«Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель»
как педагогический процесс»
Аннотация
В представленной практике показана технология наставнической деятельности по формуле «учитель-учитель», направленная на решение актуальной проблемы молодого педагога, а именно: профессиональной адаптации на первом году вхождения в профессию. Описаны три этапа совместной с наставляемым педагогом деятельности: адаптационный, целью которого является диагностика профессиональных затруднений молодого педагога; основной (проектировочный), посвященный разработке и реализации индивидуального плана профессионального становления; контрольно-оценочный, направленный на выявление степени готовности наставляемого к реализации своих функциональных обязанностей. Описанный опыт может быть интересен наставникам, координатором наставнической деятельности в общеобразовательной организации, методистам, организующим работу с молодыми педагогами в школе.
Актуальность. В стремительно меняющемся мире
главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно
демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к
переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям,
ответственность и самостоятельность в
принятии решений – все
эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся
и к педагогу. Качество образования во многом определяется
компетентностью педагога в профессиональной деятельности, профессионализм же
приходит к педагогам с опытом. Практика же показывает, что начинающие педагоги
оказываются достаточно
подготовленными к профессии более теоретически, чем практически. При этом, с
первого же дня работы
молодой специалист имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и
педагоги с многолетним стажем. Обучающиеся и родители, как правило, не делают
скидки на молодость и неопытность. Таким образом, возникает противоречие
между теоретической подготовкой молодого специалиста в большей степени и
недостаточной практической готовностью к педагогической деятельности. В
условиях реформирования образования это противоречие становится особенно
актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и
ответственности каждого специалиста возрастают. В настоящее время достаточно полно
исследованы затруднения в педагогической деятельности учителей. Этой проблеме
посвящены фундаментальные работы Н.В.Кузьминой, С.Поляковой и др. Изучение затруднений
в профессиональной деятельности учителей начальных классов представлено в
исследованиях В.В. Зайцева, И.А. Егорова, М.В. Николаевой и др.
В первые годы профессиональной деятельности молодой специалист испытывает стрессовые ситуации в силу неподготовленности к условиям работы, именно: по причине дефицита информации о специфике образовательной организации, коллектива обучающихся, родительского социума, а также вследствие недостаточной сформированности у начинающего педагога навыков работы в статусе руководителя детского коллектива и сниженного уровня развития коммуникативных навыков. В этой связи, понимая, что повышение качества образовательных результатов учащихся находится в прямой зависимости от уровня профессиональных компетенций учителя, особую роль приобретает решение задачи оказания адресной помощи молодым специалистам по преодолению их профессиональных затруднений и удовлетворения их профессиональных потребностей. Это в свою очередь возможно только при тщательном изучении видов и областей профессиональных затруднений, особенностей проявления явных и скрытых профессиональных потребностей каждого молодого специалиста. Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога дополнительного образования, создает основу для выявления затруднений в его профессиональной деятельности, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личностные качества педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности. В качестве источников информации о профессиональных затруднениях молодых педагогов, прежде всего, необходимо использовать имеющиеся и применяемые в образовательной практике измерители уровней сформированности профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетентность» достаточно полно раскрывается исследованиях А.В.Хуторского, И.А.Зимней, Э.Э.Зеера и др. В нашем опыте мы опираемся на понятии В.Д. Шадрикова, который компетентность рассматривает как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной деятельности, т.е в деятельностном режиме, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Наш опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Мы пришли к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. В этой связи, оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самых приоритетных целей наставничества. Для ее достижения необходимо последовательное решение ряда задач: целеполагание (через диагностику профессиональных затруднений), отбор целесообразных методов и средств достижения поставленной цели, оценка полученных результатов.
Работу с молодым специалистом мы выстраиваем в три этапа:
На первом этапе – адаптационном определяем круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляем недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Практика организации помощи молодым специалистам показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Диагностический подход позволяет:
- точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
- объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
- определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
- наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;
- обеспечить оптимальное планирование методической работы.
Диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодым специалистам предлагаем различные анкеты: «Анкета для молодых учителей», «Анкета молодого специалиста», «Анкета для изучения спроса и потребностей учителя», «Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию».
На втором этап – основном (проектировочном) разрабатываем и реализуем программу адаптации, осуществляем корректировку профессиональных умений молодого учителя, разрабатываем индивидуальный план его профессионального становления и развития, помогаем выстроить ему собственную программу самосовершенствования. В качестве рекомендации предлагаем два варианта плана работы с молодым специалистом: «План работы наставника и молодого специалиста» и «План профессионального становления молодого специалиста».
На третьем этапе – контрольно-оценочном, проверяем уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяем степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Наиболее эффективными формами работы с молодым специалистом в нашем опыте стали:
- организация мастер-классов;
- консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;
- вовлечение в работу школьного методического объединения учителей н6ачальных классов;
- ознакомление с опытом других учителей, изучение передового педагогического опыта;
- подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;
- посещение уроков;
- мониторинг адаптации молодых специалистов;
- знакомство с новинками методической литературы;
- организация творческих отчётов молодых специалистов.
На учебный год составляется план работы, в котором рассматривается актуальная тематика, помогающая молодому специалисту в профессиональной адаптации. Таким образом, наставник и молодой специалист общаются на протяжении сравнительно долгого времени, становятся взаимополезными друг другу. В конце учебного года составляется аналитическая справка, в которой проводится анализ проделанной работы, указываются недочеты, рассматриваются причины их возникновения и определяются основные направления работы на следующий учебный год.
Свою задачу как наставника мы видим в помощи молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Подводя итоги в конце учебного года, мы ориентируемся на такие критерии эффективности наставнической деятельности, как
- самостоятельная формулировка наставляемого своих затруднений и профессиональных дефицитов;
- своевременное и качественное оформление школьной документации;
- степень участия молодого специалиста в Школе молодого педагога на базе МОУ ДПО «Центр развития образования Волгограда»;
- степень участия молодого педагога в реализации единой методической темы Гимназии;
- разнообразие применяемых форм и методов организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся;
- удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений (администрации Гимназии, учащихся и их родителей) качеством деятельности молодого педагога.
Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии.
В заключении следует отметить, что что свой опыт, как наставника молодых специалистов, я освещаю на заседании МО учителей начальных классов, на педсоветах Гимназии. Провожу мастер-классы, семинары, участвую в круглых столах и конференциях, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия с участием молодых специалистов. Таким образом, активное участие в наставнической деятельности способствует и повышению профессионального мастерства самого наставника. Наставничество – это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет его соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем педагог-наставник должен сам им быть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.