Преодолим стархи перед школой!
Часто родители обращаются к психологу по поводу различных страхов, охватываемых перед школой. Ведь все они искренне переживают за дальнейшую жизнь будущего первоклассника. Готов ли ребенок в школу? Нужно ли ей уметь читать? Какую школу выбрать?
Давайте попробуем вместе разобраться в этих важных для каждого из нас вопросах.
СТРАХ ПЕРВЫЙ: НЕОБХОДИМО РЕБЕНКУ УМЕТЬ ЧИТАТЬ?
/Files/images/0_60832_88e02561_XL.gif1. С обучением детей чтение нельзя торопиться. Обучение чтению и письму — очень сложный процесс, и для того чтобы ребенок действительно научился читать, а не угадывать буквы, нужно, чтобы его мозг был зрелым, а механизмы зрительной дифференциации — хорошо развитыми.
2. Нельзя сравнивать успехи ребенка с успехами других детей, помня о том, что все дети разные.
3. Нельзя ребенка заставлять читать: в этом случае процесс обучения превращается в дрессировку, механическое заучивание. Из-за принуждения читать у ребенка не формируются ощущения, восприятие, воображение. Нужно стремиться, чтобы малыш сам захотел взять книгу в руки. Ребенку должно нравиться разучивать буквы и звуки.
4. Прежде чем посадить своего малыша за алфавит, хорошо бы самим усвоить методику преподавания чтения, прочитать специальную учебно-методическую литературу, посоветоваться со специалистами по обучению детей дошкольного возраста, научиться разнообразным игровым приемам. Старайтесь превратить домашние занятия в интересные и познавательные для ребенка. Только в этих условиях педагогические усилия родителей будут эффективными.
5. Обучение чтению и письму должно быть одновременным. Если нет, то учителю начальных классов, который будет переучивать ребенка, придется прилагать много усилий. А переучивать, как известно, всегда сложнее, чем учить.
6. Школа не имеет права требовать, чтобы при поступлении в первый класс ребенок уже умел читать и писать печатными буквами. Бесспорно, это облегчает жизнь учителю, но не ученику. Готовить детей в школу, безусловно, стоит. Но готовность к школе не предполагает умения читать и писать. Прежде всего речь идет о физической, физиологической и психологической готовности, развитии речи, моторики, зрительного восприятия ребенка, формировании механизмов организации деятельности, то есть готовности учиться и способности выдерживать учебную нагрузку.
СТРАХ ВТОРОЙ: НЕ ОПОЗНИМ ЛИ К ПЕРВОМУ КЛАССУ?
Чтобы не возникало сомнений относительно того, не рано ли (не поздно) ребенку в школу, следует прежде всего оценить готовность малыша к обучению (можно обратиться к психологу). Кому-то можно начинать учиться уже в 6 лет, а кому-то лучше подождать до 7 лет.
Нужно, чтобы школа привлекала малыша своей главной деятельностью — учебой, чтобы его интересовала не внешняя атрибутика школьной жизни и не перспектива сменить обстановку, а прежде всего возможность чему-то научиться.
СТРАХ ТРЕТИЙ: ВЫБОР ШКОЛЫ И ПРОГРАММЫ УЧЕНИЯ
/Files/13315758082116537116_2.png«Все лучше — детям!» — это девиз большинства родителей. Лучшей должна быть и школа, и обучающая программа. Учитывая опыт многих родителей, можно утверждать следующее:
Ø лучшая школа – это та школа, где детей не делят на «сильных» и «слабых», где не «убивают» знания, а учат думать;
Ø лучшая программа — не лишающая ребенка желания учиться и не вредить его здоровью;
Ø если школа выдвигает такие требования, с которыми, по мнению родителей, ребенок не справится, не следует идти в эту школу. Чтобы не ошибиться в выборе школы, родителям необходимо:
1. Узнать как можно больше о
Ø педагогический коллектив;
Ø типы и виды реализуемых учебных программ;
Ø особенности школьной жизни, режим занятий, недельная нагрузка учащихся;
Ø особенности медицинского обслуживания, питания, соответствие школы требованиям техники безопасности и санитарных норм;
Ø техническое и методическое оснащение учебных классов;
Ø традиции школы, ее выпускников;
Ø дополнительные учебные услуги;
Ø отношение к детям;
Ø взыскание с родителей оплаты;
Ø медицинские противопоказания к занятиям интенсивным интеллектуальным трудом по программному материалу повышенного уровня сложности и т.п.
2. Пройтись по коридорам и послушать, как общаются учителя с детьми. Не жалейте на это времени, лучше изнутри изучать жизнь учебного заведения.
СТРАХ ЧЕТВЕРТЫЙ: ВЫБОР УЧИТЕЛЯ
/Files/images/vihovatelka.jpg Недаром говорят: «Избирая ребенку первого учителя, ты вроде бы выбираешь ему судьбу». Это выражение правильно хотя бы потому, что в этом возрасте учитель для ребенка часто находится на первом месте, поэтому для него очень важны его забота и внимание.
Первоклассник должен доверять своему учителю. Лишь в этом случае он чувствует себя в безопасности и уверен в своих силах, охотно общается со сверстниками и взрослыми, учится с интересом.
Рецепт против этого страха существует только один: выбираем ребенку не школу, а учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.