Инклюзивное образование в процессе обучения иностранному языку
Оценка 4.8

Инклюзивное образование в процессе обучения иностранному языку

Оценка 4.8
doc
03.04.2021
Инклюзивное образование в процессе обучения иностранному языку
Статья.doc

Л.В.Галицкая,

 учитель английского языка,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Бийск

                       

 

Инклюзивное образование в процессе обучения иностранному языку

 Аннотация: статья посвящена одной из актуальных проблем системы образования в России-«инклюзивному образованию», сохранению приоритета ученика, рассмотрены причины внедрения и принципы применения  инклюзивного обучения на уроках иностранного языка.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагогически запущенные и трудновоспитуемые дети, гуманизация, социализация.

 

В наши дни одними из основополагающих принципов при получении образования  провозглашаются принципы  приоритета  ученика, гуманизации  образования.

Актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование».

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Такой подход позволяет назвать «особым» любого ребенка, чем-то отличающегося от принятой нормы.

Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации всех детей.

На сегодняшний день в современной практике уже имеется определённый положительный опыт  внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в общеобразовательных школах.

Здесь в первую очередь необходимо остановиться на обучении детей с ОВЗ.

Опыт работы в этом направлении говорит о том, что внедрение инклюзивного образования полезно обществу по ряду причин:

*        Оно помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

*        Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.

*        Оно предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства.

*        Оно расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов и методов преподавания.

Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ.

Эти принципы помогают мне в реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка, а именно:

*        формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;

*        использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком;

*        создавать благоприятный психологический климат;

*        использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;

*        формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

При организация системы работы с  детьми с ОВЗ на уроках иностранного языка я стараюсь подбирать посильные индивидуальные задания,  разрабатываю дополнительный материал, который бы входил в сферу интересов обучающихся,  конкретизирую учебные задания с указанием способов работы, предупреждаю ошибки детей.

Способствует успеху в освоении иностранного языка и совместное с детьми выполнение образцов заданий,  предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.

При овладении диалогической речью в ситуациях  повседневного общения на своих уроках я учу детей с особыми  образовательными потребностями  вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо.

Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке английского языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.

Кроме работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми, инклюзивное образование предполагает работу с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми детьми.

В процессе работы с такими учениками, приходится уделять повторению гораздо больше внимания. Так же для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным  поведением в процессе формирования учебных умений по иностранному языку не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя  переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию. В формировании и развитии учебно-познавательных умении большую роль играет алгоритмизация отработки умений, то есть, точные общепринятые предписания по выполнению в определенной последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач, принадлежащих к определенному типу деятельности. Порядок действий для детей с отклонениями в развитии и поведении, дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать правильные выводы. Итак, в работе с такими учащимися я планирую:

*        подбор посильных индивидуальных заданий;

*        разработку дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;

*        конкретизацию учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;

*        совместное выполнение образцов заданий;

*        предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путей их совместного (с учителем) преодоления.

Рассмотрев некоторые примеры обучения иностранным языкам детей с особыми образовательными потребностями  в общеобразовательных школах, необходимо отметить, что в нашей стране работа по организации инклюзивного обучения на сегодняшний день особенно актуальна .Существует ряд проблем, связанных  с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом. Однако именно эта модель  обучения видится как основной инструмент, способствующий оптимизации коррекционно - развивающего направления в работе с  учениками с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка. Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения иностранным языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков.

 

Литература

1 автор

 Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. – 1999. – №4. – С. 59-64.

2 автора

 Б.  Банч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч; пер. с англ. А.В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-56.

Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. – 2010. – № 3. – С. 14-20.

 Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы / У.В. Ульенкова, Е.Е. Дмитриева // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 4. – С. 5-12.

 Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами / ТОСБС; сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А.И. Кардашина. – Тула, 2006. – 24 с.

Статьи из газет

 Конституция Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008. № 7-ФКЗ.

 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изм. От 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

Электронные издания

«Права человека и модернизация российского образования» – Специальный доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. П.Лукина. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://lawru.info/dok/2006/04/17/n313126.htm

(http://papagame.ru):


Скачано с www.znanio.ru

Л.В.Галицкая, учитель английского языка,

Л.В.Галицкая, учитель английского языка,

Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь

Оно поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь

Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны

Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны

Литература 1 автор Грузинова

Литература 1 автор Грузинова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2021