Информационный буклет "Кризис 3-х лет"
Оценка 4.9

Информационный буклет "Кризис 3-х лет"

Оценка 4.9
doc
11.03.2020
Информационный буклет "Кризис 3-х лет"
КРИЗИС 3 ЛЕТ.doc

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка. Этот период — один из наиболее трудных в жизни ребенка — называется кризисом трех лет.

Основные проявления кризиса

Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят, или делает наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказано. При этом он негативно реагирует не на само действие, а на требование или просьбу определенного взрослого.

Упрямство и строптивость. Ребенок упорно настаивает на чем-то, даже на том, чего ему не так уж сильно хочется или давно расхотелось. Его строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений. Он недоволен всем, что ему предлагают или тем, что делают другие.

Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности во всем. Это стремление часто не соответствует возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.

Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше — старые правила поведения, старые привязанности к вещам.

Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок стремится диктовать всем свою волю, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Если в семье несколько детей, то обычно возникает ревность — нетерпимое отношение к другим детям.

Все эти симптомы свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе, и он нуждается в изменении отношения к нему со стороны родителей. Не стоит пугаться остроты протекания кризиса, яркие кризисные проявления говорят о том, что у ребенка  сложились предпосылки для дальнейшего развития: происходит отделение от взрослого, он начинает выделять себя как отдельного человека, проявлять самостоятельность.

Признаки кризиса могут начать проявляться в разное время и с разной интенсивностью. В поведении одних детей они возникают уже в возрасте полутора лет, у других "волевое противостояние" с родителями отодвигается к че­тырем годам. Тем не менее, через кризис в том или ином виде проходят все дети.

Вызывающее поведение ребенка можно рассматривать как некий призыв к родителям показать ему, что правильно и важно, а что нет. Ребенку нужна твердость вашей позиции, но не меньше нужна и помощь в освоении правил, в их принятии.

 

Как помочь ребенку благополучно выйти из кризиса?

 

·  Постарайтесь увидеть позитивные стороны проявлений кризиса: уп­рямство — это крайняя степень проявления воли; капризность — демонстра­ция собственной значимости для других, ощущение своего Я; эгоизм — прояв­ление чувства собственного достоинства. И вам будет легче принять происходя­щие в ребенке изменения.

·  Продумайте стратегию поведения по отношению к ребенку: когда и на чем настаивать, с чем в его поведении мириться, и запишите все свои требова­ния. Вспомните про светофор: красный цвет — строгий запрет, желтый — ино­гда можно проехать, но в основном "стоп", зеленый — движение без ограни­чений. Подумайте, куда отнести то или иное требование. Например, требова­ние ложиться спать в 21.00 - жесткое или возможны послабления в зависимо­сти от ситуации? Важно решить, чего именно вы будете требовать строго, а где пойдете на уступки без внутреннего сопротивления.

·  Будьте настойчивы и последовательны. Если вы сказали "нет", не ме­няйте позиции.

·  Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Обычно пик упрямства приходится на возраст 2,5 - 3 года. Мальчики упрямятся силь­нее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности могут случаться у детей по 5 раз в день, а у некоторых и чаще.

·  Во время приступа капризности не очень волнуйтесь за ребенка. Оста­вайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Однако не вознаграждайте малыша ничем.

·  Не пытайтесь в это время что-либо внушать ребенку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат. Лучше оставить ребенка в покое и не обращать на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.

·  Не сдавайтесь, даже когда приступ у ребёнка протекает в обществен­ном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести. Ка­приз – это своеобразный спектакль, где главный герой - ребенок. Если нет "зрителей" - мамы, например, то не кому и показывать концерт

·  Постарайтесь переключить внимание ребенка: "А что это там за окном воробьи делают?" - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризу­лю, он успокоится. Переключение сработает быстрее, если ребенок услышит в вашей ин­тонации искренний интерес: "Давай играть в "Наоборот": я тебе скажу - не ешь суп, а ты будешь меня не слушаться; а я на тебя как будто сердиться".

Искусству ладить с ребенком необходимо учиться,

и здесь вам помогут фантазия и юмор.

 

 

Подготовила

специалист по реабилитационной работе в социальной сфере

 Бонькина А.К.

Казенное учреждение Омской области

"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"

 

 

 Кризис 3-х лет

 

 

 

 

Омск-2020


К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого и соответственно изменяется поведение ребенка

Не придавайте большого значения упрямству и капризности

Не придавайте большого значения упрямству и капризности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020