Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды
Оценка 4.9

Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды

Оценка 4.9
docx
27.08.2022
Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды
РМО Желтенко Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды.docx

Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды

Выполнила: учитель начальных классов

Желтенко Елена Васильевна

Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь, семьи, родителей и детей, общество в целом. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети. Еще не так давно, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали…Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.

Да, изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время. А профессия педагога на сегодняшний день остается по-прежнему значимой и почетной. В российских школах могут появиться смешанные уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Министр просвещения Сергей Кравцов рассказал о грядущих изменениях в системе общего образования. По ее словам, "Цифровая школа" изменит роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей «кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами», а также обновит содержание образования.

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов учитель должен выстраивать учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических средств информационных и коммуникативных технологий, система современных педагогических технологий.

В традиционном обучении активная роль принадлежала учителю, ученик рассматривался как объект, на который необходимо воздействовать для достижения запланированных результатов.

Учебный процесс в информационно-образовательной среде по сравнению с традиционным процессом обучения позволяет: увеличить возможность выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей; обеспечить доступ к разнообразной информации; повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счет наглядности, интерактивной формы представления учебного материала; повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления; развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС общего образования наиболее эффективными в образовательной среде будут те технологии, которые направлены на коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

Процесс обучения организуется учителем как результат его совместной деятельности с учащимися. При этом следует иметь в виду, что выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов: возраста учащихся, их возможностей, подготовленности, а также готовности самого учителя.

Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу главных относятся: демократичность (свобода выбора, равноправие); открытость (свобода критики); альтернативность (множественность способов деятельности); диалогичность; рефлексивность (осознание целей, содержания, способов деятельности).

Иными становятся и роли участников: педагог переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором каждый ребенок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности. Учитель выступает как организатор и координатор учебной деятельности.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке, где школьник «добывает» знания в процессе своего труда.

С целью формирования универсальных учебных действий учитель применяет новые педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии; технологию проблемного обучения; модульные технологии; технологию развития критического мышления.

Роль каждого педагога — дать каждому ребенку возможность проявить себя. В связи с этим учитель использует различные типы уроков: урок- диалог, урок-деловая игра, урок- презентация, урок- исследование, урок — размышление, урок — защита проекта и т. д. Учителю необходимо создать атмосферу повышенного интереса, эмоционального настроя, использовать такие формы работы, которые эффективно раскроют субъективный опыт ученика. Основным средством достижения поставленной цели является урок. Это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Проблемные вопросы, споры, обсуждения — основа деятельности на уроках.
          В условиях учебного процесса в информационно - образовательной среде такие функции учителя, как контроль, коррекция, тренинг типовых умений, могут быть реализованы средствами ИКТ, что существенно облегчает его профессиональную деятельность.

Использование цифровых технологий вызывает все больший интерес у всех участников образовательных отношений.

Так, находясь на дистанционном обучении мы применяли возможность онлайн-платформ в обучении, хотелось сказать несколько слов о некоторых из них.

ü  Google Meet — инструмент для создания видеовстреч и конференций, и их проведения. Изначально сервис был заточен под нужды бизнеса, но с недавнего времени стал доступен для всех пользователей экосистемы Google. В Google Meet можно за считанные секунды создать и поделиться конференций с учениками и родителями, и общаться с ними с большинства типов устройств.

Конференции проходят в высоком качестве и поддерживается до 250 участников. Во время встречи могут общаться между собой как в живую, так и в чате, проводить демонстрации экрана, использовать интерактивную доску для рисования и проведения брифингов, размещать участников в личном окне, изменять задний фон и другое. Проводимые встречи защищены рядом функций по высоким стандартам защиты данных.

 ü Google Classroom — это онлайн-платформа, предназначенная для управления учебным процессом и общения между преподавателями и учащимися. Она позволяет создавать уроки, размещать задания, проверять их выполнение, следить за успеваемостью, обмениваться документами, размещать видео на YouTube.

Приложение легко интегрируется с другими приложениями G-Suite. Преподаватели могут сохранять свои документы Google Disk, использовать Google Sheets, чтобы отслеживать общую успеваемость учащихся, комментировать и редактировать работу учеников в режиме реального времени, проводить тестирование с помощью онлайн-опросов, созданных с помощью Google Form.

Для учителя – это возможность проводить тестирование знаний учащихся по предмету. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов. У него есть возможность задать работу индивидуально учащемуся или для всего класса. Также, преподаватель самостоятельно корректирует параметры работы: указывает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Одновременно с тестовыми заданиями, учитель также может предложить и теоретическую часть. Для этого в каждом разделе существует блок теоретического материала, предназначенный для освоения данной темы и успешного выполнения практических заданий. Кроме того, учитель имеет возможность не проверять самостоятельно выполненную учащимися работу, а получить отчет о ее выполнении и выставить ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам. 

ü  Видеоуроки на видеохостинге youtube.com - на видеохостинге youtube.com размещено огромное количество видеоуроков, найти которые можно по названию школьного предмета (ввести название в строку поиска).

Мотивированные учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвуют в чатах и т.д.

ü  Урок цифры - дает хорошую теоретическую базу и наглядную практическую подготовку в вопросах безопасного использования и развития навыков в онлайн среде. Данные уроки будут полезны и интересны как самим школьникам, так и их родителям. Платформа, легкая и понятная в применении и обучении, но ее недостатком является узкая направленность и малый выбор изучаемого материала;

ü  Сетевичек.рф – международный квест по цифровой грамотности, ежегодно победители квеста определяются по всей стране и на разных уровнях, а федеральные победители награждаются специальными призами.

ü  Единый урок - представляет собой цикл мероприятий, направленных на повышение уровня информационной безопасности детей, и направлен обеспечение внимания родительской и педагогической общественности к проблеме обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве.

К сожалению цифровой разрыв в нашем обществе реален. Хотя может показаться, что компьютеры, ноутбуки, планшеты и мобильные устройства существую везде и у всех: как в школе, так и дома, разрыв по-прежнему сохраняется из-за социально-экономических и географических условий. Многие семьи в сельской местности не могут себе позволить широкополосную связь дома или купить смартфон.
А те учебные платформы, которые сегодня были бы востребованы, стали доступны только ограниченному числу учеников.

Подводя итоги, хотелось бы сделать вывод, что цифровая школа - это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но цифровая школа - это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски, проекторы и другие объекты техники. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.


 

Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды

Инновационная роль учителя в условиях цифровой образовательной среды

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке, где школьник «добывает» знания в процессе своего труда

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке, где школьник «добывает» знания в процессе своего труда

На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам

На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их ученикам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2022