программа для детей с нарушением речи, программа составлена логопедом детского сада. В обучении детей с ООП требуется специализированная программа. В программе используются методы и приемы логоритмики. Детям нравятся логоритмические упражнения. Эту программу можно использовать в обучении детей с ФН и с ОНР.
Инклюзивный яслисад №8 «Айсұлу»
Вариативная программа по коррекции звукопроизношения у
детей старшего дошкольного возраста
«Учимся правильно говорить»
Подготовила учительлогопед: Ж.Бекпаева
01. Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного
образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит
ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска,
потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе
ние ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зави
сит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуж
даются в особой организации коррекционнологопедической помощи, содержание, формы
и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям
детей.
Логопедическая работа в инклюзивном ясли саду №8 «Айсулу» основана на
использовании следующих программ:
Өмірбекова Қ.Қ., Өмірбекова С.Ж. Фонетикасы, фонематикасы толық дамымаған
балаларды оқыту және тәрбиеслеу бағдарламасы
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа обучения и воспитания детей с фонетико
фонематическим недоразвитием»;
Актуальность Современная ситуация в системе образования, в которой происходит
изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса,
его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного
ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых
форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в
психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Своевременное устранение
недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками
чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями,
стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных
возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания
такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение
навыками нормативного произношения.
1Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза,
автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях,
развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей с нарушениями речи решаются
следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков,
звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность
осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку
слова);
развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по
дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование
грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками
ДОУ
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем
развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их
инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
интеграция в целях повышения эффективности воспитательнообразовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательнообразовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения и семьи;
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,
исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей
дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
2Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при
целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в
дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих
принципов:
1)
принцип опережающего подхода,
диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной
стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия с другой;
2)
принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о
«зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой
развитие ребёнка;
3)
принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное
решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
4)
принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен
предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.
Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он
опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному
психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала
и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
5)
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возраст
ных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие
этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
6)
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный
переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления
формирующихся навыков;
7)
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимо
действие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных
и двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия
зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
фонетикофонематическое недоразвитие речи;
3 фонетическое недоразвитие речи;
общее недоразвитие речи
Характеристика детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи
(ФФНР)
Фонетикофонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная спо
собность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного со
става языка. В речи ребёнка с фонетикофонематическим недоразвитием отмечаются
трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или
акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в речи ребёнка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия
звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных
элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различе
ния звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются
просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в
большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в
формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей
могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных
в согласовании прилагательных и порядковых числительных с
предлогов,
существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном)
оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
4Нарушение
звукового оформления речи обусловлено неправильно
сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по
своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного
произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения
артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
искаженное произношение звука;
отсутствие звука в речи;
замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным ин
теллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов
речевой системы:
словаря,
грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет
навыков звукового анализа,
звукопроизношения,
третий уровень речевого развития.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников
особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания,
снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии
Они отличаются быстрой утомляемостью,
словеснологического мышления.
отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода
ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата:
изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляцион
ных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстрой
ствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация
пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями,
спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их
коррекции.
Организация образовательной деятельности
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в
период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение
дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:
5логопеда, родителей и педагогов.
Логопедические занятия будут проходить в группе по расписанию. Общее количество
часов составляет 18 часов.
Логопедические занятия проводятся не менее 2 раз в месяц с детьми, имеющими
фонетические, фонетикофонематические нарушения речи. Продолжительность занятий
составляет 25 мин.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от
ситуации.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различ
ных видов детской деятельности.
Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет
по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабуль
ным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Нахо
дит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Результатом успешной коррекционнологопедической работы по данной программе
можно считать следующее:
• ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет пра
вильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой;
умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
• ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности умениями ра
ботать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет
дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звон
кие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение
заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит
цепочки из 34 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез
6слов разной слоговой структуры;
• ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять
стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые
слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки зна
чений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи.
Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде,
падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ
по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
• педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно
образовательный процесс, взаимодействуют с учителем логопедом в результате этого у
ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве,
мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь,
сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим
темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
Календарнотематическое планирование
месяц
сентябрь
№
п/п
1
Тема
В мире звуков.
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
Звуки, буквы
Звук А
Звук У.
Звук О.
Звук М.
Звук З
Звук Ч
Звук Ш
Звук И
Звук Ж
7
Навыки овладения звуковым
анализом и синтезом
Развитие слухового внимания
и
фонематического
восприятия.
[а] из
Выделение звука
потоков звуков.
звуком
Знакомство со
У.Описание
и
артикулирование с помощью
логоритмики
Знакомство с понятием
«гласный звук».
Знакомство с понятием
«согласный звук».
Артикуляция
дифференциация звука
Артикуляция
дифференциация звука
Знакомство со звуком Ш
Знакомство со звуком И
Знакомство со звуком Ж,
артикуляция
и
и
Колво
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1март
апрель
май
2
1
2
1
2
1
2
Звук К
Звук С
Звук З
Звук Л
Звук Р
Звуки и буквы
Чтение по слогам
Знакомство со звуком К,
артикуляция
Знакомство со звуком С,
артикуляция
Знакомство со звуком З,
артикуляция
Знакомство со звуком Л,
артикуляция
Знакомство со звуком Р,
артикуляция
Отличие звуков и букв
Слоги, слова
1
1
1
1
1
1
1
Литература
1.
Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2011.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и
воспитания детей с фонетко фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
2.
дошкольников. В 4х альбомах. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство
Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для
АСТ», 2003.
3.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях. – М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2009.
4.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. – М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2009.
5.
Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. – М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2009.
6.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях. – М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2009.
7.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях. – М.:
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [л].
Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [р].
Издательство ГНОМ и Д, 2009.
8.
9.
2006.
10.
– М.: Айриспресс,2006.
11.
– М.: Айриспресс,2006.
812.
Лазаренко О.И. Логопедический альбом для автоматизации произношения звука [с].
– М.: Айриспресс,2006.
13.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4х
альбомах. – М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
14.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2001.
15.
Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и
сравнительных рассказов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
16.
17.
18.
Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Р. – М.: АРКТИ, 2004.
Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Л. – М.: АРКТИ, 2004.
Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М.: АРКТИ, 2004.
9