Американский врач А. Голдберг в 1995 году первым описал Интернет-зависимость как психическое расстройство. Сегодня Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) интернет-зависимость официально признана психическим заболеванием.
В 2010 году интернетом в России пользовались 43,3 млн человек, в 2015 году – 78 млн человек, в 2017 году – 87 млн. человек (73% населения), к середине 2018 года – более 90 млн человек (81% населения).
Интернет позитивно воздействует на душевное здоровье у посетителей Всемирной паутины среднего и пожилого возраста. У них отмечается улучшение деятельности мозговых центров принятия решений, рассуждений, памяти, чтения, зрения, языка.
Самым опасным является подростковый период. На нестабильный гормональный фон накладывается нехватка внимания родителей, неуверенность в себе, недостаток общения с ровесниками и проблемы с учебой. Подростки начинают уходить в виртуальный мир.
Статистика игромании показывает, что подростки отождествляют себя с игровым персонажем, заводят дружбу от его имени и даже влюбляются. Они практически живут в виртуальной реальности.
Пребывание в Интернете у подростков не ограничивается играми. Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки, загрузке фотографий, общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.д.). Их количество увеличивается в зависимости от возраста: 14,1% – 11 лет, 25,8% – 13 лет, 33,7% – 15 лет. Результаты различны и в зависимости от пола: 26,8% – мальчики, 21,9 – девочки.
Социальные сети стали настоящим стихийным бедствием. Их популярность в сочетании с отсутствием жизненного опыта и попыткой самоутвердиться неизбежно ведет к возникновению зависимости.
Симптомы зависимости включают непреодолимое желание войти в Сеть, умственное или физическое истощение, раздражительность, нарушение концентрации внимания. Психиатры утверждают, что люди, испытывающие интернет-зависимость, могут терять чувство времени, а также полностью игнорировать физиологические потребности, отказываясь при этом от еды и сна. Такое состояние в довольно большом количестве случаев сопровождается рецидивами. Кроме того, иногда оно требует назначения специальных психоактивных препаратов или даже госпитализации человека.
Последствия жизни подростков в социальных сетях:
· отсутствие навыков жизни в реальном мире;
· снижение способности рассуждать логически, критически оценивать информацию;
· неадекватное поведение, непредсказуемые эмоции, нетерпимость, агрессия;
· попытки суицида из-за несовпадения жизни в сети с реальностью.
Статистика зависимости от социальных сетей позволяет определить количество времени, проведенного онлайн.
Результаты опросов учеников 7–11 классов:
Имеется связь между наличием хобби и интернет-зависимостью:
· среди независимых и слабозависимых пользователей имеют хобби 100 %;
· среди абсолютно зависимых пользователей – только 28,6 % (причем, для них хобби и проведение времени в Интернете тождественны).
Имеется также прямая связь между отсутствием распорядка дня и интернет-зависимостью:
· 100% независимых всегда планируют время;
· среди слабо зависимых таких 40 %;
· средне зависимых – 30 %;
· сильно зависимых – 3 %;
· у абсолютно зависимых это значение равно нулю.
По результатам социологических исследований:
· 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8–9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7 % подростков.
· Большинство российских детей выходят в Сеть бесконтрольно. Около 80 % детей в России выходят в Интернет через отдельные компьютеры в своих комнатах или через мобильные телефоны.
· Более 80 % российских подростков имеют профиль в социальных сетях, и у каждого шестого из них более 100 друзей. Около 40 % детей впоследствии начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне (в Европе только 8 % детей встречаются с новыми онлайн-знакомыми в реальности).
· Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным контентом, 19 % наблюдают сцены насилия, 16 % увлекаются азартными играми.
· Примерно треть вредоносного ПО, существующего в настоящее время, создана детьми и подростками. Дети начинают интересоваться разработкой кодов, столкнувшись с проблемами во время игр онлайн.
Не стоит всем детям ставить диагноз интернет зависимость. Но на некоторые признаки нужно обратить внимание. Они могут проявляться по-разному и с разной интенсивностью. Наблюдательные родители и взрослые сразу увидят первые симптомы, которые помогут диагностировать интернет зависимость.
· Ребенок все больше и больше времени проводит за компьютером в виртуальном мире.
· Ребенок предпочитает общаться с людьми в виртуальном мире, а не в реальном.
· У ребенка нарушен режим сна, он пропускает школу, и все его мысли и желания сосредоточены на компьютере и виртуальном мире.
· У ребенка частые перепады настроения, он становится агрессивен, если предложить ему выключить компьютер или ограничить доступ в интернет. При отсутствии доступа в сеть ребенок становится особенно тревожным, расстроенным, раздраженным. Все его мысли сосредоточены на том, где бы найти wi-fi.
· Ваше чадо становится скрытным и не рассказывает, чем занимается в интернете, то есть он уже полностью погружен в виртуальный мир и не хочет делиться этим с окружающими. Он защищает всё, что связано с виртуальным миром, а все препятствия на пути в интернет воспринимает враждебно.
Если Интернет является единственным окном в мир, нужно срочно обратиться к психиатру или наркологу.
На время оторваться от Интернета одержимому пользователю могут помочь и окружающие. Можно предложить ему составить компанию в спортзале, пригласить в театр, кино или на прогулку. Следует сделать все, чтобы привлечь его к разнообразным делам, где задействованы мышление и сила, концентрация и расслабление, творчество. Кроме того, зависимому человеку нужно объяснить, что постоянное сидение перед монитором негативно сказывается на физическом состоянии: может возникнуть синдром сухого глаза, астенопия (зрительное утомление), боли в спине и запястье, онемение в шее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.