Инновационная деятельность педагога в условиях ФГОС
– это необходимая часть образовательного
процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят
стороной и детский сад. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей
подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать
нестандартные приёмы в ходе занятий. Педагогическая инноватика как наука
изучает инновации в преподавании. Работа педагога не должна ограничиваться
рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое
разнообразие. Педагогическая деятельность должна носить творческий характер и
вовлекать воспитанников в образовательный процесс, осуществляя, таким образом,
цель преподавания – передачу знаний и воспитание подрастающего поколения.
Сделать занятие интересным помогают инновационные педагогические методы и
подходы. Образовательные инновации становятся необходимыми в России, поэтому
выдвигаются две основные задачи, идеи, которые стоят за данным явлением.
Во-первых, это определение целей и направлений развития образовательных нововведений,
места инноваций в педагогическом процессе, поиск возможностей для воплощения и
популяризации идей. Вторая задача — привлечение творческих, талантливых
педагогов, готовых придумывать, представлять и продвигать собственные подходы.
Требуется преодоление технических, финансовых и социальных препятствий ради
модернизации учебного процесса. Определение понятия «педагогические инновации»
Понятие «инновационная педагогическая деятельность» означает новый подход к
организации учёбы и воспитания. Это, в первую очередь, применение новых
способов продуктивного взаимодействия между воспитанниками и педагогами,
которое приводит к достижению нужных результатов. Инновационное обучение
подразумевает поиск и применение новых идей. Педагог разрабатывает и реализует
новые методики и самостоятельно выбирает решения. Таким образом, на первый план
выступает необходимость создания условий для педагогического творчества,
материальная поддержка, организация мероприятий по повышению квалификации
сотрудников учебных заведений. Компоненты деятельности Создание инновационной
учебной среды включает в себя: Мотивацию. Причиной для введения новшеств
становятся как внешние стимулы: признание в обществе, награды или повышение в
должности, материальное поощрение, так и внутренние мотивы, такие как
необходимость самореализации на работе, желание принести пользу собственным
трудом. Креативность. Под этим компонентом подразумевается способность педагога
создавать и воплощать новые идеи. Развитие креативности проходит путь от
подражательной деятельности в создании проектов до настоящего творчества,
результат которой – создание педагогом новой методики обучения и воспитания.
Технологию. Этот компонент включает в себя поиск информации и ознакомление с
существующими инновациями, постановку целей и средств их достижения, разработку
основных идей, их осуществление и контроль, а также рефлексию, иными словами
анализ, направленный на оценивание как положительных, так и отрицательных
свойств проделанной работы. Инновационная модель Л.С. Подымовой и В.А.
Сластёнина Согласно этой модели, компоненты инновационной деятельности педагога
выделяются по структуре (мотивация, креативность, технология и рефлексия) и
функции: переработка программ обучения, целеполагание и разработка общих
подходов, этапов, прогнозирование, коррекция и оценка деятельности
преподавателя. В данной модели выделяются и критерии: восприимчивость к
новизне, творчество, техническая способность воплотить нестандартные идеи,
инновационное мышление и культура общения. Уровни инноваций по Л.С. Пoдымoвой и
В.А. Слаcтёнину подразделяются на репродуктивный (переработка существующих
методов), эвристический (поиск новых способов и решений) и креативный
(самостоятельная творческая активность). Структура деятельности Образовательные
инновации делятся на: Общие (концепции образовательного процесса, основные
положения управления образованием) и частные (авторские разработки);
Внутрипредметные (специфичные для отдельного предмета) и общеметодические;
Административные (исходящие от руководителей предписания, определяющие
направление образовательной деятельности) и идеологические (вызванные
особенностями современного мира); Системные и стихийно протекающие; Частные и
массовые; На федеральном, национально-региональном уровнях и на основе
отдельного учреждения; На основе модификаций уже имеющихся методов,
комбинированные (смешение старого и нового) и абсолютно новые; Ориентированные
на методику, такие как проектное, модульное, развивающее, дифференцированное
обучение, а также использование на уроках современных технологий. Все виды
инновационной деятельности второстепенны по отношению к идеологическим
инновациям, которые продиктованы временем и исходят из стремления учебных
заведений к новым возможностям в обучении. Особенности Направленность занятий
обусловлена условиями, которые так или иначе влияют и на её особенности. Среди
них: Современные социально-экономические процессы, требующие пересмотра
образовательной политики в стране; Изменение характера образования:
гуманитаризация, появление новых предметов и изменение их объёма в расписании;
Перемена отношения педагогов к инновационной деятельности, уход от новшеств,
рекомендованных министерством образования, в сторону поиска индивидуальных
решений; Выход учебных заведений на рынок, дифференциация типов школ и вузов,
инновации внедряются из соображений конкурентоспособности; Выделяют и такие
особенности данного вида педагогической деятельности, как умение создавать
новые идеи и ставить перед собой задачи, содержательность, оригинальность в
использовании ранее созданных методов, разработка деятельности по обучению и
воспитанию, способность к саморазвитию. Экспериментальная деятельность педагога
Задействование педагогов в учебных экспериментах имеет преимущества и
недостатки. Применение инновационных технологий помогает преподавателю
профессионально развиваться, с другой же стороны новая методика может при
неправильном применении привести к слабым результатам учащихся, а также к
кризису профессиональной деятельности педагога. Интерактивные технологии как
вариант инновационной деятельности преподавателя предполагают трансформацию
ролей, типичных для процесса обучения. Преподаватель выступает в роли
«менеджера», советника или координатора процесса, учащиеся – как субъекты
взаимодействия, а не объекты. Сюда относятся ролевые игры, игровое
проектирование. Упор в подобной деятельности делается на групповую занятость
воспитанников, происходящую под контролем воспитателя. Нередко воплотить идеи в
жизнь помогают компьютерные технологии. Ещё одним распространённым в педагогической
практике методом является метод проектов. Метод проекта подразумевает
использование полученных знаний в конкретных целях для решения практической
задачи. Воспитатель в данном случае выступает как эксперт и организатор
проектной деятельности. Данный метод учит анализировать информацию и работать в
команде(коллективный проект) или самостоятельно (индивидуальный проект).
Педагогика, как теоретическая область, обогащается новыми подходами и приёмами,
постепенно внося разнообразие в устаревший образ обучения, где воспитанникам
отводится пассивная роль слушателей, а занятие ориентировано на получение
теоретических знаний. Российское образование постепенно переходит на новый
уровень за счёт применения новых технологий в обучении. Таким образом, двумя
направлениями развития этой области должны стать как развитие общей концепции,
популяризация инновационной деятельности педагога, так и поиск и обучение
профессионалов, готовых взять на себя подобные проекты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.