ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 4.9

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
04.11.2017
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Система отечественного образования долгие годы делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми, их не брали в учреждения, где обучались нормальные дети. Актуальность выбранной темы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения.Цель – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов в учебном процессе не в специализированном учебном заведении, а в обычной общеобразовательной школе.
Курсовая работа Захарова Н. А..docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ» ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ» Автор проекта: Н. А. Захарова, слушатель курсов повышения квалификации по проблеме «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС» Саранск 2017 Содержание Оглавление Введение...........................................................................................................................3 1 Инклюзивное образование: основание, история возникновения и концепция развития............................................................................................................................5 1.1 Мировая практика инклюзивного образования....................................................5 2 Инклюзивное образование детей с ООП......................................................................7 2.1. Интеграция и инклюзия.........................................................................................7 2.2 Цели и основные составляющие инклюзивного образования.............................9 2.3 Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием..................12 2.4 Преимущества инклюзивного образования........................................................13 3 Особенности организации инклюзивного образования...........................................15 3.1. Особенности организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях................................................................................................................15 3.2 Особенности организации инклюзивного образования в школе......................18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................21 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................................................25 2 Введение У нас ограниченные возможности... Так, почему­то, принято считать. Но кто, скажите, может ограничить Возможность верить и мечтать. Назло болезни заниматься спортом! И не за грамоты, не за призы. Пусть мы не ставим мировых рекордов: Рекорды ведь у каждого ­ свои. Встречать рассвет! И радоваться жизни! Писать стихи, когда душа поёт! Возможности у нас не ограничены, Когда мы вместе! А не наоборот. Ирина Пронина Система   отечественного   образования   долгие   годы   делила   детей   на   обычных   и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать   свои   возможности   наравне   со   здоровыми   детьми,   их   не   брали   в учреждения, где обучались нормальные дети. Актуальность   выбранной   темы заключена   в   том,   что   дети   с   особенностями развития   должны   иметь   равные   возможности   с   другими   детьми   в   получении образования.  Уже   сегодня   существует   потребность   во   внедрении   такой   формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. 3 Цель – изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через реализацию детьми с ОВЗ своих способностей и достижение успехов   в   учебном   процессе   не   в   специализированном   учебном   заведении,   а   в обычной общеобразовательной школе. Задача – показать важность решения данной проблемы в современных условиях развития   общества.   Требования,   которые   предъявляются   сегодня   –   это формирование   социально   адаптированной,   гармонично   развитой   личности. Говорить о терпимости к людям с ограниченными возможностями нельзя, если с детских   лет   не   воспитывать   здоровых   детей   и   инвалидов   вместе.   Только совместное   обучение,   совместный   труд,   совместное   преодоление   трудностей   и празднование   небольших   побед   смогут   воспитать   личность,   которую   можно характеризовать, как гармоничную. Инклюзивный   подход   предполагает   понимание   различных   образовательных потребностей   детей   и   предоставление   услуг   в   соответствии   с   этими потребностями   через   более   полное   участие   в   образовательном   процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. 4 1 Инклюзивное образование: основание, история возникновения и концепция развития 1.1 Мировая практика инклюзивного образования За   рубежом,   начиная   с   1970­х   гг.,   ведется   разработка   и   внедрение   пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов.   В   недавней   истории   образовательной   политики   США   и   Европы получили   свое   развитие   несколько   подходов:   десегрегация   школ,   расширение доступа   к   образованию   (widening   participation),   интеграция,   мейнстриминг (mainstreaming),   инклюзия   (от   англ.   inclusion   ­   включение).   Мейнстриминг относится   к   такой   стратегии,   когда   ученики   с   инвалидностью   общаются   со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах, а если они даже и включены в классы массовой школы, то, прежде всего для того, чтобы повысить свои возможности социальных контактов, но не для достижения образовательных целей.   Интеграция   означает   приведение   в   соответствие   потребностей   детей   с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом   неизменной:   массовые   школы   не   приспособлены   для   детей­инвалидов (причем   ученики   с   инвалидностью,   посещая   массовую   школу,   не   обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети). Инклюзия ­ это наиболее   это современный   термин,   который   толкуется   следующим   образом: реформирование   школ   и   перепланировка   учебных   помещений   таким   образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. В США с 1875 по 1914 годы вводилось обязательное школьное образование, в связи с этим были сформированы классы для детей, которые считались умственно недоразвитыми, а также для тех, кого полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов. В этот же период Национальная ассоциация 5 образования создала Департамент специального образования. Развивались тесты измерения   интеллекта,   прибывали   потоки   иммигрантов,   росло   количество организованной   рабочей   силы,   развивались   психологические   теории.   Все   эти факторы   повлияли   на   школьную   систему,   в   которой   складывались   принципы измерения и определения индивидуальных различий и потенциала. В 60­70­е годы раздаются голоса критики против школы, которая повинна в неудачах учеников. В исследованиях   Джейн   Мерсер   подчеркивалось,  что   каждая   социальная   система дает   человеку   новые   определения,   поэтому   инвалидность   является   продуктом социальных договоренностей. В 1962 году Рейнольде предложил, а затем И. Дено усовершенствовал понятие каскада   сервисов.   Этот   каскад,   или   континуум,   представляет   модель   для конструирования услуг по удовлетворению потребностей отдельных учащихся и ранжируется   от   обучения   при   больнице   и   домашнего   обучения   до   спецшкол, спецклассов и, наконец, обычных классов массовой школы. В Законе 1977 года «Образование для всех детей­инвалидов» приводится перечень соответствующих дополнительных услуг, необходимых для помощи детям­инвалидам в получении специального образования»: транспорт, логопедия, аудиология, психологические услуги, физиотерапия, рекреация, оккупационная терапия, ранняя идентификация, медицинские   услуги,   школьный   врач   или   медсестра,   школьный   социальный работник,   психолог,   услуги   социальной   работы   для   детей   и   семьи, консультирование и подготовка родителей. В 1990­е годы в США принимается закон   об   образовании   для   всех   детей   с   инвалидностью,   с   его   принципом индивидуализированного   обучения,   а   также   закон   об   образовании   индивидов   с инвалидностью. М.   Рейнольдс   пишет   историю   специального   образования   как   постепенного прогресса по включению учащихся с инвалидностью в систему массовой школы – в отношении   расположения   школ,   принципов   отбора.   Этот   исследователь утверждает,   что   улучшение   обучения   в   условиях   массовой   школы   приведет   к 6 уменьшению числа детей, направляемых в спецклассы и спецшколы, а также то, что   во   многом   программы,   предоставляемые   для   учащихся   с   разными   видами инвалидности не отличаются от программ, по которым учатся так называемые дети в ситуации риска. Кроме того, он полагает, что сегодня в американском обществе фиксируется стабильный рост интереса к реструктуризации школ таким образом, чтобы они могли включать всех учащихся. Таким   образом,   речь   идет   об   инклюзии,   или   включении,   понятии,   касающемся принципа организации обучения, при котором все учащиеся учатся совместно со своими сверстниками в школе по месту жительства. Исследования   экономической   эффективности   инклюзивного   образования, проведенные в 1980 ­ 1990­х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. На   сегодняшний   день   в   большинстве   западных   стран   сложился   определенный консенсус относительно важности интеграции детей­инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды. 2 Инклюзивное образование детей с ООП 2.1. Интеграция и инклюзия Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования. Инклюзивное   образование   (фр. Inclusif ­   включающий   в   себя,   лат. include­ заключаю,   включаю)   ­   процесс   развития   общего   образования,   который подразумевает   доступность   образования   для   всех,   в   плане   приспособления   к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 7 Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными   возможностями   специальной   помощи   и   поддержки   на   уроках   или обучения   за   пределами   класса,   если   это   требуется.   Но   это   всё   является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе. «Интеграция» и «инклюзия» ­ это два термина, которые часто используются один вместо   другого,   поскольку   многие   учителя   и   школы   считают   их   синонимами. Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей   с   особенностями   отсутствует   необходимость   в   какой­либо   специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги   обычных   школ   принимают   детей   с   особыми   образовательными потребностями   независимо   от   их   социального   положения,   физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого­педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. Образовательный   процесс   при   инклюзивном   подходе   позволяет   обучающимся приобрести   необходимые   компетенции,   согласно   образовательным   стандартам. Основным субъектом, на которого направлены инклюзивные технологии, является ребенок с ограниченными возможностями. Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия ­ адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне 8 со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется. Инклюзия ­ более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому­то понадобится отдельная образовательная программа, кому­то ­ пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия   означает   раскрытие   каждого   ученика   с   помощью   образовательной программы,   которая   достаточно   сложна,   но   соответствует   его   способностям. Инклюзия   учитывает   потребности,   так   же   как   и   специальные   условия,   и поддержку,   необходимые   ученику   и   учителям   для   достижения   успеха.   В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это   дает   особому   ребенку   уверенность   в   себе   и   воспитывает   в   детях   без инвалидности   отзывчивость   и   понимание.   Ученика   со   специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми ­ это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия. 2.2 Цели и основные составляющие инклюзивного образования Дети   с   ограниченными   возможностями   в   определенном   смысле   находятся   в несколько «оторванном» или отчужденном от основного коллектива мире. Многие дети   с   отклонениями   в   развитии,   несмотря   на   усилия,   принимаемые   семьей, специалистами, обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, 9 все­таки   оказываются   неподготовленными   к   включению   в   социально­ экономическую жизнь.  Инклюзивное   образование   ставит   своей   основной   целью   обеспечение   равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми. Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие, а так же в организации условий, благоприятных для профилактики или преодоления «вторичных» дефектов, уже возникших   вследствие   инвалидности,   для   реализации   личностного   и интеллектуального потенциала, эмоционального, коммуникативного, физического развития этих детей. Задачей   администрации   и   педагогов   обычных   школ   является   принять   детей   с особыми   образовательными   потребностями   независимо   от   их   социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им   условия   на   основе   психолого­педагогических   приёмов,   ориентированных   на потребности этих детей. К основным элементам инклюзии можно отнести: включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности; количество   детей   с   различными   возможностями,   обучающихся   в   школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом; отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах; дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту;     10           ситуационно   обусловленное   взаимодействие   и   координация   ресурсов   и методов обучения; эффективность   как   стиль   работы   школы,   децентрализованные   модели обучения. Выделяют восемь принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создать модель психолого­педагогического   сопровождения,   где   на   каждой   образовательной ступени   будет   оказана   необходимая   помощь   специалистами.   Главная   задача   ­ выявить   индивидуальные   положительные   особенности   в   каждом   ученике, зафиксировать   его   умения,   приобретенные   за   определенное   время,   наметить возможную   ближайшую   зону   и   перспективу   совершенствования   приобретенных навыков   и   умений   и   как   можно   больше   расширить   его   функциональные возможности. 11 2.3 Пути решения проблем, связанных с инклюзивным образованием Для   того   чтобы   успешно   продвигаться   в   направлении   инклюзии,   нам   следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого­либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности   и   позитивное   лидерство   представляет   собой   наилучший   путь   для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня. Причины по которым не работает школьная инклюзия и ресырсы для успешной школьной инклюзии ­ Приложение 1 Согласно Саламанкской декларации о принципах, политике и практической деятельности   в   сфере   образования   лиц   с   особыми   потребностями (Саламанка, Испания, 7­10 июня 1994 г.): каждый   ребенок   имеет   основное   право   на   образование   и   должен   иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний. каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. необходимо   разрабатывать   системы   образования   и   выполнять образовательные   программы   так,   чтобы   принимать   во   внимание   широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ   к   обучению   в   обычных   школах.   Обычные   школы   должны   создать   им условия   на   основе   педагогических   методов,   ориентированных   прежде   всего   на детей с целью удовлетворения этих потребностей.     12  обычные   школы   с   такой   инклюзивной   ориентацией   являются   наиболее эффективным  средством  борьбы  с дискриминационными   воззрениями, создания благоприятной   атмосферы   в   общинах,   построения   инклюзивного   общества   и обеспечения   образования   для   всех;   более   того,   они   обеспечивают   реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования. 2.4 Преимущества инклюзивного образования Преимущества инклюзии для детей ОВЗ весьма существенны: Дети   с   особенностями   развития   демонстрируют   более   высокий   уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде   по   сравнению   с   детьми,   находящимися   в   специальных   школах.   Это становится   особенно   очевидным,   если   взрослые   в   школе   целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом. В   инклюзивной   среде   улучшается   социальная   компетенция   и   навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей c ОВЗ появляется больше возможностей для социального взаимодействия со   своими   здоровыми   сверстниками,   которые   выступают   в   качестве   носителей модели   социальной   и   коммуникативной   компетенции,   свойственной   этому возрасту. Социальное   принятие   детей   с   особенностями   развития   улучшается   за   счёт характерного   для   инклюзивных   классов   обучения   в   малых   группах.   Дети «переступают»   за   черту   инвалидности   другого   ученика,   работая   с   ним   над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми­инвалидами много общего. В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. Особенно явно это в тех случаях, когда дети­ 13 инвалиды   посещают   школу   неподалёку   от   своего   места   жительства,   и,   имеют   больше   возможностей   встречаться   со   своими следовательно, одноклассниками   вне   школы.  Учителя   играют   ведущую   роль   в  установлении   и укреплении такой дружбы. Внедрение   инклюзивного   воспитания   и   образования   полезно   обществу   по множеству причин: 1.Инклюзивное   образование   помогает   бороться   с   дискриминацией   и   боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить. 2.Инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. 3.Инклюзивное   образование   предоставляет   возможность   социализации   в атмосфере   сочувствия,   равенства,   социальной   справедливости,   сотрудничества, единства   и   положительного   отношения.   Дети   и   взрослые   получают   пользу   от доброжелательной   и   благоприятной   обстановки, межличностные отношения.   в   которой   ценятся 4.Инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование  требует новых  и  более  гибких  способов  преподавания, разработки учебных программ, которые были бы максимально эффективны для всех детей. Следовательно,  для   успеха  интеграции   в  образовательном   пространстве   страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной педагогической и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из   условий   эффективности   отечественной   версии   интеграции   должно   стать обязательное   специальное   психолого­педагогическое   сопровождение   особого   Необходимо   создание ребенка   в   общеобразовательном   учреждении. коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. 14 3  Особенности организации инклюзивного образования 3.1.   Особенности   организации   инклюзивного   образования   в   дошкольных учреждениях На   сегодняшний   день   опыт   реализации   инклюзивной   практики   в   дошкольных учреждениях   представлен   в   разных   вариантах   и   находится   на   разных   стадиях развития. Образовательный   процесс   детского   сада   предусматривает   как   уход   и   заботу   о детях,   так   и   процессы   воспитания   и   обучения   знаниям,   важным   жизненным навыкам,   развитие   личностных   качеств   и   способностей   детей,   коррекцию   их дефицитов   в   развитии.   Включение   детей   с   особыми   образовательными потребностями   в   образовательный   процесс   ДОУ   изменяет,   прежде   всего, установки   взрослых   на   детей   –   у   всех   детей   есть   особенности,   особые образовательные   потребности   не   только   у   «особых».   До   сих   пор   мы   в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно   приходится   изменять   педагогическую   практику,   чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип   равных   прав   для   других   детей.  Чтобы   сохранить   его,  надо   научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Инклюзивное   образование   является   естественным   продолжением   программы интегрированного образования и учитывает созданные условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют следующие стартовые условия:  Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно­развивающая среда. 15    Детские   сады   комбинированного   вида   –   дети   разных   категорий   и   дети возрастной   нормы,   специалисты,   специально   организованная   предметно­ развивающая среда. Детские   сады,   в   которых   созданы   службы   (Лекотека,   Службы   ранней помощи,   Консультативный   пункт)   –   дети   разных   категорий,   специалисты, предметно­развивающая среда. Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты. Основная   цель   образовательного   учреждения   при   разворачивании   инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития. Задачи инклюзивного сада: – создание уютного, комфортного пространства для всех – создание среды, способствующей гармоничному развитию личности – формирование   толерантного   сообщества   детей,   родителей,   персонала   и социального окружения – создание   в   ДОУ   педагогической   системы,   центрированной   на   потребностях ребёнка   и   его   семьи.   Не   ребёнок   «вписывается»   в   существующую   систему образования,   а   сама   система   образования   гибко   учитывает   приоритеты   и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование   междисциплинарной   команды   специалистов,   организующих образовательный процесс. Деятельность разбивается на этапы в соответствии с решаемыми задачами. Методическое   обеспечение   инклюзивных   групп   выбирается   в   равной   мере   с ориентиром   на   детей   с   ОВЗ,   обычно   развивающихся   дошкольников   и   детей, 16 опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. В   инклюзивном   дошкольном   учреждении   создание   перспективных,   календарно­ тематических   планов   воспитателей   и   специалистов   производится   с   учетом   как Образовательной   программы,   так   и   индивидуального   образовательного   плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу. Работа  инклюзивных   групп в дошкольном  образовательном   учреждении  должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения   о   дошкольном   образовательном   учреждении   и   соответствуют обязательному   перечню   документации.   Содержание   некоторых   приказов   и положений зависит от конкретных условий функционирования инклюзивных групп (количества групп, их видов, занятых в педагогическом процессе специалистов, режима работы групп). Примерный   перечень   документации,   обеспечивающей   работу   детского   сада, имеющего инклюзивные группы: 1. Положение об инклюзивных группах. 2.   Приказ   учредителя   об   открытии   на   базе   конкретного   дошкольного образовательного учреждения инклюзивной группы. 3.   Устав   дошкольного   образовательного   учреждения,   в   котором   указываются конкретные   образовательные   услуги,   предоставляемые   учреждением   в   разделе «Образовательная деятельность» с полным их перечнем. 4. Договор с родителями. 5. Штатное расписание. 6. Должностные инструкции. 17 7. Приказ по дошкольному образовательному учреждению о создании инклюзивной группы. Организация   инклюзивной   практики   требует   от   ее   участников   новых профессиональных   компетенций,   пересмотра   функциональных   обязанностей, введение новых специалистов.  3.2 Особенности организации инклюзивного образования в школе Обучение   особых   детей   в   школе   принципиально   отличается   от   их   обучения   в начальной ДУЗ. Поэтому при переходе в школу возникают новые проблемы их обучения.   Ребенок   должен   привыкнуть   не   только   к   большому   числу   новых учителей,   совершенно   разных   по   характеру   и   требованиям,   но   и   к   новым одноклассникам. Ему необходимо освоить новое пространство школы, кабинетную систему, совершенно новые правила школьной жизни, например, понять, что на разных уроках дети рассаживаются по­разному, и он должен всюду найти свое место. Кроме того, в детском саду или в начальной школе судьба особого ребенка зависит   в   основном   от   одного   человека.   А   в   средней   школе   ситуация принципиально другая — многое зависит от того, насколько все, с кем ребенок взаимодействует,   могут   работать   в   команде,   и   насколько   они   могут придерживаться одних и тех же принципов. Основное   условие   успеха   —  это   сформированная   команда   единомышленников. Администрация, учителя, психологи и родители должны говорить на одном языке. Хоть и трудно предположить, что в обычной школе все будут придерживаться одних взглядов, но у нас такая команда постепенно формируется. Необходимо также понимать, что, несмотря на наличие каких­то общих черт, все особые дети абсолютно разные. Поэтому требуется ряд предварительных шагов по организации   взаимодействия   таких   детей   с   учителями   и   одноклассниками   и постоянное индивидуальное сопровождение в учебном процессе. Перечислим их. 18 1.   Необходим   «переводчик»   между   ребенком   и   его   окружением,   который объясняет ему на его языке, чего от него хотят, и объясняет учителям, что с ним происходит.   Нужен   человек,   который   сопровождает   его   в   школьной   жизни   и находится в постоянном контакте с родителями. 2. Необходим предварительный контакт с теми учителями, с которыми ребенок будет   работать.   Все   остальные   тоже   должны   знать   его   особенности,   чтобы случайно   не   навредить,   и   знать,   к   кому   обратиться   в   случае   возникновения проблем. Тогда ребенок будет ощущать себя в большей безопасности. 3. Необходимо тактично предупредить одноклассников о том, что с ними будет учиться такой ребенок. 4. Нужно найти нескольких детей­волонтеров, которые могли бы общаться с ним на переменах. 5.   Необходимо   принять   ряд   правил,   связанных   с   контролем   успеваемости, облегчающих ему школьную адаптацию: — при опросе отвечать в любой удобной для него форме (письменной или устной), возможно, на компьютере; — при написании контрольной работы давать дополнительное время; — при необходимости разрешать переписывание контрольной работы; — принимать работу позже установленного срока; — оценивать   собственный   прогресс   ребенка,   не   сравнивая   его   с   другими,   на протяжении длительного времени. Учителя   часто   боятся   устанавливать   разные   правила   для   разных   детей.   Они считают, что если сделают послабление одному ребенку, то остальные захотят, то­ го же. Однако особый ребенок тратит огромные усилия на постижение того, что 19 другим дано от рождения. Справедливо — это не значит одинаково. Сами дети прекрасно понимают этот принцип, проблема во взрослых. 6. Нужно искусственно создавать ситуацию успеха на уроках по тем предметам, которые   являются   сильной   стороной   такого   ребенка,   чтобы   дети   иногда обращались к нему за помощью. 7. Учителя должны четко понимать, зачем нужны все эти усилия. Итак, реорганизация учебного процесса выглядит следующим образом. При   распределении   по   учебным   группам   обязательно   учитывается психологическая совместимость ученика с учителем и с учениками в группе. Для   каждого   особого   ребенка   разрабатывается   индивидуальная   учебная траектория, которая включает в себя уроки в классе (в исключительных случаях это могут быть занятия по разным предметам в разных классах), индивидуальные занятия, занятия с психологом. В течение учебного дня с особым ребенком постоянно работает психолог сопровождения. Учителя,   работающие   в   программе,   проходят   специальную   подготовку   и сопровождаются в процессе обучения этих детей. Для гиперактивных детей отдельно организуется игровое пространство, а для аутичных детей выделяется комната, где они могли бы безопасно провести пугающую их перемену. Между всеми учителями организуется взаимодействие. Сопровождение   особых   детей   в   учебном   процессе   и   контроль   их успеваемости   осуществляется   в   соответствии   с   выработанными   особыми        правилами. 20  Необходимые изменения в индивидуальную траекторию обучения ребенка вносятся по результатам постоянного мониторинга ситуации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны. Аргументы против инклюзивного образования, в основном, сводятся к тому, что дети с ОВЗ получают при таком обучении более низкий уровень знаний, или при их обучении возникают некоторые   социальные   сложности.   Этим   утверждениям   довольно   трудно   найти какое­либо подкрепление. Но инклюзия несёт преимущества и детям без особенностей развития. Можно выделить следующие преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей: Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения. Представления   о   том,  что   дети   с   ОВЗ   нарушают   процесс   обучения   в   классе   ­ несостоятельны.   Время,   которое   на   уроке   уделяется   детям   с   особенностями, абсолютно   сопоставимо   со   временем,   которое   учитель   затратит   на   обычных учеников. Обычные   ученики   и   одарённые   дети   могут   получить   преимущества   при инклюзивном   подходе   к   образованию   за   счёт   улучшения   качества   обучения   и совершенствования педагогических технологий работы в классе. Некоторым детям с   инвалидностью   при   обучении   необходимы   новые   технологии   образования; например,   использование   информационных   технологий   очень   часто   бывает необходимо   при   обучении   детей   с   инвалидностью.   Другие   дети   получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные 21 ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью. Обычные   дети   или   одарённые   ученики   получают   преимущества   в   инклюзивных пространствах   за   счёт   увеличения   финансовых   ресурсов   при   таком   обучении. Деньги, полученные из «специальных программ», могут быть использованы как для поддержки   обучения   не   только   детей   с   инвалидностью,   но   и   их   здоровых сверстников.   Эти   средства   могут   быть   использованы   различными   способами, например,   для   организации   внеклассной   активности,   приглашения   гостей   для выступления   в   классе,   обеспечения   класса   дополнительными   техническими средствами обучения, которые могут использоваться всеми детьми, а не только детьми с инвалидностью. В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Необходимо   также   сказать,   что   существование   инклюзивных   школ   позитивно сказывается   на   типично   развивающихся   детях,   а   не   только   на   учениках   с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать   в   образовательной   и   социальной   деятельности,   обычные   дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт   заключается   в   росте   социальной   сознательности,   в   осознании   отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных   принципов,   и   последнее,   но   не   менее   важное   ­   способствует искренней заботе и дружбе. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   современная   общеобразовательная программа   должна   включать   изменения   и  условия,  необходимые   для   успешной реализации   инклюзивного   образования,   а   именно   ­   принятие   индивидуальности 22 каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Примите этих детей, «других» детей такими, какие они есть, уделите им свое внимание, а жалость и презрение спрячьте подальше. Ведь всем от этого станет только легче и лучше жить. Растопив холод своих сердец, мы получим хорошего друга и собеседника. «Инвалида   от   обычного   человека   отделяет   лишь   мгновение»,   ­   сказал   Михаил Жванецкий. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни. «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому,  что   они   могут   нас   чему   –  то   научить», ­   сказал   известный   канадский педагог Жан Ванье. В   заключении   хотелось   бы   отметить,   что   поиск   наиболее   оптимальных   путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно­белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро. Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка – Безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. 23 Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих. Калиман Наталья Адамовна. 24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.  Алехина С. В., Семаго Н. Я., Фадина А. К. «Инклюзивное образование». Выпуск 1. ­ М.: Центр «Школьная книга», 2010. 2. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей –  десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.­  2005.­ № 1.­ С. 83­95. 3. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями.  Автореф. дис. докт. социол. наук. Самара. 2004. Малофеев Н.Н. Специальное  образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.:  Просвещение, 2009. 4. Назарова Н.М. Перспективы развития специальной педагогики и специального  образования. Общее и специальное образование: интеграция и дифференциация. //  Специальная педагогика. М., 2002. 5. Ратнер Ф. Л, Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными  возможностями в обществе здоровых детей– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,  2006. 6. Фуряева Т.В. Педагогика интеграции детей и подростков, находящихся в  трудной жизненной ситуации //Педагогика интеграции: основания, ресурсы и  практики: Мат­лы I Всероссийской конференции (Красноярск, 15­16.10.2008)  /Отв. за выпуск А.В.Чистохина. ­ Красноярск: ИПК СФУ, 2008. ­ С. 4­17. 7. Ярская­Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей­ инвалидов // Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.­ С. 100­106 8. Портал психологических изданий PsyJournals.ru  — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/ 25 9. Электронная библиотека студента http://bibliofond.ru/ 10. Библиотека Revolution http://revolution.allbest.ru/pedagogics/ 26

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2017