«Инновации на уроках иностранного языка»
Оценка 4.6

«Инновации на уроках иностранного языка»

Оценка 4.6
docx
11.08.2022
«Инновации на уроках иностранного языка»
инновации на уроках иностранного языка.docx

«Инновации на уроках иностранного языка»

 

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 В этом свете важнейшая задача школы - формирование полноценных граждан своей страны. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Использование современных  педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.

 Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы:

·           создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;

·           активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, реализуемых на уроках иностранного языка  можно выделить следующие:

1.      обучение в сотрудничестве

2.      модульное обучение

3.      информационно – коммуникативная технология обучения

4.      технологии критического мышления

5.      технология проблемного обучения

1. Обучение  в сотрудничестве (эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Ученики разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале; кроме того, сильный школьник будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути.

При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества:

1. Группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. Если группа работает слаженно, нет необходимости менять ее состав.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами ученики, учитель может дать рекомендации).

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия, вклад каждого учащегося. В ряде случаев можно доверить ребятам оценивать результаты собственного труда.

4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в нашем предмете это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. 

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

1. «Ажурная пила, машинная ножовка»: этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

2. «Учимся вместе»: класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя – контроль

2. Модульное обучение  Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является технология модульного обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается не на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет  сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.

Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения:

1 принцип модульности предполагает конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено   достижение каждой поставленной перед учеником цели,

2 принцип выделяет из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают  разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на класс – на основе структурирования содержания образования;

3 принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

4 принцип успешности каждого ученика, использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

3 Информационно-коммуникационная технология обучения

Компьютерные технологии уже прочно вошли в нашу жизнь и широко используются для обучения в школах. Все больше преподавателей признают огромные возможности компьютера и перспективность его использования как средства обучения.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный материал и открывает большие возможности. На мой взгляд, активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы.

Преимущества использования ИКТ

·            индивидуализация обучения;

·            интенсификация самостоятельной работы учащихся;

·            рост объема выполненных на уроке заданий;

·            возможность получения различного рода материалов через сеть Интернет и использование специальных дисков;

·            повышение познавательной активности и мотивации усвоения знаний за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента;

·            интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным;

·            помогает учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера;

·            применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика

Используя ИКТ  реализуются следующие цели:

1. при обучении фонетике:

·         а. приобретение навыков адекватного произношения и различения на слух. Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков применительно к новому языковому материалу;

·         б. формирование аудитивных, произносительных и интонационных навыков.

2. при обучении грамматике:

·         а. расширение объема грамматических средств, овладение новыми грамматическими явлениями и употребление их в речи;

·         б. формирование рецептивных грамматических навыков, совершенствование навыков распознавания и употребления в речи всех структурных и коммуникативных типов немецкого предложения (для старшеклассников), продуктивное овладение определенными грамматическими явлениями ¬– например, распознавание и употребление в речи различных типов предложений, конструкций (для учащихся средних классов)

3. при работе с лексикой:

·         а. систематизация лексических единиц, расширение потенциального словаря, развитие навыков распознавания и использования в речи лексических единиц;

·         б. формирование лексических навыков чтения, аудирования и продуктивных навыков письменной речи.

4. при обучении чтению:

·         а. восприятие аутентичных текстов разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные), используя основные виды чтения: ознакомительные, изучающие, просмотровые, поисковые.

4. Технологии критического мышления - это

разумное, рефлексивное мышление, поиск  здравого смысла,

возможность выдвигать новые идеи и увидеть новые возможности.

Технология критического мышления дает ученику:

     повышение эффективности восприятия информации;

     повышение интереса как к изучаемому материалу, так и процессу обучения;

     умение критически мыслить;

     умение ответственно относиться к собственному образованию;

     умение работать в сотрудничестве с другими;

     повышение качества образования учеников;

     желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология критического мышления дает учителю:

      умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

        возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

      стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

       стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Приемы и методы способствующие развитию критического мышления, которые я использую на уроках немецкого языка

      «Кластер», «Фишбоун», «Ромашка Блюма» ,«Шесть думающих шляп» «Синквэйн»

Кластер  - пучок, гроздь. Этот графический приём  использую для

систематизации лексического материала.

Технология составления.

1.      Запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

2.      Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

3.       Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

4.      Ключевое слово.

Возможности использования:

      Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии, 

      при систематизации, повторении материала;

      при работе с текстом;

      при повторении в начале урока;

      при введении в тему;

      при сборе необходимого языкового материала;

      при контроле.

Фишбоун-в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».
             Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
            Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава(Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.

Голова рыбы-проблема.

Верхние кости- причины

Нижние кости-факты и аргументы

Хвост- вывод

Порядок работы с использованием фишбоун

        В начале рисунка, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.

        Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения

        Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.

        Я использую эту технологию для объяснения и закрепления грамматического материала

Учащиеся, овладевшие стратегией фишбоун,  приобретают такие матапредметные компетенции как:

        критическое мышление;

        взаимодействие в группах;

        планирование и осуществление исследовательской деятельности;

«Ромашка Блюма»  - это систематика вопросов, основанная на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Блум» в переводе с немецкого языка - «цветок».

Типы вопросов в ромашке.

Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.

Уточняющие вопросы. «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?».

Творческие вопросы. В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим. « «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Шесть думающих шляп

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод «шести шляп»  позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Использования метода "Шести шляп на примере текста.

           Прослушайте/ прочитайте текст.

           Надень  белую шляпу и скажи, что тебе нравится в тексте и почему

           Надень  красную шляпу и скажи о чём идёт речь в тексте, где происходят события, назови действующие лица

           Надень  черную шляпу и выскажите критику, что тебе не нравится и почему

           Надень желтую шляпу и скажи, что ты можешь добавить ещё.

           Надень  зеленую шляпу и скажи, что ты читал об этом раньше.

           Надень  синюю шляпу и дай совет.

 

Синквэйн

Синквейн (от фр.cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная  форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.

Эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Как составить синквэйн

              Первая строка — тема синквейна (одно слово –существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

              Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

              Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия  объекта.

              Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

              Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Синквейны полезны

      в качестве инструмента для синтезирования сложной информации

      в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

5.Технология проблемного обучения

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика).

Достоинства проблемного обучения:

·            Высокая самостоятельность учащихся;

·            Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;

·            Развитие мыслительных способностей учащихся.

Проблемный метод обучения развивает творческую активность умения учащихся. Следующие традиционно относят к творческим:

·            вести дискуссию;

·            слушать и слышать собеседника;

·            отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

·            находить компромисс с собеседником;

·            лаконично излагать свою мысль;

·            находить не одно, а много вариантов решения проблемы.

Главный итог работы по данной технологии

·            Значительное продвижение учащихся в развитии мыслительных операций, творческих способностей, навыков самоконтроля.

·            Умение учащихся выявлять существенные признаки, устанавливать закономерности, выражать их в речи, анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, придумывать задачи и примеры, аналогичные предложенным.

·            Проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся.

Проблемное обучение на уроках немецкого языка имеет практическую значимость в формировании личности. Использование технологии проблемного обучения способствует развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

Я считаю, что с помощью данных технологий качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний, развиваются речевые умения, за счет использования ИКТ можно дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения немецкому языку. Все это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий учащихся. 

Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать благоприятные условия для успешных учебных действий на уроке, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое. Учитель чётко должен знать: чему учить и как учить.

Используемая литература:

1.    Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: АРКТИ 2000.

2.    Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.- ИЯШ №5, 2003.

3.    Колкова М.К. «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» - Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007 год стр.153; стр. 272-281 

4.    Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.» – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. стр. 24-36; стр.78-96 

5.    Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. - 176с


 

Инновации на уроках иностранного языка»

Инновации на уроках иностранного языка»

При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества: 1

При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества: 1

Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения: 1 принцип модульности предполагает конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено…

Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения: 1 принцип модульности предполагает конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено…

Технологии критического мышления - это разумное, рефлексивное мышление, поиск здравого смысла, возможность выдвигать новые идеи и увидеть новые возможности

Технологии критического мышления - это разумное, рефлексивное мышление, поиск здравого смысла, возможность выдвигать новые идеи и увидеть новые возможности

Фишбоун- в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы»

Фишбоун- в переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы»

Надень желтую шляпу и скажи, что ты можешь добавить ещё

Надень желтую шляпу и скажи, что ты можешь добавить ещё

Проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся

Проблемная ситуация мотивирует исследовательскую деятельность учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2022