1.Орг.момент
Под большим шатром голубых небес-
Вижу даль полей зеленеется.
Широко ты,Русь,по лицу земли
В красе царственной развернулася!
И во всех концах света белого
Про тебя идет слав громкая.
Уж и есть за что,Русь могучая,
Полюбить тебя,назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в ужде сложить голову!
Это стих. «Русь» написал поэт Иван Саввич Никитин.
- как вы считаете,какие мысли и чув-ва о русской земле хотел передать поэт читателям?
-а когда враг нападал,то для русских людей,земли русской какие наступали времена?
-вы догадываетесь о чем пойдет речь на уроке?
Но сначала повторим то,что изучали на прошлом уроке и выполним небольшой тест.
Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого давайте вспомним о городах Древней Руси. (Киев и Древний Новгород)
- Чем они славились? (Киев- столица Руси,славился своей крастой. Новгород – край рек и озер. Через него проходил торговый путь. А его жители славились гордым и независимым хар-ом.)
- Как и почему укреплялись эти города?
- кто управлял городами?
Вспомните,что вы узнали из стр.для любознательных, всегда ли князья ладили друг с другом? (нет,Русь была разделена на княжества и князья между собой часто соперничали.)
- ребята,как вы думаете,почему люди воюют? Почему на земле происходят войны? (желание завладеть чужой территорией, заставить людей другой страны работать на себя, иметь власть над людьми, присвоить чужие богатсва.)
- как думаете,кому такая ситуация была на руку?
И вот в 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете сегодня и для этого мы объедиились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки и дружбы.
- у вас на столах лежат тексты и вопросы для каждой группы. Сейчас,внимательно прочитайте текст №1,и 1 группа нам расскажет о монголо-татарах, 2 группа- о походе монголо-татар на Русь, а 3 – об обороне русских городов. Так же у вас на столах лежат карточки со словами, значение которых вы должны найти и объяснить, а в этом вам помогут словари и исторические энциклопедии.
1 гр:
1. Кто такие монголо-татары?
2. Какие у них были жилища?
3. Что такое Золотая Орда?
4. В чем заключалась сила монгольских племен?
2 гр:
1. Кто возглавил войско завоевателей?
2. Кто такой хан?
3. Что такое дань?
4. Какое княжество подверглось первому удару?
5. Почему пала Рязань?
3 гр:
1. Какие еще города заняли монголо-татары?
2. Что вы узнали об обороне Козельска?
3. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
- Ребята, подумайте,почему,несмотря на героическое сопротивление русского народа,монголо-татары победили?
Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей – крестоносцев.
Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя?
В то время,как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239г.)ее южные княжества и покорил город Киев, удар нанесли шведы,на северо-западе страны. В 1240г.шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
Подумайте, почему шведы начали свои наступление в 1240 г? Отчего они были уверены в успехе?
Прочитайте текст 2 и ответьте на следующие вопросы:
1 гр: Что сказал Александр Невский своей дружине перед боем?
2 гр: Почему Александр одержал победу над шведами?
3 гр: Какое прозвище получил Александр за эту победу?
Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.
В 1242 г. В русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Ребята, а кто такой рыцарь? Найдите значение этого слова в словаре. А кто такие крестоносцы?
Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера,которое в историю вошло,как Ледовое побоище.
Александр Невский перед решающим сражением отправил на земли,занятые немцами, разведчиков. И я предлагаю вам тоже стать разведчиками. Вы выполните задачу «Разведывательного центра», если отыщите переносное значение выражения «подложить свинью». Прочитайте текст № 3.
- выберите,что по-вашему мнению, в переносном смысле означает выражение «подложить свинью»…
Мы с вами узнали, как строились немецкие рыцари перед боем. Как думаете,в таком построении где было самое сильное место? (острие клина). А слабые места? (сзади и сбоку).
Об этом знал и Александр Невский. Посмотрите внимательно следующий фрагмент и скажите как Александр построил свои полки.
- чем же закончилось сражение?
-давайте посмотрим видеофрагмент этой битвы.
Вскоре после сражения, крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
- Почему русские сумели победить рыцарей?
- Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
Ребята, давайте прочитаем на стр.64, как автор учебника оценивает события 13 века. (у зеленой черты)
А сейчас откройте карту на стр.61 учебника. Давайте мы попробуем воспроизвести события того времени и воспроизведем на карте места сражений.
1 гр: отметит походы войск монгольских ханов
2гр: походы шведских и немецких рыцарей на русские земли,
А 3 гр: походы Александра Невского
Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься,Русь,Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
А на следующем уроке мы узнаем о том, как наша Русь начала распралять крылья, и возрождаться!
Дом. Задание:
1. Стр.59-64
2. Подготовить сообщение об Александре Невском
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.