Разнообразные педагогические технологии в новой педагогической системе ставят проблему адаптированности к конкретным условиям конкретного образовательного учреждения.
Деятельность учебного учреждения рассматривается не только как результат учения, но и как процесс формирования знани. В статье даны этапы обучения в адаптивной системе предусматривают следующий стиль взаимоотношений:
• Педагог обучает всех: учитель-коллектив
• Работает индивидуально: учитель-учащийся
• Организует самостоятельность работы учащихся: учащийся-коллектив учащихся
Инновационная культура педагога
Человек критического ума,
склонный к анализу,
умеющий отделять нужное от ненужного,
как правило, обладает сильным духом.
А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным,
не только не приобретает нового,
но и теряет старые познания. Дух его слабнет.
Абай
Разнообразные педагогические технологии в новой
педагогической системе ставят проблему адаптированности к
конкретным условиям конкретного образовательного учреждения.
Деятельность учебного учреждения рассматривается не только
как результат учения, но и как процесс формирования знаний.
Этапы обучения в адаптивной системе предусматривают
следующий стиль взаимоотношений:
Педагог обучает всех: учитель-коллектив
Работает индивидуально: учитель-учащийся
Организует самостоятельность работы учащихся: учащийся-
коллектив учащихся
Образовательные учреждения готовят специалиста новой
формации через внедрение инновационных технологий.
Почему инновации стали признаком и свойством современного
времени?
На мой взгляд, инновации характеризуют современный
уровень
называется
информационным. В его основе лежит информация. А информация
по Олвину Тоффлеру обладает тремя свойствами: новизной,
динамичностью и разнообразием. Если человек, компания, школа,
вуз, государство хочет быть успешным в динамизации процесса
обмена информацией в обществе, значит, оно должно и будет
производить инновации.
Инновационное обучение – особый тип овладения знаниями,
альтернативный по отношению к «нормативному» обучению.
Особенности инновационного обучения:
общества,
которое
развития
работа на опережение, предвосхищение развития;
открытость к будущему;
направленность на личность, её развитие;
обязательное присутствие элементов творчества;
партнёрский
тип отношений:
сотворчество, взаимопомощь и др.
сотрудничество,
Инновационная культура педагога – это мера и способ
творческой самореализации личности педагога в инновационнойдеятельности, направленной на создание, освоение и передачу
инновационных ценностей, знаний и технологий.
Работая над индивидуальной методической темой,
преподаватель выстраивает модель на пути к решению задач по
организации формирования и учёта знаний и овладения навыками
и умениями, способствующими развитию самостоятельности
мышления, повышению эффективности умственного труда.
А для решения задач образовательного процесса необходим
соответствующий инструментарий. Данную роль выполняет
технология обучения. Технология обучения – система научно
обоснованных методов, правил и приёмов обучения предмету,
таким образом, инструментарий для достижения целей обучения,
систематическое и последовательное воплощение на практике
заранее спроектированного процесса обучения, система способов
и средств достижения целей и требуемого уровня усвоения. В
отличие от методических разработок урока, ориентированных на
преподавателя, педагогические технологии направлены на
обучаемых, предполагают обеспечение успеха и усвоения знаний
за счёт их собственной деятельности. Выбор педагогических
технологий определяется целями обучения, требуемым уровнем
усвоения знаний и умений, квалификацией преподавателя и
базовой подготовкой учащихся.
Технология направлена на то, чтобы формировать базу знаний,
развить творчество и познавательную активность учащихся,
инициативу и самостоятельность в усвоении знаний,
удовлетворять их индивидуальные потребности и интересы
во всех сферах учебной жизни.
Новые взгляды на современного педагога связаны с концепцией
перехода от «педагога-опекуна» к «педагогу - менеджеру».
Данная концепция сводится к переходу от авторитаризма к
демократизации, от личной власти к власти закона.1
Использование инновационных методов обучения позволяет
усваивать модель новых отношений в обществе, формировать их в
коллективе. В то же время, педагог становится управленцем
взаимодействия с учащимися, выполняет функции планирования и
организации, мотивации и контроля обучения.
Создание инновационной среды стимулирует инновационную
деятельность педагога и постепенно может привести к
формированию инновационной культуры личности педагога и
учащегося. В то же время хочу отметить, что инновационная
деятельность – есть внутреннее стремление самого человека,
среда лишь способствует развитию инновационной культуры
личности. Инновационная деятельность становится личностно –
значимым компонентом современной педагогической культуры. А
1
2на сколько данная культура развита у преподавателей, можно
«Инновации,
узнать,
нововведения, новшества в деятельности преподавателя
колледжа».
проведя семинарское занятие
аспекты
цели?
преподавателя.
преподавателя.
Вопросы для обсуждения:
1.Что такое педагогическая инноватика и каковы её основные
2.Инновационный процесс и участие в нём каждого
деятельности
3.Основные
Практическое задание.
Проведите с учащимися и преподавателями анкетирование.
Обработайте данные.
Сделайте вывод о готовности
педагогического коллектива к внедрению и разработке нового.
инновационной
Анкета для преподавателей
1.Необходимы ли, на ваш взгляд, изменения в учебной,
2.Какие, на ваш взгляд, нужны изменения в вашем колледже:
внеурочной деятельности (в чём конкретно и почему) ?
в управлении;
в содержании образования и воспитания;
в технологии обучения, воспитания и развития;
в режиме работы.
3.Чувствуете ли вы себя готовым к освоению новшеств:
в содержании обучения;
в технологии обучения.
4.Какие формы подготовки к освоению новшеств вы прошли?
Дайте им оценку по 5-балльной шкале:
«5» - очень влияют на уровень моего развития и
подготовленности к инновационной деятельности;
«4» - влияют;
«3» - слабо влияют;
«2» - почти не влияют;
«1» - не влияют.
№
п/п
1
2
3
Семинары,
методического кабинета колледжа
Педагогические советы
Работа в методическом объединении,
творческой группе, предметно-цикловой
комиссии
Работа с научным консультантом
Формы подготовки
практикумы на базе
Оценка
4
35
6
7
Самостоятельная опытная работа
Обучение не проблемных курсах при ИПК,
методическом кабинете
Повышение квалификации
5.Оцените условия вашего колледжа для развития инновационной
деятельности:
3 балла – очень хорошие;
2 балла – хорошие;
1 балл - удовлетворительные
0 баллов – неудовлетворительные
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Материальные
Финансовые
Организационные
Психологический климат
Стимулирование
Система обучения кадров
Условия
Оценка
6.Что является для вас препятствием в освоении и разработке
новшеств:
отсутствие времени;
отсутствие обоснованной стратегии развития колледжа;
отсутствие помощи;
отсутствие лидеров-новаторов в колледже;
разногласия, конфликты в коллективе;
отсутствие необходимых теоретических знаний;
слабая информированность о нововведениях в области
образования;
умений;
отсутствие или недостаточное развитие исследовательских
отсутствие интереса и потребностей в инновационной
деятельности;
отсутствие стимулирования.
Выберите пять наиболее значимых для вас препятствий,
подчеркните их.
Анкета для учащихся
Цель: изучить мнение учащихся о новшествах в своём колледже.
1.Как часто, на ваш взгляд, преподаватели применяют новшества в
обучении:
большинство преподавателей применяют;
4 некоторые применяют;
редко преподаватели применяют новшества;
ни один преподаватель не применяет новшества.
2. Каково ваше отношение к урокам, на которых применяются
новшества:
такие уроки значительно интереснее других;
Эти уроки не отличаются от прочих;
Не могу ничего сказать.
3. Считаете ли вы, что уроки с применением новшеств более
эффективны:
а) изменяется ли ваша познавательная активность и почему?
-Да, моя активность изменяется, потому что…
-Нет, не изменяется.
б) изменяются ли результаты вашей деятельности на уроке? В чём
это проявляется?
-Я достигаю…результатов.
Какие новшества вы будете вносить в учебный процесс, когда
закончите педагогический колледж?
- регулярно буду вносить новшества в обучение;
-периодически;
-изредка;
-никогда не буду вносить новшества в учебный процесс.2
В заключение подчеркну ещё раз, что лишь педагог, владеющий
инновационной культурой, может приобщить к ней учащегося.
Сами инновационные методы и формы обучения способствуют
формированию современных качеств личности – готовности к
инновационной деятельности, работе в нестандартных ситуациях,
открытости к новому, адаптивности и мобильности.
Терминологический словарь-справочник к теме
Инноватика педагогическая – сфера науки, изучающая
процессы развития образовательных учреждений, связанные с
созданием новой практики образования. Как наука педагогическая
инноватика сравнительно молода, ей всего несколько лет, хотя
инноватика как специальная отрасль нововведений возникла на
западе ещё в 30 годы XX века, а само слово «Инновация»
появилось в науке в конце XIX века в работах экономистов и
культурологов.
Инновация (от лат.in – в, novus – новый) – нововведение,
обновление, новинка, изменение.
Инновационная деятельность – аспект работы современной
под которым понимается
школы в режиме развития,
2
5последовательность определённых стадий, характеризующихся
позитивными качественными изменениями.
Инновационный процесс – целенаправленное изменение,
которое вносит определённую единицу – организацию, общество,
группу – новые, относительно стабильные элементы. Основная
цель инновации как процесса – внести изменения, чтобы улучшить
элементы. В этом процессе две стороны: предметная – показывает,
что новогосоздаётся, процессуальная – как происходит рождение,
распространение, освоение нового.
Инновационное обучение – особый тип овладения знаниями,
альтернативный по отношению к «нормативному» обучению.
Инновационная культура педагога – это мера и способ
творческой самореализации личности педагога в инновационной
деятельности, направленной на создание, освоение и передачу
инновационных ценностей, знаний и технологий.
Нововведение – процесс перехода системы из одного
качественного состояния в другое с помощью использования
инноваций.
Новшество – явление, несущее в себе сущность способа,
методики, технологии, организации и содержание нового.
6