ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ
Передереева Татьяна Викторовна
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается понятие «инклюзивное образование», а так же проблемы инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
На протяжении многих веков система образования делила детей на обычных и инвалидов, которым практические не было возможности обучаться с другими детьми. В античном обществе детей с нарушениями в развитии истребляли, а если они оставались в живых, то в дальнейшем их статус был сопоставим со статусом рабов. Современное общество гуманнее относится к детям с ограниченными возможностями здоровья, и понимает, что эти дети должны иметь равные возможности получения образования, что и дети с нормой.
Поэтому возникла необходимость во внедрении такой формы обучения, которая может создать оптимальные условия для развития. Этой формой стало инклюзивное образование. Что же такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. [1]
Инклюзивное образование – это образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющие физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски его сегрегации и изоляции. [4]
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.[3]
Я считаю, что инклюзивное образование – это такое образование, которое создает доступную среду для обучения как детей с нормой, так и детей с различными отклонениями от нормы.
Все положения об инклюзивном образовании включены в конвенцию ОНН « Об образовании инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. [2]
Проблему инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов, Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева.
Задачей инклюзивного образования является создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих ОВЗ.
Принципы инклюзивного образования:
1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2) Человек – это разумное существо, он может думать и чувствовать;
3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4) Все люди нуждаются друг в друге;
5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6) Человеку необходима дружба и поддержка сверстников;
7) Прогрессом для обучающихся является то, что они могут делать, а не в том, что не могут;
8) Чтобы усилить все стороны жизни человека, ему необходимо разнообразие.
Существуют проблемы и трудности инклюзивного образования, которые заключаются в следующем:
Для решения данных проблем создается группа психолого-педагогического сопровождения. Деятельность группы сопровождения направлена, в первую очередь на изучение особенностей развития каждого конкретного учащегося, его особых образовательных потребностей, составление индивидуальной образовательной программы, разработку индивидуальной программы сопровождения, которая фиксируется в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития учащегося.
В течение всего периода обучения группа сопровождения осуществляет работу по выбору адекватных методов и приемов обучения, адаптации учебных программ общеобразовательных учреждений для учащихся с ОВЗ на основе оценки состояния каждого ребенка и оценки динамики его развития, группа сопровождения может выступать инициатором пересмотра учебной программы.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне. Например:
С учетом индивидуального подхода к каждому обучающемуся создается комфортный психо-эмоциональный режим обучения, который способствует сотрудничеству («ученик – учитель», «ученик – ученик»).
Специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ОВЗ, проводят обучающие мероприятия, направленные на совершенствование их профессионального мастерства.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с особыми нуждами. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования – это важная составляющая модели инклюзивного образования.
Список литературы
1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - (дата обращения: 15.06.2016);
2. Конвенция ООН « О правах инвалидов», от 13 декабря 2016 года.
3. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 77-79.
4. Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд-во «Удмурский университет», 2013. – 110 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.