ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ОСНОВЕ «ОБЛАЧНЫХ» СЕРВИСОВ GOOGLE
Нургалина Зульфира Раиловна
учитель МБОУ СОШ №1 с.Аскарово
Абзелиловского районаРБ
e-mail:NZR1310@yandex.ru
Согласно плану мероприятий по реализации Концепции электронного образования Республики Башкортостан все общеобразовательные организации подключены к сети Интернет. В рамках инновационной деятельности школы начинают работать по модели “1 ученик:1 компьютер“. Целесообразно рассмотреть возможность использования «облачных» сетевых сервисов в преподавании предметов школьного курса.
В основе концепции облачных сервисов лежит идея переноса основной нагрузки по производству, поддержанию, обработке и обеспечению безопасности ресурсов, используемых организацией (в нашем случае — школой), из информационной инфраструктуры в дата-центры производителей сетевых сервисов.
Суть облачных технологий заключается в предоставлении пользователям хостинга удаленного доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. Хостинг -это услуга по размещению оборудования клиента на территории провайдера, при этом обеспечивается подключение его к каналам связи с высокой пропускной способностью. Развитие этой сферы хостинга осуществляется в связи с возникшей потребностью в программном обеспечении и цифровых услугах, которыми можно было бы управлять изнутри, но которые были бы при этом более экономичными и эффективными.
Преимущества облачных технологий.
— Пользователь оплачивает услугу только тогда, когда она ему необходима, а самое главное он платит только за то, что использует.
— Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования.
— Маcштабируемость, отказоустойчивость и безопасность ― автоматическое выделение и освобождение необходимых ресурсов в зависимости от потребностей приложения. Техническое обслуживание, обновление ПО производит провайдер услуг.
— Удаленный доступ к данным в облаке ― работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.
Недостатки облачных технологий.
— Пользователь не является владельцем и не имеет доступа к внутренней облачной инфраструктуре. Сохранность пользовательских данных сильно зависит от компании провайдера.
— Недостаток, актуальный для российских пользователей: для получения качественных услуг пользователю необходимо иметь надежный и быстрый доступ в сеть Интернет.
— Не все данные можно доверить провайдеру в Интернете не только для хранения, но даже для обработки
-Не каждое приложение позволяет сохранить, например, на флэшку промежуточные этапы обработки информации, а также конечный результат работы, а ведь онлайновые результаты удобны не всегда
-Есть риск, что провайдер онлайновых сервисов однажды не сделает резервную копию данных, и они будут утеряны в результате крушения сервера.
-Доверяя свои данные онлайн-сервису, вы теряете над ними контроль и ограничиваете свою свободу. Пользователь будет не в состоянии изменить какую-то часть своей информации, она будет храниться в условиях, не подвластных ему.
Облачные сервисы задают новое измерение для учебной ситуации, в которой у каждого ученика есть свой подключенный к сети планшет, нетбук, ноутбук или персональный компьютер. Как только сеть выходит за пределы компьютерного класса, обнаруживается, что предела то больше и нет. Сеть может быть где угодно — в спортивном зале, в коридоре, на улице. И с точки зрения модели «1 ученик : 1 компьютер», это очень существенный рывок вперед.
В настоящее время существует множество поставщиков облачных решений. Такие крупные компании как Amazon, Google, Microsoft и т.д. предлагают значительные скидки образовательным учреждениям, за счёт чего они получают доступ к облачным сервисам практически бесплатно.
Одной из первых облачных услуг, которую стали использовать европейские образовательные учреждения, стала электронная почта. Обеспечение работоспособности (аутсорсинг) сервиса электронной почты – несложная задача, которая определенно не играет ключевой роли в работе образовательного учреждения. Корпорации Google и Microsoft предоставляют сотрудникам и учащимся образовательных учреждений доступ к электронной почте бесплатно.
Помимо услуг электронной почты эти корпорации обеспечивают возможность использовать в облаке функции стандартного офисного пакета для совместной работы с электронными документами, таблицами и для создания презентаций. Облачные сервисы для образовательных организаций Google Apps for Education и Microsoft Office 365 for Education позволяют использовать встроенные системы для обмена мгновенными сообщениями, календари для совместного планирования и общие адресные книги. Каждый пользователь облачных систем получает значительное дисковое пространство для хранения любой информации, которая была получена в результате работы с облаком.
Можно уверенно сказать, что за облачными технологиями в образовании — будущее. Облачные технологии обладают огромным потенциалом и открывают широкие возможности не только для образовательных учреждений, но и для любого человека, который заинтересован в получении качественного образования.
В самом общем виде образовательные сервисы, существующие сегодня внутри «облака», можно подразделить на три больших категории: хранение, обработка данных и совместная деятельность.
Ситуация, когда пользователю удобнее сохранить данные в сети, чем на своем компьютере, возникает в последнее время очень часто. Как правило, это связано с тем, что у крупных компаний, предоставляющих такие сервисы, гораздо больше возможностей по организации больших хранилищ — репозиториев. Особенно большое значение это приобретает в тех случаях, когда хранящаяся информация значима не только для одного человека, но и для группы — рабочего коллектива или сообщества. В этом случае размещаемые в репозиториях материалы, как правило, предоставляются для доступа всего сообщества, что существенно увеличивает их ценность и востребованность. При использовании в качестве репозитория файлового сервера локальной сети по модели «1 ученик : 1 компьютер» на нем могут размещаться электронные образовательные ресурсы и храниться работы учащихся, созданные в цифровых форматах.
Сервисы облачной обработки данных освобождают руки и дисковое пространство пользователя для других дел и проектов. Самое в этой области востребованное направление — антивирусное программное обеспечение. Доверив, при условии его определенной надежности, облачному сервису заботу о безопасности своей системы, пользователь может чувствовать себя достаточно защищенным. Все более актуальными становятся также системы программирования, вычислительная часть которых осуществляется «в облаке». Это имеет большое значение для аппаратной части модели «1 ученик : 1 компьютер» — компьютер учащегося, подключенный к облачному сервису, может быть освобожден от ненужного программного обеспечения и становится менее требовательным к ресурсам и мощности.
Рассмотрим применение облачных технологий в образовательной деятельности на примере сервиса Google Диск.
Часто используемый на Диске тип файлов – текстовый документ. Он позволяет создавать и форматировать документы, редактировать их вместе с другими пользователями в режиме реального времени. Рассмотрим возможности документов Google:
· Загрузка текстовых документов (например в формате .doc) со своего компьютера и преобразование его в документ Google
· Изменение поля, отступа, шрифтов, цвета и множество других параметров форматирования
· Предоставление другим пользователям право на редактирование или просмотр того или иного документа, а также на добавление комментариев.
· Загрузка на свой компьютер документов в популярных текстовых форматах
· Совместное редактирование файла в режиме реального времени одновременно несколькими пользователями.
· Просмотр истории документа
.Коллективная работа учеников в документах является сейчас одной из приоритетных учебных практик, которая должна быть освоена учителем и обобщена им на уровне технологии. Такой вид учебной работы может стать как для учеников, так и для учителей важным опытом коллективного взаимодействия в учебной среде школы.
Таблицы Google поддерживают тот же набор функций для вычислений и обработки данных, что и большинство редакторов электронных таблиц, но их инновационное использование в образовательных целях стало возможным благодаря универсальным функциям сервиса Документов Google. В таблицах можно сортировать по столбцам, производить вычисления в ячейках и строить графики.
Возможности коллективной работы в одном документе, гибкое управление доступом к своим страницам и публикация готовых табличных документов в виде веб – страниц позволяют организовать и координировать совместную удаленную работу многочисленных участников, оперативно собирать и обрабатывать актуальные данные и предоставлять структурированную информацию.
Формы Google отличный инструмент для решения задач организации информационного обмена и документооборота. Он может быть полезен для сбора и структурирования информации и данных, регистрации участников мероприятий и организации обратной связи от персонала, учащихся и родителей, проведения опросов общественного мнения, анкетирования, организации исследований и, конечно, тестирования учащихся.
Презентации Google – приложение для создания и оформления презентаций. Создание презентаций – одно из наиболее распространенных среди учителей умений, эта форма подачи учебного материала давно ими освоена. Поэтому достаточно упомянуть, что основные инструменты для работы со слайдами и объектами, включаю опцию анимации, доступны в редакторе презентаций Google.
Рисунки Google – простой в использовании графический редактор. С помощью Рисунков Google можно создавать блок – схемы, графики и др. Как и в других сервисах Диска Google, здесь доступен режим совместной работы. Кроме того, можно общаться с соавторами непосредственно в редакторе рисунков, публиковать рисунки как изображения и загружать их на свой компьютер.
Совместная деятельность, осуществляемая «в облаке», является, пожалуй, самым востребованным направлением, с точки зрения концепции модели «1 ученик : 1 компьютер». По-настоящему возможности сети проявляются в тех учебных ситуациях, в которых учащиеся могут работать сообща над коллективными проектами. В этом случае облачные сервисы становятся той основой, на которой создается мобильная образовательная среда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.