Календарно-тематическое планирование
по родному (русскому) языку
наименование предмета
для 7 класса
учитель Сайфетдинова Динара Маратовна
Пояснительная записка
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя при изучении предметов «Родной (русский) язык», «Литературное чтение на родном (русском) языке» и «Родная (русская) литература»
Общие нормативные правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конституция Республики Татарстан.
3.Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
7. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785).
8. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).
9. Примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования (одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15), см. http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/.
10. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).
11. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 г № 35850)
· учебным планом МБОУ "Гимназия № 75" Московского района г. Казани на 2018-2019 учебный год;
· локальным актом МБОУ "Гимназия № 75 " "Положение о рабочей программе по учебному предмету", утвержденной приказом от 29.08.2016 г. № 288.
Пособие: Альбеткова Р.И. «Русская словесность. От слова к словесности.» 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: - М.: Дрофа, 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1. Личностные результаты освоения русского языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
· адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
· владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
· адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
· способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
· овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
· умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
· способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
· умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
· умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
· способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
· владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
· соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
· способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
· осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения родного (русского) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли родного (русского) языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)
1. Введение
Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.
2. Разновидности употребления языка
Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.
3. Формы словесного выражения.
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.
4. Стилистическая окраска слова
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родная русская литература)
1. Устная народная словесность
Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.
2. Духовная литература
Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.
3. Эпическое произведение
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.
4. Лирическое произведение
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).
5. Драматическое произведение
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения
6. Лиро-эпические произведения
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
7. Взаимовлияние произведений словесности
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
Календарно - тематическое планирование
по русской словесности
(7г класс)
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Виды деятельности, формы работы |
Дата |
||
план |
факт |
||||||
1.
2.
3. |
Введение. Слово и словесность.
Язык делает человека человеком. Роль языка в жизни людей.
Словесность. Русская словесность.
|
3 |
Урок-беседа |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
4. |
Язык и слово: сходства и различия. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
5. |
Словесность как искусство слова. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
6.
7. |
Разновидности употребления языка.
Функции разговорного языка. |
2 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
8.
9. |
Особенности разговорного языка.
Использование разговорного языка в художественных произведениях. |
2 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
10.
11. |
Роль разговорного языка в произведениях словесности.
Комплексный анализ текста |
2 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
12.
13. |
Разновидности разговорного языка.
«Общий» разговорный язык.
|
2 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
14.
15.
|
Диалекты как особенности разговорного языка на разных территориях.
РР Сочинение рассказа с использованием разговорного языка |
2 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
16.
17.
18.
19.
20. |
Профессионализмы, жаргоны и арго как разновидности разговорного языка разных социальных групп.
Просторечие.
Территориальные диалекты.
Профессиональные диалекты. Жаргоны. Арго.
Р/Р. Сочинение-описание осеннего пейзажа. |
5 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
21.
22. |
Литературный язык как образцовый язык. Его свойства.
Признаки литературного языка. |
2 |
Урок-беседа |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
23.
24. |
Функциональные стили языка.
Официально-деловой стиль, его особенности. |
2 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
25. |
Научный стиль, его особенности. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
26. |
Публицистический стиль, его особенности. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
27.
28. |
Художественный стиль, его особенности.
Самостоятельная работа по теме «Разновидности употребления языка» |
2 |
Урок-практикум с использованием ИКТ |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
29.
30.
31. |
Формы словесного выражения, их разновидности.
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности.
РР Сочинение - описание с использованием средств художественной выразительности |
3 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
32.
33. |
Диалог и монолог, их употребление в нехудожественной словесности.
Комплексный анализ текста |
2 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
34.
35. |
Диалог и монолог в художественных произведениях.
Комплексный анализ текста |
2 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
36. |
Сказ – это не сказка. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
37. |
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения, их различия. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
38.
39.
|
Выразительные возможности слов в стихах.
Выразительные возможности слов в стихах.
|
2 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
40.
41. |
Выразительные возможности слов в прозе.
Выразительные возможности слов в прозе. |
2 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
42.
43.
44. |
Выразительные возможности ритма и интонации.
Ритм в стихах и прозе.
Интонация. |
3 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
45.
46.
47. |
Возможности стихотворной речи для выражения различных оттенков смысла
Р/Р. Анализ стихотворного текста. Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи. |
3 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
48. |
Проверочная работа по теме «Формы словесного выражения» |
1 |
Урок контроля знаний. |
Ответы на вопросы. |
|
|
|
49.
50. |
Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слова.
|
2 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
51. |
Синонимы как яркое средство стилистической окраски текста. |
1 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
52.
53.
54.
55. |
Стилистические окрашенные слова в произведениях словесности.
Стилистические возможности фразеологии.
РР Сочинение с включением фразеологических оборотов
Стилистические возможности существительного и прилагательного. |
4 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
56.
57. |
Фразеология как яркое средство стилистической окраски текста.
Комплексный анализ текста |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
58.
59.
|
Стилистические возможности морфологии.
Стилистические возможности существительного и прилагательного.
|
2 |
Урок-практикум |
. Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
60.
61.
62 |
Возможности синтаксиса как средства стилистической окраски текста.
Возможности синтаксиса как средства стилистической окраски текста на примерах сказок разных народов мира
Комплексный анализ текста |
3 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
63. |
Стиль писателя как показатель его индивидуальности. Стиль произведения. |
1 |
Урок-лекция |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
64.
65. |
Стиль как показатель исторической эпохи. Особенности стиля народной поэзии.
Комплексный анализ текста |
2 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
|
66.
67.
68. |
Стилизация. Повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» как пример стилизации.
Стилизация в балладе Д.Б.Кедрина «Зодчие»
Пародия. |
5 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
|
69. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Урок контроля |
|
|
|
|
70.
|
Повторение важнейших терминов словесности. |
|
|
|
|
|
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Виды деятельности, формы работы |
Дата |
|||
план |
факт |
|||||||
1. 1. |
Различие родов словесности. |
1 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
||
2. 2. |
Загадка как жанр УНТ. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
3. 3. |
Малый жанр, несущий большой смысл: пословицы и поговорки. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
4. 4. |
Фантастика в фольклоре: сказки, легенды, предания. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
5. 5. |
Былина (старина) как эпос русского народа. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
6. 6. |
Анекдот как малый жанр фольклора. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
7. 7. |
Песни как жанр УНТ. Частушки, их особенности. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
8. 8. |
Драматические виды и жанры народной словесности. |
1 |
Урок-семинар |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
9. 9. |
Библия как «книга книг». |
1 |
Урок-лекция |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
||
10. 15. |
Библия и русская художественная словесность. |
1 |
Урок -беседа |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
11. 16. |
Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
12. 17. |
Басня как жанр эпоса. |
1 |
Урок-практикум |
Работа с учебником, опрос. |
|
|
||
13. 18. |
Рассказ, повесть, роман как эпические жанры. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
14. 19. |
Особенности изображения героя в эпическом произведении. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
15. 20. |
Повествование о поступках героя как способ изображения характера. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
16. 21. |
Описание внешности как способ изображения внутреннего мира героя. Пейзаж, интерьер. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
17. 22. |
Рассуждение о герое как способ выражения авторской позиции. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
18. 23. |
Диалоги и монологи героев как средство характеристики. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
19. 24-25. |
РР Описание друга. Подготовка и написание сочинения. |
1 |
Урок развития речи. |
Сочинение. |
|
|
||
20. 26. |
Сюжет и фабула в эпическом произведении, их отличие. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
21. 27. |
Роль сюжета в эпическом произведении, его своеобразие. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
22. 28. |
Этапы сюжета как средство выражения идеи произведения и авторской позиции. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
23. 29. |
Композиция эпического произведения как средство выражения идеи и авторской позиции. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
24. 31. |
Система образов в эпическом произведении, её роль. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
25. 32. |
Повествовательная деталь как средство художественной выразительности. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
26. 33. |
Описательная деталь как средство характеристики героя. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
27. 82. |
Выражение чувств в лирике. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
28. 86. |
Художественный образ в лирике, его необычность. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
29. 88. |
Трагедия как вид драматического произведения. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
30. 89. |
Комедия и драма как виды драматических произведений. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
31. 90. |
Драма – особый род литературы. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
32. 94. |
Роль сюжета в драматическом произведении. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
33. 95. |
Конфликт как движущая сила в драматическом произведении. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
34. 100. |
Повести в стихах и стихотворения в прозе. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
35. 101. |
Взаимодействие произведений словесности. |
1 |
Урок-практикум |
Беседа по вопросам, выполнение упражнений |
|
|
||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.