Методические рекомендации по теме "Инклюзивное образование в начальной школе" раскрыто понятие инклюзивное образование. Рекомендации помогут молодым учителя спланировать свою работу с детьми с ОВЗ., так как широко раскрыты основные принципы инклюзивного образования и указаны зоны ближайшего действия. Цель учителя, школы- дать возможность социализироваться в обществе.
инклюзия на в нач. кл.doc
Инклюзивное образование в начальной школе
Первого сентября во всех российских школах начали действовать два новых
образовательных стандарта: для детей с ограниченными возможностями здоровья и для
детей с интеллектуальными нарушениями.
С 1 сентября ребенкаинвалида обязана будет принять любая школа, которую
выберут родители. Новый российский образовательный стандарт вводит во всех школах
страны инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями и
особенностями развития. Теперь ребенок практически с любым диагнозом может учиться в
любой общеобразовательной школе вместе со сверстниками, до сих пор же многим
полагалось только индивидуальное обучение.
где
их не брали в учреждения,
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов,
которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои
возможности,
обучаются нормальные дети.
Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны
иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении
такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения инклюзивное
образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных
потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через
более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и
устранение дискриминации в образовании. Инклюзивное образование понимает под собой
создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их
здоровых сверстников.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что
образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более
справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их
индивидуальных качеств и проблем.
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на
индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии
учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны
международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека,
Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам,
Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и
другими документами.
Движение за "Образование для всех" возникло с момента проведения Всемирной
конференции по "Образованию для всех" в Таиланде в 1990 году, и его целью стало
предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на
образование.
Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным
средством борьбы с дискриминационными воззрениями»
ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людейинвалидов и
видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и
уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как
возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для
любых групп детей.
Начиная с 90х годов, в России формируется новая образовательная система для
детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая политика в образовании нашла
своё отражение в нормативных документах как государственного масштаба, так и
регионального. Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
учащихся и воспитанников.
Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты
образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде
постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного
сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы
специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией
самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными
возможностями здоровья.
детей с НОДА;
детей с диагнозом умственной отсталости;
детей с нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи;
детей с заболеванием аутического спектра;
детей с комбинированными нарушениями в развитии.
К детям с ограниченными возможностями здоровья относят:
1.
2.
3.
4.
5.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут.
ребенка.
При интеграции
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Когда речь идет об обучении детейинвалидов в общеобразовательных школах,
используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция
предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия
– адаптацию системы к потребностям
ребенок
с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если
он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия
– более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны
отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит,
что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка:
комуто
понадобится отдельная образовательная программа, комуто – пандус, лифт. Мы
привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают.
Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен
быть преподаватель адаптивной физкультуры.
стометровку,
ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы,
которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает
потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и
учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают
важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в
детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными
потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для
удовлетворения
потребностей.
И когда все бегут
образовательных
специальных
его Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми это
нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка,
а не ребенок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и
характеристик
обучения
Что дает инклюзивное образование?
Новый социальный подход к инвалидности. Приветствует разнообразие.
Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.
Личностное развитие и социальные навыки. Развитие самостоятельности и
самоопределения. Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть
успешными, если им оказывается необходимая помощь. В инклюзивных школах дети могут
получать такую поддержку. Акцент на оказание помощи вызывает смещение фокуса с
восприятия особенностей или инвалидности ребенка как ограничений на то, как нужно
изменить среду, чтобы она не ограничивала и не стесняла обучение. Концентрация на
поддержке в обучении будет способствовать развитию школами широкого спектра
вспомогательных услуг, вместо помещения ребенка в учреждение особого образования.
Развитие поддержки в обучении показывает членам школьного сообщества, что сложности
в обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к
обучению.
Инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия,
равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного
отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной
и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение
совместной работы ради общего блага.
Инклюзивные школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое
образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных
программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся. Накопление
профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет непрерывное
совершенствование специалистов.
Задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения
детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать
Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и
реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим
образом выстроить образовательное пространство.
Личностнодеятельностный подход является основой организации образовательного
пространства. И все принципы, приемы и методы личностноориентированного подхода, с
которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения.
Так же необходимо обеспечение:
Индивидуальных образовательных маршрутов.
Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет.
Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка.
Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном
пространстве.
Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала
включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача
инклюзивной школы – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в
инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой,
которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного
пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным
образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее
полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном
сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу
как членам сообщества.
Инклюзивное образование в начальной школе
Инклюзивное образование в начальной школе
Инклюзивное образование в начальной школе
Инклюзивное образование в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.