информационно - просветительский проект "Театральные подмостки Тюмени" рассказывает о истории создании театров Тюменской области, а именно Тюменского областного драматического театра, театра кукол, театра"Ангажемент" и уличного театра "Мимикрия". Дает информацию о репертуаре театров, труппе. в результате выполнения проекта создан буклет " Театральные подмостки Тюмени"
Армизонским район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Южно Дубровинская средняя общеобразовательная школа»
Областной креатив фестиваль «Надежда»
Направление «История в деталях»
Информационно просветительский проект
«Театральные подмостки Тюмени»»
Автор: Рогожников Станислав, ученик 5 класса
МАОУ Южно Дубровинскаой СОШ
Руководитель:
Нерадовских Татьяна Ивановна
Учитель технологии2019г.
Тема: «Театральные подмостки Тюмени»
Содержание:
1. Аннотация .…………………………..
Цель и задачи проекта
Метод исследования
Объект исследования
Предмет исследования
2. Театры Тюменской области.……………………………………….
2.1 Тюменский драматический театр……………………………….
2.2 Молодежный театр «Ангажемент» им. В.С. Загоруйко………
2.3 Тюменский театр кукол………………………………………….
2.4 Театр «Мимикрия»………………………………………………
3. Самоанализ
4. Литература…………………………………………………………...1. Аннотация
В 2019году исполняется 75 лет со дня образования Тюменской области и 2019г объявлен
президентом В.В. Путиным годом театра в России. У меня возник вопрос, можно ли
объединить эти два события в одно. Я задал себе вопрос, а что я знаю о театрах нашей
области? И к моему удивлению, понял, что я знаю о сосуществовании только Тюменского
кукольного театра, и то только потому, что на спектакле мы были всей семьей. Я поделился
своими мыслями с мамой, и она предложила исследовать это вопрос и рассказать ребятам о
моих впечатлениях, о посещении кукольного театра. Так возникла идея создания нашего
проекта: « Театральные подмостки Тюмени»
Цель: Дать учащимся 46 классов представление о театральной жизни Тюменской области,
расширить знания о театре, как вида искусства. Воспитание эмоционального, положительного
отношения к театру в целом и к театрам Тюменской области в частности.
Задачи:
1. Составит анкету, и провести опрос школьников о знаниях, о театре и составить
диаграмму.
2. Собрать информацию о театрах Тюменской области( истории, современности)
3. Проанализировать и систематизировать найденный материал.
4. Создать компьютерную презентацию «Театральные подмостки Тюмени»
5. Выступить с презентацией перед учащимися 45 классов и их родителями.
6. Найти в интернете виртуальные экскурсии по театрам Тюменской области и показать их
ребятам.
7. Сделать буклет «Театральные подмостки Тюмени»
Объект исследования: театры Тюменской области
Предмет исследования: учащиеся нашей школы и их знания о театре
Методы исследования:
1.Метод поиска и сбора информации.
2.Метод анкетирования.
3.Метод анализа информации.
4.Метод систематизации информации.
Гипотеза: если ребята больше узнают о театральной жизни, об истории театров Тюменской
области их современные постановки, то они захотят их посетить отвлекутся от мира
компьютерных игр, которые стали бичом нашего времени. Вспомнят о потребностях своей
души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям2 Театры Тюменской области
2.1 Тюменский драматический театр
История Тюменского драматического театра началась ещё в XIX веке. Первый любительский
театр располагался в небольшом особняке, построенном в 1853 году купцом Кондратием Кузьмичом
Шешуковым для уездного училища. Здание сохранилось до наших дней и находится по адресу ул.
Семакова, 10.
Первое представление самодеятельного театра состоялось 27 декабря 1857 года в зале уездного
училища. Постановка имела ошеломительный успех и на протяжении целого года собирала полные
залы. Труппа состояла из учителей, купцов и видных горожан. Деньги, вырученные от спектаклей,
использовались для материальной поддержки женской гимназии.
Известно, что в 1858 году петербургский гость выразил восхищение любительским спектаклем. Этот
факт был зафиксирован, и с него начался отсчет театральной истории города.
8 февраля 1858 года в информационной газете «Тобольские губернские ведомости» – «Местные
известия» писали: «…В Тюмени благородный спектакль! Как же это так? До сих пор мы знали
Тюмень как город торговый, известный своим широким хлебосольством, где самым сподручным
развлечением считали карты… Откуда же взялись действующие лица для Тюменского благородного
театра? Дворянства там, как и во всей Сибири, нет, чиновничества окружного очень мало, разве из
купечества?.. Такое на первый раз участие тюменского купечества в благородном театре должно
порадовать каждого, кому дорог всякий шаг вперед в нашей общественной жизни…».
Благотворительные спектакли, начатые Кондратием Шешуковым, позволили собрать необходимые
для содержания женской школы средства, и вскоре самодеятельный театр прекратил свои
представления – в городе наступило затишье. Но известия об интересе горожан к благородным
представлениям, повидимому, нашли отклик в сердцах профессиональных актёров. С 1878 года
различные театральные труппы стали приезжать в город на гастроли. В арендованных, подходящих
для представления помещениях, по нескольку месяцев кряду развлекали они горожан своим
мастерством. Театральная жизнь в городе возродилась, постепенно развивалась, но была ещё
довольно стихийным явлением, а главное – пришлым.
Так продолжалось до 1890 года, когда купец Андрей Иванович Текутьев решил взять театральное
дело под свою опеку. Он перестроил под театр одно из находящихся в его собственности зданий по
улице Иркутской (ныне Челюскинцев). И хоть в то время в Тюмени попрежнему не было своей
труппы, а на подмостках частного учреждения продолжали выступать гастролёры, появление этого
здания закрепило в сознании горожан устойчивое понятие «Текутьевский театр».
Даже по современным меркам здание стационарного театра получилось достойным восхищения. В
зрительном зале, кроме партера, были ложи в два яруса, амфитеатр, галерея. Специально для
театральной труппы в здании предусмотрели квартиры, а для удобства зрителей имелись просторные
вестибюли и буфеты. В 1909 году после реставрации расширили сцену и фойе. Зрительный зал
вместо 500 стал вмещать 1200 мест.
Как на само строительство театрального дворца, так и на его последующее содержание купец тратил
исключительно собственные средства.
Андрей Текутьев содержал театр в течение 26 лет. В 1916 году, перед кончиной, он завещал своё
здание на Иркутской городу, с условием, что его будут использовать «исключительно под театр».
Городская управа приняла этот дар, и газетные анонсы стали извещать о спектаклях не в театре
Текутьева, а в городском театре имени Текутьева.С 1919 года называется Театр им. Ленина. Постоянной труппы еще нет. В конце сезона игравшая
труппа распускалась и на предстоящий сезон набиралась новая. Как правило, актеры не имели
специального образования. В 1920 году при театре начала работать студия сценического искусства.
Осенью 1922 года в театре произошел пожар, и от здания остались только обгоревшие развалины. Не
удалось спасти ни декораций, ни оборудования.
Только в 1924 году решением местных властей был организован новый театр, который был назван
Камерным и размещен в здании бывшего кинотеатра «Победа». Здание было небольшим, поэтому
театру быстро удалось обновить мебель и декорации. Предполагалось, что Камерный театр будет
культивировать все жанры сценического искусства. Труппа работала под руководством Сабурова
Долинина, который был одновременно актером, режиссером и директором театра. За 10 лет
существования Камерного театра в нем сменилось 11 трупп. Практически ежегодно менялось
руководство. В горсовете, на страницах местной печати регулярно ставился вопрос о строительстве
нового здания зимнего театра и увеличении средств, выделяемых на его нужды.
Однако, на строительство нового здания средств не было. Было принято решение отдать под него
здание бывших соляных купеческих складов на улице Герцена, также нуждавшееся в реконструкции.
Только в начале 1935 года, наконец, открыто новое здание театра. Он сменил имя, став с этого года
Тюменским государственным драматическим театром имени 17й годовщины Рабочекрестьянской
Красной Армии.
В 1938 году была создана первая стабильная труппа. В 1939 году началась практика
«стационирования» советских театров. Теперь стали принимать актеров и режиссеров на постоянную
работу в штат.
В 1944 году Тюменский драматический театр получил статус областного. Труппа состояла из 32
человек, из них только 15 родились в XX веке, и лишь четверо были моложе 30 лет. В его репертуаре
уже тогда были разнообразные и разножанровые постановки. На сцене играли пьесы по
произведениям русских и зарубежных классиков, музыкальные спектакли, исторические драмы и
революционные постановки.
С 1987 года и по сей день директором тюменского драмтеатра является Владимир Здзиславович
Коревицкий. Должность художественного руководителя занимает Алексей Ларичев. Главный
режиссёр Александр Цодиков. Репертуар сейчас очень разнообразен. Спектакли с 1998 года идут
на двух сценах – Большой и Малой. С 2005 года театр носит название Тюменский драматический.
В 2008 году, театр переехал в новое здание, по улице Республики, дом 129, подаренное храму
искусства Правительством Тюменской области. Площадь театра – 36 000 квадратных метров. Имеет
пять этажей, красивый фасад, украшенный
колоннами. В театре два зрительных зала,
на 800 и 200 мест.
И.
ДьяконовуДьяченкову.
Коллектив театра поставил перед собой
задачу – возведение памятника великому
земляку, народному артисту
Г.
Часть
средств от продажи билетов на спектакли
шла на финансирование этой скульптурной
композиции. В 2017 памятник установлен в
сквере, около самого театра.
Театр активно участвует в фестивалях, а
также в различных других мероприятиях, как межрегионального, так и международного значения.
Актёры, ранее игравшие в театре:
Панов Вениамин Данилович (19242015), Заслуженный артист России (1999).Заслуженный артист ЧеченоИнгушской АССР (1977), СевероОсетинской АССР (1983).
Благодарность Президента Чеченской Республики (2005).
Бузинский, Анатолий Сергеевич (1978—2015), заслуженный артист России.
Вельяминов, Пётр Сергеевич (1955—1958), народный артист РСФСР.
ДьяконовДьяченко, Георгий Иванович (1950—1984), народный артист РСФСР.
Матвеев, Евгений Семёнович (1946—1948), народный артист СССР.
Литвинова Валентина Алексеевна ( Народная арт.РСФСР) род. 1932 г. время работы в
Тюмени 196469 г.г.
Тюменский драматический театр собрал на своей сцене замечательных, талантливых артистов.
Труппа: К. Баженова. С. Скобелев. А. Кудрин. Е. Цыбульская. С. Белозёрских. Т. Пестова. Е.
Шахова. О. Игонина. Н. Падалко. Э. Ризепова. О. Ульянова. Е. Казакова. Е. Самохина. К. Тихонова.
Е. Киселёв. Ж. Сырникова. О. Тверитина. Е. Махнёва. А. Тихонов. И. Тутулова. В. Обрезков. И.
Халезова и другие
Драмтеатр в 1998 году организовал
областной фестиваль «Золотой конёк».
В нём принимают участие все театры
области, как драматические, так и
кукольные. В первый год участвовало
шесть трупп: из Нижневартовска,
Тобольска, Нягани и Тюмени. Из них
четыре драматических и две
кукольных. В 2000 году в фестивале
приняло участие уже 14 театров.
«Золотой
приобрёл
всероссийское значение.
На него
собрались труппы не только из
Тюменской области, но также из Курганской, Свердловской и Челябинской. В 2002 году фестиваль
стал международным. В нём принимало участие 22 театра. Помимо артистов из России, были и
актёры из Казахстана. В 2004 году уже 24 театральных труппы приняли участие в «Золотом коньке».
Через два года фестиваль разделился на два отдельных: один проводится среди театров кукол,
другой – среди драматических трупп. В 2006 году участие принимали артисты из Италии, Франции,
Узбекистана и Литвы.
Премии вручаются в следующих номинациях:
конёк»
«Лучшая женская роль».
«За лучший спектакль».
«Лучшая мужская роль».
«За лучшее режиссерское решение спектакля»
«Лучшая женская роль второго плана».
«За лучшую сценографию».
«Лучшая мужская роль второго плана».
Репертуар театра:
Большой зал:
«Ветер в тополях» Сиблейрас Ж.
«Господа Головлевы» Салтыков Щедрин М.
«Мирандолина» Гольдони К.
«Смешные деньги» Куни Р.
«Гроза» Островский А.«Мольер» Михаил Булгаков
«Метод Грёнхольма» Жорди Галсеран
«Пули над Бродвеем» Вуди Аллен
«Три товарища» Эрих Мария Ремарк
«Дни Турбиных» Михаил Булгаков
«Одолжите тенора» Кен Людвиг
Малый зал
Детские спектакли
«Академия смеха» Коки Митани
«Олеся» Александр Куприн
«Старший сын» Александр Вампилов
«Летучий корабль»
«Кот в сапогах»
«Приключения в изумрудном городе»
«Фунтик неуловимый»
Адрес: Тюмень, ул. Республики, 129
2.2 Театр Ангажемент имени В. С. Загоруйко
История молодежного театра
«Ангажемент» началась в 1994 году с
создания предпринимателем Виктором
Загоруйко и артистом Леонидом
Окуневым частного театра. Изначально
театр ориентировал свою творческую
деятельность на детей и молодежь.
Главным режиссером и постановщиком
первых спектаклей стал заслуженный
деятель искусств России, лауреат
Государственной премии Михаил
Поляков.
Театр возник в сложный для страны и города период, но бескорыстная меценатская деятельность В.
Загоруйко, интересный оригинальный репертуар молодого театра, серьезный художественный
уровень спектаклей, талант и профессионализм актеров привлекли внимание тюменского зрителя, а
в дальнейшем получили положительную оценку профессиональных критиков. В 1994 году спектакль
«Вождь краснокожих» по О 'Генри был с успехом показан на первом Всероссийском фестивале
«Реальный театр» в Екатеринбурге.
Впервые годы своего существования (с 1997 по 2000) «Ангажемент» ввел в практику проведение
«театральных уроков» по произведениям поэтов и писателей, творчество которых входит в учебные
программы по литературе. Творческие проекты частного театра поддерживались Областным
комитетом по культуре — театр неоднократно выезжал с гастролями по югу Тюменской области, в
северные города, оставив зрителям самые лучшие впечатления. Постепенно пополнялась актерская
труппа. В сезоне 19992000 годов в театр пришли выпускники актерского курса ТГИИиК. В 2000
году театр получил статус муниципального учреждения.
Оригинальность репертуара, современный сценический язык позволили театру «Ангажемент»
успешно участвовать во Всероссийских, региональных и областных фестивалях.
Участие в фестивалях для «Ангажемент» не является самоцелью, так как главной задачей театра
является удовлетворение эстетических, культурных, образовательных потребностей молодыхзрителей Тюмени, а так же благотворительная деятельность в пользу социальнонезащищенной части
населения города.
В репертуар театра входит ряд известных произведений:
3 в 1 (Н.Коляда)
Баба Шанель (Н.Коляда)
Волшебный горшочек (братья Гримм)
Вечера на хуторе близ Диканьки (Н. В. Гоголь)
Вино любви (А.Аверченко)
Город мастеров (Т. Габбе)
Господин, который платит (Ив Жамиак)
Двенадцатая ночь, или Что угодно (У.Шекспир)
Записки на «сгущенке». Клавдия
Калигула (А. Камю)
Мещаниндворянин (Мольер и Люлли)
Мусье Жордан, ученый ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун (М. Ф. Ахундов)
Носферату (Н.Коляда)
Ночь Гельвера (И. Вилквист)
Очень простая история (М.Ладо)
Птица Феникс (Н.Коляда)
Стойкий оловянный солдатик (Х. К. Андерсен)
Я жду весну (Д.Анисимов)
Труппа театра:
Леонид Окунев засл. артист России
Игорь Кудрявцев засл. артист России
Алексей Шлямин засл. артист России
Денис Юдин,
Роман
Ксенья Кудрявцева,
Зорин,Екатерина Зорина, Надежда Емельянова, Андрей Захаренко, Альбина Захаренко, Юлия
Шек,Екатерина Захарова, Галина Понятовская, Елена Юдина, Никита Герасимов, Анастасия Бируля
Ирина Ширикова, Денис Рекало, Ирина Медведева, Елена Горлатова, Николай Давыдов,Виталий
Криницин, Софья Лаврусенко, Наталья Караганова,Александр Кинчеев, Кирилл Лепихин
Татьяна Пшеничникова,
Людмила Петрушева,Адрес: г. Тюмень
Ул. Олимпийская, 8а,
2.3 Тюменский театр кукол
Свою историю Тюменский кукольный театр начал еще в конце 1945 года. Именно тогда, сразу после
войны, 22 декабря 1945 года зрители увидели первый спектакль «Плакса Топси», по пьесе
тюменской журналистки Л. Карабановой. А официальное рождение театра состоялось через полгода,
1 мая 1946 года. Инициатором создания театра выступила талантливая актриса областного
драматического театра Екатерина Сергеевна Стивина.
В 1960 годах, когда руководство театром принял Р. В. Яичников, театр
слился с самостоятельной кукольной студией аккумуляторного завода.
В период с 1945 по 1972 год труппа не имела своего здания и
существовала при концертноэстрадном бюро, будущей Областной
филармонии.
С 1956 года труппа с утвержденным штатным расписанием работала
при Драмтеатре. Спектакли ставились чаще всего ширмовые, играли в
основном в школах. Там же, в свободных классах, проходили
репетиции.В 1962 году театр обретает дом для производственных цехов и начинает бурную гастрольную
деятельность по Тюменской, Омской, Томской и Свердловской областям. В это же время театр
начал участвовать в международных фестивалях кукольных коллективов в Польше, Румынии,
Болгарии.
В 1972 году Областной театр кукол получил свое здание – современный комплекс на 400 мест. Сцена
позволила показывать кукольные спектакли и для взрослых. Тогда же вместе с куклами стали
использовать большие маски.
С 1977 года театр кукол стал участником фестивалей кукольных театров Урала и обладателем
различных наград. Кроме того, он также был организатором трех подобных фестивалей.
В 1980е годы театр становится очень популярным среди тюменской молодежи и интеллигенции,
благодаря спектаклям для взрослых «…забыть Герострата» Г. Горина и «До третьих петухов» В.
Шукшина.
В 1992 году произошла смена названия театра. С этого времени он именуется «Тюменский
государственный театр кукол и масок».
В 20002002 годы здание театра реконструировали.
Тюменский театр кукол знаменит своим интерьером. При
входе зрителей встречают часытерем – точная копия часов
Театра кукол им. Сергея Образцова в Москве, которую
создали местные мастера. Дуб, стоящий в холле – на самом
деле сосна. Она была доставлена по частям и потом собрана.
Если хорошо присмотреться, то можно увидеть места
стыковки. Мозаика на стенах выполнена по рисункам
зрителей по мотивам спектаклей. В витринах находятся
куклы, которые уже не используют в спектаклях.
актуальных кукол России» – проект Петербургского Большого театра кукол.
В 2017 году театр вошел в перечень первой в России
электронной энциклопедии современного кукольного театра
и социальную сеть для театральных практиков «Театр
Тюменский театр кукол – участник всех фестивалей кукольников Уральского региона, организатор
трех из них – в самые нелёгкие для искусства и культуры годы. С 2006 года театр проводит
открытый фестивальконкурс театров кукол «Золотой Конёк», ставший уже всероссийским, на
который съезжаются коллективы со всей России. Спектакли театра становились лауреатами
«Конька» четырежды, как «Лучшие спектакли», побеждали и в других номинациях. Театр участвует
в различных фестивалях. Актёры театра – обладатели многих престижных отечественных и
зарубежных театральных премий.
Репертуар театра кукол: Волшебное кольцо, Приключения Незнайки и его друзей, Легенда о
драконе, Сказка про Слона и Крокодила, Волк и семеро козлят, Пираты Карибского моря, Аленький
цветочек, Цветик семицветик, Волшебник Изумрудного города, Барышня крестьянка, Сказка о
Коньке Горбунке, Айболит, Снежная королева, Битва магов или выпускной в школе волшебников.
Труппа кукольного театра:ПУСТЫЛЬНИКОВ Василий Николаевич
Директор театра
ГРЯЗНОВ Сергей Анатольевич Главный
режиссёр
ПЕРЕПЁЛКИН Сергей Михайлович
Главный художник
Заслуженный работник культуры РФ
БАГИНА Светлана Александровна
Заведующая художественнопостановочной
частью
ДВИНИНА Ольга Анатольевна Заведующая
музыкальной частью
БЕРДНИКОВ
Лауреат премии «Золотой ключик» за лучшую
Александр Николаевич
актёрскую мужскую работу Тюменского театра кукол сезона 20122013 гг.
БЕРЕГОВАЯ Зинаида Николаевна Заслуженная артистка РФ. Первый лауреат премии «Золотой
ключик» в 199698 гг. В 200304 гг. повторила этот успех.
ГАНИЧЕВ Александр Владимирович Обладатель Гранта Правительства Тюменской области
«Лучшая актёрская работа в кукольном спектакле» 2013 года.
ГАНИЧЕВА Анна Александровна Лауреат премии «Лучшая женская актёрская работа»
Тюменского театра кукол сезона 20062007 гг. «Золотой ключик».
ГРАФЕЕВА Юлия Викторовна Лучшая женская работа сезона 20132014 гг. «Золотой ключик».
УСОВ Алексей, ЗАГРЕТДИНОВА Альфия Вакифовна, НЕСТЕРЕНКО Антон, КРЕЖЕВСКИХ
Александр, ЖУКОВА Алла, БАРТОЛЬ Антон Евгеньевич, ПАНОВ Александр
Адрес: Тюмень, ул. Кирова, 36
3.3 Театр «Мимикрия»
Молодёжный театр «Мимикрия» появился в Тюмени в мае 2003 года на базе Тюменского
Государственного Института Мировой Экономики, Управления и Права (ныне Тюменская
Государственная Академия Мировой Экономики, Управления и Права) и Тюменского
Государственного Института Искусств и Культуры (ныне Тюменский Государственный Институт
Культуры). Театр работает в экспериментальном направлении, синтезе пластического театра с
другими видами искусств, в поиске оригинальных средств и форм выражения театральных
постановок, новых способов общения со зрителем, что можно увидеть уже из названий постановок:
«Разобщение» (2003), «Чудаки» (2004), «Тень» (2007, по Е. Л. Шварцу), «МЖ: игра без правил»
(2008), «Сыграем в ящик?» (2009, по А. П. Чехову)[1], «Грезы шута» (2010, по творчеству С. Дали),«Куклы упавшие с неба» (2011).
Мимикрия» известен в России и
за рубежом как организатор
всероссийских и международных
фестивалей. Таких
как,
Фестиваль уличных театров
«Сны
Фестиваль
студенческих и молодежных
«Театральная
театров
революция»,
проект
«Экспериментальная сцена».
улиц»,
«Мимикрия»
неоднократный лауреат международных и российских фестивалей, дипломов за продвижение и
развитие театрального искусства. В 2012 году театр «Мимикрия» стал финалистом народного шоу
Театр
«Минута славы».
Награды:
Диплом за большой вклад в развитие фестивального
движения в пантомиме и организацию VII Международного
фестиваля современной пластики и пантомимы «Мимолет
2004» в городе Тюмени.
Диплом Российского Центра пантомимы за лучший
актерский ансамбль, за точную и эффективную актерскую
школу.
Золотой приз в направлении «Оригинальный жанр», музыкальный ужастик «Черный квартет», X
Областной фестиваль «Студенческая весна».
Диплом за лучшую режиссуру, диплом за лучшее
музыкальное оформление спектакля «Страсти
Пьеровы». Фестиваль студенческих театров России
«Новый взгляд» (г. СанктПетербург).
Диплом Лауреата конкурса «Общественное
признание» в номинации «Россия молодая – новый
бизнес».
Гранпри в направлении «Оригинальный жанр», XIV
Всероссийский
фестиваль
«Российская студенческая весна» (Волгоград, 2006).
заключительный
Диплом Лауреата за спектакльсказку для взрослых «Тень» по мотивам одноимённого произведения
Евгения Шварца. Международный Фестиваль студенческих театров России «Новый взгляд2007» (г.
СанктПетербург).
Диплом Лауреата фестиваля, диплом за лучший актерский ансамбль, диплом за оригинальное
режиссерское решение спектакля. Всероссийский фестиваль студенческих и молодёжных театров
«Театральная революция» (Тюмень, 2007).
Победители открытого городского конкурса «Молодежь Тюмени – 2009» в номинациях:
«Театральное искусство – коллективное творчество», «Театральное искусство – индивидуальное
творчество» (актриса театра Юлия Буракевич).Гранпри фестиваля за спектакльшутку по рассказам А. П. Чехова «Сыграем в ящик?», диплом за
лучшую женскую роль в спектакле (Юлия Буракевич). Всероссийский молодежный театральный
фестиваль «Живые лица» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации (Тюмень).
Диплом Лауреата в номинации «Ведущий (конферансье,
аниматор, шоумен, тамада)» Всероссийского конкурса молодых
деятелей искусств «Тюменский звездопад».
Гранпри Всероссийского конкурса молодых деятелей
искусств «Тюменский звездопад».
Диплом Лауреата в номинации «Авторский творческий
проектпрограмма». Всероссийский конкурс молодых деятелей
искусств «Тюменский звездопад».
Диплом Лауреата Всероссийского фестиваля студенческих и молодежных театров «Театральная
революция» за спектакль «М/Ж: игра без правил» (г. Тюмень).
Золотой диплом за лучший спектакль фестиваля «М/Ж: игра без правил» на Международной
театральной универсиаде «Unifest» (г. Челябинск).
«Золотой диплом» Международного фестиваля студенческих и молодёжных театров «Встречное
движение» за спектакль «М/Ж игра без правил» режиссёра Любови Лешуковой.
Диплом «Бренд Уральского федерального округа» VI Международному фестивалю уличных театров
«Сны Улиц» за вклад в развитие социокультурного пространства города Тюмени и Уральского
федерального округа.
Диплом «Лучший Бренд» Международный фестиваль уличных театров «Сны улиц» в рамках
выставки «Молодёжные бренды УФО».
Диплом Лауреата Премии СТД РФ Признание «За поддержку любительского театра России»,
награждена Любовь Лешукова.
Диплом Администрации города Тюмени за спектакль «Куклы, упавшие с неба».
Лауреат Международного театрального фестиваля «Gatves Atostogos» (Литва).
P.S. Помимо этих основных театров в Тюмени есть множество молодежных театров и студий, таких
как «Буриме», «Учебный театр», «На коврике», театр пластики «Европа». Но эти театры пока малы,
юны и редко "выпускают" постановки. Достаточно часто антрепризные спектакли показывают на
сцене Тюменской областной филармонии
3.4 Тобольский драматический театр
И с т о р и я Т о б о л ь с к о г о д р а м а т и ч е с к о г о т е а т р а
В истории культурного освоения Сибири есть одна знаменательная дата 8 мая 1705 года. К этому
дню относится первое упоминание в "Летописи Сибирской" ямщика Ивана Черепанова о первых
сценических представлениях, театральных действиях в г. Тобольске, хотя начались они, несомненно,
раньше.Тобольский театр прошел длительный и трудный путь от семинаристского
(церковного) до сегодняшнего зрелого профессионального драматического
театра.
По материалам тобольского архива установлено, что театр в Сибири
существует со времен Петра I, и начало ему положено в главном сибирском
городе Тобольске Митрополитом Сибирским и Тобольским Филофеем
Лещинским и его учениками архиерейской школы. В рукописной
"Сибирской летописи" от 1727 года, которая хранится в библиотеке
Тобольской семинарии, сказано: "Филофей был охотник до театральных
представлений, славные и богатые комедии делал, и, когда должно на
комедию зрителям собиратца, тогда он, владыка, в соборные колокола на
сбор благовест производил, а театры были между Соборною и Сергиевскою церквами к взвозу, куда
народ собирался. Спектакли ставились на библейские темы. Пьесы писали преимущественно лица
духовные и монашествующие. Представлялись пьесы с целью назидания зрителей, чтобы
сценическими представлениями библейских событий сильнее воздействовать на сердца и на чувства
современников. Несомненно, и митрополит Филофей приказывал представлять в Тобольске комедии
и игрища комедианские", по выражению летописца, не по одной только привычке к ним в Киеве и не
для увеселения только себя и жителей Тобольска, но и для назидания последних, для приучения
учеников своей школы к свободнейшему произношению проповедей и речей.
Репертуар спектаклей не известен. Первой из сыгранных при Филофее пьес, скорее всего, могли быть
"Ревность православия" или "Царство мира".
Аллегорические школьные пьесы "Царство мира", "Торжество мира", "Ревность православия"
посвящены прославлению побед, одержанных Петром I в Северной войне со Швецией в 1702 1709
гг
Посеянное митрополитом Филофеем не заглохло, не угасло в Тобольске и после него. При его
преемнике, воспитаннике Киевской академии, митрополите Антонии Стаховском, с его дозволения,
ученики и учителя Тобольской архиерейской (тогда уже Славянолатинской) школы в Святки
представляли пьесы духовного содержания, причем получали за то вознаграждение. Собранные
деньги за представления шли частью на содержание учившихся, частью на жалование учителям.
В 1743 году митрополитом Антонием Нарожницким была учреждена в г. Тобольске семинария
вместо славянолатинской школы. Семинаристы, среди которых всегда бывали музыканты, играющие
на скрипке, гитаре, гуслях, кларнете, продолжали давать театральные представления. Любовь к
театральным представлениям от семинаристов перешла впоследствии и в другие слои Тобольского
общества. К сороковым годам XVIII века на смену религиозному репертуару приходит светский. С
1744 года в Тобольске ставились пьесы не духовного содержания: "Калиф на час", "Царь
Максимилиан", "Фомка" и др. Спектакли вызывали у тоболяков
большой интерес и пользовались популярностью, собирая массу
зрителей.
Изза частых пожаров в деревянном Тобольске архив не сохранил
документов, подтверждающих точную дату рождения городского
профессионального театра, тем не менее, можно говорить о первой
половине 60х годов XVIII века.
Омский государственный архив сохранил сведения о том, что
инженерный капитан Иван Андреев, родственник купца Корнильева,
некоторое время живший в Тобольске, в зиму 1764 1765 годов
организовал в Омске оперный дом для игры комедий по примеру
Тобольского.
По причине пожаров и здание театра в Тобольске строилось
несколько раз. Так, К. Голодников в своем историческом труде
"Город Тобольск и его окрестности" пишет: "В 1770 году сосланные
в Тобольск пленные конфедераты устроили здесь снова театр.
Бывший тогда Сибирским губернатором Д.И. Чичерин, горячо
сочувствуя этому делу, бывал на каждом представлении со своей
дочерью и платил каждый раз за вход свои 150 рублей ассигнациями". В 1788 году по сообщениюДуховного ведомства были истреблены пожаром следующие здания и имущества: "винный подвал,
пороховой подвал, питейных домов 23, богаделен 24 и оперный дом".
Театр этот (оперный дом) располагался на месте, где сегодня в г. Тобольске стоит памятник Ермаку.
Позднее деревянное здание Тобольского театра было постоено в 1789 году на нижнем посаде по
разделению города, в третьей части, в Богоявленском приходе (здесь сейчас находится польский
костел). Внутри театр имел ложи, партер, галерею и находился в ведении Приказа Общественного
призрения. Управляющим театра был директор Тобольской народной школы Иосиф Ишимов.
20 декабря 1799 года актеры заключили договор с директором Тобольского театра сроком на один
год.
Труппа состояла из 16 актеров, имелся оркестр из 9 человек.
Пьесы для репертуара покупались у купцов. Так, у тобольского купца Варламова были куплены
пьесы "Две турецкие вдовы", "Счастливая мещанка", "Игра любви и случая" и др.
27 марта 1802 года И. Ишимов просит освободить его от должности управляющего Тобольским
театром, в свою очередь артисты Алексей Ушаков и Алексей Возницын подают прошение в
Тобольский Приказ Общественного призрения о своем желании взять театр на собственное
содержание, на что и получили положительный ответ.
Важное место в культурной жизни города в 90х годах XVIII века принадлежало театру.
Интеллигенция города, люди передовых идей принимали активное участие в его жизни. Великий
русский писательреволюционер А.Н. Радищев, остановившийся в Тобольске по пути в ссылку в
Илимский острог в 1790 1791 годах, слушал в Тобольском театре оперу А. Аблесимова "Мельник
колдун, обманщик и трус". Из писем Радищева известно, что он был изумлен умелой и правдивой
игрой актеров.
Александр Васильевич Алябьев (отец композитора А.А. Алябьева). Этот просвещенный человек
содействовал расцвету издательского, музыкального и театрального дела города. А.В. Алябьев
сыграл главную роль в создании в Тобольске первого профессионального театра в Сибири,
"заведенного от приказа общественного призрения", и покровительствовал его труппе, предоставив
возможность давать представления в своей резиденции на Богоявленской улице, пока в 1794 г. не
было построено специальное театральное здание. В губернаторском доме проходили и вечера
музыкального общества, душой которого был А.В.Алябьев.
Благородное меценатсво правителя распространялось и на Тобольское
главное народное училище, на содержание которого он жертвовал
собственные средства.
Тобольский губернатор оказался великодушным к сосланному в Сибирь и
задержавшемуся в Тобольске на семь месяцев по дороге в Илимский
острог А.Н.Радищеву.
В 1796 г. А.В.Алябьев был переведен губернатором в Кавказскую
губернию. В 1798 г. Александр Васильевич был произведен в
действительные тайные советники и назначен сенатором. По его
инициативе был построен Ижевский оружейный завод. "За приращение
казне дохода" высочайше повелено было производить Алябьеву от
Монетного департамента по 1000 руб. в год и 300 руб. столовых в месяц пожизненно. Умер
Александр Васильевич в 1822 году.
Большой вклад в развитие театрального искусства России внес сын Тобольского наместника
Александр Александрович Алябьев известный композитор и автор романса "Соловей". А.А.
Алябьев был сослан царским правительством на свою родину в 1828 году. Он организовал в
Тобольске большой оркестр, устраивал концерты, музыкальнотеатральные представления, которые
пользовались таким огромным успехом, что о них писали не только местные газеты, но и столичные
Петербургские газеты и журналы.В 20 30 годы XIX века в Тобольске образовалась группа молодых
поэтов: Черкасов И.Л., Ветер И.Н., Мильнеев Е.Л., Чижов П. Душой
этого поэтического кружка был композитор А.А. Алябьев. Их стихи
читались со сцены театра, где ставились спектакли: "Гонимые"
Хераскова, "Хвастун" Княжнина, "Мещанин во дворянстве" Мольера,
"Лжец" Гольдони, "Солдатское счастье" Лессинга и другие.
Имеются свидетельства, что в этот период ссылались в Тобольск и
актеры. Бывали случаи, что некоторых "со строгим режимом" выводили
сыграть спектакли, затем снова, надев кандалы, уводили в тюрьму.
В связи с событиями 1825 года (восстание декабристов) в Тобольск
прибыли декабристы. Позднее прибыли бывшие члены литературного общества "Зеленая лампа" В.
Кюхельбекер, А. Аненков, Г. Батеньков, А. Муравьев, А. Свистунов. Все они отводили театру
большую роль в деле воспитания масс, вопрос о роли и назначении театра и актерского мастерства
разрабатывался декабристами в литературных обществах еще до ссылок.
Их Дома становились центром культурной жизни, где проводились литературные вечера, диспуты о
роли театрального искусства в общественной жизни. Декабрист А. Свистунов, будучи музыкально
образованным человеком, принимал деятельное участие, как в музыкальных, так и в театральных
вечерах.
На тобольской сцене в те годы была поставлена пьеса "Гарибальди" в переводе В. Кюхельбеккера.
Репертуар театра принимает демократическое направление.
Петр Павлович ЕршовВ 1836 году замечательным сказочником П.П.Ершовым, чье имя носит сегодня
Тобольский драматический театр, был поставлен спектакль по пьесе Д. Фонвизина "Недоросль".
Поэттоболяк Ершов Петр Павлович был большим другом дома Фонвизиных. Единомыслие писателя
П. Ершова с декабристами оказало огромное влияние на развитие Тобольского театра. В течение
нескольких сезонов в театре шла и возобновлялась пьеса П. Ершова "Суворов и станционный
смотритель", посвященная великому русскому полководцу.
Демократическое направление в театральном искусстве побеждало,
несмотря на самодержавную политику, поощрявшую пустые, мещанские
пьесы. На сцену настойчиво проникают пьесы русских и зарубежных
классиков. Декабристы помогали составлять репертуар, который
воспитывал истинных патриотов, ненавидящих тиранию. В актерском
искусстве декабристы поддерживали зарождающиеся реалистические
традиции, ратовали за создание русской школы актерского мастерства.
Приобщенная к театру местная интеллигенция продолжала театральные
начинания в 60е и 70е годы. В это время в театре идут пьесы В.
Кюхельбекера "Иван купецкий сын", "Аргавитяне", где обнажается
жестокая и слепая жажда наживы, губительная власть денег. В 1885 году в Тобольске создается
Драматическое общество из числа передовой интеллигенции города, имевшее свой Устав,
предполагавший подбирать репертуар русских и иностранных авторов, способствовать через
посредство сценических представлений развитию эстетического вкуса и сценических сил.
Еще в 1892 году в Драматическом обществе возникла мысль об устройстве народных спектаклей, но
главным препятствием служило отсутствие подходящего помещения и, отчасти, недостаток личных
сил самого общества. Поэтому народные спектакли были заменены дешевыми общедоступными
спектаклями, дававшимися на масляной или пасхальной неделях. Передовая интеллигенция все
настойчивее поднимала вопрос о строительстве здания народного театра.
Городская управа категорически протестовала против демократического направления театра, здание
драматического театра было отдано под здание так называемого Оперного дома, где представлялись
низкопробные музыкальные водевили и граничащие с пошлостью куплеты. Здание старого
Драмтеатра, ныне утраченного В противовес действиям управы, передовая интеллигенция Тобольска
с боем отстояла дальнейшую жизнь своего любимого театра, имеющего немалый возраст, опыт,
традиции. По их инициативе тоболяки за три года собрали средства на постройку нового театра.
Люди несли последние крохи, чтобы их театр продолжал жить. Сбор денежных средств начался с1896 года. Было собрано 14979,03 рубля на строительство здания театра. Проект здания и смету
безвозмездно составил губернский инженер Ф.Д. Маркелов. Он вел наблюдение и за строительством
театра.
В 1899 году по городу были расклеены небольшие афишки: "В среду, 8 сентября в час дня имеет
быть совершен в народной аудитории молебен по случаю ее открытия, о чем извещаются ревнители
народного просвещения".
Открытие театрадворца состоялось. В сохранившемся отзыве говорится: "Не смотря на еще не
совсем законченность внутренних работ здания, где лишь в зрительном зале пока окрашены стены и
потолок, а в боковых комнатах (фойе) еще голые были бревна, и на этих бревенчатых стенах
развешаны картины, пожертвованные в аудиторию, и портреты писателей, зрители были довольны и
горячо принимали спектакль А.Н. Островского "Свои люди сочтемся" с хорошим актерским
исполнением" (Тобольские губернские ведомости, 1899 год). Тобольский театр получил новое
название Народная аудитория.
К 100летию со дня рождения А.С. Пушкина ссыльным украинским поэтом П.А. Грабовским был
написан сценарий проведения пушкинского вечера в театре. Газета "Сибирский листок" отмечала,
что аудитория была набита зрителями, все отрывки вечера прошли с большим успехом, вызывая
шумные и дружные овации у присутствующих в зале.
В годы революционного подъема 1905 1907 годов в репертуаре театра шли пьесы, утверждающие
право простого человека на счастье, на лучшую жизнь: "Трудовой хлеб" А. Островского, "Тяжба" Н.
Гоголя, "Дядя Ваня" А. Чехова, "Король Лир" В. Шекспира, "Потонувший колокол" Г. Гауптмана.
1917 год. Революция. Все театры на территории Советской республики с 1919 года
национализированы, стали государственными. Новая жизнь, новый зритель, желающий видеть на
сцене отображение жизни в борьбе за светлое будущее.
После революции вместо "Народной аудитории" театру вернули название, данное декабристами в
1840 году "Народный дом". Репертуар театра наполняется пьесами о героическом подвиге
красногвардейцев, матросов, партизан гражданской войны: "Мятеж" Фурманова, "Чапаев", "Любовь
Яровая" Тренева, "Броненосец 1469" Иванова, "Разлом" Лавренева. Эти спектакли были праздником
для рабочего зрителя. В спектаклях ведущие роли исполняли артисты: Вепринский, Сташайтес,
Семьянов, Жемчужникова, Малиновская, Анжеллова, Егоров, Хахалин, Вольский.
С 1 января 1934 года организовался театр рабочей молодежи (ТРАМ). Театр перешел в управление
зрелищных предприятий. В этот период идут спектакли: "Горе от ума" Грибоедова, "Мещане"
Горького. Завоевал симпатии зрителей спектакль "Женитьба Белугина" А. Островского в постановке
режиссера И.П. Милославского.
Накануне Великой Отечественной войны Тобольский театр являлся одним из лучших драматических
театров Российской Федерации. В первые дни войны из Тобольского театра ушли на фронт 38
человек во главе с директором и художественным руководителем. Шестеро из них уходили
добровольцами: директор театра Д.А. Черемных, художественный руководитель А.П. Рывкин,
ведущие актеры Ф.И. БайкаловСтуков, А.В. Рудаков, Г.Д. Евсеев.
Вся работа легла на плечи восьми актеров. Это актрисы М.Л. Дьяконова, В.М. Кухтерина, К.М.
Кухтерина, Л.М. Роганова, П.П. Строганов, Г.У. Сухачевский, Ю.В. Топорнина, М.П. Строганова.
Двумя концертными бригадами стали работать по селам Тобольского района. 5 ноября 1941 года в
Тобольск прибыл в полном составе государственный украинский драматический театр имени Марии
Заньковецкой под руководством народного артиста Украинской ССР Бориса Романицкого.
Уже 6 ноября на тобольской сцене ими была показана музыкальная драма М. Крапивницкого "Дай
сердцу волю заведет в неволю". 8 ноября спектакль по пьесе КвиткоОсновьяненко "Шел солдат с
фронта".
За 22 месяца пребывания в Тобольске театром М. Заньковецкой было поставлено 542 спектакля,
обслужили ими 256 тысяч зрителей. После отъезда Украинского театра на свою освобожденную от
фашистов землю в Тобольском театре осталось шесть актеров. Ставились сатирические скетчи,
злободневные одноактные пьесы, свежие остросюжетные рассказы из фронтовой жизни. По
бездорожью, на лошадях, а то и пешком, добирались до населенных пунктов, давая в день по 56
концертов. Смертельно уставшие возвращались домой. Везде их ждали как живых вестников о
событиях на фронтах.Конец 1944 года. Труппа театра стала пополняться. Вернулись с фронта Ю.С. АдамовИванов, Д.
Павловский, руководившие концертными бригадами. Со слезами и радостью встречали израненных,
но живых артистов В.М. Абросимова, А.В. Рудакова, В.Г. Овсянникова, И.Ф. Семьянова, М.А.
Смирнова, В.А. Кислицына, Б.И. Коврижных, художника П.И. Малюгина, машиниста сцены П.Н.
Бакланова.
В репертуаре театра появились такие пьесы, как "Раскинулось море широко" В. Вишневского, "Весна
в Москве" Гусева, пьесы русской и западной классики: "Варвары" М. Горького, "Волки и овцы" А.
Островского, "Коварство и любовь" В. Шиллера и другие. Долгожданный день Победы 9 мая 1945
года был встречен спектаклем К. Симонова "Так и будет". Творческий коллектив театра под
руководством художественного руководителя Строганова Петра Иосифовича выстоял.
Закончилась тяжелая кровопролитная война, народ переходил к мирному строительству. Наступил
новый этап в истории Тобольского театра.
Середина 50годов ознаменовалась 250летним юбилеем Тобольского театра. К юбилейной дате
коллективом театра были подготовлены спектакли: А.Корнейчук "Крылья" в постановке главного
режиссера Г.Д.Абдулова, А.Островский "Без вины виноватые" в постановке режиссера
Я.А.Жданова, А.Афиногенов "Мать своих детей"в постановке Г.Д.Абдулова, В.Розов "В добрый час"
в постановке режиссера Н.Я.Захарова, М.Горький "Егор Булычев и другие" в постановке режиссера
Я.А.Жданова, И.Робин "Гордость России" в постановке главного режиссера Г.Д.Абдулова. Издана
брошюра о Тобольском театре и значок из кости мамонта. В адрес театра шли поздравительные
телеграммы со всей страны. Три дня тоболяки праздновали юбилей любимого театра. Тобольскому
театру была посвящена кантата тюменского композитора М.Бирмана. Свердловская киностудия
сняла фильм о днях празднования 250летия театра.
Наступивший 1956 год принес приятное событие: 18 января главному режиссеру театра Гавриилу
Даниловичу Абдулову и старейшей талантливой актрисе Раисе Павловне Дедовой было присвоено
звание "Заслуженный артист РСФСР".
12 апреля 1956 года состоялось празднование юбилея старейшего артиста Якова Алексеевича
Жданова 70 лет со дня рождения и 50 лет сценической деятельности артиста и режиссера. В его
постановке была показана пьеса В. Гусева "Слава".
С 1949 года коллектив драмтеатра выезжает за 2 тысячи километров к Полярному кругу. На баржах,
брандвахтах, рейсовых пароходах начиная с ХантыМансийска, труппа двигалась на север,
останавливаясь в малых и больших населенных пунктах: Октябрьский, Березово, Нарыкар, Салехард
и т.д. Полторадва месяца в пути, дни напряженного труда, масса впечатлений от встреч с людьми. В
1961 году театру был передан колесный пароход "Аркадий Гайдар", любовно прозванный актерами
"Аркаша". Более двух месяцев летом 1961 года труппа театра проводит в гастрольных поездках по
северу Тюменской области. Поставлено 105 спектаклей, обслужено 16 тысяч зрителей. Впервые
гастроли по Северу проходили на театральном пароходе"Аркадий Гайдар" (капитан П.Е. Копылов) с
хорошо оборудованной сценой и зрительным залом на 150 мест. Спектакли шли по 3435 раз.
6070е года в жизни театра отмечены творческим подъемом.
Высокий профессионализм режиссуры и общая постановочная культура отличали многие спектакли.
Стабильный творческий коллектив пополнялся выпускниками театральных училищ Ленинграда,
Москвы, Ростова, Новосибирска. Драматургия А. Володина, И. Друце, А. Вампилова, В. Распутина
определяет направление художественного поиска театра.
Все новые работы свидетельствовали о величии и притягательной силе театрального искусства,
царящих на Тобольской сцене. В бурном XX веке театр пережил со страной все потрясения.
Революции, войны, социальные и природные катаклизмы все это оказало влияние на жизнь
старейшего театра Сибири и сформировало его неповторимый облик. Ныне он празднует свое 300
летие. 12 ноября 2004 года Тобольский драматический театр имени П.П.Ершова открыл свой
юбилейный сезон. Тоболяки и гости города увидели спектакль по пьесе Майкла Фрейна "Театр. Шум
за сценой." Спектакль о театре и актерах в постановке лауреата Государственной премии.
Заслуженного деятеля искусств, обладателя театральной премии "Золотая маска" режиссера Бориса
Ильича Цейтлина.
Как в прежние времена, в фойе звучала музыка в исполнении коллективов "Тобольскконцерт"
(ОРНИ и "Кавалертрио"). Зрителей и театр поздравили со знаковым событием Глава города
Тобольска Евгений Михайлович Воробьев, Глава Тобольского района Решетников АлександрПавлович, представители администрации области, города, района и руководители крупных
предприятий города. Поступили официальные поздравления от директора Федерального агентства
культуры и кинематографии Михаила Швыдкова, председателя Союза театральных деятелей России
народного артиста СССР Александра Калягина и президента Российской академии наук Юрия
Осипова.
Удачно продолжил сезон спектакль по пьесе Г.Горина "Забыть Герострата", в постановке молодого
режиссера из г. СанктПетербург Татьяны Захаровой, ставший событием в культурной жизни города.
Сразу после новогодних праздников тоболяков ждала премьера спектакля по пьесе Эмиля
Брагинского "Игра воображения" поставленная главным режиссером театра Валерием Медведевым.
Важным событием юбилейного года стало празднование 190летия со дня рождения Петра
Павловича Ершова. 6 марта 2005 года состоялась премьера спектакля по сказке П.П. Ершова
"Конекгорбунок". Старая сказка на новый лад, детская байка на новый взгляд. Яркое, красочное,
наполненное музыкой и танцами сценическое воплощение сказки, совершенное режиссером
постановщиком из Москвы А.Молостовым и художникомпостановщиком А.Паненковым из Тюмени,
тепло принято зрителем.
В честь 60летия Великой победы в театре поставлены спектакли "Прощание славянки" по пьесе
Владимира Виниченко и "Прощай, конферансье" по пьесе Григория Горина.
В юбилейном году отпраздновали свои знаменательные даты артисты театра Павел Табакарь и
Сергей Грязнов. В мае месяце готовится к юбилею ведущая актриса театра Альбина Шафирова.
Сочетание традиций, богатого опыта и энергии молодости позволило театру имени П.П. Ершова не
только сохранить преданного постоянного зрителя, но и привлекать в зрительный зал молодежь.
Репертуар регулярно обновляется, включая в себя спектакли по пьесам русских и зарубежных
классиков и лучшие образцы современной драматургии. С театром сотрудничают постановщики из
Москвы, СанктПетербурга, Омска, Екатеринбурга и это дает труппе возможность поработать с
представителями различных школ и направлений.
Театральная жизнь, зародившаяся в Сибири в XVIII веке, успешно продолжается и в третьем
тысячелетии возникают новые театры, проводятся фестивали. Но не стоит забывать о том, что все
начиналось в 1705 году в небольшом, тихом городе Тобольске "Лета от сотв. Мира 7213, от
Рожд. Христ. 1705… Маия 8 числа, в день Иоанна Богослова".
Труппа театра
ПОНОМАРЁВ Евгений Викторович Директор театра, артист.Родился в Тобольске. Окончил
Екатеринбургский Государственный театральный институт. В театре с 1999 года.
МЕДВЕДЕВ Валерий Петрович Главный режиссер театра Родился в Тобольске. Ставил спектакли в
театрах Уральского региона.
ИСАКОВ Олег Юрьевич Заслуженный артист Р.Ф. Окончил Свердловское театральное училище.
МАКАРЕНКО Николай Иванович Заслуженный артист Р.Ф. В 1977 году окончил Казанское
театральное училище.
МАЛОВА Елена Борисовна Заслуженная артистка РФ. Родилась в городе Дзержинске Горьковской
области.
АДРИАНОВА Татьяна Олеговна Родилась в городе Омске. Выпускница Екатеринбургского
государственного театрального института.
АРТЕМЧУК Татьяна Анатольевна Работала в Курганском областном драматическом театре. С
1999 года играет на сцене Тобольского драматического театра.
ВЕРОЧКИНА Кристина Алексеевна В 2015 году окончила актерский факультет Тюменского
государственного института культуры. С августа 2015 года артистка Тобольского театра.
ВОРОНОВИЧ Елена Анатольевна Окончила Екатеринбургский театральный институт. Работала в
театрах Актюбинска, Кустаная.
ГРЯЗНОВ Сергей Антонинович Окончил Тюменское училище искусств и Екатеринбургский
театральный институт.
ГУМИРОВ Анвар Усманович Родился в городе Салехарде. С 1980 года работает в Тобольском
драматическом театре.
ГУТМАХЕР Виктория Дмитриевна Выпускница Екатеринбургского государственного театрального
института. В труппе Тобольского драматического театра с 2017 года.ЖЕЛЕЗНЯКОВ Владислав Евгеньевич Родился в г. Вятские Поляны Кировская область.
Выпускник Екатеринбургского Государственного Театрального института.
ЖЕЛЕЗНЯКОВА Наталья Сергеевна Выпускница Тюменского государственного института
культуры. В труппе Тобольского драматического театра с 2017 года. И другие.
Репертуар театра
1. Тайна старинных часов 2. Почти рождественский рассказ 3. Почти рождественский рассказ
В. Орлов, сказка Э. Акопов, лирическая комедия Э. Акопов, лирическая комедия
4. Медведь 5.Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
репетиция спектакля по пьесе А. Чехова
Л. Токарева, поэтический разговор
6.Ахматова. Свидетель 7. Новогодний квест
Д. Сердюк, музыкальнопоэтический спектакль Л. Токарева, интерактивный спектакль
8. Домик 9. Экосказка, или как друзья чистую воду спасали
В. Катаев, vintageкомедия Л. Токарева, сказка
10.Божьи одуванчики 11.У ковчега в восемь 12. Снеговик
А. Иванов, комедия У. Хуб, фарс Л. Токарева, сказка
13. Моя жена лгунья 14. Крабле! Крибле! Бумс! 15. Сибирский соловей
М. Мэйо, М. Эннекен, комедия Г. Сапгир, сказка П. Васильев, почти водевиль
16.Слуга двух господ 17. В списках не значился 18. Три мушкетёра
К. Гольдони, комедия по повести Б. Васильева, былина по мотивам произведения А. Дюма,
19. Ню 20. Тётки 21.Странная пара
С. Грязнов, комедия А. Коровкин, домашняя комедия Нил Саймон, смешная лирическая комедия
22. Пикник
Ф. Аррабаль, парадокс и другие.
4. Самоанализ
Театр – это особая атмосфера! Здесь свои, неповторимые запахи, нарядные зрители,
аксессуары, присущие только театру.
Театр – это праздник!
Я считаю, мой проект удался, я достиг цели проекта и решил все поставленные переломной задачи.Гипотеза полностью подтвердилась: ребята узнали о театральной жизни, об истории театров
Тюменской области их современные постановки, они с удовольствием посмотрели мои презентации,
их не надо уговаривать послушать и посмотреть виртуальные экскурсии и все мечтаю посетить
настоящий театр. Уже не надо ни кого уговаривать сыграть ту или иную роль в наших школьных
постановках.