Информационные системы и ресурсы
Оценка 4.8

Информационные системы и ресурсы

Оценка 4.8
pdf
11.03.2021
Информационные системы и ресурсы
Тема 1.2. Информационные системы и ресурсы.pdf

ПЛАН УРОКА 

Группа

 

 

 

 

 

 

Дата

 

 

 

 

 

 

Распределе ние

времени на

основные этапы занятия

Организа ционная часть

Опрос пройденн ого материала

Обьяснение нового материал

Закрепление пройденного материала

Подведение итогов

урока, рефлексия

Домаш нее

задани е

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина:

Информатика

Тема:

 Информационные ресурсы.

Цели:

Образовательная: знать определения информационные ресурсы; информационный продукт и информационная услуга и их основными видами

Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, память и умение сравнивать и анализировать;

Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Форма обучения:

индивидуальная, дифференцированная;

Межпредметные связи:

 

Средства обучения:

лекционный материал; наглядные пособия; технические средства обучения: компьютеры; средства мультимедиа, презентация

 

ХОД УРОКА

1. Организационная часть: приветствие, проверка отсутствующих по журналу, проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию, заполнение журнала, раскрытие общей цели урока.  2. Опрос пройденного материала:  Фронтальный устный опрос

3. Обьяснение нового материала: Лекция №2, презентация 4. Закрепление пройденного материала: 

1.      Что собой представляют информационные ресурсы?

2.      Как Вы понимаете информационные услуги и продукты?

3.      Кто такие пользователи а так же потребители информации?

5. Подведение итогов занятия (рефлексия): 

Выставление оценок  6. Домашнее задание:  Знание конспекта,.

Темы рефератов:

1.  Проблема "утечки мозгов из Казахстана".

2.  Развитие информационного рынка в Казахстане

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 2. Информационные ресурсы.

 

1.      Понятие информационного ресурса

2.      Знание как национальное достояние в развитии страны

3.      Классификация информационных ресурсов

4.      Информационные продукты и услуги

5.      Информационный рынок

6.      Информационный бизнес

 

Понятие информационного ресурса

Понятие  информационных  ресурсов  является  сравнительно новым. Оно недавно вошло в жизнь современного общества, и в последние годы стало употребляемо не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. В законе «Об информации, информатизации и защите информации», который был принят в Казахстане 24 ноября 2015  года, дано следующее определение понятия  информационные ресурсы:

электронные информационные ресурсы - информация, предоставленная в электронноцифровой форме и содержащаяся на электронном носителе, интернет-ресурсе и (или) в информационной системе;

 «электронный акимат» - система информационного взаимодействия местных исполнительных органов с государственными органами, физическими и юридическими лицами, основанная на автоматизации и оптимизации государственных функций, а также предназначенная для оказания услуг в электронной форме, являющаяся частью «электронного правительства»; типовая архитектура «электронного акимата» - описание стандартных компонентов и требований к реализации функций и услуг, организационной структуры, информационных потоков, информационно-коммуникационной инфраструктуры местных исполнительных органов с учетом системы административно-территориального устройства Республики Казахстан; электронный носитель - материальный носитель, предназначенный для хранения информации в электронной форме, а также записи или ее воспроизведения с помощью технических средств; Запишите определение ИРО в тетрадь.

Этот закон является по существу первым базовым законом, который создает основу для формирования информационного законодательства – новой области права, которая должна регулировать отношения в информационной сфере общества, включая такие важные аспекты этих отношений, как право собственности, владения и распоряжения информационными ресурсами, а также право доступа к информации и ее распространения.

Между ИР и всяким иным существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а ИР остается «несжигаемым»; им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничения.

Информационные ресурсы представляют собой лишь одну из возможных форм представления знаний, хотя и весьма важную, но далеко не единственную. Можно определить информационные ресурсы следующим образом: «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и, может быть, недостаточно строгое определение  вполне приемлемо для дальнейшего рассмотрения проблем социальной информатики.  При этом  будем полагать, что информационные ресурсы общества представляют собой ту часть имеющихся в обществе знаний, которая уже отчуждена от своих создателей и материализована в виде документов, компьютерных баз данных и знаний, алгоритмов и программ автоматизированных устройств, а также произведений науки, литературы и искусства. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Другими словами, в понятие «информационные ресурсы общества» в данном случае предлагается не включать ту часть общественных знаний, которая еще не отделена от их живых носителей – членов данного общества и характеризуется уровнем образования, воспитания и профессиональной квалификации людей.

Знание как национальное достояние в развитии страны

Закон РК от 03.07.19 г. № 262-VI  «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует общественные отношения в сфере информатизации, возникающие на территории Республики Казахстан между государственными органами, физическими и юридическими лицами при создании, развитии и эксплуатации объектов информатизации, а также при государственной поддержке развития отрасли информационно-коммуникационных технологий. 

Классификация национальных информационных ресурсов: библиотечные, архивные, научнотехническая информация, правовая информация, отраслевая информация, финансовая и экономическая информация, информация о природных ресурсах и т.д.

Существуют еще несколько форм представления знаний в обществе, которые находятся вне рамок информационных ресурсов. Прежде всего, это овеществленные знания, представленные в виде всех объектов техносферы, которая искусственно создана человеком в результате развития цивилизации. Эти знания могут быть сохранены и переданы последующим поколениям и без их документирования на бумажных или же электронных носителях (например, международные, национальные и региональные выставки достижений).

Другая форма представления знаний в обществе – это так называемые «живые знания», выражающиеся в знаниях, опыте и профессиональной квалификации людей. Специфика данной формы представления знаний заключается в том, что их носителями являются живые люди, а местом хранения – человеческая память. Для использования этих знаний и представления их в виде информационных ресурсов общества используются специальные методы, получившие в нашей стране название инженерии знаний, которая все более широко используется в экспертных системах и других системах искусственного интеллекта.

В работах по социальной информатике обращено внимание на проблему, связанную с «живым знанием», «утечки мозгов из Казахстана». По данным Казахстана наиболее выездной возраст 3145 лет. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится возможность. «Внутренняя» утечка умов еще основательнее, так как очень много ученых покидает науку ради успеха в бизнесе или политике. На сегодняшний день исключительно важно обеспечить сохранность и развитие в обществе «живых знаний», предотвратить «утечку мозгов» в другие, более развитые страны мирового сообщества, которая стала в последние годы настоящим бедствием для многих развивающихся стран, в том числе и для Казахстана.

Классификация информационных ресурсов

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

       тематика хранящейся в них информации – общественно-политическая, научная, финансово-экономическая, экологическая и пр.;

       форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;     доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

       принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной, архивной, научно-технической и т. п.;

       источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т. п.;

       назначение и характер использования информации – массовое, региональное, ведомственное и т. п.;

       форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;             вид носителя информации – бумажный, электронный.

 

 

 

Информационные продукты и услуги

Одно из важнейших свойств информационных ресурсов заключается в том, что они способны выступать в качестве товара, а также служить основой для создания информационных продуктов и оказания информационных услуг.

Информационный продукт – результат интеллектуальной деятельности людей, отражающий их представления о той или иной предметной области социальной активности общества.

Информационная услуга – предоставление в распоряжение пользователя необходимых ему информационных продуктов.

       Поиск и подбор информации;

       Консалтинг;

       Обучение;   Телекоммуникации;         И пр.

Запишите определения Информационный продукт  и Информационная услуга в тетрадь.  Основные виды информационных продуктов. 

Информационный рынок

Развитие компьютерных информационных технологий способствует формированию рынка информационных ресурсов.

Товар – информационные продукты и услуги.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть свои поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). В законе РК «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РК. Это положение является правовой основой для формирования и функционирования в нашей стране нового вида рыночных отношений – информационного рынка.

 

Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и

организационных отношений, которая обеспечивает торговлю информационными продуктами, а также предоставление на коммерческой основе информационных услуг пользователям.  Запишите определение Рынок информационных продуктов и услуг в тетрадь.

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники

       Центры, в которых создаются и хранятся базы данных;

       Службы связи и телекоммуникации;

       Бытовые службы;

       Специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информацией (рекламные агентства);

       Неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестве дополнительной услуги – информацию о них;

       Консалтинговые фирмы;

       Биржи;

       Частные лица (программисты) и пр.

Пользователи  информации – организации или частные лица, которые обращаются к информационным системам или посредникам за получением необходимой им информации, информационных продуктов, средств информационной техники или же информационных технологий

Потребители информации – частные лица, предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.

       Частные лица;

       Предприятия;

       Органы власти;

       Иностранные государства.

Несмотря на то, что в результате стремительного развития процесса 

информатизации общества цены на информационном рынке быстро снижаются, информационный сектор экономики остается исключительно важной и выгодной сферой вложения капитала и трудовой занятости общества. Ведь информационные и коммуникационные услуги начинают сегодня доминировать в сфере услуг развитых стран, таких, как США, Япония, страны Западной Европы.

Информационный бизнес

Это сравнительно новая отрасль деловой активности общества. Но в связи с быстрым развитием процесса его информатизации он начинает занимать все большую долю в экономике наиболее развитых стран мира, а также во всей мировой экономике. 

Высокие объемы производства информационной техники, а также ее все более широкое использование практически во всех сферах жизнедеятельности современного общества, активизация производства информационных продуктов и сферы информационных услуг привели к формированию нового направления деловой активности, которая получила название информационный бизнес.

Под информационным бизнесом понимается не только предпринимательство в информационной сфере, но и  оно охватывает торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства, обслуживания, аренды, страхования, финансового и кадрового обеспечения средств информатизации общества.

ПЛАН УРОКА Группа

ПЛАН УРОКА Группа

Лекция № 2. Информационные ресурсы

Лекция № 2. Информационные ресурсы

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования

Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования

СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т

СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований и т

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники •

Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники •
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2021