Инновационные методы обучения в начальной школе.

  • docx
  • 19.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Инновационные методы обучения в начальной школе.docx

 

    Инновационные методы обучения в начальной школе. 

Слово «инновация» – имеет латинское происхождение.  В  переводе  оно означает – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.

     Развитие педагогической инноватики в нашей стране связано с массовым

общественно-педагогическим движением, с возникновением  противоречия   между имеющейся потребностью в быстром развитии школы  и  неумением  педагогов  её реализовать. Возрос массовый характер применения  нового.  В  связи  с  этим обострилась  потребность  в  новом  знании,  в  осмыслении   новых   понятий «новшество», «новое», «инновация», «инновационный процесс» и др.   

    Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершен- ствования подготовки высоко образованной, интеллектуально развитой лич- ности.

        XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно, однако возможно освоение, овладение, нахождение истины через смежные области, приход к цели через смежные знания.

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь – и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи  учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - ещё не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».В последние годы в обществе сложилось  новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение.

 

Реализация этой цели требует выполнения основных задач:

 

1.  Обучение деятельности - умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.

 

2. Формирование личностных качеств - ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.

 

3. Формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

 

В последние годы наибольшие изменения претерпевает начальное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования  выдвинул на первый план новые приоритеты целей обучения, о которых говорилось выше.

В  образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных  в нашей школе педагогических технологий начального звена.

 

1.      Дифференцированное обучение.

 

         В современной  дидактике дифференциация обучения - это дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создается комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которым отбираются и дифференцируются  цели, содержание образования, формы и методы обучения.

      В начальном звене нашей школы существует дифференциация по уровню обучаемости. При поступлении в первый класс практически все будущие ученики проходят собеседование. Учителя начальных классов и психолог определяют уровень готовности ребенка к обучению в школе: оценивается степень психосоциальной зрелости, уровень развития мышления, речи. памяти, восприятия и т.п

        Обучение осуществляется с применением внутренней диференциации, которая учитывает типологические особенности учащихся и осуществляется практически на каждом уроке  во всех начальных классах. Чаще всего она осуществляется внутри класса и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности. По всей вероятности именно индивидуальный подход является причиной того, что в начальном звене практически отсутствуют неуспевающие дети.

 

Способы внутренней дифференциации:

 ▪  содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

 ▪ содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

▪ задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т. д.);

▪ используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

 ▪ предоставляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).

                                  

                            Разноуровневые задания.

 

Задача 1. У Зои  6 значков, а у Кости в 2 раза больше. Сколько значков у Кости?

Обязательные задания.

Закончи краткую запись:

Зоя –

Костя - ? в 2 раза больше.

Используя схему, запиши решение.

□∙ □ =

Дополнительные задания.

1. Измени условие задачи так, чтобы она решалась сложением.

2. Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.реши полученную задачу.

Задача 2. Маляр покрасил за день 10 парт, а его ученик на 4 парты меньше. Сколько всего парт они покрасили за день?

I вариант.

1. Закончи краткую запись задачи.

Маляр - □                       ?

Ученик - ? на □ меньше

2 Составь выражение для ответа на вопрос:

«Сколько парт покрасил ученик?»

3. Используя нужную схему запиши решение задачи.

(□ + □ ) + 10 =              (10 - □ ) + □ =

4.Запиши ответ.

 

II  вариант

1. Запиши кратко задачу.

2. Реши задачу.

3.Запиши ответ.

4.Измени текст задачи так, чтобы она решалась одним действием. Сделай краткую запись задачи.

III вариант.

 

1.Реши задачу и запиши ответ.

2.Измени так, чтобы она стала простой.

3.Сделай краткую запись задачи, запиши решение и ответ.

4.Составь обратные задачи и реши их.

 

2. Игровые технологии

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-   познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

 

·  Задачи в стихах.



Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать -
Кто успел их сосчитать?

Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько всех получится?

В снег упал Сережка,
А за ним - Алешка,
А за ним - Иринка,
А за ней - Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят.

Восемь храбрых малышей
Переходят вброд ручей.
Один отстал: "Домой хочу!"
Сколько их пришло к ручью?


Математический кроссворд.

1.Что можно поставить на бумаге карандашом, фломастером, ручкой?(Точку).

2 Какой линией можно соединить три точки? (Кривой).

3 .Что получится если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить две точки? (Отрезок)

4. Что получится, если циркулем обойти вокруг круга? (Окружность).

5. Что это за фигура: четыре стороны и все равны? (Квадрат)

6.Что это за линия, которая выходит из одной точки и продолжается до бесконечности? (Луч)

 Т    О    Ч    К    АЯ   

К    Р     И     В   А   Я,  О    Т    Р    Е     З    О    К
 


        

О   К   Р      У    Ж    Н   О    С    Т     Ь 


 К   В     А   Д    Р    А       Т                               А

                      

                               А

  Л    У  Ч                            

 

 

Игра «Найди лишнее слово».

- Диван, стол, окно, шкаф.

- Диван, стол, кресло, стул.

- Диван, софа, кровать, стул.

- Ель. липа, сирень, береза.

 

Игра «Назови одним словом)

Храбрый человек (храбрец)

Болтливый человек(болтун)

Ленивый человек (лентяй)

Мудрый человек (мудрец)

Богатый человек (богач)

Грубый человек (грубиян)

Сильный человек (силач)

Веселый человек (весельчак)

 

3.    Групповые технологии

 

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:

 

1.  Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)

б) Инструктаж о последовательности работы.

в)  Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

г)   Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д)   Распределение заданий внутри группы.

е)   Индивидуальное выполнение задании.

ж)  Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

3 Подведение итогов группового задания.

з) Сообщение о результатах работы в группах.

и) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

к) Общий вывод о групповой работе; и достижении поставленной задачи.

 

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.

Примеры: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок и др..При использовании групповых технологий на уроках и во внеурочное время происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) по различным предметам. Консультанты по учебному предмету - это хорошо успева­ющие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении

 

4. Проблемное обучение

 

 Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

 ▪ учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

▪ сталкивает противоречия практической деятельности;

 ▪ излагает различные точки зрения на одни и тот же вопрос; ▪  предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций ;

▪ побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы ;

▪ ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование,)

▪  определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские

▪ ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»  и др.).

Примечание. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские задания, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

 

5. Обучение на интегративной основе.

  

       На элементарном уровне интеграция имеет примитивный, фрагментный характер. Множество традиционных межпредметных связей относится именно к этому уровню интеграции. Межпредметная интеграция может тесно сочетаться с внутрипредметной интеграцией, образуя единое научное поле. Внутрипредметная  интеграция направлена прежде всего на «спрессовывание» материала в крупные блоки. ,

    Интегрированный курс может также формироваться из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область . При этом удельный вес содержания одного предмета  не превалирует над содержанием другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах.

Так в первом классов основе изучения  предмета «Русская грамота» лежит модульная структура урока, оптимально отвечающая интегративному характеру обучения грамоте и возрастным особенностям первоклассников, позволяющая решать задачи параллельного обучения чтению и письму во взаимосвязи с развитием речи.

Урок русской грамоты в 1 классе по теме «Звуки [р] [р,], буквы Рр»

(интегрированный урок чтения и письма)

  1. Организационный момент.
  2. Этап повторения пройденного материала.

1.Повторение всех изученных букв.

2.Хоровое чтение слогов.

3.Сообщение цели и темы урока.

4. Работа над новым материалом.

1.Слого-звуковой анализ слов парта и дверь с опорой на рисунки и схемы. 2.Выделение и характеристика звуков [р] [р,]

3. Упражнение в распознавании звуков [р] [р,].

-Если есть в словах данные звуки, хлопаем в ладоши.

Работа, крыло, птица, ветер, руки, топор, ворота, кошка, вечер, рыба, лопата, рана.

  1. Ознакомление с печатными буквами Рр.
  2. Печатание букв Рр в прописях.
  3. Физкультминутка.
  4. Чтение слогов ра  ро  ру  ры  ри
  5. Игра «Доскажи слог до слова»(Ра-бота, ро-бот, ру-ка и т.д.)
  6. Ознакомление с письменными буквами Рр. Письмо в прописях данных букв.
  7. Работа по учебнику. Чтение  текста.
  8. Письмо под диктовку: ра   ро   ру  ры  ри

                                           рама    рана   утро

5. Итог урока.

 

Каждый учитель, проводя урок, выбирает педагогические технологии, которые в максимальной мере учитывают особенности и возможности каждого ученика и для раскрытия его потенциальных возможностей. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают им ощущение творческой свободы и самое главное  - приносят радость. В классах должно быть больше радости! Дадим ребенку возможность на уроке осознать свою социальную значимость, духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка», как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.