Инновации и современные технологии в системе образования.
Оценка 4.8

Инновации и современные технологии в системе образования.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
английский язык
Взрослым
11.01.2017
Инновации и современные технологии в системе образования.
Данная статья раскрывает некоторые аспекты современных технологий в сегодняшней системе образования. Развивающее обучение, экологичность образовательных технологий, телекоммуникации позволят повысить качество образования как средней так и высшей школы. Развитие многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах требует всё более новых технологий.
Шафикова Г.Д. (статья).docx

 Шафикова Г. Д.

Альметьевский район

Инновации и современные технологии в системе образования.

Термин «инновация» означает «новшество». Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии образования по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; в систему контроля и оценки уровня образования; в учебно-методическое обеспечение; в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления образования  могут выступать потребности страны, региона, города, района как социальный заказ; достижения комплекса наук о человеке; передовой педагогический опыт; интуиция и творчество руководителей и педагогов; опытно-экспериментальная работа; зарубежный опыт.

Каковы современные новации в системе высшего образования? На пути реформирования образования сегодня наблюдается ряд тенденций. Первая связана с развитием многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности. Вторая тенденция – это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями (система интернета, телекоммуникационные формы обучения). Третья тенденция – это университизация высшего образования в России и процесс интеграции высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению университетских комплексов. Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы на самофинансирование. Включение вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов. Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления.

На смену общему профессиональному образованию приходит целостное совокупное личностно-ориентированное образование. Основанием для этого являются тенденции развития современного образования:

1. Каждый уровень образования признается составной частью системы непрерывного образования.

2. В образование широко внедряются информационные технологии, что изменяет традиционное когнитивно-ориентированное обучение, технологизация образования значительно расширяет интеллектуальную деятельность учащихся.

3. Отмечается переход от жестко регламентированной организации образования к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению, что предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, самообразования.

4. Изменяется взаимодействие педагога и обучаемого, приобретая характер сотрудничества.

Эти тенденции характеризуют современное состояние образования в развитых странах и обуславливают принципы его реформирования в начале XXI столетия.

Центральным звеном личностно-ориентированного образования является непрерывное развитие личности обучаемых. Эта парадигма адекватна философии открытого образования, предполагает не только образование, но и самообразование, не только развитие, но и саморазвитие.

Ориентированное на индивидуально-психологические особенности личности, оно должно быть вариативным, представлять обучаемым свободный выбор образовательных маршрутов. К принципиальным положениям этой парадигмы образования относятся:

1. Приоритет индивидуальности;

2. Содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных, социальных, информационных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности;

3. Опережающий характер обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств специалиста в процессе учебно-профессиональной деятельности;

4. Личностно-ориентированное профессиональное образование максимально обращено к индивидуальному опыту учащегося, его потребности в саморазвитии. Личностно-ориентированное образование с государственной и управленческой позиций крайне сложно, дорого, а с педагогической – технологически не обеспечено.

В ближайшей перспективе российская система образования должна перейти на развивающее образование. При данном виде образования усвоение знаний, умений, навыков из цели образования становится средством развития способностей. Меняется критерий ценности преподавателя, его ценят не зато, что он много знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучаемого и самого себя. Все актуальнее становятся требования экологичности образовательных технологий, стали говорить о здоровье сберегающих технологиях в образовании.

Телекоммуникации – мощное средство обучения и познания. (под телекоммуникациями будем понимать телефонные, телеграфные, радио и спутниковые каналы связи, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам и информационное взаимодействие между пользователями компьютеров)Средства информационных технологий в образовании должны формировать определенную систему, которая предполагает: понимание сущности учения и обучения; роли преподавателя и учащегося в педагогическом процессе; взаимоотношений преподавателя и учащегося; оснащения рабочих мест преподавателя и учащегося. Накопленный опыт применение телекоммуникаций в различных сферах образования позволяет:

·                     Организовывать различные исследовательские работы;

·                     Обеспечивать оперативно-консультационную помощь из научно-методических центров вузов всем обучающимся;

·                     Создавать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации кадров;

·                     Формировать коммуникативные навыки, культуру общения, а также навыки исследовательской работы, моделируя работу научной лаборатории, творческой мастерской;

·                     Развивать умения и навыки «добывать» информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить ее и передавать на дальние расстояния своим партнерам.

Интернет – это информационная среда, где имеется предметно-образовательная область. Интернет активно выступает на данный этап времени в развитии образования, помогая обучающимся быстро находить информацию по заданным тематикам.

Для широкого распространения дистанционного образования в современных условиях необходимо решение целого комплекса проблем, таких как:

·                     социальный аспект отражает потребности населения в массовых формах образования;

·                     мировоззренческий аспект развития дистанционного образования связан с необходимостью замены стереотипов на образование как навечно устоявшуюся и неизменную систему;

·                     теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен концептуальным обоснованием новой формы обучения, особенно важна методологическая обоснованность применяемых средств обучения, речь идет о системном обосновании психологических, педагогических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения. Юридический аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в России;

·                     дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Разработка и совершенствование педагогических форм обучения были и остаются важнейшими задачами дистанционного образования.

·                     Эффективность дистанционной формы обучения

Страна, образовательное
учреждение

Сравнение дистанционного
и традиционного образования

Соединенное Королевство, Институт высшего образования Донкастера

Затраты для получения профессиональной квалификации составили 60,0% от затрат при традиционном обучении

Индия, Национальный открытый университет И.Ганди

Затраты на одного студента составили от 8 до 40% от затрат в традиционном вузе

Израиль, Университет Everyman

Затраты на одного студента в два раза меньше, чем при традиционной форме обучения

 

·                     Концепция единой системы дистанционного образования в России принята в 1995 году. Она представляет собой интегрированную модель, основанную на апробированных образцах дистанционного обучения в мировой практике, учитывающей национальные условия. По замыслу разработчиков дистанционное образование интегрируется в традиционные системы обучения, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной образовательной среды, и ориентирует на внедрение в учебный процесс моделей образования, основанных на современных телекоммуникационных информационных технологиях. На преподавателя возлагаются функции координирования учебно-познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебным проектом.

·                     Организация единой российской образовательной сети дистанционного образования включает проблемы не столько технического плана, которые при наличии финансирования достаточно просто решаются, сколько педагогического, содержательного. Концепция дистанционного обучения в России должна прежде всего касаться проблем педагогических. Однако педагогические проблемы должны решаться не в абстрактном пространстве безграничных возможностей, а с учетом конкретных наличных технических решений.

 

ПОДВОДЯ ИТОГИ мы не можем сказать что явление как инновации в системе образования появилось недавно. В свое время вопросом новых форм организации учебно-воспитательного процесса занимались Я.А. Коменский, Р. Штейнер (система Вальдорфской педагогики), огромный вклад в педагогику сделал Л.С. Выготский, который открыл множество направлений в педагогике и психологии. Также нельзя не сказать о таких нововведениях как теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Все эти люди с мировым именем были первыми, кто начал преобразовывать систему развития знаний, умений и навыков.

Лев Семёнович Выго́тский (  советский психолог, основатель исследовательской традиции, которая стала известна начиная с критических работ 1930-х годов как «культурно-историческая теория» в психологии[4][

Подводя итоги можно сказать, что объем задач  колоссален: изучить, разобраться, какие инновации необходимы, в чем их целесообразность; определить характеристики новых инновационных элементов; ресурсы; сформулировать новую инновационную цель; выяснить, какие следует принять решения, что необходимо сделать под эту инновационную цель; оценить свои возможности; определить механизмы запуска инновации; переосмыслить позиции, роли  и др. Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования.

 Личностно-ориентированное образование созвучно с гуманистическим образованием. В обоих концепциях принципиальная цель - обеспечить обучение таким окружением, которое способствовало бы раскрытию полного потенциала учащегося. Рост личности и её познавательной способности - задача школы. Поэтому школа должна иметь дело с обоими измерениями личности - когнитивной (интеллектуальной) и аффективной (эмоциональной). Чтобы обучение стало более эффектным, необходимо признать и широко использовать эмоции учащихся. Любой человек, в том числе и ученик, хочет реализовать себя (свой потенциал) и в этом не следует ему мешать.

Мотивирующим фактором в учении является познание и открытие самого себя в ходе учебного процесса. Возрастание самоуважения учащегося способствует его лучшему учению. С этой целью в процессе учебных занятий необходимо использовать такой материал и такую деятельность, которая помогала бы ученику находить в себе и в других людях позитивные черты. При этом личностно ориентированное образование дает ученику возможность "открыть" себя для других и других для себя, почувствовать себя значительным и равным.

Учителю следует быть организатором обучения, а не основным ментором и источником знаний. Более того для того, чтобы учение было эффективным, оно должно быть увлекательным не только для учащихся, но и для самого учителя.

Не трудно сделать вывод, что в центре рассматриваемой технологии обучения находится не учитель, а ученик, а также такие виды деятельности, которые помогают ученику учиться самостоятельно.

Главным аргументом сторонников личностно-ориентированного образования является то, что традиционное когнитивно-ориентированное образование решает в основном одну задачу — формирования знаний, умений и навыков; развитие и воспитание обучаемых — «побочный продукт» обучения. В профессиональной школе не преследуется цель становления личности. Профессионально-образовательный процесс нацелен на овладение обучаемыми социально и профессионально значимыми знаниями и умениями. В результате мы всегда имеем «полуфабрикат» специалиста, точнее, не специалиста, а выпускника, не подготовленного к выполнению профессиональных функций по полученной специальности.


 

Скачано с www.znanio.ru

Шафикова Г. Д. Альметьевский район

Шафикова Г. Д. Альметьевский район

Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления

Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления

Приоритет индивидуальности; 2

Приоритет индивидуальности; 2

Организовывать различные исследовательские работы; ·

Организовывать различные исследовательские работы; ·

Ю ридический аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в

Ю ридический аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в

На преподавателя возлагаются функции координирования учебно-познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебным проектом

На преподавателя возлагаются функции координирования учебно-познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебным проектом

Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования

Только в этой логике возможен переход к новому качеству образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017