По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботится не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной.По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботится не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной.
Структурные компоненты дидактической игры
По мнению В.Н. Аванесовой, дидактическая игра становится
таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок движений,
элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток,
сюжета, ролей, использованию различных персонажей. Для разработки
игровой формы обучения необходимо заботится не только о выполнении
дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была
интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие.
Основным стимулом познавательной деятельности становится не указание
воспитателя, а естественное для дошкольников желание поиграть. В
соответствии с этим воспитатель одновременно является наставником и
участником игры, а дети узнают много нового.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод
обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и
средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе
дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми
действиями, интерес к которым и предопределяет успешность ее решения.
При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а
также учитывать уровень подготовленности детей.
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила,
которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность
действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей,
формируют межличностные отношения, развивают нравственноволевую
сферу ребенка. Специфика этого компонента определяется возрастом
дошкольников: конкретные правила, состоящие из одногодвух элементов в
играх для малышей, от группы к группе усложняются, становятся болеежесткими, часто изменяются или дополняются новыми правилами по
инициативе самих играющих/
Обучающая игра немыслима без игровых действий, она повышает
активность детей и тем самым обеспечивает успешность достижения
необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет лучше
раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание
на освоении знаний, умений и навыков. Все игровые действия регулируются
правилами и ориентируют на решение определенных задач.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех
направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии
с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной
игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение
удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры;
определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического
материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях
окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи[6;89].
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с
содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован
в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются
знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее
подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в
достижении поставленной цели это поможет совершенствовать как
подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить
индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать
принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложеныН. Михаленко, Н. Короткова): учебная задача, игровые правила и игровые
действия.
Дети младшей группы «отдаются» игре, она их захватывает, поэтому
необходимо заранее продумывать все игровые приемы, способы поддержания
воображаемой ситуации и исполнение ролей. Такая тщательная подготовка
обернется хорошей игрой, высоким эмоциональным тонусом детей, надежным
усвоением знаний и обретением игровых умений.