Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Оценка 4.8

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
2 кл
31.03.2019
Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно, как правило, в образовательной области «технология». В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты); Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД); Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход; Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через проектную деятельность. Сейчас я имею опыт работы, который предполагает использование метода проектов в образовательном и воспитательном процессе.
Проектно-исследовательская деятельность на уроке (2).docx
Использование проектной деятельности на уроках в начальной школе Подготовила учитель начальных классов МАОУ Казанская СОШ Плесовских Т.В. 2015 г. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная  деятельность внедрялась в практику школы с конца 90­х годов и использовалась наиболее  активно, как правило, в образовательной области «технология». В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех  профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач  этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в  течение определенного времени. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы  должны получить на выходе (планируемые личностные,  предметные и метапредметные результаты); Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные  действия (программы формирования УУД); Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,  является системно­деятельностный подход; Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода  является проектная деятельность. Я включилась в работу над формированием у учащихся проектного мышления через  проектную деятельность. Сейчас я имею опыт работы, который предполагает использование метода проектов в  образовательном и воспитательном процессе. Для себя я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности: 1)Учёт интересов детей. В проекте ребёнок решает личностно­значимую для себя задачу. Если личностной  включённости нет, нет и проекта. 2) Учение через деятельность. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую,  исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником  результатов работы, презентации. 3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей. 4) Сотрудничество участников педагогического процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между  родителями и учениками, библиотекарем, и самими учениками. 5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и  защиты проекта. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности  ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации,  целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии,  презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют  положительную мотивацию учения. Обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. В современном мире приоритетом начального общего образования становится  формирование не столько предметных знаний, умений и навыков,  сколько общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Начальное образование призвано решать свою главную задачу – закладывать основу  формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных  мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,  контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В настоящее время задается следующий результат образования на выходе из начальной  школы: «– умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой  задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические  работы), разыгрывать воображаемые ситуации; ­овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения  информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в  словарях, каталоге библиотеки; – определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы: «Такой ли  получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих  трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие  трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление; – учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой  вклад и общий результат деятельности». Поэтому сейчас все более актуальным становится использование в обучении приемов и  методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать  необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Цель : развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и  коммуникативные способности учащихся. Задачи: Научить:    планировать свою деятельность ставить творческую цель уметь работать самостоятельно    включаться в групповую работу находить и использовать информацию представлять готовый продукт(презентация) Технология опыта. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную  деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять,  прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать  возрастные и психолого­физиолого­гигиенические особенности младших школьников. Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого  класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3­4 классах учащиеся с большим  интересом выполняют довольно сложные проекты. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из  близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и  социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для  них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться  ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего,  малодифференцированы, одноплановы. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их  ближайшего развития. Длительность выполнения проекта в режиме урочно­внеурочных занятий целесообразно  ограничить одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной­двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц,  четверть, полугодие (3­4 класс). От однопредметных к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд  достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная  деятельность оказывает наибольшее влияние: ­ исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение); ­ социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать  помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и  направлять её в нужное русло); ­ оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); ­ информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять,  какой информации или каких умений не достаёт); ­ презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы;  использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические  возможности); ­ рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему мне необходимо  научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ­ менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы;  принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Для продуктивного использования проектно­учебной деятельности, для становления  субъектности младших школьников в процессе обучения, необходимы ещё и определённые  эффективные педагогические условия. Показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает: ­ коммуникативный (умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать  свою точку зрения, умение договариваться); ­ интеллектуальный (развитие аналитико­синтетических действий; сформированность  алгоритма сравнительного анализа; умения вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий;  перенос общего способа действий на другие учебные задачи); ­ оценочно­самооценочный. Моя система работы над проектами стороится на следующих основных образовательных  технологиях: 1) Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в  начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение  значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология  предполагает использование другой. 2) Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок  получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников. 3) Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения.  Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором  учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать,  восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя. 4) Информационно­коммуникативные технологии, которые не только используются мной  для поиска нужной информации, но и для создания презентаций. В проектной деятельности младших школьников выделяю следующие этапы,  соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в  ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие  доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников,  показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются  направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы  источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться  презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед  классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им  предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений,  необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом  этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса,  анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы,  умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ  решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы. 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада,  дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и  анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы.  Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения  полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка  проделанной работы. Проекты в УМК «Гармония» представлены в программе, после большого раздела. Дети  сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему.  Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия,  позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие  осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Первый этап­это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить  каждого ребёнка с техникой проведения исследования. С первых дней занятий в школе мы  рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию ( задать  вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать,  провести эксперимент, посмотреть в компьютере). Впоследствии, уже во второй четверти  первого класса, провожу урок­тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю  доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Моя задача подвести  ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем  собирать материал. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я  объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор  литературы. Потом собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи  делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. На данном  этапе я выступаю в роли консультанта­помощника. Уже с первых дней пребывания детей в  школе я готовлю их к проектной деятельности, развивая мышление, учу оценивать свою  деятельность и деятельность других, формирую коммуникативные умения, лежащие в  основе эффективных социально­интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения:  умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. (“Как ты думаешь?”, “Выскажи свое предположение, мнение”, “Докажи, что я не права”,  “Задай вопрос товарищу”, “Обсуди в паре, группе”, “Найди ответ на вопрос” и т.д.) Уже в  период обучения грамоте дети учатся создавать свои творческие мини­проекты с помощью  учителя, родителей. Предлагается составить свою загадку, опираясь на иллюстрации  учебника, придумать свою потешку. В результате рождаются коллективные проекты “Книга загадок”, “Потешки”  «Удивительные деревья»и т.д. В 1­м классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребенку  возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки  младшего школьника. В 1 классе я  учила выбирать тему проекта, определять, как ребёнок будет работать  индивидуально или в группе. Вначале первоклассник способен работать только  индивидуально. На основе  первого опыта ученикам было предложено  заняться подготовкой  заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число», «Моя любимая буква»,  «Моя первая книга». При изучении темы «Алфавит» ребятам предлагала несложные, но  очень интересные творческие задания: •        Сделай буквы из различных материалов. •        Напиши любой  букве рисуночное письмо. По окружающему миру  по теме «Домашние любимцы и комнатные растения» ребята  рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя  фотографии из  личного альбома, а так же оформили  выставку   рисунков и аппликаций. Во 2­м классе, кроме творческих проектов, появляются проекты информационные. На  этом этапе, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы,  выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и  навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать  материал. Нетрадиционные уроки литературного чтения – уроки творчества, уроки­сказки, уроки­утренники позволяют каждому ребенку проявить свои читательские, актерские  способности. Объединившись в группы, дети самостоятельно составляют план, договариваются,  распределяют обязанности, создают групповые проекты «Покормите птиц зимой”. Каждое  решение уникально, выразительно. Работая в группах, дети понимают, что коллективно они могут создавать замечательные газеты, сказки, книги, инсценировки и т.д. Как нельзя  лучше для формирования исследовательской деятельности подходят уроки окружающего  мира. Уроки – исследования позволяют ставить серьезные проблемные вопросы,  исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует положительные  эмоции. Один из проектов во втором  классе, который предполагает исследовательскую работу по  теме «Растения». В домашних условиях ребята ставили опыты и наблюдали, как  развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляли в виде схематических рисунков и таблиц.  По технологии ребята так же выполняли учебные проекты: «Сказка из  пластилина», «Путешествие колобка», "В мире животных». “Зачем нужны правила дорожного движения?”. Поиск ответов на эти и многие другие  вопросы приводит учащихся к выдвижению своих гипотез, учит искать источники  информации, проводить несложные опыты, анализировать полученные результаты, делать  выводы. Работая же в группе, дети не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный  вывод. Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как  заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к  проекту? Начинаем с уроков творчества. Дети получают задание принести на урок что­ либо из сада. Это может быть ветка, овощ, листочек – все равно что, лишь бы это что­то  значило для ребенка, и он мог объяснить свой выбор. На уроке даются инструкции: ­ “По  очереди подойти к столу, положить то, что принесли с собой, объяснить, что это и почему  захотелось принести именно это”; ­ “Взгляните на то, что лежит на нашем столе.  Попробуйте создать композицию (картину), которая объединяла бы все эти предметы”.  Дети подходят к столу, перекладывают предметы, в итоге появляются групповые  композиции. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться видеть прекрасное в  обычном, понимать, что одни и те же предметы могут у разных людей порождать  различные образы и ассоциации, что собранные вместе предметы могут создать новую  картину ­ главная цель этого урока. В реализации проекта помогают план, памятка, таблица, т. е. опора, по которой будет  работать ученик. В 3­4­м классах мы встречаемся с практико­ориентированными проектами. К таким  проектам можно отнести проекты по темам «Изучай и знай природу своего края» и  «Сохраним чистоту рек и озер своего края», куда, кроме традиционных заданий, включены  исследования, результаты которых вполне могут быть применены на практике. Так, в  работе по теме «Изучай и знай природу своего края» была поставлена проблема: как  погода зависит от ветра? Учащимся было предложено в течение месяца провести  наблюдения и сделать вывод о том, какие ветры являются преобладающими в нашем крае и как они влияют на погоду. По результатам наблюдения были сформулированы выводы и  выдвинуты предложения, как можно использовать эти выводы в жизни. Таким же образом  построена подготовка к проекту по проблеме загрязнения водоемов. И, может быть,  решения этой экологической проблемы носили в большинстве своем достаточно  фантастический характер, как знать – возможно, это основа для будущего величайшего  открытия. Используя метод проекта, учитель управляет деятельностью учащихся, а не дает знания в  готовом виде, организует коллективные обсуждения при планировании, выборе пути  решения, нахождении ошибок и способов их ликвидации, а не в навязывании своих. Для  учащихся нужно быть равноправным партнером по учебному общению. Предлагаю задания  и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике.  Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять  собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения: ­посмотрите на мир чужими глазами, ­ продолжите неоконченный рассказ, ­ составьте рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое­то время  стали дневником в портфеле , листочком на дороге), ­ опишите один день вашей воображаемой жизни или используя данную концовку (… прозвенел звонок с урока, а мой одноклассник продолжал стоять у доски), ­ определите, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов  нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты,  кусочка мела), ­ назовите как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта,  книги). Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее мы учимся  выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется  оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные  качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических  рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Изначально, гипотеза не истина,  и не ложна – она просто не определена. Гипотеза возникает как возможный вариант  решения проблемы. Затем она подвергается проверке в ходе исследования. Построение  гипотез ­ основа исследовательского, творческого мышления. В умении выработать  гипотезы используем следующие упражнения: ­ давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; ­ почему многие дети любят компьютерные игры и т.д. Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим,  возможно, может быть и другие. Ещё важным умением для исследования является умение  задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: ­ показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы, ­ какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? ­ игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»), ­ игра «Угадай, о чём спросили» (например, на карточке написан вопрос: «Когда  происходит солнечное затмение?» Ребёнок отвечает: «Солнечное затмение происходит,  когда наш естественный спутник ­ Луна ­ в своем движении проходит на фоне  диска Солнца. » Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.) ­ что ещё ты можешь предложить или сделать? Такие вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка. Эти и  другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения для создания  исследовательской работы уже в четвёртом классе. Как же мы над этим работаем? Успех  деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством  составляется план­график выполнения учебного исследования: определяются временные  рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования  заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его  алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех  этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы,  целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. Первым  результатом работы можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками ­  макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный ­ педагогический: бесценный  в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской  работы, новые знания и умения, новообразования, отличающие истинного творца от  простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой  связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: : наличие титульного листа, вывода, оформление приложений, литературы. В введении чётко определяются цели исследования, гипотеза и актуальность. В основной части в логической  последовательности излагаются результаты исследования. В заключении нужно сделать  выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам,  гипотезе. Защита ­ венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего  исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое  настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать  добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать  свою точку зрения. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и  ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения,  ответы на вопросы. Время представления проекта не более 3­5 минут. Для успешной  презентации я стараюсь научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно  выстраивать сообщение, готовить наглядность. Презентация проекта, как правило,  осуществляется нами в форме выставки рисунков, альбомов, поделок, книжек ­ малышек,  показа тех изделий, которые дети создали, театрализованного представления, спектакля,  конференции, слайд­шоу, компьютерной презентации. Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают  оценку своего труда родителями. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими  учёными, общаясь между собой, находя своих единомышленников. Ученики, чьи работы  оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьной научно­ практической конференции. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика ребёнка  – это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской  жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение.  Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, ­  наличие у них потребности узнавать новое. Это видно из мониторинга: повысился уровень умения ставить творческую цель,  работать самостоятельно, планировать свою деятельность, включаться в  групповую работу, развитие творческих способностей. Проведённые исследования говорят о том, что описанная методика работы активизирует  исследовательское поведение детей. А в целом, проектный метод, опирающийся на  совместную или самостоятельную учебно­познавательную деятельность учащихся,  руководимую учителем, позволяет научить детей самостоятельно добывать  информацию и применять её в практической деятельности, что способствует дальнейшей  успешной социализации выпускников. Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего  мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает  их личностный рост.Совместная проектная деятельность является успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы, делает детей и взрослых равноправными  участниками общения, между которыми складываются доверительные отношения, а также  создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка  положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!". В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения,  то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою  деятельность, расширяет кругозор учеников, создает условия для проявления  самостоятельности и инициативности, развивает творческие способности. Результат всегда можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической  деятельности. Работая с детьми над творческим проектом, я обязательно учитываю  рациональность применения этого метода для данного ученика, соотношу с его  индивидуальными способностями. Применение этой технологии придает учащимся  уверенность в своих силах, обеспечивает успех в практическом применении своих знаний.  В результате проектной деятельности решаются многие вопросы по учебно­познавательной направленности, и развивается экологическое образование учащихся. При выполнении  проектных работ учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность; эта работа  сближает учеников, помогает открыть мир и себя в этом мире, воспитывает будущего  специалиста . Программа «Проектно­исследовательская деятельность учащихся. 2 класс» разработана учителем начальных классов МКОУ Бобровская СОШ №1 Дегтеревой И.И. I.Пояснительная записка Данная программа курса «Проектно­поисковая деятельность» разработана для учащихся 2  класса в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НО. Она  обуславливает личностно­ориентированную модель взаимодействия, развитие личности  ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в  современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития  творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне­ развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе,  интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на  формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение,  а также креативных качеств ­ гибкости ума, терпимости к противоречиям,  критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств. Разработана на  основе методического пособия А.И.Савенкова «Методика исследовательского  обучения младших школьников». Программа курса позволяет реализовать актуальный в настоящее время  компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и  коммуникативных способностей. Задачи: 1)познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со  способами поиска информации; 2)мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и  самостоятельности; 3)прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и  энциклопедиями; 4)прививать интерес к исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида  учебно­познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в  микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение  рекомендаций по организации учебно­исследовательской деятельности. Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,  сколько на формирование активной личности, мотивированной к  самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска,  отбора, анализа и использования информации. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще­ учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют  успешность всего последующего обучения ребенка. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно­познавательной,  практической, социальный. Курс «Проектно­ исследовательская деятельность»  носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование  поисково­исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.  Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектно­исследовательская деятельность младших школьников при изучении  имеет отличительные особенности: имеет практическую направленность,  которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей; в  большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено  психологическими особенностями младших школьников; проектная  деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся  самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов,  что связано с обеспечением безопасности учащихся; проектная деятельность  носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.; проектная деятельность предполагает  работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой  информации; в содержание проектной деятельности заложено основание для  сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное  взаимодействие семьи и школы; реализует задачу выявления творческих  способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности. Основные принципы программы Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной  деятельности с учебным процессом. Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание  благоприятных условий для развития способностей детей. Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них. Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение  родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности:  планирование, обсуждение, проведение. Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться  рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и  что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу. Принцип успешности. Взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и  успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его  отношению к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет  видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была  искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные  достижения. Принцип стимулирования. Включает в себя приемы поощрения и  вознаграждения.       II. Условия реализации программы. Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бобровская СОШ №1 курс  рассчитан на 17часов. (0,5 ч. час в неделю в 2­4­ых классах, 35 учебных недель). III. Планируемые результаты усвоения обучающимися Воспитательные результаты внеурочной деятельности: Первый уровень результатов: ребёнок – исследователь от рождения. Его  способности обрабатывать поступающий в ходе собственных исследований  материал социальных знаний, делать на этой основе выводы и использовать новое знание в своём дальнейшем исследовательском поведении. Для достижения  данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со  своими учителями. Второй уровень результатов: формирование позитивных отношений школьника к  базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,  труд, культура). Получит возможность превращение процесса развития личности  ребёнка в процесс саморазвития. Простое природное детское любопытство  может трансформироваться в ценнейшее свойство – познавательную  потребность. Это успешно происходит в том случае, когда образовательная  среда стимулирует эту способность. Причем стимулирование выражается не  только в поддержке, но и в противодействии исследовательскому поведению.  Ребёнок научится чувствовать и ценить красоту, стать социально­активной  личностью, грамотно оформлять и самостоятельно придумывать тему своей  творческой работы. Для достижения данного уровня результатов особое  значение имеет равнопрае взаимодействие учащегося с другими учениками на  уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Третий уровень результатов: обучающийся сможет самостоятельно выбирать  тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу;  самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор; общаться с  людьми разных возрастов; работать в группе, коллективе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет  взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. В результате изучения курса «Проектно­ исследовательской деятельность» обучающиеся на ступени начального общего  образования: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные  представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах  единого мира, овладеют основами практико­ориентированных знаний о природе,  человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его  историю; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к  миру природы и культуры; получат возможность осознать свое место в мире;                познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,  начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,  научатся видеть и понимать некоторые причинно­следственные связи в  окружающем мире; получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами  ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом  Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить  небольшие презентации. Обучающиеся получат возможность научиться: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего  региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России ­ Москву, свой регион и его  главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные  исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место  изученных событий на «ленте времени»; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных  группах (семья, общество сверстников, этнос); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,  включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью  поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для  создания собственных устных или письменных высказываний. Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам  решения новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в  том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия  результатов требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной  деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и  историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание  своей этнической принадлежности; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  мировой и отечественной художественной культурой. Обучающийся получит возможность для формирования:                 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к  школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­  познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения; устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам  решения задач; адекватного понимания причин успешности, неуспешности внеучебной деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на  искусство как значимую сферу человеческой жизни; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и  сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и  обеспечение благополучия Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и  задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,  родителей и других людей; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так  и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:                осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом  информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая  электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлении, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его  строении, свойствах и связях. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью  инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной  форме; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в  зависимости от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно  выбирая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая  основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: адекватно использовать коммуникативные (прежде всего ­ речевые)  средства для решения различных коммуникативных задач, строить  монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,  используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в  том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию  партнера в общении и взаимодействии;                   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций  в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной  позиции других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную  позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями  партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной  деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной  деятельности и сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей  деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения  разнообразных коммуникативных задач. Ожидаемые результаты Обучающийся получит возможность узнать: основные особенности проведения исследований разных видов; методы исследования; правила выбора темы и объекта исследования; правила успешной презентации работы.         Обучающийся научится: самостоятельно выбирать тему исследования; выделять главное и второстепенное в собранном материале; указывать пути дальнейшего изучения объекта; презентовать свою работу. Обучающийся сможет решать следующие жизненно­практические задачи: самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать  информацию по волнующей проблеме; реализовывать право на свободный выбор. Обучающийся способен проявлять следующие отношения: общаться с людьми разных возрастов; ­работать в группе, коллективе; IV. Содержание курса внеурочной деятельности 2 класс Что такое исследование? Кто такие исследователи? Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Коллективная игра­исследование. Темы проектов: «Загадки осени» «.Почему некоторые привычки называются вредными?» «Зимний  калейдоскоп». «Подарок для мамы» «Мой любимый четвероногий друг» V. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности учащихся № п/п Название тем Содержание занятий Количество часов 1 Что такое исследование? Кто такие исследователи? Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий 1 2 Основные методы исследования. Как задавать вопросы? Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования 1 3 Коллективная игра­исследование. Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения 1 4 Введение в проект «Загадки осени» Экскурсия в городской парк Обучающийся сможет провести наблюдения за сезонными изменениями в природе, установить причинно­следственные связи в окружающем мире 1 5 Викторина « По дорожкам осени» Обучающийся в группах сможет проявить личную заинтересованность в подборе информации, методов исследования в тесном сотрудничестве с одноклассниками , родителями, учителем 1 6. Защита проекта «Загадки осени» Творческое представление проекта. Выводы и результаты 1 7. Введение в проект «.Почему некоторые привычки называются вредными?» Встреча с медицинским работником школы Обучающийся может найти ответы на непонятные вопросы: способы профилактики инфекционных заболеваний. Понятие «микробы». Прямой и непрямой путь передачи инфекции. Вода – источник жизни и здоровья человека 1 8. Конкурс рисунков «В гостях у Мойдодыра» Поиск необходимой информации в Интернете «О чистоте тела», « О вредных привычках замолвите слово» 9. 1 Защита проекта «.Почему некоторые привычки называются вредными?» Выпуск информационного бюллетеня « 10 полезных советов от доктора Воды» 1 10 Введение в проект «Зимний калейдоскоп». Выставка рисунков «Волшебница­зима» Создание картинной галереи. Обмен впечатлениями. Воспроизведение эпизодов русской зимы из романа А.С. Пушкина «Евгений  Онегин» 1 11. Конкурс чтецов «Хороша ты, Зимушка­зима!»  Сбор и обработка информации по группам.  Разработка собственного варианта решения проблемы. 1 12. Защита проекта «Зимний калейдоскоп» Рефлексия. Конкурс рисованных фотографий и сочинений. 1 13. Введение в проект «Подарок для мамы» Аналитический опрос одноклассников; Изучение различных источников информации; Анализ и обобщение информации; 1 14. Устный журнал «Всё я делаю для мамы» Рассматривание фотографий мам Знакомство с историей возникновения праздника Рассматривание выставки книг о мамах «История возникновения праздника 8 Марта» Чтение произведений о мамах в домашнем чтении Составление описательных рассказов «Моя Мама» Изготовление поздравительной открытки и подарка – букета к празднику 1 15. Защита проекта «Подарок для мамы» Оформление газеты «Моя милая мамочка» Участие в конкурсе рисунков «Моя мама» на детском портале «Клёпа» 1 16 Введение в проект «Мой любимый четвероногий друг» Фотоконкурс « Эти забавные животные» Обсуждение темы проекта. Выбор форм и методов реализации проекта 1 17 Защита проекта «Мой любимый четвероногий друг» Презентация проекта. Встреча со специалистом ветеринарной службы. Предполагаемая модель урока по теме: «С кем дружит ель?» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности. Цели: образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями,  животными и человеком; развивающая: 1)способствовать формированию умений: выдвигать гипотезу и  обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной  информации; 2) оформлять результаты работы в виде доклада; воспитательная: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что  именно человек в ответе за ель и за тех, с кем он дружит. Методы обучения: частично­поисковый, исследовательский. Ход урока На данном уроке используется поисковый проект, который помогает учащимся выйти из  затруднительного положения, но не решает за них проблемы, а лишь предлагает возможные варианты или дает дополнительную информацию. I. Запуск проекта (оргмомент). На этом этапе учащиеся готовят рабочее место, формируют группы. Учитель знакомит с  темой урока, определяет группы, проверяет готовность к уроку. II. Планирование работы. В гости к детям приходит Лесовичок. Он приносит задания для самостоятельной работы,  задание №1 – для первой группы, задание №2 – для второй группы. Задание №1. Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели? Задание №2. Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? III. Определение уровня готовности к поисковой работе. Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к  моменту исследования. Инструкция для группы 1. 1. Рассмотрите рисунок ели. Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие ? Подумайте, что может произойти с  животными леса, если люди вырубят ели. Используйте дополнительные материалы с листа, рассмотрите таблицу на доске. 2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос. 3. Подготовьте одного выступающего по вопросу. Инструкция для группы 2. 1. Какую елку лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему? Для  ответа на вопрос пользуйтесь материалами учебника. 2. Подумайте, как ответить на поставленный вопрос. 3. Подготовьте одного выступающего по вопросу. 4. Попробуйте нарисовать плакат. Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный  результат деятельности. IV. Сбор информации. Учащиеся знакомятся с источником информации, работая с инструкциями, отбирают  главное содержание. Информация для группы 1. Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются  семенами ели, прячутся среди ее ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнезда и  выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели,  потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между  собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выдает из нее только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные клестами шишки подбирают на  снегу белки, дятлы и это облегчает им поиск пищи. Но еще важнее сброшенные клестом  шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева. Информация для группы 2. Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зеленая. Это прямое, стройное  дерево. Оно может быть очень высоким. Живет до 500 лет. Под чешуйками шишек скрыты  семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются. Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует. V. Структурирование информации. Учащиеся выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу,  предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют  ответ для обмена информации. Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности  учащихся. VI. Обмен информацией. На этом этапе происходит объединение групп с одинаковыми знаниями для обмена  полученными наработками и выбора выступающего. В данном случае дается дополнительная информация. Лесовичок проводит физкультминутку и познавательную игру. Познавательная игра «Узнай новое о ели». Каждая часть ели представляет треугольник зеленого цвета. Всего треугольников 4. Они  находятся у доски в горизонтальном положении: С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели: • Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели. • Высота взрослого дерева 30­40 м. • Толщина ствола достигает 1 м. • Хвоя держится на дереве 7­9 лет. Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прилепляют  треугольники один под другим, составляя елочку: VII. Оформление результатов работы. Отдохнув, учащиеся рисуют плакат. Один ученик готовится отвечать на поставленный  вопрос и рассказать о том, почему именно такой плакат они решили нарисовать. Другой  помогает. При необходимости на помощь приходит учитель. VIII. Экспертиза проекта. Учащиеся представляют свою работу. Лесовичок внимательно их слушает и помогает  рецензировать работу. Отвечая на вопрос «С кем дружит ель?» ­ учащиеся делают вывод, что именно человек в  ответе за ель и за тех, с кем она дружит. Лесовичок благодарит всех за урок и оставляет в подарок нарядную искусственную  елочку. IX. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем: Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему я научился сегодня? Какое главное дело мы сделали? На уроке недостаточно времени, чтобы окончательно оформить плакат, поэтому учащиеся  представляют его схематичное изображение. Работа над плакатом должна быть  обязательно завершена, поэтому учащиеся сами решают, как это сделать. Это может быть  один общий плакат или два. Содержание может соответствовать наброску, сделанному на  уроке, или быть новым. Работа над плакатом завершается во внеурочное время. Затем  плакат вывешивается в классе, чтобы все радовались результатам своего труда. Пояснительная записка Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов  образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному  развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков  самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального  умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни. В материалах Концепции духовно­нравственного развития и воспитания школьников,  являющейся идеологической и методологической основой Федерального государственного  образовательного стандарта нового поколения, определены цели и задачи современного  образования: воспитание подлинно свободного, ответственного, компетентного,  нравственного гражданина России. Решению данных задач должна способствовать хорошо  организованная внеурочная деятельность. Одно из направлений – проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения  требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа,  методы проектно­исследовательской деятельности определены как одно из условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования.  Современные развивающие программы начального образования включают проектную  деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Данная программа разработана для учащихся 2 класса на 1 год. Она позволяет реализовать  актуальные подходы: компетентностный, личностно­ориентированный, деятельностный и  принципы: • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности  образования в целом; • Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в  системе внеурочной деятельности; • Системность организации образовательного процесса; • Раскрытие способностей и поддержка одаренных детей. Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и  умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в  будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах,  колледжах, техникумах и т.д. Цель программы – создание условий для приобретения школьниками социальных знаний,  ценностного отношения к социальной реальности (к родителям, к семье, к школе, к  истории страны); получение некоторого опыта социального действия. Задачи программы: • формирование у учащихся позитивной самооценки, самоуважения; • формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, участвовать в совместной деятельности с учащимися класса,  родителями; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального  использования рабочего времени; умения самостоятельно планировать деятельность и сотрудничество; принимать решения; • формирование умения решать творческие задачи, работать с информацией (сбор,  систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе  которой детям предлагается собирать различную информацию по общей теме. При этом  обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При  дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации. 1. Знакомство обучающихся с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников  информации, желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо  темой. При выборе подтемы учителю следует не только предложить детям широкий их выбор, но  и подсказать, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации: энциклопедии и другие книги, в том числе из  школьной библиотеки; видеокассеты, материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых,  экскурсии; беседы, интервью со специалистами в какой­то сфере деятельности, в том  числе и вовремя специально организованных в школе встреч. Возможные экскурсии: экскурсии в музеи. После сбора сведений идет обсуждение проектов. Итог работы над темой — собранная и  систематизированная картотека. При разработке проектов учитываются возможности, интересы каждого ученика,  планируется включение детей в разнообразные виды деятельности, создание ситуации  успеха для каждого. Программа состоит из двух модулей: теоретического и практического. При изучении  первого обучающиеся узнают какие бывают методы проектирования, этапы работы над проектом. Практический модуль во втором классе состоит из 5 модулей, каждый из  которых представляет собой работу над конкретным проектом. Форма организации Занятия проводятся 2 часа в неделю в учебном кабинете, в библиотеках, на пришкольном  участке, на различных объектах города (детские сады, скверы, улицы,  достопримечательности и пр.). Проектная деятельность осуществляется через проведение  опытов, наблюдений, экскурсий, защиты и реализации проектов. При этом необходимо  планировать время для подведения итогов: обсуждение с детьми результативности их  деятельности. Этапы работы над проектом № п/п Этап работы Характеристика видов деятельности 1 Поисковый Моделирование искомой ситуации Анализ имеющейся информации Определение и анализ проблем Определение потребности в информации Сбор и изучение информации 2 Аналитический Постановка цели проекта Определение задач Определение способа разрешения проблемы Составление плана реализации проекта Планирование продукта Анализ ресурсов Сбор и изучение информации 3 Практический Выполнение плана работ Текущий контроль 4 Презентационный Предварительная оценка продукта Планирование презентации и подготовка презентационных материалов Презентация продукта 5 Контрольный Анализ результатов выполнения проекта Оценка продукта Оценка продвижения Программа реализуется в объеме 66 часов, 2 занятия в неделю. Учебно­тематический план № п/п Перечень разделов Количество часов 1 Теоретический блок 13 2 Практический блок 53 Учебно­тематическое планирование Теоретическая часть (13ч.) № п/п Содержание Общее количество часов 1. Ведение. 1 ч. 2. Что мы знаем о проекте? 1 ч. 3. Учимся ставить проблему. 2 ч. 4. Игра «Я ищу информацию» Как мы познаём мир 2ч. 5. Школа «Почемучек». Мир вокруг нас. 2ч. 6. Удивительный вопрос. 3ч. 7. Источники информации. 2ч. Проект «Птичий базар» (19 ч.) № п/п Содержание Общее количество часов 1. Работа с энциклопедией. 2 ч. 2. Создание мини энциклопедий. 2 ч. 3. Работа по созданию виртуальной энциклопедии. 4 ч. 4. Работа над проектом «Птичий базар» в сети. 3 ч. 5. Изготовление кормушек для птиц. 2 ч. 6. КВН «Крылатые друзья». 2ч. 7. Работа по созданию ментальной карты. 2ч. 8. Оформление электронной странички. Создание онлайн пазлов. 2ч. Исследовательская работа «Моё здоровье» (7ч.) № п/п Содержание Общее количество часов 1. Беседа медработника школы на тему «Опорно­двигательная система младших школьников» 1 ч 2. Эксперимент «Взвешивание портфелей, ранцев». Анализ результатов. 2 ч. 3 Составление режима дня. 2 ч. 4. Результаты наблюдений, выводы и рекомендации Проект «Подарки» (9ч.) 2 ч. № п/п Содержание Общее количество часов 1. Дискуссия на тему «Что считать подарком?» 2 ч 2 Презентация «Какие бывают подарки» 1 ч. 3. Подарки своими руками. 4 ч 4. Практическое занятие «Как правильно преподнести подарок» 1 ч. 5. Праздник именинников. 1 ч. Проект «Моя школа» (14 ч.) № п/п Содержание Общее количество часов 1. Экскурсия по школе. Беседа на тему «Что я знаю о школе?» 1ч. 2. Деление на подгруппы. Выбор темы для исследования 1 ч. 3. Сбор и обсуждение информации по выбранной теме 3 ч. 4. Работа с собранным материалом 3 ч. 5. Подготовка и защита проекта 4 ч. 6. Подведение итогов. Обсуждение вопросов: Что нового для себя узнал (открыл) каждый ученик? Что полезного сделали для школы? Каков был вклад каждого в этот проект? Планы на будущее Акция «Память» (4 ч.) 2 ч. № п/п Содержание Общее количество часов 1. «День Победы». Экскурсия в школьный музей боевой славы. Беседа по итогам. 1 ч. 2. Изготовление открыток, буклетов к празднику. 2 ч. 3. Акция «Память». Подари ветерану открытку. 1 ч. Информационно­методическое обеспечение 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,  2010. 2.Концепция духовно­нравственного развития и воспитания гражданина России. ­ М.:  Просвещение, 2010. 3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:  пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. Интернет­сайты: conf.cpkro.kirov.ru; www.eidos.ru Предполагаемая результативность курса Прогнозируемые результаты В результате участия во внеурочной проектной деятельности во втором классе у  обучающихся будет формироваться: позитивная самооценка и самоуважение; умение сотрудничать, вести диалог, как со сверстниками, так и с людьми старшего и младшего возраста; они приобретут социально ценностные умения доброжелательного и чуткого  отношения к людям;      получат некоторый опыт социального действия: организации рабочего пространства  и рационального использования рабочего времени; ответственного принятия решений; будут учиться работать с информацией: собирать, систематизировать и хранить ее. Соответствие содержания и форм внеурочной деятельности ожидаемым результатам Уровень результатов Приобретение социальных знаний (первый уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (второй уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень) Проектная деятельность Познавательные беседы, дискуссии, экскурсии, консультации, наблюдения поиск  информации Изготовление поделок, сувениров, буклетов, открыток. Детские исследовательские проекты, внешкольные акции, праздник именниников.

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2019