"Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица")
Оценка 4.6

"Без любви все ничто" (по рассказу И.А. Бунина "Красавица")

Оценка 4.6
doc
02.04.2021
"Без любви все ничто"  (по рассказу И.А. Бунина "Красавица")
Урок литературы.doc

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

МАОУ «Ходарская СОШ им.И.Н.Ульянова»  Шумерлинского района ЧР

 

 

 

"Без любви все ничто"

(по рассказу И.А. Бунина "Красавица")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Романова Зоя Викторовна

 

 

с. Ходары

Цель урока:

1. Анализ художественного текста.

2. Научить учащихся через осмысление текста делать самостоятельные выводы.

3. Воспитание нравственности – сохранение человеческого в человеке.

Оборудование урока:

  • рассказ И.А.Бунина “Красавица”,
  • портрет писателя,
  • мультимедиа презентация урока (приложение 1),
  • толковый словарь Ожегова,
  • классическая музыка,

Эпиграф: Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие – вот в чем существо бесчеловечности

Б. Шоу

Ход урока

Слово учителя:

(звучит классическая музыка )

Добрый день, дорогие друзья. На экране слова известного русского классика Ф.М.Достоевского

(1 слайд)

Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся)

А что же такое красота?

Поэт Н.Заболоцкий в своем стихотворении тоже задает такой вопрос.

(2 слайд)

Посмотрим что о красоте сказано в толковом словаре Ожегова

(ученик читает толкование слова по словарю)

(3 слайд)

Но всегда ли все прекрасное, красивое внешне красиво внутри? Может красота без души, без внутреннего огня и любви это ничто?

И наша тема сегодняшнего урока так и называется “ Без любви все ничто”

(4 слайд)

А правильность этих слов мы докажем на примере рассказа И.А.Бунина “Красавица”

Слово о Бунине:

(5 слайд)

Знакомство с творчеством писателя впереди. Я думаю, вы полюбите поистине удивительный мир героев, населяющих рассказы Ивана Бунина.

(6 слайд)

Все его рассказы как будто пронизаны одной нитью – нитью времени. Эти рассказы, посвящённые судьбам давно ушедших людей, волнуют и сегодняшнего читателя, побуждая к сочувствию, к сопереживанию, потому что предметом их, говоря словами самого И. Бунина, является “вечное, навеки одинокая любовь мужчины и женщины, ребёнка и матери, вечные печали и радости человека, тайна его рождения, существования и смерти”.

Итак, рассказ “Красавица”. Перед вами эпиграф к нашему уроку

(7 слайд)

Подумайте в течение урока, раскрывает ли он основную мысль рассказа и нашего разговора.

На уроке нам потребуется и знания по теории литературы: рассказ, композиция, идея, сюжет, тема, художественная деталь, знание изобразительно – выразительных средств языка.

Дома вы прочитали рассказ. Какое впечатление произвел он на вас?

(ответы учащихся)

Судя по вашим отзывам, я поняла, что рассказ вам понравился, болью и состраданием откликнулись ваши сердца и души, когда вы познакомились с судьбой мальчика, героя рассказа. Финал произведения многих поверг в уныние. Нам, воспитанным на сказках, трудно смириться с таким финалом.

Действительно, другую, невесёлую и совсем не сказочную историю рассказал нам И. Бунин. И называется она просто “Красавица”.

Работа по тексту

Сюжет этого рассказа прост

От чьего лица ведётся повествование?

(От лица автора, собственно авторское повествование).

Прочитаем начало рассказа, который знакомит нас с героями. Составим портретно – характерологический словесный ряд.

Чиновник –“ пожилой”, “молчалив”, “скромен”, “худой”, “высокий”, “чахоточного сложения”,” “носил очки цвета йода”, “говорил несколько сипло, срывался в фистулу" “казался не интересен во всех отношениях”.

(8 слайд )

В целом, открытый оценочный ряд, есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях), отсюда

Какие средства художественной изобразительности помогают раскрыть образ чиновника?

Средства художественной изобразительности: деталь – “очки цвета йода”

(отстранённость от реального мира, страх перед жизнью, стремление спрятаться от неё, не видеть её).

Вывод: заурядный, но, вроде, порядочный человек.

Красавица –“ знала себе цену”, “молоденькая” (сравнить: молодая), “невелика”, “отлично и крепко сложена”, “всегда хорошо одета”, “очень внимательна и хозяйственна по дому”, “взгляд имела зоркий”.

(7 слайд)

Какой вывод можно сделать?

(Образ красавицы пока не прояснён (знать себе цену, хорошо одета – потенциально могут получить и тот, и другой смысл).

Рассказ предельно лаконичен. Завязка с вывода: “И вот…”. Далее сюжет переходит с описательно изобразительного пути на повествовательно-событийный. Какой части речи уступают место прилагательные?

(Глаголу)

Функция глаголов прошедшего времени совершенного вида? (движущая сюжет функция, обозначающая действия не в их последовательности, одно за другим, а как происходящее в одном временном отрезке. Им свойственно значение такого прошедшего действия, результат которого остаётся налицо в настоящем).

Образ мальчика. Раскрывается сразу – “семилетний”, “живой”, “ласковый” (положительная, одобрительная окраска).

(10 слайд)

Он главный герой. Но немыслима эта история без роковой красавицы, которая и превратила ребёнка в бесконечно одинокого человека. “Спокойно возненавидела” это какое изобразительное средство?

(Оксюморон) (14 слайд)

Она не просто злая, но и очень умная женщина, ибо не просто возненавидела сына “соперницы”, а “сделала вид, что совершенно не замечает его” (со своим зорким взглядом).

А как известно, именно это тяжелее и больнее всего для человека, это самое жестокое наказание

(11 слайд)

Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику. Сходство: и отец “притворился” (сделал вид, будто у него нет и никогда не было сына). Почему? (От страха перед нею). И живой мальчик сделался как бы несуществующим.

Прочитаем предложение и определим с помощью какого изобразительного средства это показано

(14 слайд)

Начало сюжетного конфликта?

(“Тотчас после свадьбы перевели.”)

Какое это предложение по наличию главных членов?

(Односоставное неопределённо – личное предложение).

Функция такого типа предложений в художественной литературе?

(Они сосредотачивают внимание на действиях, как бы отодвигая на второй план действующие лица.

Язык рассказа, на первый взгляд, не слишком характерен для Бунина: он не особенно поэтичен, а описания природы, которое есть почти в каждом его произведении, заменено интерьером). Обоснуйте, почему?

(Как можно говорить о поэтичном, когда в жизни мальчика осталась одна бесконечная грусть).

Почему прямая речь есть только у красавицы?

(Она хозяйка).

Прямая речь соответствует персонажу. Докажите это, найдя ключевые слова.

(“Велела” – старинное, высокое, то же что “приказала”. Глагол изъявительного наклонения имеет форму повелительного.)

Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остаётся, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно предан. Докажите это.

(“Постоянно читает единственную книжку, купленную ещё при покойной маме”, а “всё добришко его” спрятано в “мамином” сундуке- том самом, что стал для него теперь единственным тёплым предметом в доме).

Составим “звуковой” ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте:

(“неслышная”, “незаметная”, “одинаково смиренно сидит”, “рисует”, “шёпотом читает”, “смотрит в окно”, “стелет себе постельку”, “сам прилежно убирает”, “свёртывает”, “уносит”.

Нет слов, обозначающих “звучание”, т.е. “жизнь” (а ведь он от природы “живой”).

Какие звуки (согласные и гласные) преобладают в этом словесном ряду?

(С, ш, - передают тихую незаметную жизнь мальчика; и,о – звуки, передающие боль души мальчика.)

Ключевые слова данного контекста звучат горько: “круглое одиночество” (сравнить: круглый сирота), “совершенно самостоятельная, совершенно обособленная жизнь”.

Они помогают Бунину показать глубину трагедии ребёнка. Все действия, происходящие в контексте, как бы совершаются у нас перед глазами. (Сидит, рисует, читает, смотрит). Настоящее время употребляется в значении прошедшего, т.е. настоящее историческое (оно выразительно, наглядно, оно представляет действие как бы совершающееся у нас перед глазами).

В этом же контексте на первый план выходит “предметный” словесный ряд – “уголок”, “домик”, “книжечка”, “постелька”, “добришко” (ранее: “диванчик”, “тюфячок”), Существительные с какими суффиксами преобладают в этом словесном ряду?

(Существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Через эти существительные автор передает свое доброе отношение и жалость к мальчику).

Для раскрытия идейного замысла важно пространство, в котором находится герой. Для нашего героя- его комната, точнее её кусочек- это весь его мир, где

Есть ли в том абзаце художественная деталь?

(Пальма – символ тепла. изобразительное средство? “Кадка с пальмой” – единственное напоминание о том, что за пределами его дома, его вечной тюрьмы, что – то цветёт, растёт, радует.)

(12 слайд)

http://festival.1september.ru/articles/507583/img1.jpg

Работа Яркей Светланы 9 г класс

Мальчик, как и все живое тянется к теплу. Но ничто на свете не заменит материнскую ласку и любовь

Определите тему рассказа? (Огромная. трагедия мальчика, от природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным)

Какова идея рассказа? (Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут)

Вернёмся к высказыванию Ф.М. Достоевского.

(1 слайд)

Может быть, если эта красота добрая и искренняя, а главное не только внешняя. Ведь бывает красота обманчивая, ледяная, как у Снежной Королевы, без любви и тепла. И она, как правило, приносит другим только горе. Ведь КРАСОТА БЕЗ ЛЮБВИ ЭТО НИЧТО! Значит название рассказа “Красавица”- ирония.

(13 слайд)

О внешней и внутренней красоте рассуждали многие писатели и поэты.

Послушаем стихотворение Н.Заболоцкого (читает ученица)

(15 слайд)

Ребята, я желаю вам, чтобы ваши лица всегда сияли улыбкой и светились счастьем.

(16 слайд)

Домашнее задание:

  • Написать сочинение-рассуждение “ Без любви все ничто… Так ли это?”
  • Написать письмо к одному из героев данного рассказа
  • Придумать продолжение рассказа

Наш урок завершим словами Бунина

(17 слайд)

Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен, и нам все-таки страстно хочется быть счастливыми и любить друг-друга.

Дарите людям радость, любите своих ближних !

Спасибо за урок!

Литература:

1. Бунин И. А. Избранная проза. – М., 1998.

 2. Ермакова Г. А. Постижение правды, истины, красоты (Уроки литературы и развития речи в русле новых технологий). – Чебоксары, 2001.

3. Ожегов С.И.  и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт  русского языка им.В.В. Виноградова.  – 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник,1999.- 944 стр.


Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования и молодежной политики

Министерство образования и молодежной политики

Цель урока: 1. Анализ художественного текста

Цель урока: 1. Анализ художественного текста

Слово о Бунине: (5 слайд )

Слово о Бунине: (5 слайд )

В целом, открытый оценочный ряд, есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях), отсюда

В целом, открытый оценочный ряд, есть слова с положительной оценкой (скромен) и отрицательной экспрессией (не интересен во всех отношениях), отсюда

Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику

Разные чиновник и мачеха становятся в конечном итоге одинаковыми в их отношениях к мальчику

Нет слов, обозначающих “звучание”, т

Нет слов, обозначающих “звучание”, т

Какова идея рассказа? (Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут)

Какова идея рассказа? (Детей часто называют цветами жизни, без внимания, любви и заботы они, может быть, и выживут, но вряд ли когда – нибудь расцветут)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2021