Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
МАОУ «Ходарская СОШ им.И.Н.Ульянова» Шумерлинского района ЧР
"Без любви все ничто"
(по рассказу И.А. Бунина "Красавица")
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Романова Зоя Викторовна
с. Ходары
Цель урока:
1. Анализ художественного текста.
2. Научить учащихся через осмысление текста делать самостоятельные выводы.
3. Воспитание нравственности – сохранение человеческого в человеке.
Оборудование урока:
Эпиграф: Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности
Б. Шоу
Ход урока
Слово учителя:
(звучит классическая музыка )
Добрый день, дорогие друзья. На экране слова известного русского классика Ф.М.Достоевского
(1 слайд)
Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся)
А что же такое красота?
Поэт Н.Заболоцкий в своем стихотворении тоже задает такой вопрос.
(2 слайд)
Посмотрим что о красоте сказано в толковом словаре Ожегова
(ученик читает толкование слова по словарю)
(3 слайд)
Но всегда ли все прекрасное, красивое внешне красиво внутри? Может красота без души, без внутреннего огня и любви это ничто?
И наша тема сегодняшнего урока так и называется “ Без любви все ничто”
(4 слайд)
А правильность этих слов мы докажем на примере рассказа И.А.Бунина “Красавица”
Слово о Бунине:
(5 слайд)
Знакомство с творчеством писателя впереди. Я думаю, вы полюбите поистине удивительный мир героев, населяющих рассказы Ивана Бунина.
(6 слайд)
Все его рассказы как будто пронизаны одной нитью – нитью времени. Эти рассказы, посвящённые судьбам давно ушедших людей, волнуют и сегодняшнего читателя, побуждая к сочувствию, к сопереживанию, потому что предметом их, говоря словами самого И. Бунина, является “вечное, навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти”.
Итак, рассказ “Красавица”. Перед вами эпиграф к нашему уроку
(7 слайд)
Подумайте в течение урока, раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора.
На уроке нам потребуется и знания по теории литературы: рассказ, композиция, идея, сюжет, тема, художественная деталь, знание изобразительно – выразительных средств языка.
Дома вы прочитали рассказ. Какое впечатление произвел он на вас?
(ответы учащихся)
Судя по вашим отзывам, я поняла, что рассказ вам понравился, болью и состраданием откликнулись ваши сердца и души, когда вы познакомились с судьбой мальчика, героя рассказа. Финал произведения многих поверг в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким финалом.
Действительно, другую, невесёлую и совсем не сказочную историю рассказал нам И. Бунин. И называется она просто “Красавица”.
Работа по тексту
Сюжет этого рассказа прост
От чьего лица ведётся повествование?
(От лица автора, собственно авторское повествование).
Прочитаем начало рассказа, который знакомит нас с героями. Составим портретно – характерологический словесный ряд.
Чиновник –“ пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”,” “носил очки цвета йода”, “говорил несколько сипло, срывался в фистулу" “казался не интересен во всех отношениях”.
(8 слайд )
В целом, открытый оценочный ряд, есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях), отсюда
Какие средства художественной изобразительности помогают раскрыть образ чиновника?
Средства художественной изобразительности: деталь – “очки цвета йода”
(отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её).
Вывод: заурядный, но, вроде, порядочный человек.
Красавица –“ знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.
(7 слайд)
Какой вывод можно сделать?
(Образ красавицы пока не прояснён (знать себе цену, хорошо одета – потенциально могут получить и тот, и другой смысл).
Рассказ предельно лаконичен. Завязка с вывода: “И вот…”. Далее сюжет переходит с описательно изобразительного пути на повествовательно-событийный. Какой части речи уступают место прилагательные?
(Глаголу)
Функция глаголов прошедшего времени совершенного вида? (движущая сюжет функция, обозначающая действия не в их последовательности, одно за другим, а как происходящее в одном временном отрезке. Им свойственно значение такого прошедшего действия, результат которого остаётся налицо в настоящем).
Образ мальчика. Раскрывается сразу – “семилетний”, “живой”, “ласковый” (положительная, одобрительная окраска).
(10 слайд)
Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. “Спокойно возненавидела” это какое изобразительное средство?
(Оксюморон) (14 слайд)
Она не просто злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела сына “соперницы”, а “сделала вид, что совершенно не замечает его” (со своим зорким взглядом).
А как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание
(11 слайд)
Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. Сходство: и отец “притворился” (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына). Почему? (От страха перед нею). И живой мальчик сделался как бы несуществующим.
Прочитаем предложение и определим с помощью какого изобразительного средства это показано
(14 слайд)
Начало сюжетного конфликта?
(“Тотчас после свадьбы перевели.”)
Какое это предложение по наличию главных членов?
(Односоставное неопределённо – личное предложение).
Функция такого типа предложений в художественной литературе?
(Они сосредотачивают внимание на действиях, как бы отодвигая на второй план действующие лица.
Язык рассказа, на первый взгляд, не слишком характерен для Бунина: он не особенно поэтичен, а описания природы, которое есть почти в каждом его произведении, заменено интерьером). Обоснуйте, почему?
(Как можно говорить о поэтичном, когда в жизни мальчика осталась одна бесконечная грусть).
Почему прямая речь есть только у красавицы?
(Она хозяйка).
Прямая речь соответствует персонажу. Докажите это, найдя ключевые слова.
(“Велела” – старинное, высокое, то же что “приказала”. Глагол изъявительного наклонения имеет форму повелительного.)
Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остаётся, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это.
(“Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме).
Составим “звуковой” ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте:
(“неслышная”, “незаметная”, “одинаково смиренно сидит”, “рисует”, “шёпотом читает”, “смотрит в окно”, “стелет себе постельку”, “сам прилежно убирает”, “свёртывает”, “уносит”.
Нет слов, обозначающих “звучание”, т.е. “жизнь” (а ведь он от природы “живой”).
Какие звуки (согласные и гласные) преобладают в этом словесном ряду?
(С, ш, - передают тихую незаметную жизнь мальчика; и,о – звуки, передающие боль души мальчика.)
Ключевые слова данного контекста звучат горько: “круглое одиночество” (сравнить: круглый сирота), “совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь”.
Они помогают Бунину показать глубину трагедии ребёнка. Все действия, происходящие в контексте, как бы совершаются у нас перед глазами. (Сидит, рисует, читает, смотрит). Настоящее время употребляется в значении прошедшего, т.е. настоящее историческое (оно выразительно, наглядно, оно представляет действие как бы совершающееся у нас перед глазами).
В этом же контексте на первый план выходит “предметный” словесный ряд – “уголок”, “домик”, “книжечка”, “постелька”, “добришко” (ранее: “диванчик”, “тюфячок”), Существительные с какими суффиксами преобладают в этом словесном ряду?
(Существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Через эти существительные автор передает свое доброе отношение и жалость к мальчику).
Для раскрытия идейного замысла важно пространство, в котором находится герой. Для нашего героя- его комната, точнее её кусочек- это весь его мир, где
Есть ли в том абзаце художественная деталь?
(Пальма – символ тепла. изобразительное средство? “Кадка с пальмой” – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что – то цветёт, растёт, радует.)
(12 слайд)
Работа Яркей Светланы 9 г класс
Мальчик, как и все живое тянется к теплу. Но ничто на свете не заменит материнскую ласку и любовь
Определите тему рассказа? (Огромная. трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным)
Какова идея рассказа? (Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут)
Вернёмся к высказыванию Ф.М. Достоевского.
(1 слайд)
Может быть, если эта красота добрая и искренняя, а главное не только внешняя. Ведь бывает красота обманчивая, ледяная, как у Снежной Королевы, без любви и тепла. И она, как правило, приносит другим только горе. Ведь КРАСОТА БЕЗ ЛЮБВИ ЭТО НИЧТО! Значит название рассказа “Красавица”- ирония.
(13 слайд)
О внешней и внутренней красоте рассуждали многие писатели и поэты.
Послушаем стихотворение Н.Заболоцкого (читает ученица)
(15 слайд)
Ребята, я желаю вам, чтобы ваши лица всегда сияли улыбкой и светились счастьем.
(16 слайд)
Домашнее задание:
Наш урок завершим словами Бунина
(17 слайд)
Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг-друга.
Дарите людям радость, любите своих ближних !
Спасибо за урок!
Литература:
1. Бунин И. А. Избранная проза. – М., 1998.
2. Ермакова Г. А. Постижение правды, истины, красоты (Уроки литературы и развития речи в русле новых технологий). – Чебоксары, 2001.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник,1999.- 944 стр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.