Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +1
Взрослым
25.11.2018
Рисование на воде - эбру - это разновидность арт-терапии. Оно хорошо подходит для взрослых и детей с повышенной тревожностью, школьникам, которые испытывают большие учебные нагрузки. Рисование на воде снижает эмоциональное напряжения. Можно использовать эбру в качестве развивающего средства. Такое рисование отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить настоящее удовлетворение от творчества.
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру.docx
Инновационная техника арттерапии – рисование на воде эбру,
как средство снятия психоэмоционального напряжения
и благоприятного психологического воздействия
на эмоциональное состояние детей
ПЛАН
1. Актуальность, понятие, цели и задачи арттерапии.
2. Виды арттерапии. Нетрадиционные техники.
3. История возникновения, техника рисования на воде эбру.
4. Эффективность
техники
эбру,
снятия
психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического
воздействия на эмоциональное состояние детей.
как
средства
1. Актуальность, понятие, цели и задачи арттерапии.
На сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого
педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у учащихся,
так как их эмоциональное состояние вызывает сегодня серьезную тревогу. У
детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии или,
напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. В качестве
инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого
педагогической поддержки участников образовательного процесса, можно
успешно использовать арттерапию. Она напрямую связана с изобразительной
деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и
методов, поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и
приемах, которые могут использоваться участниками образовательного
процесса.
Арттерапия – специализированная форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Арттерапия – дословно обозначает: лечение искусством. Это один из
методов работы, использующий возможности искусства для достижения
положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном
развитии человека, в том числе и ребёнка.
В настоящее время под сочетанием слов "арттерапия" (от англ. аrt —
искусство, и греч. therapеia — лечение, забота) понимается забота о
психологическом и эмоциональном состоянии человека с помощью
творчества. Всё больше людей признают несомненный исцеляющий эффект арт
терапии и успешно применяют её на практике. Многие педагогипсихологи
опираются на достижения арттерапии в своей повседневной работе.
Основная цель арттерапии – гармонизация развития личности через
развитие способности самовыражения и самопознания. «…Она может
применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний
болезни, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации,
реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и
психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества
жизни и развития человеческого потенциала».
Резолюция Российской арттерапевтической ассоциации,
принятой 16 мая 2009 г. на 12й ежегодной конференции
(Исцеляющее искусство: международный журнал арттерапии, 2009,
Том 11, № 1).
Основные задачи арттерапии:
коррекция девиантного поведения и эмоциональных расстройств у детей
и подростков;
профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, нарушений
школьной адаптации;
содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности
учащихся, тесно связанное с задачами психопрофилактики, достижения более
высокого уровня их психосоциальной адаптации;
реабилитация детей и подростков с «особыми потребностями», то есть
имеющими те или иные системные нарушения (речи, слуха, зрения,
двигательных функций), отклонения в поведении.
Арттерапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это
безопасный способ разрядки негативных эмоций. Он позволяет проработать
мысли и эмоции, которые человек привык подавлять, повышает
адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает
утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
2. Виды арттерапии. Нетрадиционные техники.
Арттерапия – это один из методов, использующий возможности
искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном,
социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод
воздействия на человека с помощью рисования, лепки, музыки, сказок. Все
это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арттерапии для детей.
Она способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих
действиях она помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным
– переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно, позволяет любому ребёнку быстро и просто научиться отображать
воображаемый мир.
Арт терапия бывает следующих видов:
изотерапия;
глинотерапия;
песочная терапия;
игровая терапия;
сказкотерапия;
куклотерапия;
библиотерапия;
фототерапия;
мандалатерапия;
музыкотерапия и другие.
Изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным
терапевтическим фактором. Она допускает самые разные способы обращения
с художественными материалами. Одни из них позволяют оказывать
седативный эффект, снимать эмоциональное напряжение. Другие —
отреагировать сложные переживания и достичь над ними контроля.
Нетрадиционные техники:
Рисование пальцами, ладошкой;
Рисование на мокрой бумаге;
Рисование сыпучими материалами (соль, манка, песок);
Монотипия;
Набрызг;
Граттаж (процарапывание);
Кляксография;
Каракули, штриховка;
Рисование пластилином;
Рисование на воде (эбру).
3. История возникновения, техника рисования на воде эбру
Почти каждый из нас в детстве расстраивался и сердился, когда у него не
получалось рисовать. Рисовать так, как хотелось бы, испытывая радость и
удовольствие.
Но есть и другой способ рисования, не требующий от вас мастерства и
умения – лишь желание и специальная техника, которой я готова с Вами
поделиться.
ЭБРУ (рисование на водной глади) – древнейший турецкий способ
создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мраморирования. «Эбру» (с перс. языка “об” – вода и “ру” – на) адаптировано в турецком
как "эбру", значит "на воде". С персидского слово "эбру" можно перевести
как "похожий на облака".
История возникновения
Историки не имеют единого мнения о времени и месте происхождения
эбру. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее,
через Персию, дошло до Турции. По другой теории, зарождение эбру
произошло несколько восточнее — в Китае. Кроме того, есть версии, что эбру
зародилось в Индии, Персии, Древнем Египте, и даже в Южной Сибири.
На Алтае был обнаружен рисунок на куске кожи, похожий на эбру, которому
около 2500 лет.
Техника рисования на воде эбру считается традиционным искусством
Турции, т. к. именно эта страна стала местом новой волны развития и
популяризации данного вида искусства. С декабря 2014 года эбру внесено в
список мировых ценностей нематериального характера ЮНЕСКО.
В 2017 году создан Творческий союз мастеров эбру России.
Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать
свою первую картину. Для этого нужно купить необходимые ингредиенты
и инструменты, приготовить раствор воды, краски.
Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. Это
возможно только, если у этих жидкостей разное поверхностное натяжение.
Поэтому воду, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.
В качестве загустителя используется экстракт растения гевен или морской
красной водоросли.
- Кисти - в эбру используется волос конского хвоста.
- Шило для выполнения рисунка.
Гребень для получения «чешуйчатого» узора.
Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь.
Они очень жидкие по консистенции, по сути, цветная вода.
В эбру используются только натуральные материалы.
Техника рисование на воде
1. Кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее
тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5
6 см от поверхности).
2. Берем шило или палочку, на кончик палочки набираем краску, и
слегка касаемся поверхности воды (можем поставить несколько точек
в зависимости от задуманного)
3. Далее воплощаем задуманное: цветы, пейзаж, узоры или что то
другое. 4. Перенос рисунка на бумагу. Берем лист бумаги, соответствующий
размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность и ждем несколько
секунд. Берем за края бумаги и поднимаем ее через край лотка, чтобы
лишняя вода стекла в лоток.
В процессе работы предугадать, как растекутся краски, очень сложно.
Поэтому здесь нет определенных рамок и ограничений, а только личный полет
фантазии.
Эбру — это танец красок, которые, переплетаясь между собой, создают
разнообразные узоры. Каждая картина уникальна и неповторима.
4. Эффективность техники эбру,
психоэмоционального
психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
напряжения
как средства снятия
благоприятного
и
Рисование на воде эбру представляет собой разновидность арттерапии,
относится к методу интуитивного рисования. Это хороший способ
расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию
отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к
собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.
Почему эбру? «Рисование душой» или интуитивное рисование позволяет
за короткий срок нырнуть в поток бессознательного, мягко обойдя свои
психологические барьеры. Так как погружение «в себя» происходит
естественным образом, оно является абсолютно безопасным. Подобная
релакстерапия доступна людям с любым уровнем психологического
развития, с разной степенью «загруженности» проблемами, взрослым и детям.
Как это работает? Цвета вызывают у человека чувства и переживания.
Одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив,
поднимают тонус и настроение. Работа с красками снимает усталость и
напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 3045 минут можно
изменить некомфортное эмоциональнопсихологическое состояние на
спокойное и радостное, улучшить самочувствие. Результат есть у каждого, он
индивидуален и зависит от состояния в данный момент. В процессе эбру
релаксации вмешательство извне минимально. Всё направленно на сохранение
установившегося контакта человека с собой. Главное, научить ребенка
полностью отдаваться рисованию на воде, не планировать заранее результат,
ведь он всегда будет уникальным и неповторимым.
Для кого? Релакстерапия эбру хорошо подходит для взрослых и детей с
повышенной тревожностью, склонностью к перфекционизму; школьникам,
которые испытывают большие учебные нагрузки; эффективна как
профилактика эмоционального выгорания; Во одних случаях эбру выступает в качестве ведущего метода
коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка
эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В
других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего
стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить
эмоциональное напряжения.
Можно использовать эбру в качестве
психопрофилактического, развивающего средства.
Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы
можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование
отлично развивает у детей воображение и мышление, а также дает
возможность ребенку почувствовать себя настоящим художником и получить
настоящее удовлетворение от творчества. Картины всегда получаются
необычными, каждое движение шилом или кистью создает неповторимый
образ.
Что мы делаем на занятиях:
Учимся наблюдать за красками.
Исследуем взаимосвязь между тем, что мы делаем, и тем, что получается.
А также придумываем, фантазируем и творим.
Процесс создания рисунка на воде простой и быстрый. Перенос рисунка на
бумагу напоминает чудо и вызывает искренний восторг у детей и взрослых.
Среди основных результатов можно выделить следующие:
развитие навыков коммуникации, группового взаимодействия;
повышение уровня мотивации к творчеству;
развитие навыков самоконтроля;
коррекция высших психических функций;
повышение настроения;
снижение тревожности;
улучшение взаимоотношений с детьми;
повышение самооценки.
В последнее время техника эбру находит свое практическое применение: в
сфере коррекционной и реабилитационной работы с различными категориями
детей и взрослых (в том числе с ОВЗ и инвалидностью, а также трудностями
социализации и обучения); в сфере дополнительного образования детей и
взрослых.
В ряде реабилитационных и образовательных учреждений города Москвы
при поддержке Турецкорусского культурного центра проводятся мастер
классы, программа арттерапевтических занятий по эбрутерапии. Так, за
последние 3 года данные мероприятия были проведены на базе: Министерства
образования и науки Российской Федерации; реабилитационных центров для
инвалидов «Преодоление» и «Перспектива»; «Социального приюта для детей и подростков» Московской области для детей и подростков с ОВЗ
и инвалидностью, в школах г. Москвы и Севастополя.
Учитывая проявленный интерес к эбрутерапии, с февраля 2015 года на
базе Турецкорусского культурного центра проводится обучение мастеров
эбру, в том числе для реабилитационной работы с различными группами детей
и взрослых (руководитель – художник Э. Асан). Уже первые результаты
получили высокую оценку российский ученых, специалистовпрактиков и всех
участников проведенных занятий.
Таким образом, рисование на воде эбру является одним из методов
здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми, а также
средством снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного
психологического воздействия на эмоциональное состояние детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аметова Л.А. Формирование арттерапевтической культуры младших
школьников. Сам себе арттерапевт. М., 2003.
2. ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика арт
терапии. СПб.: Златоуст, 2005.
3. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для
детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
4. Копытин А.И.
Арттерапия в общеобразовательной школе.
Методическое пособие. СПб., 2005.
5. Копытин А.И., «Терапия искусством в системе образования», М.,
ж/л «Школьный психолог», 2011г., №18
6. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система
занятий. СПб.: Речь, 2008.
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Инновационная техника арт-терапии – рисование на воде эбру, как средство снятия психоэмоционального напряжения и благоприятного психологического воздействия на эмоциональное состояние детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.