Разработка урока по окружающему миру в 4 классе
Оценка 4.8

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
история
10 кл
11.08.2022
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе
Древняя Русь, Александр Невский, монголо-татарское иго
открытый урок окр.мира.docx

1.Орг.момент

Под большим шатром голубых небес-

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты,Русь,по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слав громкая.

Уж и есть за что,Русь могучая,

Полюбить тебя,назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в ужде сложить голову!

 

Это стих. «Русь» написал поэт Иван Саввич Никитин.

- как вы считаете,какие мысли и чув-ва о русской земле хотел передать поэт читателям?

-а когда враг нападал,то для русских людей,земли русской какие наступали времена?

-вы догадываетесь о чем пойдет речь на уроке?

 

Но сначала повторим то,что изучали на прошлом уроке и выполним небольшой тест.

 

Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого давайте вспомним о городах Древней Руси. (Киев и Древний Новгород)

- Чем они славились? (Киев- столица  Руси,славился своей крастой. Новгород – край рек и озер. Через него проходил торговый путь. А его жители славились гордым и независимым хар-ом.)

- Как и почему укреплялись эти города?

- кто управлял городами?

Вспомните,что вы узнали из стр.для любознательных, всегда ли князья ладили друг с другом? (нет,Русь была разделена на княжества и князья между собой часто соперничали.)

 

- ребята,как вы думаете,почему люди воюют? Почему на земле происходят войны? (желание завладеть чужой территорией, заставить людей другой страны работать на себя, иметь власть над людьми, присвоить чужие богатсва.)

 

- как думаете,кому такая ситуация была на руку?

 

И вот в 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.

 

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете сегодня и для этого мы объедиились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки и дружбы.

 

- у вас на столах лежат тексты и вопросы для каждой группы. Сейчас,внимательно прочитайте текст №1,и 1 группа нам расскажет о монголо-татарах, 2 группа- о походе монголо-татар на Русь, а 3 – об обороне русских городов. Так же у вас на столах лежат карточки со словами, значение которых вы должны найти и объяснить, а в этом вам помогут словари и исторические энциклопедии.

 

1 гр:

1.     Кто такие монголо-татары?

2.     Какие у них были жилища?

3.     Что такое Золотая Орда?

4.     В чем заключалась сила монгольских племен?

2 гр:

1.     Кто возглавил войско завоевателей?

2.     Кто такой хан?

3.     Что такое дань?

4.     Какое княжество подверглось первому удару?

5.     Почему пала Рязань?

 

 

3 гр:

1.     Какие еще города заняли монголо-татары?

2.     Что вы узнали об обороне Козельска?

3.     Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

 

- Ребята, подумайте,почему,несмотря на героическое сопротивление русского народа,монголо-татары победили?

 

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей – крестоносцев.

 

Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя?

 

В то время,как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239г.)ее южные княжества и покорил город Киев, удар нанесли шведы,на северо-западе страны. В 1240г.шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

 

Подумайте, почему шведы начали свои наступление в 1240 г? Отчего они были уверены в успехе?

 

Прочитайте  текст 2 и ответьте на следующие вопросы:

1 гр: Что сказал Александр Невский своей дружине перед боем?

2 гр: Почему Александр одержал победу над шведами?

3 гр: Какое прозвище получил Александр за эту победу?

 

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

 

В 1242 г. В русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Ребята, а кто такой рыцарь? Найдите значение этого слова в словаре. А кто такие крестоносцы?

 

Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера,которое в историю вошло,как Ледовое побоище.

 

Александр Невский перед решающим сражением отправил на земли,занятые немцами, разведчиков. И я предлагаю вам тоже стать разведчиками. Вы выполните задачу «Разведывательного центра», если отыщите переносное значение выражения «подложить свинью». Прочитайте текст № 3.

- выберите,что по-вашему мнению, в переносном смысле означает выражение  «подложить свинью»…

 

Мы с вами узнали, как строились немецкие рыцари перед боем. Как думаете,в таком построении где было самое сильное место? (острие клина). А слабые места? (сзади и сбоку).

Об этом знал и Александр Невский. Посмотрите внимательно следующий фрагмент и скажите как Александр построил свои полки.

- чем же закончилось сражение?

 

-давайте посмотрим видеофрагмент этой битвы.

 

Вскоре после сражения, крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

 

- Почему русские сумели победить рыцарей?

- Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

Ребята, давайте прочитаем на стр.64, как автор учебника оценивает события 13 века. (у зеленой черты)

 

А сейчас откройте карту на стр.61 учебника. Давайте мы попробуем воспроизвести события того времени и воспроизведем на карте места сражений.

1 гр: отметит походы войск монгольских ханов

2гр: походы шведских и немецких рыцарей на русские земли,

А 3 гр: походы Александра Невского

 

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича  Чумакова.

 

Вовеки славься,Русь,Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

 

А на следующем уроке мы узнаем о том, как наша Русь начала распралять крылья, и возрождаться!

 

Дом. Задание:

1.     Стр.59-64

2.     Подготовить сообщение об Александре Невском

 

 

 

 

 


 

Орг.момент Под большим шатром голубых небес-

Орг.момент Под большим шатром голубых небес-

Сейчас,внимательно прочитайте текст №1,и 1 группа нам расскажет о монголо-татарах, 2 группа- о походе монголо-татар на

Сейчас,внимательно прочитайте текст №1,и 1 группа нам расскажет о монголо-татарах, 2 группа- о походе монголо-татар на

В 1242 г. В русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы

В 1242 г. В русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы

А на следующем уроке мы узнаем о том, как наша

А на следующем уроке мы узнаем о том, как наша
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2022