Инновационная деятельность как условие профессионального развития педагога
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Для эффективного обеспечения процесса непрерывного профессионального развития — как педагога-воспитателя, исследователя, новатора — необходимы следующие два основных фактора:
1) Психологическая готовность педагога к инновационной деятельности;
2) Повышения квалификации педагога к непрерывному профессиональному росту.
Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет.
Для осуществления инновационной деятельности педагоги могут объединяться в методические объединения по определенной теме или направлению деятельности, в проблемные (творческие) группы для решения определённых задач по организации и осуществлению воспитательного процесса, в группы, разрабатывающие отдельные методические аспекты, решающие задачи определённого возрастного этапа в воспитании детей.
В инновационной деятельности педагогов важную роль играет мотивационный компонент. Это могут быть:
1) внешние стимулы (материально вознаграждение, служебная необходимость, и др.);
2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.;
3) профессиональные мотивы (желание воспитывать и др.);
4) мотивы личностной самореализации.
Содержание инновационной деятельности воспитателя социально-реабилитационного центра
1. Внедрение, использование новых методов, методик, средств, технологий в воспитательном процессе.
2. Разработка авторских программ, методик, технологий, проектов, методической продукции.
3. Проведение развивающих занятий в инновационных формах.
4. Проведение мастер – классов на муниципальном уровне.
5. Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности.
Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:
- выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников (она же может стать и темой самообразования педагога);
-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом;
-разработка проекта (программы, плана) : цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длительность, предполагаемый результат.
- осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);
- отчет о реализации инновации; предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:
"Творческие отчеты" позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива.
"Открытые мероприятия" позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.
"Методические выставки" позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.
"Тематические консультации" позволяют другим заинтересованным педагогам учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.
"Проблемные семинары" представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.
"Свободное посещение занятий" педагога, реализующего инновацию;
- внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).
Современный мир меняется с невероятной скоростью.
Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены,
войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться
во времени".
Автор Харченко Н.И.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.