Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»
Оценка 4.7

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
17.03.2019
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»
Общение, или как часто определяют этот процесс, коммуникация – чрезвычайно широкое и емкое понятие это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда «Есть даже предположение, что где-то в просторах Вселенной коммуникация соединяет друг с другом гигантские небесные тела, и метафора Лермонтова: «И звезда с звездою говорит» обретает, таким образом, новый неожиданный смысл. Педагогическое общение есть частный вид общения. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса.
СЕМИНАРЫ +++.docx
ГКУ  СО  КК  «Белореченский  СРЦН» для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения» Семинар­практикум Общение,   или   как   часто   определяют   этот   процесс,   коммуникация   – чрезвычайно   широкое   и   емкое   понятие   это   осознанная   и   неосознанная вербальная связь, передача и прием информации, что наблюдается повсюду и всегда   «Есть   даже   предположение,   что   где­то   в   просторах   Вселенной коммуникация   соединяет   друг   с   другом   гигантские   небесные   тела,   и метафора   Лермонтова:   «И   звезда   с     звездою   говорит»   обретает,   таким образом,  новый  неожиданный смысл. Педагогическое общение  есть частный вид общения. Ему присущи как общие черты этой формы взаимодействия, так и   специфические   для   образовательного   процесса.   Поэтому   прежде   чем определять   педагогическое   общение   рассмотрим   то,   что   характеризует общение   как   феномен   в   целом,   анализируя   речевое   общение,   психолог Якобсон выделили шесть основных функций речи: 1.   Эмотивная   (экспрессивная,   аффективная)   –   отношение   говорящего   к сообщаемому (« как жаль, какая неприятность! «Снова дождь пошел». 2. Конативная – побуждение адресата к действию, просьба, приказ. 3. Рефенционная (когнитивная, денатотивная) – выражение мысли. 4. Поэтическая – демаркация печального и воображаемого. 5. Фактическая – поддержание контакта, например: «Алло», «Привет», «Как живете?», «Как ваши дела?». 6. Метаязыковая – уточнение, регуляция собственного высказывания. Эти функции широко используются при интерпретации педагогического общения,   отражая   разные   стороны   коммуникативного   воздействия. Педагогическое   общение   есть   форма   учебного   взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это аксиально­ретиальное, личностное и социальное   взаимодействие.   Педагогическое   общение   одновременно реализует   коммуникативную,   перспективную   и   интерактивную   функции, используя   при   этом   всю   совокупность   вербальных,   изобразительных, символических и кинетических средств. Бытовое общение считается одним из сложных компонентов в воспитании молодого поколения, их социальной и педагогической запущенности, их невротического формирования личности. Общение   нуждается   в   санации   (оздоровлении).   Слово   «гигиена» вызывает образцы атрибутов чистоты. Есть и так называемая психогигиена – отрасль общей гигиены. Задача психогигиены – формировать и поддерживать психическое   здоровье.   Она   тесно   связана   с   психопрофилактикой   (это предупреждение   конкретных   психических   расстройств)   и   с   психотерапией (это   целенаправленное   воздействие   на   психику   без   медикаментозного лечения).   Среди   разделов   психогигиены   наиболее   важным   является психогигиена   общения.   Этот   раздел   требует   особого   внимания.   Здесь необходимо, прежде всего, использовать принцип «Не навреди». Не навреди психическому   здоровью   человека.  Этот   принцип   не   может   быть   ограничен рамками   учреждений,   так   как   в   санации   нуждается   сфера   общения   в коллективе   педагогов.   Каждый   человек   общается   с   неисчислимым многообразием   человеческих   индивидуальностей,  и   каждая   личность  –  это целый   мир.   Поэтому   сфера   общения   чрезвычайно   сложна.   Она   связана абсолютно   со   всеми   сторонами   человеческой   жизни.   В   сфере   общения формируются ценностные и другие ориентации человека. Сфера общения – самый   мощный   источник   тех   факторов,   которые   определяют   наше психическое   состояние,   вплоть   до   нервнопсихического   здоровья   и   его нарушений… Нравственность никогда не выступает сама по себе. Она всегда проявляется в чем­то и не ограничивается какой­то определенной сферой влияния. Поэтому для   нравственного   воспитания   могут   быть   использованы   любые обстоятельства, тем более в сфере общения. Передача нравственного опыта реализуется через взаимодействие личностей, прежде всего как заражение, подражание, внушение. Тем же путем передается и   безнравственность.   Она   не   требует   усилий,   с   которыми   сопряжено   и «положительное» нравственное воспитание. Ее зарядительность возрастает в условиях сниженной благожелательности и отрицательного эмоционального фона общения. Ритм современной жизни, особенно в больших городах, все ощутимее нагнетает такое напряжение, в котором слишком легко возникает отрицательное возбуждение… Необходимость санации сферы общения слишком убедительна. Необходимо целенаправленно и осмысленно воздействовать своею личностью на личность учащихся,   их   родителей,   использовать   психогигиену   общения   как необходимейший из регуляторов взаимодействия личностей. Ее особенность заключается   в   формировании   способов   общения,   не   вредных   для психического здоровья людей и способствующих повышению уровня знаний психологии общения. В самой практике общения выражается такая высокая степень   органической   связи   между   этикой,   морального   и   психического общения, поэтому трудно заметить, где кончается одна и начинается другая. Соблюдение   принципа   «Не   навреди!»   совпадает   с   положительным   знаком нравственности, т.е. служит добру. Нарушение этого принципа психогигиены всегда открывает шлюзы зла, это значит, что сама психогигиена общения (и наука и практика), находясь на службе охраны нервно­психического здоровья, вместе с тем способствует нравственному контролю. Без   психогигиены   общения   моральная   практика   может   совершенно неожиданно обрести отрицательный знак. Соблюдение   правил   психогигиены   общения   –   один   из   важнейших   путей психологической помощи и непременное ее условие. Самый   главный   принцип   общей   психогигиены   –   «Не   навреди!»   ­   является базисным   и   в   психогигиене   общения.   Все   ее   правила,   так   или   иначе, основываются на этом принципе.  Правила психогигиены общения: 1   правило: Подчинить все свое поведение принципу «Не навреди!». 2   правило:  Является   продолжением   первого:   всем   своим   поведением способствовать   распространению   этого   принципа   и   формированию самоконтроля. 3   правило:  Требует   способствовать   всем   своим   поведением   ликвидаций последствий нарушения этого принципа среди окружающих. Нравственное   воспитание   несовершеннолетних   удобно   сочетать   с формированием   в   их   сознании   этого   принципа   и   условием   этих   основных правил.   Чем   раньше   они   организуют   поведение   человека,   тем   выше   будет уровень его нравственного сознания и ответственности, тем гармоничнее и полноценнее он будет как член общества. Вербальные средства общения и (объяснить)   не   вербальные:   изобразительные,   символические,   кинетические средства. К психогигиене общения относятся следующие формы: 1. Обращение к учащимся по имени, фамилии называется вместе с именем, имя самое  приятное для человека. 2. Обязателен   контакт   глаз,   многие   воспитанники   не   могут смотреть в глаза.  3. Если идет перекличка, то ее желательно проводить с помощью воспитанников каждый называет свое имя и фамилию. 4. Необходимо   исключить   слова   паразиты,   которые   мешают   в общении с воспитанниками (да, значит, итак, ну вот, э, че и тд.) 5. При   общении   происходит   обмен   информации,   такой   обмен   психологическое   воздействие   на   партнера, предполагает обращать   внимание   на   интонацию,   подчеркивать   в   детях   все хорошее. 6. В конце занятия можно использовать такие знаки внимания как комплимент, поддержку, похвалу. ГКУ  СО  КК  «Белореченский  СРЦН» Семинар­практикум для педагогов на тему: «Умейте властвовать собой» Теоретическая часть На протяжении всей жизни может  быть накоплена масса невыраженных  чувств, ждущих возможности найти выход. Самое плохое в том, что ограниченное выражение таких чувств, как обида,  гнев, страх и сожаление снижает также нашу способность испытывать  наслаждение. Для этой эмоции необходимо свободное течение энергии через  организм. Такое незаблокированное течение невозможно, если крупные  мышечные группы находятся в состоянии хронического напряжения. Вы не можете быть по­настоящему счастливы, если вы не пережили горе, и вы  не можете по­настоящему любить, если вы не способны выразить гнев.  Управление эмоциями облегчается, если мы поймаем тесную связь между  психикой, телом, энергией, чувствами, мыслями и действиями. Итак, тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное невыраженными эмоциями. Если запас этих невыраженных эмоций достаточно велик, это может привести  к физическому распаду. Многие врачи признают теперь, что физические  заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные приступы,  инсульты, раковые заболевания, даже простуда – все они могут быть реакцией на эмоциональную перенагрузку. Современный подход к лечению рака  включает анализ способности больного выражать гнев. Все большее число врачей и других работников здоровья пользуются теперь  методиками, разработанными с учетом психологических и духовных резервов  организма. Австралийский врач Джон Гаррисон пишет: «Если эмоции не  разрешены, то есть, не выражены и затем забыты, это может привести к  хроническому состоянию страха или тревоги, печали или гнева,  агрессивности». Долгосрочное последствие этого состояния – сердечное  заболевание. Луиза Хей – указывает на тесную связь между физическими симптомами и эмоциональными расстройствами. Она указывает, что полное  исцеление может потребовать от больных понимание того, как они смогли  исключить радость из своей жизни. Ранения ступеней и голеностопов происходят «случайно» именно тогда, когда человеку кажется, что у него нет свободы движения и цели. Чем больше запас неразрешенных эмоций, тем меньше мы в контакте с  настоящим. Можно сказать, что наш компьютер перегружен и мы не можем  более получить верный «срез» данных. Если мы копим гнев, малейший инцидент может послужить причиной для его  разрядки. Какая­нибудь ничего не подозревающая продавщица может стать  мишенью для гнева, копившегося на протяжении десяти лет. Неполностью  пережитое двадцать лет назад горе может остаться в теле и вызвать  депрессию, совершенно меняющую восприятие настоящего. К сожалению, некоторые из нас ошибочно считают, что, сдерживая слезы, мы  помогаем облегчить слезы, а, держа язык за зубами, разряжаем гнев. Мы  можем предотвратить проявление эмоции, но она остается в нашем теле в  ожидании подходящей возможности выйти наружу. У нас есть выбор в  отношении того, как разрядить эмоцию, но мы не можем блокировать ее без  конца. Мы можем принять решение узнать больше об обидевшем нас человеке  или попытаться лучше понять его, надеясь, что это может изменить наши  чувства. Но если этого не происходит, нам лучше признать наличие эмоции и  решить, как практически разрядить ее. Текущая проблема может быть вызвана застарелой, подавленная  эмоциональной реакцией. Было бы неправильным «спустить» ее на первого  попавшегося под руку человека. Даже если у нас нет накопившихся эмоций,  немедленная полная разрядка только что появившихся не всегда в наших  лучших интересах. Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, вы  можете найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации,  которая вызвала их. Выражение накопившихся у нас чувств может произойти во время  повседневной деятельности. Дорога на работу и возвращение, труд в саду и  домашние занятия – все это прекрасные возможности для того, чтобы  «переварить» наши переживания. Как сказал один ученый сердцевед: «Не  забывайте ежедневно выводить вашу собаку на прогулку, даже если у вас нет  таковой». Помимо этого, каждую ночь разряжаем подавленные нами чувства в сновидениях. Медитация может также сослужить здесь хорошую службу. Люди могут разрядить гнев, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, в движущейся машине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы или выполняя  специальные биоэнергетические упражнения. Для этих упражнений необходимо уединенное место, где вас не было бы  слышно. Вы можете выразить гневные чувства, колотя матрац кулаками (или  подушку), или, бросая подушки по комнате, или «выжимая» сухое полотенце  Большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в  пальцах. Подобные упражнения дают возможность  высвободить часть  мышечного напряжения. Производите любые спонтанные звуки – значительное напряжение может быть заперто в горле. Если вы начнете выражать  определенную эмоцию, это может вызвать на поверхность и другие. Дайте  своему телу возможность потрястись или выплакаться – если это то, что вы  хотите. Естественно вы можете всегда остановиться, если разрядка  становится чересчур сильной для вас. Практическая часть В любой профессии, изобилующей стрессогенными, ­ а именно к этому  разряду  профессий относится работа педагога, ­ важным условием  сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его  умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние «зажимы»,  расслабляться. В течение 2­5 минут, затраченных на выполнение  психологических упражнений, педагог может снять усталость и обрести  состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Разрядка  подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения. Однако если  вы почувствуете вместо этого спад энергии, значит, вы еще не готовы к  полной разрядке. Вам поможет самомассаж. Далее мы приводим упражнения,  которые помогут снять стресс: Упражнение 1. «Улыбка» ­ Улыбнитесь себе как можно шире, покажите  зубы (помогает снять мышечное напряжение). Упражнение 2. Возьмите по два грецких ореха и совершайте ими круговые  движения в каждой ладони. Упражнение 3. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем,  ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте  выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. Упражнение 4. Слегка помассируйте кончик мизинца. Упражнение 5. Поместите орех на ладонь ближе к мизинцу, прижмите его  ладонью другой руки и делайте орехом круговые движения в течение 3 минут. Упражнение 6. Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это  задание повышает работоспособность мозга). Упражнение 7. «Точечный массаж» ­ Помассируйте указательными  пальцами обеих рук (до 10 раз) точки на лбу между бровями, на висках и за  ушами.  Упражнение 8. «Внутренний луч». Упражнение выполняется  индивидуально и направлено на снятие утомления, обретение внутренней  стабильности. Выполнять упражнение необходимо в удобной позе сидя или  стоя. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает  светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по  пути своего движения освещает изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук и т.д.  теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча  разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка,  ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза,  ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и  грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного и  освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью.

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Психология и психогигиена общения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2019