Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Оценка 4.9
Лекции
doc
информатика +1
Взрослым
05.09.2018
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого
статья.doc
Информационнокоммуникационные технологии в
воспитательнообразовательном процессе
Светлана Николаевна Трошкина
учитель информатики школы № 37
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности,
который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и
конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом
направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его
содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении
эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое
обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода
диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в
практике новых форм дополнительных и альтернативных государственной системе
образования, использование в современных российских условиях целостных
педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре
современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на
открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического
опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего
обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические
технологии могут реализовываться только в инновационной школе.
В настоящий момент в школьном образовании применяют самые
различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и
статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее
характерные инновационные технологии. 1. Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в предметном
обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает
интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к
информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов
информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).
Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса
информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об
информатике к использованию компьютерных программных средств при
изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами
информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной
перестройки всего учебновоспитательного процесса на базе применения
информационных технологий. В результате в школьной методической системе
появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют
подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой
деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в
учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.
Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) информационная среда школы открытого типа, включающая различные
формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию
учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода
проектов;
б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что
снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от
субъективных отношений “учительученик” к наиболее объективным отношениям
“учениккомпьютеручитель”, повышается эффективность ученического труда,
увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении
дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем
осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы; в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что
позволяет повысить производительность его труда, повышает общую
информационную культуру учителя.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностноориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без
конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных
потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не
средством достижения какойлибо отвлеченной цели. Проявляется в освоении
учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их
возможностями и потребностями.
3. Информационно аналитическое обеспечение учебного процесса и управление
качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно –
аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно,
беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности,
класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать
незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении
состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы
отдельно взятого педагога.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи
тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5.
Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования
современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения.
Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурномассовых мероприятиях по национальным традициям, театре,
центрах детского творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь
могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и
новые. Это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и
защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система
«консультант», групповые, дифференцированные способы обучения система «малых
групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7.
Психологопедагогическое сопровождение внедрения инновационных
технологий в учебновоспитательный процесс школы
Предполагается научнопедагогическое обоснование использования тех или иных
инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими
специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим
арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность
их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении,
способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально
технической базы учреждения.
Литература
1.
Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации
образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. Новосибирск,
ИПСО РАО.1997. 1. с.7781. 2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
М.: Народное образование, 1998. 256 с
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.