Статья "Инклюзивное образование: плюсы и минусы" раскрывает основное понятие инклюзивного образования, трудности внедрения инклюзивного образования, с которыми могут столкнуться участники образовательного процесса, а также "плюсы" и минусы" инклюзивного образования и перечень мероприятий, которые необходимо осуществить образовательной организации при внедрении инклюзивного образования.Статья предназначена для администрации, учителей образовательной организации, где внедряется инклюзивное образование. Статья носит информационный характер.
инклюзивное образование (2).docx
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Юдина Наталья Ивановна
заместитель директора по учебной работе КОУ РА «СКОШИ для детей с нарушением
слуха» г. ГорноАлтайск
Email: schkolaglx@yandex.ru
«Инклюзивное образование» данным термином в настоящий момент описывают
процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности,
но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.
Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной
политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права
каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования».
Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования
отводится ценностным гуманистическим установкам. Безусловно, в процессе реализации
инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:
• приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;
• индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком
смысле) задач и методов, как возможностей ребенка, так и общей логики развития;
• профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую
дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает
особые условия для детей,
имеющих особые образовательные потребности.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие
детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной
школы, но в большей мере перестройку всей системы образования для обеспечения
образовательных
детей.
Включенное образование базируется на восьми принципах:
потребностей
всех
1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2.Каждый человек способен чувствовать и думать.
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4.Все люди нуждаются друг в друге.
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
главное
8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Самое
равны!
Внедрение инклюзии возможно только на основе принципов демократизации и при отсутствии
дискриминации по любому признаку. Сегодня мы хорошо понимаем, что развитие
инклюзивного образования – это длительный и достаточно противоречивый процесс
преобразований. Его развитие невозможно без поддержки общественных организаций.
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса:
люди
них
все
из
–
детей с ОВЗ и их родителей;
физически здоровых обучающихся и членов их семей;
учителей и других специалистов образовательного пространства; администрации;
структур
дополнительного
образования.
Принятый 29 декабря 2012 года Федеральный закон № 273Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство понятие
«инклюзивное образование». Пункт 27 статьи 2 этого закона звучит так: « Инклюзивное
образование – обеспечение равного доступа к образованию всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной
практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности
– образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей
обеспечить полноценную интеграцию детейинвалидов в общество. При этом на уровне
образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной
образовательной среды.
по
подхода.
образовательного
Инклюзивный подход к образованию детей с ОВЗ вызван к жизни социальным заказом
общества и государства и предполагает решения целого ряда вопросов, связанных, в
частности, с подготовкой кадров, изменением отношения общества к проблеме,
законодательным обеспечением адаптивности и вариативности услуг и условий
общеобразовательного учреждения. Решение данных проблем во многом зависит от
территориальной специфики каждого региона, обусловленной эволюционными процессами в
общем и специальном образовании, а также от имеющихся ресурсов и опыта реализации
инклюзивного
С какими трудностями внедрения инклюзивного образования могут столкнуться
участники
процесса?
Дети с ОВЗ и родители. Очевидна значимость барьеров «архитектурного» окружения
ученика — физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов,
лифтов в школе, недоступность транспорта между школой и домом, отсутствие звуковых
светофоров
т.д).
Еще более значимыми трудностями оказываются
возникающие во
взаимоотношениях людей. Давайте представим с вами на минутку, что вы живете в обществе,
где вы особенный, потому что здоровы. С вами повсюду говорят языком жестов, вам дают
документы, заполненные шрифтом брайля, и в конце концов вас провожаю косыми взглядами
на улице. И вы начинаете болеть только от того, что вы не приспособлены к такому миру. Так,
только с точностью все наоборот, в нашем современном мире живут люди, которые
ограниченны в своих возможностях. И главным ограничением выступает не их здоровье, а мы
общество.
Отношение к детям с инвалидностью является сложной проблемой прежде всего для
взрослых участников образовательного процесса, потому что нет культурной традиции в
обществе, нет опыта взаимодействия и общения с такими людьми. Наличие хотя бы малого
личного опыта изменяет отношение и восприятие людей с инвалидностью, рождает
психологическую
их.
Какова же готовность педагогов обучать детей с различными образовательными
потребностями?
в
«барьеры»,
готовность
школу
переходе
принять
пути
все
и
на
Остро стоит проблема неготовности учителей массовой школы к работе с детьми с
особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных
компетенций педагогов в работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров, и
профессиональных стереотипов учителей. Помочь педагогам в преодолении этих трудностей
сможет повышение квалификации, программы магистратуры и бакалавриата, творческие
мастерские,
стажировки.
В идеале, следует создать базовое образовательное учреждение, для того чтобы педагоги
опытом
обмен
и дети
занимались
могли перенимать опыт, тех, кто непосредственно работает в среде инклюзии. Важным
является изменения ценностей педагогов, так как это является неизбежным в процессе
инклюзии. Ценности должны закрепиться в культуре учителей, родителей, учащихся и школы
в
целом.
Немалую роль в вопросе успешного внедрения инклюзии играет консервативность общества и,
в частности, косность взглядов родителей здоровых детей, которые часто выступают против
того, чтобы их дети учились вместе с инвалидами. Родители полагают, что совместная учеба с
таким ребенком их детям неполезна, потому что в результате они недополучат знания,
внимания учителей. В общем итоге образование здоровых детей пострадает.
Факт совместного обучения ребенка с особенностями в обычном классе сам по себе
недостаточен для какихто выводов. Вопрос заключается ведь не в том, пострадают ли
здоровые дети, а в том, будет ли образовательный процесс построен таким образом, что бы
способствовать развитию детей, а не разрушать это развитие. Главное, что бы решение задач
не шло одно за счет другого. Следует разграничить пространство взаимодействия детей и
предметнообразовательное пространство. Для эффективности такого обучения необходимо,
как минимум, наличие несколько сопровождающих взрослых, способных помочь особому
ребенку при решении сложной задачи, чтобы ребенок чувствовал себя включенным в процесс
решения,
чемто иным.
Немаловажную роль играет создание условий в школе для детей с ОВЗ, а именно наличие
технических средств, многие школы попросту не оборудованы для нужд детей с ОВЗ.
Первоначальная задача администрации школы изменить территориальное пространство,
сделав его инклюзивным, исходя из индивидуальных потребностей детей; введение в штат
сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков, дефектологов, переоборудования мест общего
пользования (класс, столовая, библиотека, туалетные комнаты, оборудовать въезд детей с
ОВЗ в здание школы, предусмотреть транспортную поддержку, для доставки ребенка в
школу). Все это требует дополнительного серьезного финансирования.
этом другие
и при
Использование совместных усилий учителей массовой и коррекционной школы –
наиболее эффективный способ удовлетворения особых потребностей детей со специальными
образовательными нуждами в условиях инклюзивного класса. Существует потребность в
различных моделях сотрудничества и совместного преподавания общих и специальных
педагогов. Именно богатый опыт учителей коррекционных школ – источник методической
помощи инклюзии. Успешное внедрение этой практики позволит превратить препятствия и
ограничения в возможности и успехи наших детей.
Плюсы инклюзивного образования
• Создание в организациях образования специальных условий обучения для детей с особыми
образовательными потребностями.
• Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать
образовательным потребностям всех детей данной образовательной организации.
• Подготовка детского, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с
ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и
способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной
реабилитации ребенка и его интеграции в общество.
• Формирование в группе навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия,
взаимоуважения.
Минусы:
• Несоответствие учебных планов и содержания обучения, особым образовательным
потребностям ребенка.
• Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного
учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной
психологии. • Отсутствие у педагогов представлений об особенностях психофизического развития детей с
ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для
таких детей.
• Недостаточное материальнотехническое оснащение дошкольных организаций под нужды
детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного,
медицинского оборудования, и т.д.).
• Отсутствие в штатном расписании дошкольных организаций дополнительных
педагогических ставок (сурдопедагоги, логопеды, педагогипсихологи, тифлопедагоги) и
медицинских работников.
Для преодоления трудностей, возникающих при внедрении инклюзивного образования,
общеобразовательная школа уже сейчас должна:
обеспечить нормативноправовую базу процесса инклюзивного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;
обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными
педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными
реализовать инклюзивный подход;
создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного
образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;
создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля,
обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными воз
можностями здоровья в условиях инклюзивного образования;
разработать научнопрограммнометодическое обеспечение инклюзивного
образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необ
ходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для
самого ученика);
активно использовать возможности дистанционного образования как
эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в
образовании;
обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между
организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого
педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями
здоровья;
обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от
2.
3.
4.
29.12.2012 г. 54 с., 78 с.
Инклюзивное образование в России. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.
Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе
здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2006.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для
студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009.
5. ЯрскаяСмирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детейинвалидов //
Социологические исследования. 2003. № 5.
6. Материалы по инклюзивному образованию http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?
p=teor_mpio
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.