Инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью как новая образовательная практика
Кольцова Евгения Владимировна,
преподаватель высшей квалификационной категории
г. Магнитогорск, ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все обучающиеся, независимо от их особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в образовательных организациях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим обучающимся необходимую специальную поддержку.
Задачи инклюзивного образования:
1) принимать обучающихся с инвалидностью как любых других детей в группе;
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи;
3) вовлекать обучающихся в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
4) использовать и другие стратегии коллективного участия – игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т. д.
Социальный подход к пониманию инвалидности закреплён в Конвенции ООН о правах инвалидов (2006) Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Важнейшие позиции Конвенции:
1) Разумное приспособление - означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод
2) Универсальный дизайн - дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна
3) «Ничего для нас без нас» - все решения, касающиеся реабилитации инвалидов, должны приниматься с безусловным участием самих инвалидов
Преподаватели образовательных организаций профессионального образования должны овладеть знаниями по вопросам инклюзивного образования, изучать психофизологических особенности студентов с ОВЗ и инвалидностью (Ст.48 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») [1].
Приемы, используемые при обучении лиц с инвалидностью и ОВЗ:
1. Использование различных средств коммуникации:
1.1 Использовать устную и письменную речь (речь должна быть чёткой, различной интонации, разнообразной по темпу и ритму, а также необходимо иметь с собой печатную копию лекции)
1.2 Использовать дактилологию (способ разговаривать при помощи азбуки глухонемых) (в соответствии с рисунком 1)
Рисунок 1 - Дактилология
2. Использовать технические средства специальных приборов и оборудования:
2.1 для обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата альтернативные устройства ввода информации и управления компьютером:
2.1.1 джойстик, роллер (в соответствии с рисунком 2)
Рисунок 2 – Роллер и джойстик
2.1.2 выносные кнопки мыши (в соответствии с рисунком 3)
Рисунок 3 – Выносная кнопка мыши
2.1.3 головная (в соответствии с рисунком 4) или ножная компьютерная мышь (в соответствии с рисунком 5)
Рисунок 4 – Головная мышь
Рисунок 5 – Ножная компьютерная мышь
2.1.4 адаптированная клавиатура (в соответствии с рисунком 6)
Рисунок 6 – Адаптированная клавиатура
2.1.5 ай-трекер – аналог компьютерной мыши, управляемая взглядом (в соответствии с рисунком 7)
Рисунок 7 – Ай - трекер
2.1.6 сенсорный монитор
Рисунок 8 – Сенсорный монитор у терминала
2.2 для обучающихся с нарушениями зрения
2.2.1использовать средства для усиления остаточного зрения и средств преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы, например, собственные тифлоинформационное устройство - дисплей Брайля (в соответствии с рисунком 9)
Рисунок 9 – дисплей Брайля
2.2.2 специальные возможности операционных систем (увеличение разрешения экрана, режим высокой контрастности, изменение цвета и указателя мыши, экранная лупа (в соответствии с рисунком 10), экранный диктор);
Рисунок 10 – Экранная лупа
2.3 для обучающихся с нарушениями зрения
2.3.1Программы экранного доступа (NVDA -Non Visual Desktop Access, JAWS),
2.3.2 программы экранного увеличения (экранная лупа, MAGic , ZoomText и пр.),
2.3.3 программы синтеза речи (Балаболка, Говорилка, Text to Speech, Синтезатор речи Google и пр.),
2.3.4 программы-конверторы текстовой информации в аудиофайл (Zamzar - TXT в MP3, Балаболка и пр.),
2.3.5 Программы оптического распознавания символов (ABBYY FineReader, OCR CuneiForm, Online OCR и пр.).
2.4 для обучающихся с нарушениями слуха использовать
2.4.1 перевод речи в текст (на мобильных устройствах)
2.4.2 служба перевода текста на русский жестовый язык (Сурдофон);
2.4.3 технология субтитров (автоматическое создание субтитров при загрузке видеоматериалов на ресурс YouTube)
2.4.4FM –систему (FM –система используется для передачи разборчивой речи и чистого аудио-сигнала) (в соответствии с рисунком 11)
Рисунок 11 – FM - система
2.4.5 Очки «Гугл класс» (в соответствии с рисунком 12) – изобретение представляет собой аппарат в виде очков, он имеет встроенный экран над правым глазом, субтитры в реальном времени 24 часа в сутки и вызов на экран переводчика производится нажатием кнопки
Рисунок 12 – Очки «Гугл-класс»
3. Использовать специальные приёмы организации обучения:
3.1 дистанционные образовательные технологии; дистанционное рабочее место студента с инвалидностью предполагает наличие компьютера, ноутбука или мобильного устройства с выходом в Интернет и средствами для приема/передачи видео и аудио, а также комплект программного обеспечения, рекомендуемый образовательной организацией и ассистивными (вспомогательными) технологиями, например, универсальный видеоувеличитель, портативная электронная лупа, увеличенная клавиатура, компьютерный джойстик, выносные компьютерные кнопки и т.д.
3.2 принцип модульного обучения
3.3 индивидуальный график прохождения промежуточной и итоговой аттестации [3].
Промежуточная аттестация для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ необходимо проводить с учётом индивидуальных психофизических особенностей: устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования. При необходимости увеличить время на подготовку к зачётам и экзаменам, предоставить дополнительное время для подготовки ответа, установить индивидуальный график прохождения промежуточной аттестации, можно проводить аттестацию в несколько этапов.
При предъявлении учебного материала, оценочных средств для обучающихся с ОВЗ и инвалидов информация предоставляется в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
1) Для лиц с нарушениями зрения:
A. в печатной форме увеличенным шрифтом,
B. в форме электронного документа,
C. в форме аудиофайла,
D. в печатной форме шрифтом Брайля (в соответствии с рисунком 13).
Рисунок 13 – Шрифт Брайля
2) Для лиц с нарушениями слуха:
A. в печатной форме,
B. в форме электронного документа.
3) Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
A. в печатной форме,
B. в форме электронного документа,
C. в форме аудиофайла.
4) Для лиц с нервно-психическими нарушениями:
A. текст с иллюстрациями,
B. мультимедийные материалы[3].
Образовательная организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (по их заявлению) возможность обучения по образовательной программе, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц, срок обучения для лиц с ОВЗ может быть увеличен на 1 год [2].
Внедрение инклюзивного образования в систему российского образования сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные аспекты как российской системы образования, так и социума в целом. Можно выделить следующие задачи, решение которых приблизит Россию к качественному повсеместному внедрению инклюзивного образования во-первых, полное обеспечение учебных заведений всеми вышеупомянутыми техническими средствами; во-вторых, усиленно реализовывать программы по подготовке и переподготовке специалистов, для обеспечения учебных заведений преподавателями, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности; в-третьих, ознакомить общество с понятием инклюзии в целом.
Библиографический список
1. Методическая разработка на тему: «Инклюзивное образование: проблемы и решения»//Инфоурок: [сайт]. – https://infourok.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-problemi-i-resheniya-1630422.html (дата обращения: 26.05.2021)
2. Доступная среда//Тверской государственный технический университет: [сайт]. – URL: http://www.tstu.tver.ru/sveden/ovz/ (дата обращения: 26.05.2021)
3. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с. –ISBN.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.