Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика
Оценка 4.8

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика

Оценка 4.8
docx
СCУЗ, ВУЗ
17.10.2021
Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика
Преподаватели образовательных организаций профессионального образования должны овладеть знаниями по вопросам инклюзивного образования, изучать психофизологических особенности студентов с ОВЗ и инвалидностью
Инклюзивное обучение детей.docx

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика

 

Кольцова Евгения Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории

г. Магнитогорск, ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»

 

       Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все обучающиеся, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в образовательных организациях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим обучающимся необходимую специальную поддержку.

Задачи инклюзивного образования:

1)    принимать обучающихся с инвалидностью как любых других детей в группе;

2)    включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;

3)    вовлекать обучающихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач;

4)    использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.

Социальный подход к пониманию инвалидности закреплён в Конвенции ООН о правах инвалидов (2006) Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Важнейшие позиции Конвенции:

1)    Разумное приспособление - означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод

2)    Универсальный дизайн - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна

3)    «Ничего для нас без нас» - все решения, касающиеся реабилитации инвалидов, должны приниматься с безусловным участием самих инвалидов

Преподаватели образовательных организаций профессионального образования должны овладеть знаниями по вопросам инклюзивного образования, изучать психофизологических особенности студентов с ОВЗ и инвалидностью (Ст.48 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») [1].

Приемы, используемые при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ:

1.     Использование различных средств коммуникации:

1.1            Использовать устную и письменную речь (речь должна быть чёткой, различной интонации, разнообразной по темпу и ритму, а также необходимо иметь с собой печатную копию лекции)

1.2            Использовать дактилологию (способ разговаривать при помощи азбуки глухонемых) (в соответствии с рисунком 1)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d6a/000c4269-f3136f54/img7.jpg

 

Рисунок 1 - Дактилология

2.     Использовать технические средства специальных приборов и оборудования:

2.1 для обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата альтернативные устройства ввода информации и управления компьютером:

2.1.1 джойстик, роллер (в соответствии с рисунком 2)

 

https://dostupnaya-strana.ru/pictures/product/middle/8928_middle.JPG https://dostupnaya-strana.ru/pictures/product/middle/8902_middle.JPG

 

Рисунок 2 – Роллер и джойстик

2.1.2 выносные кнопки мыши (в соответствии с рисунком 3)

 

https://invacenter.ru/images/thumbnails/280/280/detailed/6/60d-invacenter.JPG

 

Рисунок 3 – Выносная кнопка мыши

2.1.3 головная (в соответствии с рисунком 4) или ножная компьютерная мышь (в соответствии с рисунком 5)

 

 

 

https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/informatika_enc_PC/mouse/amatic1.jpg

 

Рисунок 4 – Головная мышь

 

https://pc.watch.impress.co.jp/docs/2008/0305/yajiuma08.jpg

Рисунок 5 – Ножная компьютерная мышь

 

2.1.4 адаптированная клавиатура (в соответствии с рисунком 6)

 

https://images.ru.prom.st/697399760_w640_h640_ia-klaviatura-adaptirovannaya.jpg

 

Рисунок 6 – Адаптированная клавиатура

2.1.5 ай-трекер – аналог компьютерной мыши, управляемая взглядом (в соответствии с рисунком 7)

 

https://i.pinimg.com/originals/d9/dd/4c/d9dd4c88f10699b5af51b2d95ed47701.jpg

Рисунок 7 – Ай - трекер

 

2.1.6 сенсорный монитор

https://images.ru.prom.st/528456363_w640_h640_sensornyj-terminal-dlya.jpg

Рисунок 8 – Сенсорный монитор у терминала

 

2.2 для обучающихся с нарушениями зрения

2.2.1использовать средства для усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы, например, собственные тифлоинформационное устройство - дисплей Брайля (в соответствии с рисунком 9)

 

https://rosopeka.ru/upload/resize_cache/webp/iblock/aca/2fca1423_bcdf_11e8_91b1_000c2947c8e8_c0d8c7c3_bcf7_11e8_91b1_000c2947c8e8.resize2.webphttps://rosopeka.ru/upload/resize_cache/webp/iblock/aca/2fca1423_bcdf_11e8_91b1_000c2947c8e8_c0d8c7c3_bcf7_11e8_91b1_000c2947c8e8.resize2.webphttps://images.ru.prom.st/578654174_w640_h640_handytech-braille-brajlevskij.jpg

Рисунок 9 – дисплей Брайля

 

               2.2.2 специальные возможности операционных систем (увеличение разрешения экрана, режим высокой контрастности, изменение цвета и указателя мыши, экранная лупа (в соответствии с рисунком 10), экранный диктор);

 

https://www.compgramotnost.ru/wp-content/uploads/2016/10/rezhimy-jekrannoj-lupy.jpg

Рисунок 10 – Экранная лупа

 

2.3 для обучающихся с нарушениями зрения

2.3.1Программы экранного доступа (NVDA -Non Visual Desktop Access, JAWS),

2.3.2 программы экранного увеличения (экранная лупа, MAGic , ZoomText и пр.),

2.3.3 программы синтеза речи (Балаболка, Говорилка, Text to Speech, Синтезатор речи Google и пр.),

2.3.4 программы-конверторы текстовой информации в аудиофайл (Zamzar - TXT в MP3, Балаболка и пр.),

2.3.5 Программы оптического распознавания символов (ABBYY FineReader, OCR CuneiForm, Online OCR и пр.).

2.4 для обучающихся с нарушениями слуха использовать

      2.4.1 перевод речи в текст (на мобильных устройствах)

      2.4.2 служба перевода текста на русский жестовый язык (Сурдофон);

      2.4.3 технология субтитров (автоматическое создание субтитров при загрузке видеоматериалов на ресурс YouTube)

      2.4.4FM –систему (FM –система используется для передачи разборчивой речи и чистого аудио-сигнала) (в соответствии с рисунком 11)

 

https://www.obrazov.org/upload/iblock/258/2584396bf570dd6274ec9004a04c4547.jpg

Рисунок 11 – FM - система

 

      2.4.5 Очки  «Гугл класс» (в соответствии с рисунком 12) – изобретение представляет собой аппарат в виде очков, он имеет встроенный экран над правым глазом, субтитры в реальном времени 24 часа в сутки и вызов на экран переводчика производится нажатием кнопки

 

 

Рисунок 12 – Очки «Гугл-класс»

 

3.     Использовать специальные приёмы организации обучения:

3.1 дистанционные образовательные технологии; дистанционное рабочее место студента с инвалидностью предполагает наличие компьютера, ноутбука или  мобильного устройства с выходом в Интернет и средствами для приема/передачи видео и аудио, а также комплект программного обеспечения, рекомендуемый образовательной организацией и ассистивными (вспомогательными) технологиями, например, универсальный видеоувеличитель, портативная электронная лупа, увеличенная клавиатура, компьютерный джойстик, выносные компьютерные кнопки и т.д.

3.2  принцип модульного обучения

3.3 индивидуальный график прохождения промежуточной и итоговой аттестации [3].

Промежуточная аттестация для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ необходимо проводить с учётом индивидуальных психофизических особенностей: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования. При необходимости увеличить время на подготовку к зачётам и экзаменам, предоставить дополнительное время для подготовки ответа, установить индивидуальный график прохождения промежуточной аттестации, можно проводить аттестацию в несколько этапов.

При предъявлении учебного материала, оценочных средств для обучающихся с ОВЗ и инвалидов информация предоставляется в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

1)     Для лиц с нарушениями зрения:

A.          в печатной форме увеличенным шрифтом,

B.          в форме электронного документа,

C.          в форме аудиофайла,

D.          в печатной форме шрифтом Брайля (в соответствии с рисунком 13).

http://gagarin-print.ru/wp-content/uploads/2017/07/IMG_1426.jpg

Рисунок 13 – Шрифт Брайля

2)    Для лиц с нарушениями слуха:

A.   в печатной форме,

B.    в форме электронного документа.

3)    Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

A.               в печатной форме,

B.               в форме электронного документа,

C.               в форме аудиофайла.

4)    Для лиц с нервно-психическими нарушениями:

A.               текст с иллюстрациями,

B.               мультимедийные материалы[3].

Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, срок обучения для лиц с ОВЗ может быть увеличен на 1 год [2].

         Внедрение инклюзивного образования в систему российского образования сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты как российской системы образования, так и социума в целом. Можно выделить следующие задачи, решение которых приблизит Россию к качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования  во-первых, полное обеспечение учебных заведений всеми вышеупомянутыми техническими средствами; во-вторых, усиленно реализовывать программы по подготовке и переподготовке специалистов, для обеспечения учебных заведений преподавателями, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности; в-третьих, ознакомить общество с понятием инклюзии в целом.

 

Библиографический список

 

1.     Методическая разработка на тему: «Инклюзивное образование: проблемы и решения»//Инфоурок: [сайт]. – https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemi-i-resheniya-1630422.html (дата обращения: 26.05.2021)

2.     Доступная среда//Тверской государственный технический университет: [сайт]. – URL: http://www.tstu.tver.ru/sveden/ovz/ (дата обращения: 26.05.2021)

3.     Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с. –ISBN. 


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика

Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика

Использовать устную и письменную речь (речь должна быть чёткой, различной интонации, разнообразной по темпу и ритму, а также необходимо иметь с собой печатную копию лекции)…

Использовать устную и письменную речь (речь должна быть чёткой, различной интонации, разнообразной по темпу и ритму, а также необходимо иметь с собой печатную копию лекции)…

Рисунок 4 – Головная мышь

Рисунок 4 – Головная мышь

Брайля (в соответствии с рисунком 9)

Брайля (в соответствии с рисунком 9)

Рисунок 11 – FM - система 2

Рисунок 11 – FM - система 2

При предъявлении учебного материала, оценочных средств для обучающихся с

При предъявлении учебного материала, оценочных средств для обучающихся с

Библиографический список 1

Библиографический список 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2021