Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Оценка 4.9
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
14.02.2019
Современные информационно- коммуникационные технологии все больше и больше внедряются в нашу повседневную жизнь и становятся неотьемлемой частью современной культуры, в том числе и в сферу образования. Использование информационно- коммуникационных технологий открывает широкие возможности в практической деятельности педагога- психолога ДОУ, расширяя возможности взаимодействия с детьми, педагогами и родителями. ИКТ я использую :
в методической работе;
в диагностической работе:
консультативной и просветительской;
коррекционно- развивающей работе.
икт технологии в работе педагога-психолога.docx
Использование информационно коммуникативных
технологий в работе педагога психолога ДОУ
Актуальность.
XXI век называют веком информации. Современные информационно
коммуникационные технологии все больше внедряются в различные сферы
жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и
в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в
практической деятельности и органично дополняет традиционные формы
работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Интернет проникает во все сферы педагогической работы. Сегодня из
Интернета можно узнать самые
последние новости в сфере
образования; скачать материалы для работы (презентации, видеоролики,
музыку, литературу) и многое другое; принять участие в интернетконкурсах,
вебинарах; обмениваться опытом работы со своими коллегами в Сети.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом
отличается от мира, в котором выросли его родители. Непрерывный рост
психологических проблем в дошкольном образовании, повышение требований
к качеству и к количеству выполняемой педагогомпсихологом работы со
стороны аттестационной комиссии, администрации, родителей, педагогов,
приводит к необходимости совершенствования системы психологической
службы.
Цель – развитие интеллектуальных способностей детей старшего
дошкольного возраста через использование компьютерных игровых
технологий.
Задачи:
Развитие психических познавательных процессов у детей дошкольного
возраста.
Стимулирование умственной активности детей.
Возможности и преимущества использования ИКТ в работе педагога
психолога:
1. Повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой
степени наглядности; эффектов;
изображение);
эмоциональной окрашенностью;
2. Повышение мотивации, которая возрастает за счет мультимедийных
3. Облегчает процесс развития и коррекции, обогащает занятия
4. Широкие мультимедийные возможности (графика, звук, трехмерное
5. Моделирование продуктивных видов деятельности детей
(классификация, конструирование, экспериментирование,
прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и
коррекционных задач.
Информационные технологии активно применяются во многих направлениях
деятельности педагогапсихолога: в психодиагностике, при организации
психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном
направлении, а также в организационнометодической работе.
Использование информационно – компьютерных технологий становится
неотъемлемой частью образовательного процесса. Внедрение современных
компьютерных технологий в психологическую практику позволяет сделать
мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование
ИКТ органично дополняет традиционные формы работы педагогапсихолога,
расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими
участниками образовательного процесса.
Организационнометодическая работа
Разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка
результатов диагностики, составление отчетов.
Диагностическая работа
Подготовка стимульного материала для детей, подготовка бланков анкет,
тестов для педагогов и родителей. Обработка результатов.
Психологическое просвещение и консультирование.
Подготовка презентаций для родительских собраний, педсоветов, семинаров.
Оформление буклетов, памяток для родителей и педагогов.
Просмотр CD фильмов на родительских собраниях, педсоветах, на занятиях
с детьми.
Страничка педагогапсихолога на сайте учреждения в сети Интернет,
где я размещаю информацию для педагогов, родителей.
Персональная страничка педагогапсихолога на образовательных сайтах и
порталах, где я публикую свои методические разработки, делюсь опытом
работы с коллегами, участвую в конкурсах. Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно
развивающей работе педагога психолога.
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые
педагогпсихолог проводит с детьми в рамках коррекционноразвивающей
работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких
занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном
или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких
занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в
том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты,
анимацию, аудио и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к
работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с
компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их
эффективность.
Я в своей работе, на психологических занятиях для активизации
познавательной и эмоциональной деятельности детей использую
интерактивную доску.
Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширяют
возможности педагоговпсихологов ДОУ, способствуют успешной реализации
интеллектуальных, творческих способностей, развития познавательной сферы
и формированию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста.
Предъявление информации на интерактивной доске в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, анимация надолго
привлекает внимание ребенка.
Во время использования интерактивных и мультимедийных средств
педагогом психологом:
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых
обучающих задач;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении
самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в
себе, в том, что он многое может;
компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а
ждет, пока он сам исправит их; игровые обучающие программы приучают дошкольника к
самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
Интерактивная доска служит для педагогапсихолога наглядно
демонстрационным и практическим материалом для работы с детьми. На
доске воспроизводятся игры, диагностические методики, психологические
тесты, наглядный и практический материал, а также детям предоставляется
возможность выполнять психологические задания с помощью
непосредственной работы на доске.
Не редко психологические занятия сопровождаются релаксационной
музыкой и демонстрацией успокаивающих пейзажей. Интерактивная доска в
этом случае служит как релаксационное средство.
В целом, использование интерактивных технологий на психологических
занятиях создаёт ситуацию успеха для детей, снижает утомляемость, держит
в стабилизации их работоспособность, стабилизирует фон настроения,
повышает интерес к заданиям, все это способствует положительному
результату. На мой взгляд, каждый педагог психолог в условиях дошкольного
учреждения по возможности должен строить образовательный процесс с
использованием интерактивных и мультимедийных средств. Ведь данные
методы обучения оказывают полезное воздействие не только на детей, но и
практичны в работе педагоговпсихологов. Имея в помощниках
интерактивные и мультимедийные технологии, педагогпсихолог на своих
занятиях может больше внимания уделять каждому ребенку, перекладывая
часть своих обязанностей на технологии.
В нашем детском саду с 2017 года используется интерактивная песочница, с
помощью которой проводятся занятия педагогом психологом и многими
воспитателями.
Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка. Это и
замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой
моторики руки, и непревзойденная по своим возможностям предметно
игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой
деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов
(внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки
позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных
состояний. Для ребёнка рисование песком и – это погружение в сказку, мир
фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком
картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств,
пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную
атмосферу.
Используя многочисленные режимы интерактивной песочницы развиваю у
ребенка сенсорные способности. Смоделированная реальность интерактивной
песочницы дает возможность сконцентрировать внимание ребенка на
конкретной задаче, в меру насыщая необходимыми стимулами.
Ребенок имеет возможность не только наблюдать за природными явлениями в
режимах «Ландшафт», «Океан», «Вулкан», «Источник воды», «Топография»,
«Ледниковый период», но и стать непосредственным участником процесса
изменения или создания своей конструкции. Чем ярче и насыщеннее впечатления, чем богаче опыт восприятия, тем
качественнее развиваются сенсорные способности человека.
В процессе работы на интерактивной песочнице ребенок использует обе руки,
порой одновременно, что положительно влияет на развитие правого и левого
полушария. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки:
ладонь, пальцы, дети имеют возможность рисовать кулачком, ребром,
ладошкой. Все это способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
А также работа на интерактивной песочнице способствует развитию общей
моторики: так как дети рисуют стоя и при этом автоматически задействована
большая часть групп мышц. Происходит укрепление костномышечного
аппарата, формирование правильной осанки, координации движений. Все режимы интерактивной песочницы iSandBOX имеют информационно
образовательный компонент. При использовании режимов песочница дети
изучают цвета, форму, величину, формирование навыка ориентации в
пространстве, таким образом происходит развитие познавательной сферы.
Эмоционально насыщенные игровые постройки способствуют стабилизации
психоэмоциональной сферы. Все базовые эмоции адекватно проживаются в
интерактивной песочнице. При контакте с песком снижается эмоциональная
нагрузка, повышается стрессоустойчивость ребенка.
Работа индивидуально, в парах, малыми группами способствует развитию
коммуникативных навыков. Ребенок в ходе построек должен договориться с
остальными участниками игры, что будет строиться и т.д.
Благодаря тому , что интерактивная песочница изменяет цветовую гамму я
использую в работе и цветотерапию.
Таким образом, работа с песком является здоровьесберегающей технологией
и положительно влияет на сохранение и укрепления здоровья ребенка.
Предполагаемый результат: Дети интеллектуально развиваются,
пополняют свой жизненный опыт благодаря игровой деятельности с
компьютерными технологиями. У них появится интерес к творчеству.
Использование компьютерных игровых ситуаций вносит разнообразие в
непосредственнообразовательную деятельность и способствует улучшению
качества знаний.
Тематическое планирование
Мероприятие
Цель
С детьми:
Педагогическое обследование
детей (оценка индивидуального
развития детей с помощью игр в
интерактивной песочнице).
Определение актуальности
проекта и обследования
первоначальных знаний,
навыков и умении детей в
работе с песком.
Месяц
проведени
я
Октябрь Игра занятие на тему
«Знакомство с интерактивной
песочницей. Путешествие в
песочную страну».
Познакомить детей с
свойствами, правилами и
способами работы с песком.
Тема «Времена года».
Режим: «времена года»
Тема: «Геометрические фигуры и
цифры»
Режим: «Геометрические фигуры»
Тема «Ледниковый период»
Режим: «Ледниковый период»
Ноябрь
Декабрь
Тема; «Живые картинки на
песке»
Режим «Художник»
Январь
Тема: «Что спрятано в песке?»
Режим: «Строительство»
Тема: «Жизнь вулкана»
Закрепление знаний детей о
временах года;
приобретение
коммуникативных навыков
и навыков совместной
деятельности в общении с
детьми и педагогом.
Закрепление знаний о
геометрических фигурах и
цифрах; приобретение
коммуникативных навыков
и навыков совместной
деятельности в общении с
детьми и педагогом.
Расширить знания о
ледниковом периоде, его
жителях, флоре и фауне;
приобретение
коммуникативных навыков
и навыков совместной
деятельности в общении с
детьми и педагогом.
Развивать воображение,
любознательность, мелкую
моторику; расширять
словарный запас;
воспитывать гуманное
отношение к природе.
Развивать память мелкую
моторику; развивать умение
классифицировать
предметы; закреплять
знания о природном и
рукотворном мире.
Расширение знаний о
строение земной коры и Режим: «Вулкан»
Тема: «Птицы рядом с нами».
Режим: «Океан»
Февраль
Тема: «Песочные шашки»
Режим: «Сетка».
Тема: Сказка «Волшебный
замок». Беседа и обсуждение.
Упражнение: «Сказка в рисунок
превратись»
Март
Тема: «Дождик для художников».
Режим «Художник»
Тема: «Космос»
Режим: «космос»
Апрель
Тема: «Прогулка у реки».
строении вулканов.
Развивать внимание,
наблюдательность, память.
Воспитывать доброе,
бережное отношение и
сочувствие к пернатым
друзьям; углублять знания о
птицах; развивать умение
детей распознавать птиц по
внешнему виду,
характерным признакам.
Развивать мелкую моторику
рук, внимательность,
сообразительность;
формировать социальные
навыки; учить
ориентироваться в
пространстве.
Развивать фонематическое
восприятие, внимание к
звуковой стороне слова
Развивать мелкую моторику
рук, воображение,
сообразительность,
художественные
способности; закреплять
представления об
окружающем мире;
воспитывать навыки
позитивно
коммуникативного
поведения; активизировать
словарный запас.
Расширения представления
о космосе; развивать
фантазию, творческие
способности; воспитывать
умение выполнять задание
вместе.
Расширение знаний о пользе Режим «Водопад»
Май
Тема: «Дикие животные»
Режим: « Океан»
Тема: «Наш любимый детский
сад»
Режим: «Строительство»
воды.
Развивать внимательность,
логическое мышление,
слуховую память.
Закрепить знания о
животных. Развивать
мелкую моторику рук,
воображение,
сообразительность,
художественные
способности; закреплять
представления об
окружающем мире;
воспитывать навыки
позитивно
коммуникативного
поведения; активизировать
словарный запас.
Воспитывать навыки
позитивно
коммуникативного
поведения; активизировать
словарный запас.
Сентябрь
Октябрь
С родителями:
Анкетирование родителей:
«Насколько общителен ваш
ребенок»
С целью определения
актуальности проекта.
Сбор коллекции игрушек и
бросового материала для игр в
песочнице.
Подборка методической
литературы для работы в
интерактивной песочницей.
Оформление информационного
уголка для родителей:
размещение рекомендаций,
буклетов и консультаций по
данной теме.
Практическое оснащение
проекта для игр с песком.
Вовлечение родителей в
совместную работу над
проектом.
Информирование родителей
о интерактивной песочнице
и способах работы с ней.
Развивать интерес к Ноябрь
Совместное развлечение для
родителей и детей “Песочные
сказки».
Январь
Организация игр в интерактивной
песочнице для родителей и детей
«Волшебство в песочнице».
Февраль
Разработка методических
рекомендаций, упражнений,
картотеки игр песком для
родителей.
Март
Фотовыставка «Чудеса на песке»
(играем с песком дома).
Апрель
Анкетирование родителей:
«Насколько общителен ваш
ребенок»
Май
Выступление педагога психолога
с презентацией на родительском
собрании
совместной деятельности
детей и родителей;
развивать творческое
воображение; обучение
навыкам общения и
способам взаимодействия в
системе «ребенок
родители».
Развивать интерес к
совместной деятельности
детей и родителей;
обучение навыкам общения
и способам взаимодействия
в системе «ребенок
родители»;
Обогащение родительского
опыта в воспитании детей;
вовлечение родителей в
совместную работу над
проектом.
Создание в семье
благоприятных условий для
развития мелкой моторики
рук, творческих,
познавательных,
коммуникативных навыков
у ребенка, учитывая опыт,
приобретенный в детском
саду.
С целью соотношение целей
и результатов проекта
Представления результатов
проекта родителям;
развитие у родителей
желания участвовать в
жизни группы; становление
партнерских отношений
родителей и педагогов в совместной организации
жизни группы.
Тест «Насколько общителен ваш ребенок?»
С помощью этого теста попробуйте определить уровень
коммуникабельности нашего ребенка.
За каждый
положительный ответ поставьте один балл, за каждый
отрицательный — ноль. Просуммировав полученные баллы, вы
сможете узнать, насколько общителен ваш ребенок. Ведь
коммуникабельность — качество, необходимое для дальнейшей
жизни.
1. Ваш ребенок здоровается со всеми своими и вашими
знакомыми?
2. Ребенок вмешивается в ваши беседы с вашими приятелями?
3. Может ли ваш малыш свободно подойти к незнакомому
сверстнику с целью знакомства?
4. Ваш ребенок что-нибудь коллекционирует?
5. Ребенок скучает без вас, пока вас нет дома?
6. Заинтересовался бы ваш ребенок, если бы незнакомая
красивая девочка подошла к нему и предложила вместе
поиграть?
7. Интересуется ли ребенок вашей работой?
8. Ваш ребенок сам провоцирует споры с ровесниками?
9. Может ли ваш ребенок предложить хотя бы пять подвижных
игр?
10. Знает ли ваш ребенок всех соседей по подъезду,улице?
Более 8 баллов. Ваш ребенок, возможно, страдает отсутствием
такта, бесцеремонно вмешиваясь в беседы взрослых.
Чрезмерная общительность может стать для него причиной
некоторых
Уровень
коммуникабельности вашего ребенка явно завышен. Объясните
ребенку, что далеко не со всеми незнакомыми людьми нужно
неприятностей
в
будущем. заговаривать на улицах, не следует также насильно набиваться
в друзья тем детям, которые этого не хотят.
От 4 до 7 баллов. Ваш ребенок достаточно общителен. Его
степень коммуникабельности соответствует норме данного
возраста, ребенок охотно вступает в контакты с людьми,
вежлив, неназойлив. Недоброму человеку будет трудно
обмануть вашего ребенка, потому что он не поддастся на
сомнительные предложения и сумеет с достоинством выйти из
сложившегося трудного положения.
Менее 3 баллов. К сожалению, у вашего ребенка очень низкий
уровень коммуникабельности. Ребенок слишком замкнут. Для
окружающих он «вещь в себе». Возможно, знакомые считают
его чересчур надменным и думают, что это родители внушают
ему такую черту поведения. Попробуйте сами подвести ребенка
к компании играющих во дворе сверстников, познакомьте его с
ними и попробуйте понаблюдать со стороны, как сложатся их
отношения.
60
50
40
30
20
10
0
Диаграмма уровня общительности детей
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
начало года
конец года
Проанализировав результаты диагностики можно увидеть, что дети стали
более общительны, уверены в себе, научились работать в команде,
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Информационно- коммуникативные технологии в работе педагога психолога ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.