса не возникает. Для них умение писать красиво и четко – это искусство.
Данная работа является для меня актуальной, потому что в настоящее время художники и дизайнеры используют оригинальные рукописные шрифты. В последнее время открытки с каллиграфической надписью стали особым шиком. Мне стало интересно, почему каллиграфию называют искусством? Писать красиво может каждый, или это искусство для избранных? С чего начать, чтобы научиться писать каллиграфическим почерком?
В ходе выполнения работы, я узнала много новой и очень интересной информации по теме проекта.
Цель: получить ответ на вопрос «Каллиграфия – это забытое искусство или модное увлечение?»
Задачи:
1. Узнать, что такое «каллиграфия»?
2. Изучить историю каллиграфии в мире.
3. Познакомиться с видами каллиграфии.
4. Найти материал об истории каллиграфии в России и чистописании в Советской школе.
5. Узнать, почему каллиграфию сегодня считают модным увлечением и полезным хобби?
6. Создать презентацию.
7. Подготовить выступление.
I. Основное содержание проекта
1. 1. Что такое «каллиграфия»?
Древний человек, которому была недоступна бумага, высекал письмена на камне, делал надписи на костях и монетах, т. е. занимался резьбой по различным поверхностям. Позже, с изобретением бумаги, появились люди, для которых каллиграфия стала источником дохода и открыла двери для демонстрации их художественного мастерства.
Поначалу никто не стремился сделать написанное на бумаге визуально эстетичным — основным критерием была его компактность. Но со временем появилась потребность писать красиво — так и зародилась каллиграфия.
Каллиграфия является разновидностью изобразительного искусства.
Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»). Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Красивое письмо - это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку.
Есть и такое определение — «Каллиграфия — искусство изображения слова».
Более поэтично: «Каллиграфия — это музыка, только обращенная не к слуху, а к глазу» (В. В. Лазурский).
Каллиграфия – это что-то среднее между рисунком и письмом. Благодаря каллиграфии письму придается эмоционально-образная графическая выразительность.
1. 2. История каллиграфии в мире
История каллиграфии — это история шрифта и самих орудий письма, это история эволюции искусства.
К орудиям письма можно отнести: тростниковое перо-калам в древности, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до первой половины XIX века; кисть в дальневосточных странах.
История письменности гласит о том, что с самых давних времен, когда человек только приобрел способность мыслить, ему хотелось что-нибудь записать. Красиво писать учились ещё пещерные люди, о чем свидетельствуют изображения на каменных стенах. Так же на сводах своего жилища они изображали древних животных, окружающую их природу, постепенно придавая рисункам сюжетные композиции. Такое рисуночное письмо является самым древним и самым простым способом письма. Оно называлось пиктографией (лат. pictus — нарисованный и от греческого grapho — пишу). То есть «рисую-пишу», так как это письмо очень несовершенное, потому что прочесть рассказ в картинках можно по-разному. В дальнейшем такие рисунки древних людей превращались в символы, они имели определенное значение.
Когда же человек начал разговаривать и у него появилась речь, для них более важным стало казаться записывать то, о чем люди говорили друг другу. Символы рисуночные, характерные только для первобытных людей, заменялись на иероглифы. Это является начальным этапом возникновения письменности. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название — шумерская клинопись. Конкретные звуки соответствовали отдельным иероглифам, из них же складывались слова и фразы.
По историческим данным нам известно, что Египетское иероглифическое письмо восходит к IV тысячелетию до нашей эры. Так же нам известно, что в Египетском алфавите насчитывалось более 600 знаков — здесь чёткие изображения предметов, людей и животных.
По словам ученых, дошедшие до нас древнегреческие надписи, относятся к VIII — VII вв. до нашей эры. Хотя древнегреческие рукописи не сохранились до наших дней, но археологические раскопки свидетельствуют о том, что фрагменты книг, изображения, дают возможность получить представления о развитии и особенностях греческого алфавита. Древние греки считали, что письменность является даром небес. Древнегреческая легенда гласит, что греков научил письму сын финикийского царя Кадм, который приплыл на остров Фера на своем быстроходном корабле. Пораженные искусством писания древние греки, отдавали Кадму надлежащие почести и считали его полубогом. По свидетельству исторических данных нам известно, что греки значительно усовершенствовав, заимствовали алфавит у финикийцев. Его значительное влияние испытывало греческое письмо начала VII века. Используя финикийский алфавит, без затруднений можно прочесть древнегреческие надписи, найденные на острове Санторин. Греками было дополнено в финикийском алфавите знаки для гласных звуков, они были упрощены. Открытые влево финикийские буквы, были повернуты лицом вправо. В начале греческое письмо было левосторонним, далее изменившись на правостороннее. Этот метод письменности был перенят от метода работы землепашцев. Пахарь, пропахав первую борозду, не возвращая быков к началу поля, разворачиваясь, пашет в обратном направлении. Влияние греческого письма изменило направление письма и латинской письменности. С IV века до нашей эры греки перешли к письму слева направо.
Несмотря на то, что каллиграф должен уметь делать классическую, шрифтовую и нестандартную рукописную форму, классическая каллиграфия отличается от шрифтовых работ и рукописи нестандартных форм. Здесь буквы сложились в такие формы исторически, при этом они текучи и спонтанны, всегда рождаются они в момент письма. В идеографии — символьном письме, рисунок (иероглиф) обозначал отдельное слово. Письменность зарождается именно таким образом.
Последняя революция в истории письменности произошла с изобретением западно-семитского алфавита в Палестине, около 1100 г. до нашей эры. Финикийский алфавит является самой характерной его разновидностью, он считается предком всех существующих сегодня в Европе видов письменности: латинского шрифта, кириллицы и греческого алфавита.
Перья для письма известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до нашей эры и вырезались они из стеблей тростника. Английское слово «pen» (ручка, писчее перо) произошло от латинского «penna» (перо птицы), поскольку большое распространение приобрели гусиные перья, которые обтачивались у корня. С VI века до нашей эры, перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы писчих перьев изготавливались из перьев лебедя, индюка и гуся, потому что они имели в крыльях перья наибольшего размера. Археологические находки в руинах Помпеи включают бронзовые варианты перьев, однако распространение они получили лишь к концу XVIII века. В XVIII веке искусством письма владели знатные особы и богатые купцы-промышленники, что, несомненно, наложило свой отпечаток на перьевые ручки и их эволюцию. Ведь они не только писали, но и олицетворяли собой статус и вкус своего владельца. Это означает, что золото, серебро, драгоценные камни и искусная гравировка уже тогда плотно использовалась при изготовлении перьевых ручек.
Видов каллиграфического письма существует множество. Обычное каллиграфическое двух нажимное письмо, имеет жирные основные и тонкие соединительные штрихи.
Искусство каллиграфии в старину ценилось очень высоко и в старой школе уделялось много внимания обучению каллиграфии. Каждый человек, владевший красивым почерком, уже мог работать писарем.
В XVIII веке английское письмо считалось самым распространенным видом каллиграфического письма. На его основе было создано русское письмо, и оно считалось одним из красивейших образцов каллиграфического письма. Наклон букв английского письма равен 54°, для старых образцов каллиграфического письма характерен большой наклон букв. Часто встречаются прямые варианты без наклона и с левосторонним наклоном.
Линейно — орнаментальные украшения — росчерки, получили распространение и развивались вместе с искусством каллиграфии.
Искусство каллиграфии всегда было уделом единиц. Искусством красивого письма владели те люди, которые посвящали красивому написанию текстов и освоению разными стилями и техниками, порой всю свою жизнь. Самый упрощенный вариант искусства каллиграфии, был знаком нашим бабушкам и дедушкам.
Каллиграфия в Корее до сегодняшних дней является жесточайшей из всех школьных дисциплин.
Глаголица и кириллица — является вариантом славянской каллиграфии.
1. 3. Виды каллиграфии
Европейская каллиграфия
Европейская каллиграфия развивалась в русле греко-римского письма (в меньшей степени кириллицы), классические образцы которого, используемые до сих пор, разработаны ещё в античности. Ранние алфавиты появились в третьем тысячелетии до нашей эры. Непосредственным предшественником латинского алфавита был этрусский алфавит. Вначале при письме использовались только заглавные буквы, строчные возникли позже, во времена Каролингов.
Распространение христианства дало толчок искусству каллиграфии в Европе, ввиду того, что необходимо было копировать в больших количествах Библию и прочие религиозные тексты. Наибольшего расцвета искусство каллиграфии достигло в VII—IX веках в Ирландии и Шотландии, где монахи создавали иллюминированные Евангелия — шедевры средневекового искусства (См., например, статьи о Евангелии из Линдисфарна и о «зените западной каллиграфии», Келлской книге).
Существовало также готическое письмо, само собой представляющее каллиграфию и давшее начало готическим шрифтам в латинице, и уставное письмо, из которого развились славянские шрифты в кириллице.
Восточноазиатская каллиграфия
Каллиграфия получила совершенно своеобразное развитие в странах идеографического письма (прежде всего Китай, Корея, Япония).
В Восточной Азии для каллиграфии обычно используются тушь и кисточки для письма. Каллиграфия (кит. 書法, шуфа, яп. 書道, сёдо:, кор. 書藝, сое, в переводе «путь письма») в Восточной Азии считается важным искусством, утончённой формой живописи. Каллиграфия оказала влияние на некоторые стили живописи, использующие похожую технику (тушь), такие как Суми-э в Японии и Китае. В Китае каллиграфия стала первым из искусств, подвергшимся теоретизации (Цуй Хуань 77-142, не путать с en:Cui Huan; Чжао И 178?; Цай Юн 133—192).
Японская каллиграфия
Каллиграфическое письмо появилось в Японии в VII веке на базе китайских стилей. Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. Японские идеограммы обозначают целые понятия, обладают глубоким философским смыслом и способствуют формированию структурно-образного восприятия людей. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи, использовавшиеся для создания афиш и программ театров Кабуки и Дзёрури.
Искусство японской каллиграфии требует максимальную сосредоточенность и спонтанность исполнения. Испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма, в самом дзэн она является средством медитации, путём познания и духовным завещанием мастера.
Современная японская каллиграфия сохраняет многовековые традиции, создавая и развивая на их основе новые направления. В 1948 г. была создана Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая и по сей день является одним из ведущих объединений в области каллиграфии. На ежегодных выставках, устраиваемых данной организацией, демонстрируются копии старинных образцов, работы современных мастеров широкого круга, а также осуществляется показ произведений каллиграфов высшего класса. Укрупненные и обобщенные образы, написанные в динамичной манере, а также принцип артистической «игры кистью и тушью» стали характерной особенностью японской каллиграфии XX века.
В начале 1950-х годов появилось абстрактное направление каллиграфии. Иероглифы, написанные в этом стиле, практически утратили конкретное смысловое значение и дали импульс экспрессивной импровизации. Абстрактная каллиграфия более открыто и непосредственно доносит до зрителя мысли автора, его чувства, настроение, сохраняя при этом традиционную культуру владения кистью и тушью.
Арабская каллиграфия
Арабская каллиграфия (араб. хатт или хутут) занимает особое место в исламском искусстве и первоначально возникла на базе копирования Корана. По этой причине написанное слово само по себе получило сакральный смысл. По словам Кази-Ахмеда ибн Мирмунши аль-Хуссейна (16 в.), «мистическое отношение к писанному слову создало на мусульманском Востоке из самого процесса переписки Корана акт, тесно связанный с религиозной догмой прощения грехов». Многие средневековые правители брали на себя обет сделать копию Корана, но для этого им необходимо было постичь азы каллиграфии. В IX в. багдадские халифы стали собирать обширные библиотеки и строить специальные центры (араб. «Дар аль-хикма» — дом мудрости), в которых трудились переводчики и переписчики. Благодаря этому в XIII в. в Багдаде были библиотеки в несколько десятков тысяч книг. После перехода с пергамента на бумагу большое число мастеров стало заниматься копированием Корана, переводами с греческого, пехлевийского и коптского языка книг по истории, медицине. В некоторых книгах уже содержались рисунки и географические карты. Позднее появились поэтические сборники, диваны (генеалогические своды) и другие сочинения арабских авторов.
Особенности
Коран прямо запрещает людям изображать людей, животных или Аллаха, потому что считается, что поклоняться Аллаху через картину означает поклонение картине а не Аллаху, что считается идолопоклонством и уподоблением неверующим. Аналогичное правило распространяется и на изображения любого другого существа, даже не относящегося к религии, практически по той же причине. Однако писать каллиграфии слова, складывающиеся в их изображения, разрешается.
Каллиграфические стили
Сначала арабы пользовались стилем хиджази. Постепенно стали вырабатываться новые почерки, большинство которых было вариантами «великолепной шестерки». Великолепная шестерка — это шесть канонических почерков, среди которых насх (араб. الخط النسخ), мухаккак, сульс (араб. الخط الثُلُث), рукаа араб. خط الرقعة), райхани и тауки. Каждый из почерков применялся в определенной сфере. Так, например, почерком дивани (ديواني) писали дипломатические документы, почерк рикаа использовался в быту, а почерком насталик (араб. تعليق) писали комментарии к Корану. Созданное на базе хиджази куфийское письмо (араб. الخط كوفي) до сих пор используется в архитектуре и декоративном искусстве.
Стиль почерка зависел от разных причин. Значение имели место и время написания, мастер, и даже цвет чернил. Некоторые каллиграфы для написания копий Корана использовали только те чернила, которые побывали в Мекке. С распространением в мусульманском мире книги наиболее популярными стали скорописные стили почерка. Большинство манускриптов позднего времени были написано почерком рукаа.
Пропорции
К каллиграфии относились как к точной науке. При написании слов высчитывалась высота вертикальных букв и протяженность слова на строке. Протяженность той или иной буквы составляет (в зависимости от почерка) два или три ромба. Основой правила составления пропорции является размер буквы «алиф», первой буквы арабского алфавита, которая представляет собой прямую вертикальную черту. Единицей измерения в каллиграфии считается арабская точка, она, можно сказать, основной рабочий элемент мастера. Высота алифа составляет от трёх до двенадцати точек, в зависимости от стиля и индивидуального почерка каллиграфа. Ширина алифа равна одной точке. Алиф также служит диаметром воображаемого круга, в который можно вписать все арабские буквы. Таким образом, основу пропорции составляют три элемента, размер которых устанавливает сам мастер — это высота и ширина алифа и воображаемый круг.
Каллиграфы
Мастера каллиграфии были во всех уголках арабо-мусульманского мира. Среди наиболее известных каллиграфов были: Халид ибн аль-Хайядж, аль-Фарахиди (VII в.), аль-Дахак, аль-Ишак, Ахмед аль-Кальби, Ибрахим и Юсуф аль-Шараджи, Ахваль аль-Мухаррир (IX в.), Мухаммад ибн Али ибн Мукла, Ибрагим ас-Сули (X в.), Абуль-Хасан Али ибн аль-Бавваб (XI в.), Фатима аль-Багдади и Шухда бинт аль-Абнари (XII в.), Якут аль-Мустасими (XIII в.), аль-Калкашанди (XV в.) и др. Лучшим из каллиграфов считается Якута аль-Мустасими (1203—1298), который разработал систему стилей каллиграфии и методику обучения её секретам.
Индийская каллиграфия
История письменности в Индии восходит ко времени правления первого императора Ашоки (3 в. до н. э.), который провозгласил правовые нормы, охватывающие весь уклад жизни его подданных того времени. Эти правовые нормы были записаны на камне. Вскоре появились две новые системы письменности: кхароштхи и брахми. Именно брахми и стал проотцом современного шрифта деванагари («шрифт от города Богов»). Религиозные тексты очень редко писались с помощью девангари и изначально сопровождались цветными рисунками. Индийцы писали на медных табличках, коре деревьев и пальмовых листьях, соединённых через проколы веревкой.
Искусство красивого каллиграфического письма появилось на рубеже 15—16 веков с появлением мусульман. В это время возникли школы и основные требования к работе мастеров, использованным материалам, краскам и туши. В различных частях Индии появлялись свои стили. Так, например, в Бенгалии большое распространение получил стиль тугхра, на востоке Индии и в Гуджарате — стили тауки, насх и рикаа, а на юге — насталик.
Для индийских мастеров не было особенной разницы в том, на какой поверхности выводить каллиграфии. Они писали на камне, бумаге, монетах, ткани и т.д.
Персидская каллиграфия
В 7 веке, персы, после введения ислама стали адаптировать Арабское письмо к персидскому и со временем разработали современный персидский алфавит. Арабский алфавит состоит из 28 символов. Еще четыре буквы были добавлены иранцами, в результате чего 32 буквы в настоящее время присутствуют в персидском алфавите. Около тысячи лет назад Ибн Мукла ( перс . ابنِ مقله بيضاوی شيرازی ) и его брат создали шесть жанров иранской каллиграфии, а именно «Мохакик», «Рейхан», «Солс», «Насх», «Токи» и « Река» ». Эти жанры были распространены в течение четырех веков в Персии. В седьмом веке (календарь хиджры) Хасан Фарси Катеб соединил стили «насх» и «река» и изобрел новый жанр персидской каллиграфии под названием «та'лык». [2].
В 14 веке Мир Али Табризи соединил два основных сценария своего времени, а именно Насх и Талик, и создал новый стиль персидской каллиграфии под названием «Нас'талик»; (Персидский: نستعلیق насталик) был преобладающим стилем для написания персидско-арабской вязи. В 17 веке Мортеза Голи-хан Шамлоу и Мохаммад Шафи Херави создали новый жанр под названием скорописи Nastaʿlīq Shekasteh Nastaʿlīq ( персидский : شکسته نستعلیق )). Почти столетие спустя Абдол-Маджид Талекани. Этот каллиграфический стиль основан на тех же правилах, что и Nas'taliq. Тем не менее, курсив Nas'taliq имеет несколько существенных отличий: он обеспечивает более гибкие движения, и он немного более растянут и изогнут. Ядолла Каболи - один из самых выдающихся современных каллиграфов в этом стиле, который в то время был выдающимся художником, поднял этот жанр до самого высокого уровня.
Отец современной каллиграфии - Эдвард Джонстон
После того, как печать стала общедоступной с XV века, производство иллюстрированных рукописей стало сокращаться. Однако, не смотря на сильный рост печати, искусство каллиграфии не закончилось. В конце XIX века, под влиянием эстетики и философии Уильяма Морриса и движения декоративно-прикладного искусства, искусство каллиграфии начало возрождаться. Отцом современной каллиграфии считается Эдвард Джонсон. После изучения опубликованных копий рукописей архитектора Уильяма Харрисона Коулишоу, он был представлен Уильяму Летхаби в 1898 году, директору Центральной школы искусств и ремесел, который посоветовал ему изучать рукописи в Британском музее.
Это вызвало интерес Джонстона к искусству каллиграфии с использованием ручки/пера с широкими краями. С сентября 1899 года он начал преподавать курс каллиграфии в Центральной школе в Саутгемптон-Роу, Лондон, где оказал влияние на дизайнера шрифтов и скульптора Эрика Гилла. Фрэнк Пик поручил ему разработать новый шрифт для лондонского метро, который с некоторыми изменениями используется до сих пор. Джонстон возродил искусство современного письма, хотя и рисовал в одиночку с помощью своих книг и учений - его учебник по теме «Письмо и освещение» (1906) особенно повлиял на поколение британских типографов и каллиграфов, в том числе на таких как: Грейли Хьюитт, Стэнли Морисон, Эрик Гилл, Альфред Фэйрбэнк и Анна Саймонс. Он также придумал простой и сложный круглый стиль каллиграфического письма, написанный широкой ручкой, известный сегодня как "основополагающая рука". Первоначально Джонстон учил своих учеников писать используя плоскую ручку/перо, но позже учил использовать уже наклонную ручку. Впервые он назвал эту технику «Основополагающей рукой» в своей публикации 1909 года «Рукопись и письма с надписями для школ и классов и для использования мастерами».
1. 4. Об истории каллиграфии в России
Искусство каллиграфии – одно из древнейших в России.
Раньше в России хороший почерк был делом государственной важности: писец — второй человек после государя. В дореволюционных русских школах каллиграфия преподавалась как отдельный, важный предмет. Каллиграфия – это первое искусство, к которому приобщался ученик.
Обучение письму во все времена было очень сложным, применялся, в основном, метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся по несколько месяцев срисовывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом слова и предложения, часто не умея прочесть написанное.
Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв.
Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорописи достичь было трудно. Со временем обучение письму ввели в курс начальной школы как учебный предмет. В середине XIX века появляются учебники-руководства по обучению скорописи: В. Половцев «Курс скорописи», Ходоровский «Курс скорописи».
К. Д. Ушинский создал свою методику. Он ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Ушинский также предлагал обучать детей письму совместно с чтением, т.е. осмысленно.
В начале XX века опять провели
упрощение шрифта. В 1970 году был принят в школах новый письменный шрифт,
приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и ведущий к развитию
навыков безотрывного скоростного письма.
При поступлении детей в первый класс учитель ставит перед собой цель – научить
детей красиво писать. Ведь процесс письма постепенно превращается в процесс выражения
мыслей, внимания.
В настоящее время обучение письму в 1 классе опирается на Прописи, тетради с печатной основой. В прописях даются образцы написания букв, образцы соединений, буквы для обводки, свободные строчки для письма. В прописях по всем системам применяются бордюры, орнаменты. Учитель обязательно следит за посадкой ребят, положением тетради, ручки.
1. 5. Чистописание в Советской школе
Чистописание — обязательный учебный предмет отечественной школы на протяжении нескольких десятилетий.
Советская школа чистописания сохранила лучшие традиции дореволюционной русской каллиграфии. Но в результате очередной школьной реформы система обучения красивому письму была разрушена.
Реформа 1968 года упразднила уроки чистописания, а на смену перьевым ручкам пришли шариковые. Каллиграфический почерк, который с гордостью демонстрировало своим детям и внукам старшее поколение, стал уходить в небытие.
В музеях просвещения хранятся ценные экспонаты: старинные письменные принадлежности, чернильницы-непроливашки, старые перьевые ручки — полузабытые артефакты школы прошлых лет.
Уроки чистописания во время СССР вырабатывали у детей настолько красивый, чёткий и разборчивый почерк, что тетради школьников являлись настоящими образцами каллиграфии.
Чистописание преподавалось с опорой на классическую русскую каллиграфию, а самим урокам красивого письма начальная школа уделяла самое серьёзное внимание. Учителя строго следили за аккуратностью и чистотой выполнения детских письменных работ.
Прописи в советской школе позволяли доводить детский почерк буквально до совершенства. Как правило, отличный почерк сохранялся не только в период обучения в школе, но и на всю жизнь.
Однако сами по себе прописи не были гарантией красивого письма: обретению красивого почерка служила тщательно разработанная система обучения чистописанию.
Почерк шестидесятых
Шестидесятые — начало конца эпохи чистописания. Непродуманная либеральная реформа образования конца шестидесятых годов развалила эффективную систему обучения красивому письму в школе.
Тогда в начальной школе ещё работали учителя, имевшие богатый педагогический опыт. Именно они долгое время помнили и бережно хранили традиции старой советской школы. Благодаря их усилиям и энтузиазму почерк школьников ещё много лет спустя оставался аккуратным и разборчивым.
1969 год — «чёрный год» для советской школы. Это год массового внедрения новой школьной программы, убившей чистописание в СССР.
Почерк семидесятых
Семидесятые. Десятилетие широкого внедрения в школы СССР прогрессивного западного веяния: шариковых ручек, писавших под произвольным наклоном и с разным нажимом. Время массового искривления позвоночников и снижения остроты зрения у юных жертв вредоносного «прогресса».
Школьники семидесятых уже не обладали тем изумительным почерком, который ранее назывался каллиграфическим. Тем не менее это было читаемое и ровное письмо, вполне пригодное для школы.
Со временем выяснилось, что новое — это не всегда лучшее. Переход школьников на шариковые ручки без обучения особенностям нового письма обернулся для миллионов детей мышечным зажимом, перекошенными плечами, сколиозом и близорукостью.
1. 6. Почерк российских школьников
Школьники 21 века не обладают тем изумительным почерком, который ранее назывался каллиграфическим. Почерк многих современных школьников неаккуратный, неровный, некоторые пишут неразборчиво.
В ходе выполнения проекта я заинтересовалась почерком учащихся нашей Светловской школы. Я подготовила и запустила анкету «Ваш почерк».
Анкета «Ваш почерк»
1. Нравится ли вам ваш почерк?
2. Хотели бы вы писать красиво?
3. Считаете ли вы , что в современной школе необходим урок чистописания?
Было опрошено 24 человека.
На вопрос «Нравится ли вам ваш почерк?» утвердительно ответили 14 человек (58 %).
На вопрос «Хотели бы вы писать красиво?» утвердительно ответили 22 человека (92 %).
На вопрос «Считаете ли вы, что в современной школе необходим урок чистописания?» утвердительно ответили 15 человек (62 %).
Я провела опрос учителей русского языка «У кого в классе самый красивый почерк?». Результаты оказались следующими:
1 класс – Ихсанова Дания, Веремеенко Данил
2 класс – Исманова Дарья, Есина Полина, Ксенофонтова Вика
3 класс - Федотова Таня
4 класс - Григорьева Влада, Исманов Егор
5 класс - Смаркалова Вика
6 класс - Есин Коля
7 класс - Воробей Денис, Евдокимова Дарья, Шленкин Егор
8 класс – Потапова Дарья, Смаркалова Яна, Старикова Алёна
9 класс – Лосева Яна
10 класс – Мельников Гриша
11 класс – Медведева Олеся, Кирдань Вика.
Многие исследователи считают, что почерк школьников в современной школе ухудшился, потому что стали писать шариковыми ручками, отменили уроки чистописания и перешли на скоростное письмо.
1. 7. Современная каллиграфия
Современная каллиграфия довольно разнообразна — от бытовых рукописных надписей на открытках до высокого искусства, в котором экспрессия написанного рукой знака не всегда рождает чёткие буквенные формы. Классическая каллиграфия значительно отличается от шрифтовых работ и нестандартных рукописных форм, хотя каллиграф должен уметь делать и то, и другое; буквы сложились в такие формы исторически, но при этом они текучи и спонтанны и всегда рождаются в момент письма.
Инструменты
Классическими инструментами для каллиграфии, в зависимости от стиля, являются кисти (плоские и/или круглые), заточенные тростниковые палочки, птичьи и стальные перья. Каллиграфическое перо может быть с различными видами наконечников: плоскими, круглыми или заострёнными. Наконечник пера может быть заточен прямо или под углом, быть тоньше и толще (например, для готического письма), а также представлять собой стальную щётку. Щётка — очень широкое плоское перо с просветами, чернила или тушь протекают между зубцами такого пера, и оно может оставлять несколько параллельных линий одновременно. Держатели для пера бывают прямыми и косыми.
Более современными инструментами могут быть фломастеры, маркеры, карандаши, ручки, фудэпэн и другие письменные принадлежности.
Чернила также бывают разных видов, чернила на водной основе обычно менее вязкие, чем масляные, которые используются при печати. Помимо чернил, в некоторых случаях используется художественная тушь или разведённая чернильная паста.
Бумага для каллиграфии должна быть плотной и хорошо впитывать жидкость. Плотность тренировочной бумаги для каллиграфии должна быть в пределах 90-120 г/м². Как правило, для получения прямых линий на бумагу либо карандашом наносят еле заметные пометки, либо используют лайтбоксы и трафареты.
Приёмы каллиграфии
Приёмы каллиграфии очень разнообразны. Могут использоваться завитки, лишние хвостики, крючки, попеременно твёрдые и мягкие штрихи, плавные и ломаные линии, угловатость, вписывание букв или слов в геометрические фигуры или определённое пространство, вычерчивание одних букв и оставление невычерченными других, расположение букв или слов в виде определённых фигур (арабская каллиграфия), рамки, вычерчивание букв двойным или тройным слоем, проведение параллельно уже проведённым линиям линий иного цвета и другие.
Особенности каллиграфии
Каллиграфия, как правило, несколько искажает надпись, затрудняя её читаемость, однако увеличивая эстетичность. Иногда каллиграфия настолько искажает надпись, что прочесть её становится невозможно — в документах такая каллиграфия не допускается.
Применение каллиграфии
Сейчас каллиграфия применяется во многих неофициальных документах. Каллиграфия существует в основном в форме пригласительных открыток и свадебных поздравлений, а также в граффити, шрифтах и рукописных логотипах, в религиозном искусстве, графическом дизайне, в высеченных надписях на камнях и в исторических документах. А также каллиграфию используют на телевидении в качестве оформления, в различных характеристиках, свидетельствах о рождении и в других документах, где предполагается писать от руки.
1. 8. Каллиграфия как увлекательное и полезное хобби
Каллиграфия или леттеринг — это хобби, суть которого заключается в том, что человек учится выводить каждую букву так, чтобы текст превращался в нечто прекрасное. Процесс требует терпения и усидчивости, а также особого подхода и некоторых непривычных материалов. Оригинальные рукописные шрифты используют художники и дизайнеры. В последнее время открытки с каллиграфической надписью стали особым шиком.
Своим названием каллиграфия обязана древним грекам, из языка которых и позаимствовано это слово. Каллиграфия во все времена была искусством, не терпящим суеты и формального отношения. Красивым, узорным шрифтом писались, в первую очередь, священные тексты и государственные указы.
Каллиграфия «рассказывает» не только об истории и культуре, но и об образе мышления. Можно выработать идеальную технику - писать черточка к черточке, но работа будет неживая. Важно понимать, что ты хочешь сказать, какой смысл передать. При виртуальной переписке часто обесцениваются слова, тиражируются. В письме же ты думаешь над каждым словом. Если пишешь открытку каллиграфическим почерком, то вкладываешь в нее душу. Фразы для каллиграфии бывают навеяны состоянием, настроением или обстоятельствами. Но в них всегда есть элегантность. Хотя есть люди, которые хотят надеть все самое красивое и сразу, также и в письме – в написание одного слова включить все самые оригинальные элементы. В каллиграфии главное - красота, гармония и лаконичность.
В Германии некоторые школы перешли на письмо пером. Они поняли, что человек в окружении гаджетов превращается в «сухаря». Наше письмо влияет на многое, в том числе и на образ мышления. Как писали русские авторы? У Пушкина каждый лист - произведение искусства.
Открытки с надписями от руки получаются очень теплыми и адресными. Многих учеников привлекает в каллиграфии возможность делать такие душевные подарки близким. Кто-то учится красивому письму, потому что заинтересовался каллиграфией и видит в ней возможность для самореализации.
В чем суть леттеринга?
Каллиграфия (леттеринг) — занятие для людей с крепкими нервами и колоссальным терпением, ведь здесь можно совершенствоваться годами. Тем и удивительно искусство леттеринга, тем более достойны восхищения мастера этого искусства, ведь они посвящают этому львиную долю своего времени.
Чаще всего для леттеринга используют перьевые ручки, к которым придется некоторое время привыкнуть и набить руку. Но также есть подвиды каллиграфии, которые подразумевают использование шариковых ручек, маркеров и даже кистей!
Человек должен не просто следить за тем, чтобы буквы получались ровными, но и следовать целому ряду правил и условностей. Каллиграфия — творческий процесс, но некоторые общие правила соблюдать необходимо, чтобы результат превзошел все ожидания.
Для чего изучать леттеринг?
Каллиграфия может быть интересным хобби, которое поможет красиво оформлять открытки или просто создавать нечто прекрасное. Навыки полезны дизайнерам, ведь для этой профессии часто необходим навык красиво оформлять логотип или рекламную надпись.
Леттеринг — это целый мир, в который следует окунаться с головой и отдаваться без остатка. Каллиграфия предоставляет простор для развития, ведь существует множество стилей, которые обязательно захочется освоить после изучения основ.
С чего начать и как освоить красивое письмо?
Для начала нужно приобрести специальные инструменты. Нет, конечно, можно пользоваться даже обычной шариковой ручкой, но лучше сразу начать освоение перьевых, ведь результат от письма обычной шариковой ручкой едва ли сможет впечатлить, особенно в первое время.
Перьевые принадлежности встречаются самые разные, обычно они выглядят очень солидно и вам, несомненно, захочется попробовать письмо таким инструментом, что послужит дополнительной мотивацией!
Учтите, за день вы не сможете изучить каллиграфию, однако уже за несколько часов поймете, есть ли у вас желание всерьез заниматься письмом, ведь это хобби подойдёт не всем. Просто попробуйте. Занятие требует максимального сосредоточения и не терпит, когда внимание занято чем-то ещё.
Заключение
Работая над проектом, я узнала, что каллиграфия – это искусство красивого письма. С греческого языка это слово переводится как «красивый почерк». Каллиграфия зародилась с появлением письменности и развивалась веками вместе с развитием человечества. С появлением стиля «Английский курсив» был достигнут идеал рукописного стиля. Он стал своего рода венцом ручного письма и всего каллиграфического творчества в США и Европе. Этот стиль вобрал в себя многолетний опыт мастеров-каллиграфов. В 19 веке все учебники каллиграфии были нацелены на выработку такого почерка. Так же этим шрифтом велось все делопроизводство. И каллиграфы при этом были не художниками, а ремесленниками, по сути, заменяя собой печатную машинку.
Впоследствии ручной труд каллиграфов был заменен на машинный, но каллиграфия не исчезла. В 20 веке она стала использоваться для рекламных вывесок, агитационных плакатов, театральных и киноафиш, оформления книг, журналов и газет. С появлением типографических шрифтов, в каллиграфии отпала необходимость следовать строгим правилам. Мир изменился, и теперь на первый план выходили поиск новых уникальных решений, индивидуальность. Каллиграфия стала способом выражения идей, мыслей, способом привлечения внимания. Это потребовало появления новых форм. Вооружившись все теми же пером и тушью, дизайнеры, возможно, еще сами не подозревая того, начали творить историю современной каллиграфии.
Много лет назад почерк у детей был совсем иной. Начинали писать карандашом, потом переходили на чернильную ручку - ту самую с пером и чернильницами-непроливайками, и только позже можно было пользоваться чернильными ручками-автоматами. В школах был отельный предмет - чистописание, на котором как раз и обучали тонкостям красивого письма.
Вывод. Считаю, что цель моего проекта достигнута. Я нашла ответ на вопрос. Сегодня каллиграфия – это не забытое искусство. Оно продолжает жить и развиваться. Каллиграфия становится модным увлечением, хобби. Мне понравилось работать над проектом. Я получила новые знания и умения.
Список использованной литературы
· Проненко Л. И. Каллиграфия для всех. — Москва, 1990
· Кауч М.Творческая каллиграфия. — Москва, 1998
· Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографщике. — Москва, 2013.
· https://kalligraph.ru/main/chistopisanie-v-rossii-i-sssr
· https://moluch.ru/archive/125/34514/
· https://ru.wikipedia.org
Глоссарий
Иероглиф – название письменного знака в некоторых системах письма.
Искусство – это высокая степень умения и мастерства в любом виде деятельности.
Каллиграфия — красивый почерк (производное от греческих слов kallos «красота» — graphe «писать»). Каллиграфия - искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.
Каллиграфия – одна из отраслей изобразительного искусства.
Каллиграф – тот, кто пишет красиво и чётко.
Леттеринг – каллиграфия.
Пиктография – это первые опыты людей по передаче информации графически, при помощи рисунков.
Приложения
Приложение 1
Пиктография
Приложение 2
Европейская каллиграфия
Приложение 3
Восточноазиатская каллиграфия
Приложение 4
Японская каллиграфия
Приложение 5
Арабская каллиграфия
Приложение 6
Индийская каллиграфия
Приложение 7
Персидская каллиграфия
Приложение 8
Эдвард Джонстон
Приложение 9
Пётр I
К. Д. Ушинский
Приложение 10
Почерк советских школьников
Приложение 11
Почерк современных школьников
Приложение 12
Леттеринг
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.