ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка содержит диагностические материалы для детей дошкольного и младшего школьного возраста в рамках выполнения ФГОС. Обеспечивает индивидуальный подход к развитию эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка. Материал может быть использован воспитателями, педагогами-психологами, учителями – предметниками в школе, учителями - методистами, студентами педагогических колледжей, родителями детей.
Иконка файла материала Информационный комментарий об актуальности применения диагностического инструментария.rtf
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОММЕНТАРИЙ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ Дошкольный   и   школьный   возраст   являются   сенситивными   для морально­нравственного   воспитания,   формирования   нравственных чувств, нравственной позиции, поведения.  Формирование   эмоций,   воспитание   нравственных,   эстетических чувств   содействуют   более   совершенному   отношению   человека   к окружающему   миру   и   обществу,   способствуют   становлению   гармо­ нически развитой личности. Для   педагога­практика   становится   очевидным,   что   именно межличностные   отношения,   их   характер   являются   центральным образованием,   которые   определяют   развитие   морально­нравственной сферы ребенка.  Проблемные отношения в детском коллективе школы или   детского   сада   связаны   с   проявлением   агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают   у   ребенка   тяжелые   и   острые   переживания   (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), иногда даже ребенок отказывается посещать детский сад или школу. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя,   педагога   и   психолога:   вовремя   распознать   эти   опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их.  Проблема «трудных» детей все ещё сохраняет свою актуальность и остроту.   Самым   эффективным   средством   решения   этой   проблемы является   профилактика   этой   «трудности»   на   самых   ранних   этапах, которая может осуществляться только на основе научно обоснованной диагностики аномалий. Своевременная диагностика этих отклонений должна строиться на изучении   особенностей   эмоционально­личностной   сферы   для предотвращения   появления   и   развития   социально   неприемлемых новообразований личности. Развитие   социальных   мотивов   и   эмоций   является   центральным звеном   в   сложном   и   длительном   процессе   формирования   детской личности.   Родители   и   педагоги   должны   понимать   основные   мотивыповедения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы и способы соотносятся с социальными, нравственными нормами его жизни и деятельности, представлять широкий спектр детских эмоциональных переживаний, возникающих в каждой конкретной ситуации. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17. 10. 2013 г. утвержден и введен в действие с 1 января 2014 года   федеральный   государственный   образовательный   стандарт дошкольного   образования,   регламентирующий   и   определяющий содержание   и   организацию   образовательного   процесса   с   детьми дошкольного   возраста,   направленного   на   формирование   общей культуры,   предпосылок   учебной   деятельности,   развитие   физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность,   сохранение   и   укрепление   здоровья   детей,   коррекцию недостатков в их физическом  и  (или) психическом развитии. программе,       разработанной Данные   диагностические   методики   применимы   к   любой образовательной дошкольной образовательной   организацией   с   учетом   требований   ФГОС   ДО   к структуре   и   содержанию   основной   общеобразовательной   программы дошкольного   образования.   Образовательные   задачи,   определенные   в каждой   образовательной   программе,   будут   конкретизировать достижения   воспитанников   в   тех   сферах,   которые   касаются   знаний, умений и навыков. Проводимая   в   ДОУ   и   начальной   школе   мониторинговая   система имеет прогностический характер (способствует выявлению перспектив развития   дошкольника   и   младшего   школьника),   а   также профилактический   характер,   поскольку   позволяет   заметить   факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную   базу   для   индивидуализации   образовательного процесса,   исходя   из   индивидуальных   образовательных   потребностей каждого ребенка. Как   известно,   психология   не   только   теоретическая   дисциплина, изучающая человека, но и система прикладного знания, позволяющая и психологу­практику, и специалисту­смежнику (педагогу, руководителю, тренеру) совершенствовать свою работу с детьми. Психолог способен оказать   психологическую   помощь   родителям   в   воспитании   детей   идетям, у которых нарушен ход нормального психического развития. В какой бы форме ни осуществлялась психологическая помощь: в форме психологического   консультирования   или   в   форме   немедицинской   она   обладает   общей   характеристикой   – психотерапии, индивидуализированностью     Эта индивидуализация базируется на психодиагностике. направленности. своей   Психодиагностические методы и методики широко применяются в сфере   образования   и   воспитания,   поскольку   для   осуществления индивидуального   подхода   к   детям   необходимо   выявление психологических   различий   между   ними.   Детская   психодиагностика выступает   как   обязательный   этап   и   средство   решения   многих практических   задач,   возникающих   в   детских   воспитательно­ образовательных учреждениях. Среди них следует указать, например, следующие:   контроль   за   интеллектуальным   и   личностным   развитием детей; оценка школьной готовности; решение проблем трудных детей (неуверенных в себе, тревожных, конфликтных,   агрессивных   и   пр.). Для   осуществления   контроля   за   ходом   онтогенеза   требуется   дать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствия нормативным   возрастным   показателям,   а   также   выявить   причины психологических   проблем   ребенка.   Последнее   предполагает   анализ целостной картины его развития, включающей исследование социальной ситуации   развития,   уровня   развития,   ведущей   для   данного   возраста деятельности  (игры, учения, рисования, конструирования и др.). Детская   психодиагностика   –   основа   деятельности   любого практического   детского   психолога,   чем   бы   он   ни   занимался: индивидуальным консультированием, психокоррекцией, психотерапией и т. д. эмоционально­личностной   Предлагаемое электронное пособие содержит два раздела. Первый   –   теоретический,   освещающий   вопросы   общей психодиагностики   сферы   детей (предлагается   характеристика   психодиагностики   как   науки   и   как практической   деятельности,   классификации   психодиагностических методов,   этические   проблемы   в   психодиагностике;   излагаются особенности   психодиагностики   детей   дошкольного   возраста, особенности проведения эксперимента и тестирования с детьми разного дошкольного   возраста;   приводятся   требования   к   составлениюзаключения; психодиагностического     выделяются   особенности отдельных   психических   характеристик,   которые   наиболее   часто становятся   предметом   изучения   психодиагноста   или   педагога­ психолога   (особенности   познавательной   сферы,   черты   личности, мотивация, межличностные взаимоотношения, способности, сознание и самосознание),  знакомит   с   понятийным   аппаратом,   основными принципами   и   проблемами   детской   психодиагностики, психодиагностическими методиками. Второй   раздел   –   «Диагностический   инструментарий»,   в   котором приводятся   конкретные   психодиагностические   методики   – специфические   психологические   средства,   предназначенные   для измерения и оценки индивидуально­психологических и эмоциональных особенностей   детей.  Данное   электронное   пособие   содержит   набор анкет,  опросников,  методик,  тестов   для   исследования  эмоционально­ личностной   сферы   у   детей.  Предлагаются   общедоступные   тесты   для выявления   уровня   тревожности,   агрессивности,   для   определения самооценки   ребенка,   методики, выявляющие   особенности   педагогического   общения   у   педагогов   с детьми и родителями.   тесты   семейных   отношений, Представленные   материалы   прошли   апробацию   в   дошкольных образовательных учреждениях г. Волгограда. Результаты апробации и внедрения   данных   методик,   эффективность   их   использования обсуждались   на   заседаниях   методических   объединений   и   городских семинарах специалистов дошкольной педагогики и педагогов начальной школы.