Информационный проект "Расписные прялки Северо - Запада"
Оценка 4.7

Информационный проект "Расписные прялки Северо - Запада"

Оценка 4.7
docx
27.10.2020
Информационный проект "Расписные прялки Северо - Запада"
проект.docx

 

 

 

 

Проектная работа

   Расписные прялки Северо-Запада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: изучить традиционные росписи прялок Северо-Запада.

 

Задачи:

- выявить основные центры росписи прялок;

- изучить характерные особенности росписи прялок;

- изучить основные элементы росписи прялок;

- создать альбом расписных прялок.

 

Актуальность.

Русская прялка - это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха.

Известно, что на территории нашей страны прялки существовали уже в эпоху неолита. Об этом говорят находки археологов в Вологодской области на реке Модлоне. При археологических раскопках в Новгороде были обнаружены гребни, лопасти и донца прялок, относящихся к XI-XV векам.

Русские прялки – неизменные спутницы крестьянских женщин. Это древнее и простейшее приспособление для изготовления пряжи. 

Делали прялки и из единого куска дерева - пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня - донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли "копани", "копылы", "кокорицы".  

Пряли на веселых сборищах деревенской молодежи - посиделках - и у себя по избам. В прежние времена девочку сажали за прялку лет с семи. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на приданое, и на подарки родне. После замужества женщина занималась этой работой урывками. В тех местностях, где прядение составляло промысел, женщина за прялкой проводила всю молодость.

Прялка служила свадебным даром жениха невесте. Часто ее дарил на память отец - дочери, муж - жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.

Русские прялки очень разнообразны, их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные элементы прялки.

 

Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой по дереву, цветистой росписью, а иногда резьбой и росписью одновременно.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, расписные прялки.

Интересно,  что  из  многих  сотен  прялок,  хранящихся  нынче  в  наших  музеях,  

ни  одна  не  повторяет  другую.  Так  и  кажется,  что  каждая прялка  наделена  своими  индивидуальными  чертами,  имеет  свой  неповторимый 

 характер, свой неповторимый узор.

                                                                                                                                    

На уроке изобразительного искусства по теме: «Декор предметов народного быта»  мы изучали прялки, виды прялок, из каких основных элементов состоит прялка. Мне захотелось подробнее изучить как же расписывались прялки, какие были традиционные центры росписи. Мы живем в северо – западном регионе.  Какие же центры росписи были в нашем регионе.

 

Наиболее известные северорусские виды росписи: мезенская, пермогорская, пучужская, ракульская. Их нередко объединяют общим названием – северодвинская роспись. Северорусские росписи делятся на живописные и графические. 
Живописные – это ракульская, шенкурская, олонецкая, каргопольская, вятская. К графическим видам росписи относятся борецкая, пучужская, мезенская.  

 

Пермогорская роспись.

 

Пермогорье – это пристань на самом высоком, гористом берегу Северной Двины. В четырех километрах от нее раскинулись деревни Большой Березник, Помазкино, Грединская, Черепаново. Эти деревни, объединенные общим названием Мокрая Евдома, и являлись центром пермогорской росписи.

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне. Желтый и зеленый цвета появляются как дополнительные, сопутствующие. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур,   наносимый гусиным пером.

Основой пермогорской росписи является орнаментальный узор растительной тематики.

В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы.

Трилистник – основной растительный мотив пермогорской росписи – образ цвета, проклюнувшегося зерна. Цветок бывает нескольких видов, он может быть как симметричным, так и несимметричным. Сердцевина цветка может состоять из большой капельки желтого и зеленого цветка и из кустика тех же цветков.

Пермогорские прялки расписывали по определенным схемам. Чаще всего в центре лопасти среди гибких побегов традиционного орнамента в медальоне изображали птицу Сирин, а внизу лопасти - сцену катания.

В другой популярной схеме ярусами располагались жанровые композиции свадебной тематики. В центре помещали сцену посиделок, а внизу - свадебный выезд. Парадность выезда мастер подчеркивал тем, что расцвечивал землю под ногами коней сказочными листьями, завитками и цветами.

В другом варианте на фасадной (лицевой) стороне прялки изображались "супрядки", как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками - по-пермогорски в "шашечку".  На тыльной стороне прялок вверху изображались птицы в райских кущах как символ благополучия в доме, а внизу - счастливая семья за трапезой.

 

Среди мастеров Пермогорья наибольшую известность получили Яков Иванович и Егор Максимович Ярыгины, Александр Лукьянович Мишарин и братья Хрипуновы – Дмитрий, Петр и Василий.
 

Основные узоры  пермогорской росписи:

 

http://dekor.nm.ru/Perm/Perm37.jpg    

http://dekor.nm.ru/Perm/Perm21.jpghttp://dekor.nm.ru/Perm/Perm22.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/139810299.6/0_66045_9bf29102_L.jpg        http://img-fotki.yandex.ru/get/6102/139810299.5/0_66042_a7033100_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/139810299.5/0_66041_6c8ba8bc_L.jpg      http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/139810299.5/0_66040_86ecb56b_L.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/139810299.5/0_6603f_68728203_L.jpg

Борецкая роспись

 

Этот русский народный художественный промысел существует с XVIII века.
Борок – древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовского района, Архангельской области). 
История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле. Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.

 Борецкая роспись отличается от других видов росписей Северной Двины (например, от пермогорской и ракульской) белизной фона, где ведущий цвет – красный. 
Другие основные цвета – охра, ярко-зеленый.  Узоры преимущественно растительные и геометрические. 

Другой значительной особенностью росписи является ее kомпозиция– она повторяет композицию иконостаса. Прялка разделена на ярусы, разделенные орнаментом и содержащие квадраты с рисунками, наподобие икон или окон. 

 Композиция росписи борецкой прялки, как правило, состоит из трех частей: в верхней части изображают окошки, в средней - древо жизни, в нижней - выезд молодых или возничий в санях. Эти сюжеты словно взяты из русских песен - в саночках изображался то ухарь-купец, то красная девица, то жених с невестой... 
  Основной рисунок или главная тема прялки может быть фигура человека и лошади – всадник или упряжка (санки или ездок – такой сюжет называется «став с конем»), пары людей, например, жениха и невесты, мужа и жены, князя и княгини; пары птиц, сидящих на ветвях дерева (древо жизни), пары животных (лев и конь, лев и единорог), различные сцены - сцена сватовства, чаепития, гуляния.

Круг сюжетов борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников.

Символ борецкой росписи — Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья.  Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром, что требует большого мастерства.

Также наблюдается строгая симметрия и правильность геометрических форм. Преобладание числа 2 (2 основных героя, 2 окошка, 2 животных) и 3 (3 яруса, 3 окна). 

Основные элементы борецкой росписи:

 

Птицы.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/139810299.1/0_6271e_f1a00947_M.jpg         http://img-fotki.yandex.ru/get/5601/139810299.1/0_62733_4e5cf953_L.jpg

 

 

 

 

Кони

http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/139810299.1/0_62731_4df230e4_L.jpg

Трилистник

http://img-fotki.yandex.ru/get/5602/139810299.1/0_62730_85d3681c_M.jpg

Веточка с ягодами.

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/139810299.1/0_6272f_cf8b35fb_M.jpg 

 

Тюльпаны, кусты.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/139810299.1/0_6272e_f3bae11e_L.jpg

 

А также типы орнамента:

уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент. 
Типы геометрического орнамента

http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/139810299.1/0_6272b_b09f0d02_L.jpg                       http://img-fotki.yandex.ru/get/4512/139810299.1/0_6272c_8ef328bc_L.jpg

Розетки

 http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/139810299.1/0_62729_bf4377a8_M.jpg         http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/139810299.1/0_62728_4a7ab7b5_M.jpg         http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/139810299.1/0_6272a_f9476156_M.jpg

Уголки.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5000/139810299.1/0_62726_c51ded8c_L.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/2714/139810299.1/0_62732_5e639a98_M.jpg

 

http://img-fotki.yandex.ru/get/58191/139810299.1/0_62738_ac808548_M.jpg

 

Борецкая роспись включает в себя еще две подгруппы – это Тоемская роспись и Пучужская роспись.

Пучужская роспись.

Названия росписей происходят от названия сел, которые являлись своего рода художественными центрами расписного дела. Все эти центры расположены сравнительно близко друг от друга, но каждое село стремилось к развитию своего стиля, своей манеры письма.

В селе Пучуга, расположенном на Северной Двине в 25 километрах от пристани Борок, в конце XIX - начале XX века появилась очень интересная роспись, которую по месту возникновения назвали пучужской (пучугской).

Пучужская роспись  очень нарядная, потому что выполняется на белом фоне красным цветом. Красными были основные элементы орнамента, кудрявые листья между которыми кое–где мелькали драгоценными вкраплениями ярко-зеленые, а иногда и синие листочки, украшенные белыми каплями, и даже птицы. Иногда мастера использовали и жёлтый цвет, от чего роспись словно светилась ярким солнечным светом.

Мотивы пучужской росписи до боли знакомые и родные. Вот перед нами сцена катания на лошади. Возница, обычный крестьянский мужичок, одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. Лошадка тоже трудовая рабочая.  Всё поле композиции заполнено растительным узором.     Трилистники, ягодки на веточках создают радостное настроение.  

Тоемская роспись

В 20 км выше села Пучуги, по течению реки Северной Двины, в устье Нижней Тоймы, находится центр художественной росписи, которую называют тоемской.

К тоемской росписи относят расписные изделия, изготовляемые в нескольких деревнях, расположенных по Нижней Тойме.   Своё развитие она получила в конце XVIII начале XX века.

Тоемский промысел прялок не так известен, как борецкий, но он выделяется в отдельный тип северодвинских росписей, так как имеет ряд особенностей, которые позволяют узнавать его из множества других росписей.

Главной особенностью расписной тоемской прялки, а расписывали здесь по преимуществу прялки, является, вмонтированное в расписную лопасть прялки, зеркальце и точеная ярко окрашенная ножка.

Тоемская роспись выполнялась по белому фону с обилием красного цвета и золота, либо по золотому фону.

Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно "коренушки", то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева, делится художником на три части.

В нижней части тоемских (как  борецких и пучужских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины XIX века и начала XX века, помещается свадебный выезд на коне или на паре коней. Человеческая фигура обычно одна: жених на облучке, а за его спиной условное изображение кареты с окном. Иногда на заднем сиденье (или рядом с возницей) девушка.

Середина лицевой прялки нередко представляет собой сложный орнаментальный узор с символическим изображением "древа жизни" и различными сказочными птицами.

Верхний ряд - тоже обязательно  два окна по бокам, а на подоконниках чаще всего цветы - условные либо реалистические.

Рисунки тоемской росписи, помещенные в нижней части прялки, часто сопровождались надписями, взятыми из народных песен. Эти надписи придавали росписи известную долю занимательности и, в тоже время поясняли сюжет росписи. Тоемские мастера изображали то купца–молодца, то гармониста, то красну девицу, то свадебный выезд на паре коней.

 Ракульская роспись.

Центром являлась деревня Ульяновская Черевковского района, расположенная на реке Ракулке (отсюда и название росписи – «ракульская»). Самыми известными мастерами ракульской росписи являлись Дмитрий Федорович Витязев и его сын яков Дмитриевич. Ракульские прялки по своей высоте значительно превосходили борецкие и пермогорские. По внешнему виду их невозможно спутать ни с какими другими: невысокая ножка, расширяясь почти от самого основания овальными уступами, переходит в длинную и узкую лопасть  четырьмя городками.

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки.  Ракульские прялки, в отличие от борецких и пермогорских, имели характерный желто-охристый цвет.

 Схема ракульской росписи на прялке состоит их трех частей.

Верхнюю, самую большую часть чаще всего занимает ветка с крупными листьями, среднюю - декоративная птица, а ниже, обычно уже на ножке, тоже рисуют ветку. Листочки одного кустика окрашивают иногда в два, а то и в три цвета, что создает красочное богатство и разнообразие.

Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек — схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Основные элементы ракульской росписи:

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/dvina_2-12.jpg             http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/dvina_2-13.jpg

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/dvina_2-14.jpg 

Ракульские кустики.

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/north-dvina/dvina_2-16.jpg

Уфтюжская роспись.

Происходит уфтюжская роспись примерно из тех же местностей, что и схожая с ней, ракульская – из местностей по Северной Двине, лежащих чуть ниже устья Вычегды.

Композиционная структура уфтюжской росписи стандартна и повторяет  ракульской. В центре всегда извилистая длинная ветвь, унизанная распустившимися разноцветными листьями, а по сторонам от неё располагаются птички-«кутеньки», графически отличные от ракульских и очень похожих на птиц, обычных для более технически сложных и сюжетных росписей противоположного берега Северной Двины — борецкой, пучужской, пермогорской.

Центральная ветвь обычно венчается крупным колокольчиком или тюльпаном («котлом», как называли его сами мастера), листья, вырастающие из ветви, украшаются множеством темных ресничек-прожилок, часто выбегающих за пределы листка.

Единственная схема композиции, принятая в уфтюжской росписи, представляет собой широко распространенный в северных росписях сюжет Мирового Древа. А окружающая дерево пара птичек легко может быть отождествлена с жаворонками или тетерками, служащими одновременно и небессными вестниками и защитниками Мирового Древа.

 

Мезенская роспись.

Как и большинство народных промыслов свое назание эта роспись получила от местности в которой зародилась. Центром промысла являлось село Палашелье на реке Мезени, практически все мужское население которого занималось изготовлением прялок. Наибольшую известность получили мастера Новиковы, Федотовы, Шишовы, Кузьмины и Аксеновы.

 

Мезенская прялка называлась по-местному прялицей-кокорицей или корневухой. Названием подчеркивалось, что донце прялки делалось из корня дерева, в то время
как лопастка вырезалась из его ствола.


 Мезенская прялка по размеру меньше, чем, например, борецкая, тоньше и стройнее.

Мезенская роспись отличается от других видов росписи.   Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Мезенская роспись похожа на рисунки первобытных людей.

 Еще одной особенностью является то, что роспись выполнялась исключительно мужчинами. 

 Роспись отличает скупость цветовой гаммы: красный сурик и черная сажа.

Рисунок наносили пятнами и полосками, а затем обводили по контуру черным цветом. Готовое изделие покрывали олифой и оно приобретало золотистый цвет. 

Несмотря на кажущую простоту, роспись чрезвычайно интересна. Геометрические ряды, отображающие древние символы земли, солнца, воды, сочетаются со знаками коней, оленей, птиц.

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей. В ней - геометрический орнамент, ряды птиц, похожих на завитки-пушинки, и самые главные изображения - ряды оленей и коней. Они силуэтны. Головы и спины намечены черным контуром, туловище - красной краской. Ноги теряются в паутине мелких крестиков, овалов, штрихов, завитков. Фигурки следуют одна за другой. Ритмичные повторы их очертаний завораживают. Кони и олени образуют бесконечный волнообразный узор.

Характерной особенностью мезенской росписи является многоярусность. Выделяются три яруса, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются кони и олени, в верхнем - птицы. Иногда в среднем ярусе к изображению животных
присоединяются фигуры птиц.

На маковках прялки, как правило, изображены "уточки" или "курочки",
затем "бердо" - решетка, ряд клеток, названных так по сходству
с одноименной принадлежностью ткацкого станка. Далее - ряд "уточек" и снова "бердо" в окружении "уточек". Под ними - ряд оленей и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопасти вновь появляется конь. И везде - как бы невзначай разбросанные спиральки, черточки, крестики, кружочки, звездочки, точно вихрь от быстрой езды.
 

Изображаемые семена, шишки, плоды, заключенные в древние ромбические фигуры, - символы плодородия. Эти знаки присущи многим народам мира. Круговые и крестообразные знаки - символы огня.  

Элементы мезенской росписи:

http://s006.radikal.ru/i213/1203/c2/98815fb50cb8t.jpg                http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/139810299.8/0_682c5_3626da6a_M.jpg

       http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/139810299.8/0_682c9_66060063_M.jpg     http://img-fotki.yandex.ru/get/6205/139810299.8/0_682ca_586fd01d_M.jpg

 

Шенкурская роспись.

 

Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек Ваги, Устьи и Кокшеньги. Центрами, где развивалась роспись, были деревня Глубоковка и город Шенкурск. Отсюда название росписей - глубоковская и шенкурская. 

Она отличается от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для шенкурской росписи характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры - красного тона.

Существовало два вида росписи. Первый, более распространенный - это три светлых цветка на красном фоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Как правило, нижний цветок отличается от среднего, а средний от верхнего, уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из пяти или шести лепестков делится на несколько частей, окрашивается в разные цвета, украшается черными линиями, белыми, золотыми или серебряными "оживками". Столь же разнообразны и сердцевины цветов, иногда слегка напоминающие хохломскую "травку".

 

В Шенкурском районе распространен и другой тип прялок. На том же красном фоне изображаются три цветка: цветы свободные, шесть лепестков не вырисованы, а сделаны легкими мазками, затухающими к центру, в середине завиток травки, очень близкий и к хохломской, и к русскому травному орнаменту XVII века.

 

 Основные элементы шенкурской росписи:

Листики. 

 
http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/139810299.3/0_65b91_63081478_M.jpg 
  

http://img-fotki.yandex.ru/get/5903/139810299.3/0_65b8f_837672ad_M.jpg 
Оформление центра шенкурских цветов.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6202/139810299.3/0_65b8d_fe118342_M.jpg 

Завитки, травка.

 
http://img-fotki.yandex.ru/get/5903/139810299.3/0_65b8e_e1d4250b_M.jpg 

Вариант шенкурского цветка.

Для этого нужно разделить намеченную окружность на 6-8 равных частей. В каждой части при помощи дуг разного цвета изображается лепестки цветка, а затем середина 

http://img-fotki.yandex.ru/get/6203/139810299.3/0_65b8c_d0a8c129_M.jpg

 

Олонецкая роспись.

Она получила своё название по месту распространения в Олонецкой губернии. По стилю Олонецкая роспись относится к типу свободной кистевой росписи.

Техника живописной Олонецкой росписи отличается простотой. Ведущая роль отводится цветному фону, чаще всего красно-коричневому или зелёному, реже голубому и жёлтому, который позволяет достигнуть особой звучности росписи при небольшой яркости отдельных красок.

Мотивы Олонецкой росписи связаны с миром природы -это деревья, вазоны, цветы, чаще красные розы и сказочные тюльпаны. В них выражалась любовь человека к природе и способность радоваться её красоте. О лете и солнце напоминали мотивы цветущих деревьев и вазонов, птиц и львов.

Как правило, ветки, стебли и листья в Олонецкой росписи играют второстепенную роль, объединяя мотивы росписи в букеты и цветущие ветви, усиливая орнаментальную композицию. Мастера рисовали листья и ветви зелёным и жёлтым цветом.

 Мотивы-символы были многозначны и ёмки по содержанию. Их толкование иногда менялось в зависимости от вещи, на которой их помещали или соседство с другими мотивами. Так, например, две птицы на прялке являлись символом счастливой супружеской пары, а птица с птенцами на спине служили символом плодородия.

Другой отличительной чертой олонецких прялок является соединение резьбы с раскраской и цветочной росписью. Живописные изображения отдельных цветов, кустов или веток на голубом, голубовато-зелёном и реже красном фонах помещаются на свободных от резьбы местах. Пышная роспись, исполненная приёмами свободных мазков, сочетается с многоцветной раскраской, разбивающей резную поверхность на цветовые поля.

Элементы олонецкой росписи:

http://festival.1september.ru/articles/597639/img14.gif

 

 Онежская роспись.

Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги.  

 Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера; иногда встречаются прялки этого вида, на которых роспись выполнена более сухо и симметрично.

Другие прялки украшены цветами в виде яблока с лепестками. Эти онежские прялки выполнены на голубом фоне, который часто встречается на прялках  в северных краях Архангельской губернии.

Во второй половине XX века, когда началось возрождение народных росписей Русского Севера, художники для украшения своих изделий взяли за основу онежской росписи яблоковидный плод-цветок и широкие листья. В композицию росписи были введены птицы, мало напоминающие тех белых птиц и попугайчиков, которые изображались на древних прялках Онеги.

Для Онежской росписи характерен голубой, коричневый и тёмно-зелёный цвет фона. Цветовая гамма элементов – красный, белый, зелёный, жёлтый цвета, чёрная оживка.

Онежская роспись – это свободно-кистевой роспись, лишённая точной симметрии.  

http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olon_02-04.jpg

 

Заключение.

 

В лесной стране, каковой является Россия, дерево издавна служило основным и главным материалом в устройстве быта и, следовательно, в художественном прикладном творчестве. Из дерева изготавливали мебель, домашнюю утварь и конечно прялки. Несомненно, русской народной прялке много веков и она издавна сопутствует крестьянской хозяйственной жизни. Прялка была не только орудием женского повседневного труда, но и произведением искусства. Прялка ярко и богато отражает на себе печать народной художественной культуры.

 В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.

 

 Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство. Росписи бытовых предметов  доставляли людям радость не только своей красотой, они имели глубокий смысл.    

Сюжеты северных прялок чрезвычайно разнообразны. В них отражаются представления народного мастера об окружающей жизни, о жизни северной деревни. Сюжетные росписи всегда жизнеутверждающие, радостные – это торжество жизни: цветы, деревья, животные, сцены из повседневной жизни. Мастер в своей росписи изображал окружающую жизнь, отражал яркие события из этой жизни.

 

 

http://www.cultnord.ru/mUserFiles/Image/1/107_.jpg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная работа Расписные прялки

Проектная работа Расписные прялки

Цель: изучить традиционные росписи прялок

Цель: изучить традиционные росписи прялок

Основные элементы прялки.

Основные элементы прялки.

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне

Цветовая гамма пермогорской росписи в основном состоит из узоров красного цвета на белом фоне

Борецкая роспись Этот русский народный художественный промысел существует с

Борецкая роспись Этот русский народный художественный промысел существует с

Борецкая роспись отличается от других видов росписей

Борецкая роспись отличается от других видов росписей

Кони Трилистник Веточка с ягодами

Кони Трилистник Веточка с ягодами

А также типы орнамента: уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент

А также типы орнамента: уголок, розетка, композиция в круге, композиция в квадрате, ленточный орнамент

Борецкая роспись включает в себя еще две подгруппы – это

Борецкая роспись включает в себя еще две подгруппы – это

В нижней части тоемских (как борецких и пучужских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины

В нижней части тоемских (как борецких и пучужских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины

Основные элементы ракульской росписи:

Основные элементы ракульской росписи:

Уфтюжская роспись. Происходит уфтюжская роспись примерно из тех же местностей, что и схожая с ней, ракульская – из местностей по

Уфтюжская роспись. Происходит уфтюжская роспись примерно из тех же местностей, что и схожая с ней, ракульская – из местностей по

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей

Орнаментальная роспись на мезенских прялках покрывает ковром лицевую сторону лопастей

Шенкурская роспись. Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек

Шенкурская роспись. Мастера этой росписи проживали в селениях по берегам рек

Оформление центра шенкурских цветов

Оформление центра шенкурских цветов

О лете и солнце напоминали мотивы цветущих деревьев и вазонов, птиц и львов

О лете и солнце напоминали мотивы цветущих деревьев и вазонов, птиц и львов

Онеги. Для Онежской росписи характерен голубой, коричневый и тёмно-зелёный цвет фона

Онеги. Для Онежской росписи характерен голубой, коричневый и тёмно-зелёный цвет фона

Информационный проект "Расписные прялки Северо - Запада"

Информационный проект "Расписные прялки Северо - Запада"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2020