ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поскольку новшество или инновация присущи всем видам профессиональной деятельности человека, она естественным образом стала предметом исследования, анализа и внедрения в практику. Инновации не возникают сами по себе. Это передовой педагогический опыт научных изысканий, отдельных учителей и всего коллектива в целом. Поскольку этот процесс не развивается спонтанно, он требует управления.
В инновационной стратегии целостного педагогического процесса возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных предшественников новаторских процессов. Несмотря на многообразие процесса обучения − дидактического, компьютерного, проблемного, модульного и другого − реализация ведущей педагогической деятельности остается за учителем. В связи с внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель в дальнейшем осваивают деятельность консультанта, консультанта и воспитателя. Поскольку профессиональная деятельность учителя не ограничивается специальными, предметными знаниями, а включает в себя современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания, от учителя требуется специальная психолого-педагогическая подготовка. На этой основе формируется восприятие, оценка и подготовка к реализации педагогических инноваций.
Инновация означает новизну, новаторство, изменение. Инновации как инструмент и процесс-это внедрение каких-то новшеств. Инновация в педагогическом процессе предполагает введение новизны в цели и содержание способов, видов обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и ученика. Сущность инновационных процессов в образовании составляют две важнейшие проблемы педагогики. Это проблема изучения, накопления и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения в практику достижений психолого-педагогических наук. В соответствии с этим предмет инноватики, содержание и механизм инновационных процессов должны рассматриваться с точки зрения целостности двух тесно взаимосвязанных процессов, которые до сих пор рассматривались изолированно друг от друга, т. е. результатом инновационного процесса должно стать применение теоретических и практических новшеств, возникающих на стыке теории и практики.
Все это убеждает в важности управленческой деятельности в создании, освоении и использовании педагогических новшеств. Ведь учитель выступает автором, истцом, исследователем, потребителем и пропагандистом новых педагогических технологий, теории и консепции. Управление этим процессом обеспечивает правильный выбор, оценку и использование учителем в своей деятельности опыта коллег или новых идей в науке, методик. А инновационная направленность в педагогической деятельности в условиях современного образования, общественного и культурного развития необходимость инновационной направленности педагогической деятельности определяется рядом условий [1].
Во-первых, происходящие в обществе социально-экономические преобразования требуют коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательных процессов учебных заведений различных типов. Инновационная направленность деятельности учителя и воспитателя, основанная на создании, освоении и использовании педагогической новизны, становится инструментом обновления образовательной политики. Во-вторых, усиление гуманизации содержания образования, постоянное изменение объема и состава дисциплин, внедрение новых учебных дисциплин требуют непрерывного поиска новых коллективных форм и технологий обучения. В этих условиях возрастает роль и авторитет педагогического образования среди учителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.