Информационные и коммуникационные технологии в деятельности Донецкого электрометаллургического техникума
Лариса Анатольевна Шумская
преподаватель экономических дисциплин, г. Донецк
Аннотация. В статье рассматривается создание информационной образовательной среды ГПОУ ДЭМТ, как важнейшее условие формирования компетенций выпускника в области экономики и бухгалтерского учета.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, компетенции, информационно-образовательная среда, экономика, бухгалтерский учет.
Одной из актуальных задач развития экономики Тульского региона является задача подготовки кадров для приоритетных отраслей промышленности, которая реализуется через систему профессионального образования, в том числе среднего.
Основная задача – построение приоритетов и структуры профессионального образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг [2].
В Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова (ТГМК им. Н. Демидова) исходят из постулата, что непременным элементом достижения указанной цели является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс и управленческую деятельность. Кроме того, применение ИКТ направлено на решение и таких задач, как: информационная поддержка маркетинговой и профориентационной служб, содействия трудоустройства выпускников, обеспечения сетевого взаимодействия с другими учреждениями среднего профессионального образования Тульской области и других регионов. ТГМК им.Н. Демидова является многопрофильной образовательной организацией, занимающейся подготовкой специалистов как по направлениям отрасли информационных технологий, так других направлений.
Введение в действие ФГОС СПО, независимо от специальности, требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:
– формирование информационной компетентности по всем направлениям
подготовки студентов;
– предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам;
– создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.
В соответствии со стандартами по направлению, например, ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», к выпускнику колледжа предъявляются достаточно высокие требования в области ИКТ.
Выпускник должен приобрести следующие компетенции:
– ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-
фессиональной деятельности;
– ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;
– ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования техно-
логических процессов обработки деталей.
Результаты освоения дисциплин описываются в виде следующей совокупности требований:
– выпускник должен использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные
компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации; оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;
– владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.
Таким образом, для решения всей совокупности образовательных и административно-управленческих задач, предполагает формирование информационной образовательной среды колледжа, обеспечивающей не только реализацию образовательных
программ, но и эффективный менеджмент колледжа.
В целях формирования информационной образовательной среды колледжа и широкого применения ИКТ в образовательном процессе и управлении была принята и реализуется программа информатизации, сформированная на принципах программно-целевого планирования.
Наряду с главной, целями информатизации колледжа являются:
– повышение профессионального уровня подготовки выпускников и конкурентоспособности на рынке труда;
– внедрение качественно новых форм, средств и технологий обучения на базе
различных электронных информационных ресурсов;
– перевод на инновационный уровень труд преподавательского состава;
– повышение роли и укрепление авторитета колледжа как центра подготовки
высококвалифицированных кадров для региона.
Реализация данной программы должна подчиняться следующим принципам:
– цели и задачи программы должны соответствовать концепциям, целям и задачам соответствующих программ Министерства образования и науки РФ и Госкомитета РФ по связи и информатизации;
– в процессах обучения и при разработке программных продуктов и информационных систем использовать исключительно лицензионные, свободно-распространяемые и условно свободно-распространяемые программные продукты, выполнять требования информационной безопасности [1];
– используемые программные продукты должны быть мобильны (переносимы), совместимы с техническими и программными средствами различных платформ и должны иметь возможность расширения и реконфигурации;
– разработанные программные продукты и базы данных должны регистрироваться и сертифицироваться.
В связи с этим, задачи реализации программы колледжа определяются по
направлениям:
– развитие обеспеченности компьютерным и телекоммуникационным оборудованием;
– информатизация управленческой деятельности;
– информатизация учебно-воспитательной деятельности;
– повышение квалификации преподавателей и сотрудников колледжа в сфере ИКТ;
– развитие интернет-ресурсов техникума;
– развитие сетевого взаимодействия.
Выполнение комплекса мероприятий программы создает совокупность условий,
обеспечивающих функционирование информационной образовательной среды ТГМК
им. Н. Демидова на различных этапах дидактического цикла с учетом подготовленности студентов к этой работе и роста степени их самостоятельности.
Так, например, в качестве одного из инструментов электронного обучения, в ТГМК им. Н. Демидова используется объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle, в которой разработаны электронные обучающие курсы. Применение такой среды позволяет студентам осуществлять доступ к учебному контенту независимо от времени и места пребывания.
Таким образом, созданная в ходе реализации программы информатизации в ТГМК им. Н. Демидова информационная образовательная среда позволяют колледжу соответствовать современным требованиям к образовательным организациям СПО, предоставлять студентам и педагогам комфортную информационно-образовательную среду, повышать качество подготовки и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Список литературы
1. Богатырева Ю. И. Компетентность педагогов в области информационной безопасности: проблема и пути решения / Ю. И. Богатырева, А. Н. Привалов // Известия Российской академии образования. − 2013. − № 2. С. 96−105.
2. Привалов А. Н. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе / А. Н. Привалов, В. А. Романов // Информатика и образование. − 2012. − № 1. − С. 77−80.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.