Сопровождениедетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования в начальной общеобразовательной школе.
Думанова Оксана Геннадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г.Оха
Для человека не существует более чудовищного наказания , чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс
Инклюзивное образование (включающее)
– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, также как и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
И одной из таких категорий детей, имеющих право на инклюзивное обучение, являются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а именно дети с ДЦП).
Специальные образовательные условия для детей с НОДА
Специальное оборудование:
Учет потребностей обучающихся с НОДА предусматривает введение в штат специалистов школы учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников.
Установление тесного контакта и сотрудничества педагога с родителями является обязательным условием успешной адаптации ребенка с НОДА в образовательной организации.
Учитывая специфику работы и потребности детей с ДЦП. Была проведена следующая работа:
1.Создан школьный ПП консилиум.
2. На консилиуме были рассмотрены результаты исследования ребёнка педагогом-психологом, педагогом-логопедом, педагогом. Было принято решение обследовать обучающегося на ПМПК.
3. Проведена беседа-консультация специалистов с родителями о необходимости обследования на ПМПК.
4. Обучающегося обследовали на ПМПК и получили заключение с рекомендациями.
5. Были приняты локальные акты:Приказ от 31.10.2016 №400-ОД1. Рабочая учебная программа по коррекции нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников 1 класса.2. Рабочая программа по развитию познавательных процессов для обучающегося 1б класса…….. 3. Рабочая учебная программа по коррекции нарушений выраженной дислексии и трудностей формирования. 4. Программа логопедического сопровождения ребёнка с ДЦП с задержкой психического развития.
6. На заседании консилиума разработали Индивидуальный образовательный маршрут. Коллективом специалистов школьного ПП консилиума: определили вариант индивидуального маршрута; составили индивидуальный учебный план; скоординировали деятельность узких специалистов, обобщили их рекомендации; определили срок повторного заседания ПП консилиума с анализом выполнения рекомендаций.
Общие сведения Блок1 Блок 2 Блок 3 Освоение адаптированной организация коррекционно- социализация образовательной программы развивающей работы рабочие программы общая дорожная карта
Расписание занятий
7. Изучили требования к созданию образовательной среды для детей с ДЦП.8. Разработали план мероприятий по созданию образовательной среды: 1) Сделать пандусы и перила.2) Заказать специализированную учебную мебель для обучающегося с ДЦП. 3) Заказать коляску для передвижения по школе. 4) Приобрести спортивные тренажеры для реабилитации. 5) Организовать комнату психологической разгрузки.9. Провели консультацию с родителями.10. Учителя начальных классов получают дополнительное образование – учитель-дефектолог.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
Психологическое сопровождение :
1. Диагностика познавательной, личностной, коммуникативной сфер
2. Консультирование родителей (законных представителей), учителей –
по развитию личности ребёнка, обучению, воспитанию.
3. Коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательной, личностной и коммуникативных сфер (в целом, универсальных учебных действий)
4. Просвещение (проведение
родительских лекторий по
особенностям воспитания и
обучения детей с ОВЗ;
информационные стенды, папки,
буклеты).
Психологическое сопровождение: В работе имеется индивидуальный план работы с ребёнком, который (на основе ИПР) входит в индивидуально-образовательный маршрут ребёнка-инвалида и включает в себя, все выше перечисленные разделы, в том числе и рабочую программу по развитию познавательных процессов .Программа, включает в себя следующие разделы: -Развитие и коррекция ручной моторики (пальчиковые упражнения, статические и динамические упражнения для кистей рук) -Развитие графических навыков (упражнения на развитие техники письма)
Психологическое сопровождение: -Формирование зрительно-двигательной координации (выработка точной координации в системах «глаз-ухо», «ухо-рука», «глаз-ухо-рука», это как правило упражнения по М.Б. Чечель «Повтори узоры», «Найди ошибку», «Нарисуй такую же фигуру»! и т.п.) -Развитие внимания (развитие модально-неспецифического и специфического внимания, например, «Корректурная проба»; «Сосчитай глазами», «Отыскивание чисел») -Развитие памяти (зрительной, слухо-речевой, например, «Заметь всё», «Сделай как я», «Запомни фразы, рассказ» и т.п. -Развитие мышления (наглядно-образного, логического, например «На что похоже», «Лабиринты», «Дорисуй буквы, цифы», «Логические задачи») Обязательна промежуточная и выходная диагностика познавательных процессов.
Психологическое сопровождение: Надо отметить, что промежуточная диагностика показала незначительный рост уровня развития познавательных процессов у данного ребёнка. Кроме того, еженедельные занятия, а также наблюдение на уроках за деятельностью данного ученика выявило значительные трудности в развитии графических навыков, зрительно-двигательной координации и мышлении. По наблюдениям психолога, результатам занятий и диагностики – родителям обозначаются трудности ребёнка, предлагаются рекомендации по развитию. Психолог тесно сотрудничает с учителем данного ученика: обсуждаются успехи и трудности, методы и приёмы работы с учеником.
II. Лгопедическое сопровождение: Основные направления:
*диагностика
*коррекционно-развивающая деятельность;
*консультация;
*методическая помощь родителям и учителям.
Лгопедическое сопровождение: Осуществляется работа над развитием артикуляционной моторики, постановкой и автоматизацией звуков. Даются представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований. Восполняются пробелы в формировании фонематических процессов, обогащается словарный запас, путём введения слов-терминов: звук, слог, слияние, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные и др., а также за счёт лексических тем. Формируются психические процессы - внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать учителя-логопеда.
Лгопедическое сопровождение: На занятиях применяются упражнения для развития мелкой моторики с помощью карандашей и проговариванием чистоговорок, массажных мячиков, мелкими камешками, шнурование. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения. Проводятся игры на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Синий-зелёный», «Перевёртыш» и др.
III. Социализация:
С первых дней обучения в школе ребёнок был включён в жизнь школы и класса. 1 сентября – читала стихи на линейке.
Принимала участие в «Дне здоровья и спорта», вместе с одноклассниками разучивала дворовые игры. Конечно бегать она не может, но правила игры уяснила, и весело болела за свою команду.
Принимала участие в конкурсе рисунков о зиме, в новогоднем утреннике, активно обсуждала на классных часах вместе с одноклассниками вопросы о добре и зле, о дружбе, о правильном питании и т.д.
Социализация: На классном этапе школьного конкурса стихов «Победа. Родина» была выбрана на школьный этап и заняла третье место среди 1и2 классов.Принимала активное участие в проектной деятельности.Ребёнок в классе себя ощущает комфортно, общается со всеми ребятами.
Социализация: Таких успехов добились благодаря слаженной работе классного руководителя, психолога, логопеда и конечно большую роль здесь играют родители. Ведь без их участия ребёнок не смог бы попасть не на одно мероприятие, так как сам перемещаться не может.
Поскольку для нас - это дело новое, возникает масса вопросов, особенно в период введения инклюзивного обучения:
Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе?
Какие проблемы у него возникнут?
Готова ли школа к обучению таких детей?
Кому все же необходимо специальное образование, и в чем его плюсы?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.