10 интересных фактов о мозге
подростка
У них глубокая потребность как в ощущении себя независимыми, так и в нежности, заботе и любви. Существует причина, которая объясняет такого рода поведение, как у детей ясельного возраста, так и у подростков: после младенчества, самый драматический всплеск роста мозга происходит именно в подростковом возрасте.
1. Критический период
развития
Определяемый
примерно между 11 и 19, подростковый
возраст считается критическим временем развития, причем не только во внешних
проявлениях. Мозг продолжает изменяться на протяжении всей жизни человека,
однако огромные скачки в развитии происходят именно в подростковом возрасте.
И так как подросток проходит через эти скачки и рывки, новые навыки и когнитивные способности также приходят к нему рывками и скачками.
Родители должны понимать, что, несмотря на то, насколько высоким стал их сын
или насколько укоротились платья их дочери, они по-прежнему находятся в
важнейшем периоде развития, которое окажет огромное влияние на всю их
дальнейшую жизнь.
2.Цветущий мозг
Раньше ученые полагали, что только мозг младенца обладает переизбытком нейронных связей, которые в течение первых трех лет жизни "укладываются" в определенную систему. Однако, сканирование мозга во время многочисленных исследований, показало, что в организме человека в период подросткового возраста происходит второй подобный всплеск роста нейронов, достигая своего пика у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12.
Приобретаемый подростками опыт и новые впечатления, начиная от чтения книги про
вампиров и заканчивая получением водительских прав, в основном следует стратегии
"используй эту энергию или потеряешь ее".
3.Новые навыки мышления
Благодаря увеличению количества серого вещества, мозг подростка становится более "связанным" и получает "вычислительную мощность". Подростки начинают показывать расчетные навыки, а также навыки принятия взрослых решений, если в их распоряжении есть время и соответствующая информация.
Однако, зачастую их решения могут чрезмерно зависеть от эмоций, поскольку их мозг больше полагается на работу лимбической системы (эмоциональная часть мозга), и гораздо меньше зависеть от рациональности, за которую отвечает префронтальная кора.
Эта двойственность может сильно затруднять процесс понимания родителями своих детей, потому что иногда подростки делают вещи, к примеру, слишком быстро ездят, о вредном воздействии которых сами прекрасно знают.
4.Подростковые истерики
Подростки находятся в том возрасте, когда перед ними открываются двери новых навыков, особенно относительно социального поведения и абстрактного мышления. Но они еще не умеют ими пользоваться, поэтому должны экспериментировать, и иногда многие из них используют своих родителей в качестве подопытных кроликов. Большинство детей этого возраста рассматривают конфликт как тип самовыражения, и могут испытывать некоторые проблемы с фокусировкой на абстрактных идеях или с пониманием чужой точки зрения.
Подростки имеют дело с огромным количеством социальных, эмоциональных и когнитивных потоков, а способности справиться с ситуацией у них очень слабо развиты. Они нуждаются в своих родителях, людях с более стабильной работой мозга, которые должны им помочь, оставаться спокойными, всегда уметь выслушать и быть хорошим примером для подражания.
5.Интенсивные эмоции
"Половое созревание – это начало серьезных изменений в системе организма, которая не только помогает регулировать частоту сердечных сокращений и уровень сахара в крови, но также играет решающую роль при формировании воспоминаний и эмоций.
Наряду с гормональными изменениями, могут возникнуть новые интенсивные переживания гнева, страха, агрессии (в том числе и по отношению к себе), возбуждения и сексуального влечения.
В период подросткового возраста эта система находится под контролем области мозга, которая связана с планированием, импульсным управлением и более высоким порядком мыслей.
Когда дополнительные области мозга начинают помогать процессу восприятия эмоций, подростки старшего возраста получают некоторое равновесие, им легче становится понять другого человека. Но до тех пор, они не в состоянии правильно интерпретировать то, о чем говорят им родители и учителя.
6."Равное" удовольствие
Как только подростки начинают лучше мыслить абстрактно, увеличивается их степень социальной обеспокоенности. Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно, это может в некоторой степени объяснить тот факт, почему подростки более склонны к риску, когда находятся в окружении себе подобных.
Наличие друзей также помогает подросткам развивать навыки ведения переговоров, поиска компромиссов и планирования чего-то. Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасной обстановке, естественно, что с самого начала у них далеко не все получается. Поэтому даже если они просто сидят в окружении своих друзей, мозг подростка напряженно работает на приобретение важных жизненных навыков.
7.Измеряемый риск
Торможение в работе мозга происходят несколько позже, чем ускорение в его функционировании. В то же время, подростки нуждаются в более высоких дозах риска, для того, чтобы чувствовать те же эмоции, что и взрослые.
Вместе взятые, эти изменения могут сделать подростков уязвимыми перед лицом людей, практикующих рискованное поведение, к примеру, употребление наркотиков, небезопасные прыжки в воду или участие в драках. К концу переходного возраста, годам к 17, и после него, часть мозга, ответственная за контроль импульсов и обдуманные решения, становится более активной, что помогает им справляться с искушениями, которым они не в силах противостоять, находясь в среднем подростковом возрасте.
Что должен делать родитель в это время? Продолжать помогать своему ребенку. Как и все дети, подростки обладают специфическим развитием уязвимостей, и они крайне нуждаются в родителях, которые могут повлиять на их поведение и в некоторой степени ограничить их.
8.Родители по-прежнему важны
Изучение подростков показало, что:
84 % подростков очень высокого мнения о своих матерях.
89 % - о своих отцах.
Более, чем три четверти подростков предпочитают проводить время со своими родителями.
79 % очень любят гулять с матерью.
76 % подростков отметили, что любят часто заниматься совместной деятельностью с отцом.
Одна из задач подросткового возраста – это подготовка к самостоятельной жизни и создание в некоторой степени автономии, однако, это вовсе не означает, что они больше не нуждаются в родителях, даже если они и говорят об этом.
Они все еще нуждаются в установлении определенного рода жизненной структуре и испытывают потребность в своих родителях, которые могут их этим обеспечить. Родитель, который начинает относиться к своему 16-ти или 17-ти летнему ребенку как ко взрослому, крайне неправильно поступает, так как он дает ребенку тем самым установку на неудачу.
9.Потребность в большем количестве сна
Это миф, что подросткам нужно меньше сна, чем маленьким детям. Им необходимо спать 9-10 часов в сутки, хотя большинство подростков не соблюдают этот график. Это частично объясняется тем, что в подростковом возрасте происходит смена циркадных ритмов: организму нужно позже ложиться и позже вставать.
Недостаток сна усугубляет нервозность и негативное отношение к происходящему, поэтому сон, как полагается, оказывает неоценимую помощь в реорганизации подросткового мозга.
10."Я – центр Вселенной, но эта Вселенная никуда не годится!"
Гормональные изменения, происходящие в период полового созревания, оказывают огромное влияние на мозг, одним из которых является стимулирование выработки рецепторов окситоцина.
Хотя окситоцин часто называют "гормоном связи", повышенную чувствительность к его воздействию также связывают с чувством самосознания, что заставляет подростка полагать, что все вокруг смотрят только на него.
Это чувство максимально одолевает ребенка в возрасте 15 лет.
Это первый раз, когда они начинают чувствовать себя частью мира, то есть начинают видеть не только свою семью и школу, но и то, что находится за их пределами.
Они впервые начинают задавать себе вопросы, типа: «Каким человеком я хочу быть?», «Какое место в мире занять?» и др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.