Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель» как педагогический процесс
Оценка 4.8

Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель» как педагогический процесс

Оценка 4.8
docx
26.12.2024
Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель»  как педагогический процесс
Опыт публикация.docx

 

«Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель»

как педагогический процесс»

 

Аннотация

В представленной практике показана технология наставнической деятельности по формуле «учитель-учитель», направленная на решение актуальной проблемы молодого педагога, а именно: профессиональной адаптации на первом году вхождения в профессию. Описаны три этапа совместной с наставляемым педагогом деятельности: адаптационный, целью которого является диагностика профессиональных затруднений молодого педагога;  основной (проектировочный), посвященный разработке и реализации индивидуального плана профессионального становления; контрольно-оценочный, направленный на выявление степени готовности наставляемого к реализации своих функциональных обязанностей. Описанный опыт может быть интересен наставникам, координатором наставнической деятельности в общеобразовательной организации, методистам, организующим работу с молодыми педагогами в школе.

Актуальность. В стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в
принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.  Качество образования во многом определяется компетентностью педагога в профессиональной деятельности, профессионализм же приходит к педагогам с опытом. Практика же показывает, что начинающие педагоги оказываются достаточно
подготовленными к профессии более теоретически, чем практически. При этом, с первого же дня работы молодой специалист имеет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем. Обучающиеся и родители, как правило, не делают скидки на молодость и неопытность.
Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой молодого специалиста в большей степени и недостаточной практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях реформирования образования это противоречие становится особенно актуальным, так как требования к повышению профессиональной компетенции и ответственности каждого специалиста возрастают. В настоящее время достаточно полно исследованы затруднения в педагогической деятельности учителей. Этой проблеме посвящены фундаментальные работы Н.В.Кузьминой, С.Поляковой и др. Изучение затруднений в профессиональной деятельности учителей начальных классов представлено в исследованиях В.В. Зайцева, И.А. Егорова, М.В. Николаевой и др.

В первые годы профессиональной деятельности молодой специалист испытывает стрессовые ситуации в силу неподготовленности к условиям работы, именно: по причине дефицита информации о специфике образовательной организации, коллектива обучающихся, родительского социума, а также вследствие недостаточной сформированности у начинающего педагога навыков работы в статусе руководителя детского коллектива и сниженного уровня развития коммуникативных навыков. В этой связи, понимая, что повышение качества образовательных результатов учащихся находится в прямой зависимости от уровня профессиональных компетенций учителя, особую роль приобретает решение задачи оказания адресной помощи молодым специалистам по преодолению их профессиональных затруднений и удовлетворения их профессиональных потребностей. Это в свою очередь возможно только при тщательном изучении видов и областей профессиональных затруднений, особенностей проявления явных и скрытых профессиональных потребностей каждого молодого специалиста. Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения профессионального уровня педагога дополнительного образования, создает основу для выявления затруднений в его профессиональной деятельности, способствует глубокому осознанию знаний, умений, способностей и поиску новых оптимальных методов и приемов профессиональной деятельности. Диагностика позволяет определить те сильные стороны в деятельности и личностные качества педагога, на которые можно опираться и которые необходимо развивать в индивидуальном стиле педагогической деятельности. В качестве источников информации о профессиональных затруднениях молодых педагогов, прежде всего, необходимо использовать имеющиеся и применяемые в образовательной практике измерители уровней сформированности профессиональных компетенций. Понятие «профессиональная компетентность» достаточно полно раскрывается исследованиях А.В.Хуторского, И.А.Зимней, Э.Э.Зеера и др. В нашем опыте мы опираемся на понятии В.Д. Шадрикова, который компетентность рассматривает как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной деятельности, т.е в деятельностном режиме, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Наш опыт работы с молодыми специалистами показывает, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методические аспекты урока, оформление школьной документации, организация взаимодействия с родителями школьников, осуществление классного руководства. Мы пришли к выводу, что проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него ещё не сформированы профессионально значимые качества. В этой связи,  оказание методической помощи молодым специалистам традиционно является одной из самых приоритетных целей наставничества. Для ее достижения необходимо последовательное решение ряда задач: целеполагание (через диагностику профессиональных затруднений), отбор целесообразных методов и средств достижения поставленной цели,  оценка полученных результатов.

Работу с молодым специалистом мы выстраиваем  в три этапа:

На первом этапе – адаптационном определяем круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляем недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации. Практика организации  помощи молодым специалистам показывает, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности. Диагностический подход позволяет:

- точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;

- объективно оценить промежуточные и конечные результаты;

- определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;

- наметить программу роста педагогического мастерства молодого специалиста;

- обеспечить оптимальное планирование методической работы.

Диагностирование выявляет возможности молодого специалиста и позволяет оценить результаты обучения, которое он получил в сравнении с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу. Молодым специалистам предлагаем различные анкеты: «Анкета для молодых учителей», «Анкета молодого специалиста», «Анкета для изучения спроса и потребностей учителя», «Анкета для выявления способности учителя к саморазвитию».

 На втором этап – основном (проектировочном) разрабатываем и реализуем программу адаптации, осуществляем корректировку профессиональных умений молодого учителя, разрабатываем индивидуальный план его профессионального становления и развития,  помогаем выстроить ему собственную программу самосовершенствования. В качестве рекомендации предлагаем два варианта плана работы  с молодым специалистом: «План работы наставника и молодого специалиста» и «План профессионального становления молодого специалиста».

На третьем этапе – контрольно-оценочном, проверяем уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяем степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наиболее эффективными формами работы с молодым специалистом в нашем опыте стали:

- организация   мастер-классов;

- консультации с привлечением учителей высшей и первой категорий;

- вовлечение в работу школьного методического объединения учителей н6ачальных классов;

- ознакомление с опытом других учителей, изучение  передового педагогического опыта;

- подготовка к выступлению с сообщениями, презентациями методических разработок;

- посещение уроков;

- мониторинг адаптации молодых специалистов;

- знакомство с новинками методической литературы;

- организация творческих отчётов молодых специалистов.

На  учебный год составляется  план работы, в котором рассматривается актуальная тематика, помогающая молодому специалисту в профессиональной адаптации. Таким образом, наставник  и молодой специалист общаются на протяжении сравнительно долгого времени, становятся взаимополезными друг другу. В конце учебного года составляется аналитическая справка, в которой проводится анализ проделанной работы, указываются недочеты, рассматриваются причины их возникновения и определяются основные направления работы на следующий учебный год. 

Свою  задачу как наставника мы видим в  помощи молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. 

Подводя итоги в конце учебного года, мы ориентируемся на такие критерии эффективности наставнической деятельности, как

- самостоятельная формулировка наставляемого своих затруднений и профессиональных дефицитов;

- своевременное и качественное оформление школьной документации;

- степень участия молодого специалиста в Школе молодого педагога на базе МОУ ДПО «Центр развития образования Волгограда»;

-  степень участия молодого педагога в реализации единой методической темы Гимназии;

- разнообразие применяемых форм и методов организации внеурочной деятельности, досуга обучающихся;

- удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений (администрации Гимназии, учащихся и их родителей) качеством деятельности молодого педагога.

 Система непрерывного профессионального развития помогает достижению молодым педагогом желаемого профессионально статуса и признания в коллективе, среди обучающихся и их родителей, большей уверенности в себе, влияет на профессиональную карьеру, позволяет достичь максимального удовлетворения в педагогической профессии. 

В заключении следует отметить, что что свой опыт, как наставника молодых специалистов, я освещаю на заседании МО учителей начальных классов, на педсоветах Гимназии. Провожу мастер-классы, семинары, участвую в круглых столах и конференциях, даю открытые уроки и внеклассные мероприятия с участием молодых специалистов. Таким образом, активное участие в наставнической деятельности способствует и повышению профессионального мастерства самого наставника. Наставничество – это шаг вперёд к развитию профессиональных компетентностей не только молодого специалиста, но и педагога – наставника. Оно заставляет его соответствовать современным требованиям, ориентироваться в новых педагогических технологиях, владеть нормативно-правовой базой. Чтобы научить молодого специалиста быть настоящим учителем педагог-наставник должен сам им быть.


 

Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель» как педагогический процесс»

Технология индивидуального наставничества «учитель-учитель» как педагогический процесс»

Понятие «профессиональная компетентность» достаточно полно раскрывается исследованиях

Понятие «профессиональная компетентность» достаточно полно раскрывается исследованиях

На учебный год составляется план работы, в котором рассматривается актуальная тематика, помогающая молодому специалисту в профессиональной адаптации

На учебный год составляется план работы, в котором рассматривается актуальная тематика, помогающая молодому специалисту в профессиональной адаптации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2024