Инновационная мастерская педагога: формирование основ экологической культуры у дошкольников Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников
Оценка 4.7

Инновационная мастерская педагога: формирование основ экологической культуры у дошкольников Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
экология
Детсад
12.10.2021
Инновационная мастерская педагога: формирование основ экологической культуры у дошкольников Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников
Ментальные карты.docx

Инновационная мастерская педагога:

формирование основ экологической культуры у дошкольников

Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников

   Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие образные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к миру. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.  Для решения этих задач и в связи с реализацией ФГОС ДО  на каждом этапе экологического образования и воспитания дошкольников, педагоги стараются найти новые, современные инновационные  формы, методы, подходы в педагогической деятельности.

     1   начало (слайд)  Изучив интернет - ресурсы, я обратила внимание на инновационный метод «Ментальные карты»

   2 (слайд) Понятие «Ментальные-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления,  Тони Бьюзен.

       Термин  (от англ. сл. Mind Map) -   переводится как «интелект карты», «карты ума», «ментальные карты»,   «карты памяти» - это информация, изображаемая  в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные) между понятиями, частями и составляющими рассматривающей области.

Метод ментальных карт (МК) оказывается очень простым, доступным средством донесения информации не только для взрослых, но и для детей дошкольного возраста.                                                                                                     

        3  (слайд)     Цель составления Ментальных карт  — на одном листе собрать всю необходимую информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

      Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал (после этого абзаца переключить)

                Используются ментальные карты в нескольких направлениях:

1.Для сбора материала о природном явлении или объекте.                                                    2. Создания в ходе обсуждения заданной темы.

3. Изучения нового материала.                                                                                                             4. Закрепления материала.                                                                                           

5.  Обобщения материала.                                                                                                                  

6.  Планирования деятельности.                                                                                               

4 (слайд)    Метод ментальных карт позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать задачи экологического воспитания:      (показан на слайде)

v Развивать познавательный интерес к изучению экологии. 

v Расширять пассивный словарь в области экологических знаний.

v Выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в формировании эко-культуры ребёнка. 

v Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию. 

v Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. 

v Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

v Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. 

v Развивать воображение и творческую активность. 

v Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.                             

читаю         Преимущества ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников в том, что они:                                                                                                         

1. Учат (выделять главное)                                             

2. Развивают (память, мышление, воображение);                                                               

3. Позволяют (получать знания, обобщать знания, проверять знания)                                    4. Способствуют (обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации)        

5.  Их легко составить.                                                                                                                                 

6.  Можно запомнить быстро и качественно много информации.                                                    

7.  В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.

5  (слайд)     Свойства ментальных карт: (представлены на слайде)

v Наглядность (Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)

v Привлекательность (Хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)

v Запоминаемость (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается.)

v Своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)

v Творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)

v Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.)

7  (слайд)     Рекомендации по применению ментальных карт:

  Задавайте больше вопросов;

  Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;

  Беседуйте по карте;

  Составляйте рассказы;

  Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей;

  Экспериментируйте.

 

Знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории. 

   6  (слайд)    Схема

Алгоритм составления ментальных карт довольно прост:

         Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся ментальной карты   следует придерживаться следующих простых правил:

1.     Располагать бумагу следует горизонтально, в этом случае вам будет удобнее писать и читать

2.     Все надписи и изображения делаются цветными карандашами, маркерами. Каждая ветвь имеет свой цвет.

3.     Рекомендуется использовать не менее 5 -9 цветов.

          3.  В центре листа обозначается общая тема актуальная на данный момент или тема недели (времена года, водоёмы, насекомые, домашние животные, цветы и.т.п)                

4.      От центрального рисунка отходят ветви, а с ними ветви второго и следующих порядков (линии-мысли). 

Рисовать ментальную карту следует по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла.

5.     Вдоль каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.

          6.  Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

          7.  К каждому существительному подбираются слова-признаки, слова-ассоциации по теме. 

          8.   Составляется карта.

          9.   Далее при приобретении новых знаний по теме дети могут самостоятельно вносить дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (составляется рассказ), с опорой на карту.

     Ментальные карты для дошкольников должны быть обильно снабжены различными   иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде:  рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.                            

    

          Метод ментальных карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира, наиболее оптимальным методом экологического воспитания детей.  Использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. И самое главное – метод ментальных карт поможет формированию личностных качеств, таких как коммуникабельность и контактность в различных социальных группах и умение самостоятельно развивать интеллект и культурный уровень. Создание ментальных карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом занятии, особенно по экологии.  

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Инновационная мастерская педагога: формирование основ экологической культуры у дошкольников

Инновационная мастерская педагога: формирование основ экологической культуры у дошкольников

Планирования деятельности. 4 (слайд)

Планирования деятельности. 4 (слайд)

Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи

Возможность пересмотра (Пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи

Стрелочками показываются связи между понятиями

Стрелочками показываются связи между понятиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021