Информационный материал для педагогов на тему"Структурные компоненты дидактической игры"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботится не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной.По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботится не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной.
Иконка файла материала курсовая 1 глава Галя.doc
Структурные компоненты дидактической игры                  По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой   благодаря   наличию   в   ней     игровых   моментов:   загадок   движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета,   ролей,   использованию   различных   персонажей.   Для   разработки игровой   формы   обучения   необходимо   заботится   не   только   о   выполнении дидактических   задач   и   игровых   правил,   но   и   о   том,   чтобы   игра   была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным   стимулом   познавательной   деятельности   становится   не   указание воспитателя,   а   естественное   для   дошкольников   желание   поиграть.   В соответствии   с   этим   воспитатель   одновременно   является   наставником   и участником игры, а дети узнают много нового.  Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения,   и   форма   обучения,   и   самостоятельная   игровая   деятельность,   и средство  всестороннего  воспитания личности. Такая  игра  содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей.  Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий,  делают   игру  занимательной,  позволяют   воздействовать   на  детей, формируют   межличностные   отношения,   развивают   нравственно­волевую сферу   ребенка.   Специфика   этого   компонента   определяется   возрастом дошкольников: конкретные правила, состоящие из одного­двух элементов в играх   для   малышей,   от   группы   к   группе   усложняются,   становятся   болеежесткими,   часто   изменяются   или   дополняются   новыми   правилами   по инициативе самих играющих/ Обучающая   игра   немыслима   без   игровых   действий,   она   повышает активность   детей   и   тем   самым   обеспечивает   успешность   достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет лучше раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний, умений и навыков. Все игровые действия регулируются правилами и ориентируют на решение определенных задач. Руководство   дидактическими   играми   осуществляется   в   трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ. В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества  играющих; подготовка необходимого дидактического материала   для   выбранной   игры;   подготовка   к   игре   самого   воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи[6;89]. Проведение   дидактических   игры   включает:   ознакомление   детей   с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры. Анализ   проведенной   игры  направлен   на   выявление   приемов   ее подготовки   и   проведения:   какие   приемы   оказались   эффективными   в достижении   поставленной   цели   ­   это   поможет   совершенствовать   как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей. При   руководстве   дидактическими   играми   необходимо   учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложеныН. Михаленко, Н. Короткова): учебная задача, игровые правила и игровые действия. Дети младшей   группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому необходимо заранее продумывать  все игровые приемы, способы поддержания воображаемой ситуации и исполнение ролей. Такая тщательная подготовка обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным усвоением  знаний и обретением игровых умений.