Информационные и коммуникационные технологии в деятельности Донецкого электрометаллургического техникума

  • docx
  • 27.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025482.docx

Информационные и коммуникационные технологии в деятельности Донецкого электрометаллургического техникума

 

Лариса Анатольевна Шумская

преподаватель экономических дисциплин, г. Донецк

 

Аннотация. В статье рассматривается создание информационной образовательной среды ГПОУ ДЭМТ, как важнейшее условие формирования компетенций выпускника в области экономики и бухгалтерского учета.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, компетенции, информационно-образовательная среда, экономика, бухгалтерский учет.

Одной из актуальных задач развития экономики Тульского региона является задача подготовки кадров для приоритетных отраслей промышленности, которая реализуется через систему профессионального образования, в том числе среднего.

Основная задача – построение приоритетов и структуры профессионального образования в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг [2].

В Тульском государственном машиностроительном колледже имени Никиты Демидова (ТГМК им. Н. Демидова) исходят из постулата, что непременным элементом достижения указанной цели является широкое внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс и управленческую деятельность. Кроме того, применение ИКТ направлено на решение и таких задач, как: информационная поддержка маркетинговой и профориентационной служб, содействия трудоустройства выпускников, обеспечения сетевого взаимодействия с другими учреждениями среднего профессионального образования Тульской области и других регионов. ТГМК им.Н. Демидова является многопрофильной образовательной организацией, занимающейся подготовкой специалистов как по направлениям отрасли информационных технологий, так других направлений.

Введение в действие ФГОС СПО, независимо от специальности, требует решения новых задач в области информатизации учебного процесса:

– формирование информационной компетентности по всем направлениям

подготовки студентов;

– предоставление всеобщего доступа к электронным образовательным ресурсам;

– создание электронных сред обучения для обеспечения самостоятельной работы студентов.

В соответствии со стандартами по направлению, например, ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», к выпускнику колледжа предъявляются достаточно высокие требования в области ИКТ.

Выпускник должен приобрести следующие компетенции:

– ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в про-

фессиональной деятельности;

– ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей;

– ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования техно-

логических процессов обработки деталей.

Результаты освоения дисциплин описываются в виде следующей совокупности требований:

– выпускник должен использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая пакеты прикладных программ, локальные и глобальные

компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации; оценивать программное обеспечение и перспективы его использования с учетом решаемых профессиональных задач;

– владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; базовыми программными методами защиты информации при работе с компьютерными системами и организационными мерами и приемами антивирусной защиты.

Таким образом, для решения всей совокупности образовательных и административно-управленческих задач, предполагает формирование информационной образовательной среды колледжа, обеспечивающей не только реализацию образовательных

программ, но и эффективный менеджмент колледжа.

В целях формирования информационной образовательной среды колледжа и широкого применения ИКТ в образовательном процессе и управлении была принята и реализуется программа информатизации, сформированная на принципах программно-целевого планирования.

      Наряду с главной, целями информатизации колледжа являются:

– повышение профессионального уровня подготовки выпускников и конкурентоспособности на рынке труда;

– внедрение качественно новых форм, средств и технологий обучения на базе

различных электронных информационных ресурсов;

– перевод на инновационный уровень труд преподавательского состава;

– повышение роли и укрепление авторитета колледжа как центра подготовки

высококвалифицированных кадров для региона.

Реализация данной программы должна подчиняться следующим принципам:

– цели и задачи программы должны соответствовать концепциям, целям и задачам соответствующих программ Министерства образования и науки РФ и Госкомитета РФ по связи и информатизации;

– в процессах обучения и при разработке программных продуктов и информационных систем использовать исключительно лицензионные, свободно-распространяемые и условно свободно-распространяемые программные продукты, выполнять требования информационной безопасности [1];

– используемые программные продукты должны быть мобильны (переносимы), совместимы с техническими и программными средствами различных платформ и должны иметь возможность расширения и реконфигурации;

– разработанные программные продукты и базы данных должны регистрироваться и сертифицироваться.

В связи с этим, задачи реализации программы колледжа определяются по

направлениям:

– развитие обеспеченности компьютерным и телекоммуникационным оборудованием;

– информатизация управленческой деятельности;

– информатизация учебно-воспитательной деятельности;

– повышение квалификации преподавателей и сотрудников колледжа в сфере ИКТ;

– развитие интернет-ресурсов техникума;

– развитие сетевого взаимодействия.

Выполнение комплекса мероприятий программы создает совокупность условий,

обеспечивающих функционирование информационной образовательной среды ТГМК

им. Н. Демидова на различных этапах дидактического цикла с учетом подготовленности студентов к этой работе и роста степени их самостоятельности.

Так, например, в качестве одного из инструментов электронного обучения, в ТГМК им. Н. Демидова используется объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle, в которой разработаны электронные обучающие курсы. Применение такой среды позволяет студентам осуществлять доступ к учебному контенту независимо от времени и места пребывания.

Таким образом, созданная в ходе реализации программы информатизации в ТГМК им. Н. Демидова информационная образовательная среда позволяют колледжу соответствовать современным требованиям к образовательным организациям СПО, предоставлять студентам и педагогам комфортную информационно-образовательную среду, повышать качество подготовки и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

 

Список литературы

1. Богатырева Ю. И. Компетентность педагогов в области информационной безопасности: проблема и пути решения / Ю. И. Богатырева, А. Н. Привалов // Известия Российской академии образования. − 2013. − № 2. С. 96−105.

2. Привалов А. Н. Педагогическое сопровождение информационного самообразования будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в вузе / А. Н. Привалов, В. А. Романов // Информатика и образование. − 2012. − № 1. − С. 77−80.